Развитие эко-аграрного туризма в Краснодарском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является определение стратегических направлений деятельности Краснодарского края в сфере развития сельского туризма.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
Изучить историю развития агротуризма в Европе и России;
Рассмотреть природно-ресурсный потенциал Краснодарского края как базу развития акграрного туризма;
Определить основные объекты аграрного туризма на территории края;
Рассмотреть развитие аграрного туризма на примере страусовой ферме в городе Абинске.

Оглавление

Введение
Глава 1. Методологические основы развития эко-агротуризма в Российской Федерации.
1. Влияние туризма на социально-экономическое развитие территории
2. Мировой опыт и современная международная практика развития эко-агротуризма
3. Становление и перспективы развития аграрного туризма в Российской Федерации
Глава 2. Анализ развития эко-агротуризма на территории Краснодарского края
2.1. Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы
2.2. Анализ деятельности фермерского хозяйства ООО «Мак-Фест» на рынке туристских услуг Краснодарского края.
Глава 3. Концепция развития эко-агротуризма в России и на территории Краснодарского края
3.1.Разработка программы развития деревенского туризма в Российской Федерации
3.2. Разработка экзотического аграрного тура «В гостях у фермера»
Заключение
Список библиографических источников

Файлы: 1 файл

Текст диплома.doc

— 464.50 Кб (Скачать)

      Российский  туризм имеет свою историю развития. В последнее время туризм получил  значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

      Туризм  оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений  между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

      Россия  сегодня интересна туристам из любой  страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%.

      Эффективное развитие туризма позволит значительно  увеличить поток иностранных  туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.2

      Таким образом, туризм как социально-экономическое  явление оказывает определенное влияние не только на регион, в котором  развивается, но и на материальную, духовную сферы деятельности человека и общества. Воздействие туризма  имеет сложный характер.

    1. Мировой опыт и современная  международная практика развития эко-агротуризма
 

      Агротуризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование  природных, культурно-исторических и  иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

      Обязательным  условием является то, чтобы средства размещения туристов (как правило, индивидуальные, специализированные) находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки).3

      Малые города являются системным компонентом  сельской местности, а значит, их турресурсы вместе с ресурсами сельской местности  образуют общий (единый) турресурс территории. Поэтому при разработке настоящей  концепции исходят из этого положения. Его необходимо учитывать также при разработке концепций конкретных турпродуктов, концепций совокупного турпродукта отдельной дестинации и комплексных концепций развития туризма на конкретно взятой территории. Таким образом, агро- и экотуризм следует рассматривать как перспективные направления развития туризма для российской провинции в целом (за исключением городов с промышленной и многоэтажной застройкой).

      В практике развития туристической отрасли  во многих странах экотуризм и  агротуризм – взаимодополняющие и взаимосвязанные понятия. Более того, в современной международной практике ряд родственных - «щадящих» по воздействию на среду и местное сообщество и близких по мотивации - видов туризма (включая сельский, фермерский, деревенский, спортивный, кулинарный, приключенческий, экстремальный и др.) нередко объединяется в единую сферу эко-агротуризма. Об этом свидетельствует и европейский опыт: уже есть примеры организаций, включивших этот термин в свое название (например, European Centre for Eco Agro Tourism  - ECEAT).

      Следует отметить, что на глобальном уровне некая общая концепция агротуризма  или хотя бы терминологическое единство пока отсутствуют, хотя имеется ряд  общепринятых принципов и подходов. Существует несколько значительно  отличающихся концепций агротуризма, преследующих разные цели и ориентированных на разные задачи, выработанных в соответствии с конкретными условиями и практикуемых в разных группах стран. При этом во многих странах эко-агротуризм рассматривается как одно из ведущих направлений развития национальной туротрасли, что находит отражение в национальных концепциях развития туризма.

      Международная (преимущественно европейская) практика показывает, что развитие агротуризма  в форме малого семейного гостиничного бизнеса является крупной социально-экономической программой по переводу части аграрного населения из сферы производства в сферу услуг. Ее задача - дать импульс развитию аграрных регионов и их населения путем организации нового специфического сектора местной экономики. Помимо экономических, такая государственная политика преследует социальные и социокультурные цели: остановить деградацию сельских районов, их обезлюживание и рост негативных социальных явлений, сохранить и отчасти воссоздать культурное наследие, национальную самобытность регионов.

      В европейских странах, где важным фактором является то, что жилищный фонд в сельских регионах в целом имеет высокий уровень комфортности, концепция агротуризма основывается в первую очередь на использовании ресурсов домашних хозяйств в качестве средств размещения и туристических ресурсах местных сообществ в целом (как сельских, так и близлежащих городов). Таким образом, господствующая в Европе концепция агротуризма (в основе которой лежит подробно рассматриваемая ниже модель) ориентирована на развитие малого семейного гостиничного хозяйства в сельских провинциях.

      Эта модель в качестве необходимых условий  реализации предполагает:

      а) наличие свободного или условно  свободного жилого фонда в сельской местности (включая малые города);

      б) достаточно высокий уровень комфортности и хорошее состояние этого жилого фонда (как правило, это частные дома с автономной системой обеспечения);

      в) системная государственная поддержка  агротуристических хозяйств:

      принятие  политического решения о поддержке  агротуризма как сектора

      сферы услуг

      г) организационная поддержка: создание специальных структур, оказывающих  системную помощь и занимающихся организацией данного сектора туриндустрии, а также внедрением ИТ, позволяющее  создать масштабный рынок агротуризма  в виртуальной форме;

      д) организация  объединений субъектов  агротуризма, поддерживающих порталы  с базами данных по всему агротуристическому сектору;

      е) нормативно-правовое (принятие соответствующих  законов  и госпрограмм) и информационное и рекламно-информационное обеспечение продвижения совокупного национального и региональных агротуристических продуктов;

      ж) а главное – финансовая поддержка (система льготного  кредитования или дотирования агротуристических  хозяйств.

      Описанная модель принята за образец и в  странах Восточной Европы и некоторых государствах бывшего СССР. Они не располагают, как правило, жилищным фондом такого уровня комфортности, как в Западной Европе. Однако они имеют госпрограммы выстраивания агротуристического сектора «сверху» по образцу ЕС: на уровне центрального правительства приняты решения о политике государственной поддержки агротуризма и соответствующие программы, создается система льготного кредитования агротуристических хозяйств для реконструкции и дооборудования домов в целях приема туристов, организуются национальные ассоциации субъектов агротуристического бизнеса, уже на начальном этапе  внедряются ИТ и поддерживаются информационно-рекламные порталы. 

      В менее развитых (обычно тропических) странах, где частные дома нельзя использовать как средства размещения туристов, но имеется исключительный турпотенциал (климатический, природный, ландшафтный, историко-культурный и т. д.), практикуют иной подход – в сельской местности вне курортных зон создаются крупные частные туристические центры, ориентированные на использование турресурсов сельской местности. Эта модель функционирует в рамках туриндустрии.

      В некоторых тропических странах  концепция агротуризма ориентирована  прежде всего на создание сельскохозяйственных парков, являющихся в основном государственными организациями, пропагандирующими национальное сельское хозяйство и приносящими доход от туризма. Эта комплексная модель, как правило, курируется ведомством, ответственным за развитие сельского хозяйства.

      Если  подытожить, то для реализации любой  модели (направления) агротуризма, помимо наличия в регионе турресурсов, принципиально важным является развитие средств размещения в сельской местности. Это подразумевает либо:

        а) наличие в сельской местности  свободных или условно свободных  домовладений (усадеб, коттеджей, площадок на территории усадеб для размещения палаточных городков, в некоторых странах – исторических зданий сельских дворцов, монастырей и т.д.), изначально не создававшихся как гостиницы, но пригодных для переоборудования их в средства размещения туристов;

        б) строительство специальных агротуристических объектов - средств размещения туристов («национальные деревни», «дома охотника/рыбака», «культурные центры», «аграрные парки», кемпинги и т. п.), выполняющих функцию сельских гостиниц. 
 

      Рис. 1 Практический опыт реализации моделей развития эко-агротуризма в мире 
 
 

      Итак, в мире имеется практический опыт реализации нескольких моделей, относимых  к агротуристическим (эко-агротуристическим) (рис. 1). Их можно сгруппировать следующим образом:

      а) Развитие агротуристического бизнеса  на базе малого семейного гостиничного хозяйства. Эта модель успешно реализуется  в рамках нескольких концепций, которые  предполагают официальное проведение государственной политики перевода сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг - то есть, при условии принятия на общенациональном уровне комплексной социально-экономической стратегии, направленной на поддержку сельских регионов. Эта стратегия одним из компонентов включает поддержку развития сети средств размещения (частных микрогостиниц) на базе существующего в сельской местности жилого фонда и сельскохозяйственных (фермы, пасеки, рыболовецкие хозяйства и т. д.) и специализированных объектов (спортивные центры, лодочные станции, конюшни и т. п.).

      б) Строительство крупных и средних  частных агротуристических объектов в сельской местности: специализированные частные отели в форме стилизованных  «агротуристических деревень», культурно-этнографических  центров и т. п. (Характерно для стран с невысоким уровнем комфортности жилищного фонда в сельской местности, но с хорошим турпотенциалом). Эта модель для успешной реализации требует прежде всего инвестиционных ресурсов – как местных, так и внешних, а также поддержки соответствующих проектов на уровне региона и на местах.  

      в) Создание государственных (или, реже, частных) сельскохозяйственных парков. Помимо развития туротрасли как таковой, основанная на такой модели концепция ставит во главу угла популяризацию и  пропаганду достижений сельского хозяйства конкретной страны, сохранение практических навыков и демонстрацию приемов национального (традиционного) сельскохозяйственного производства. В мировой практике программу по реализации такой модели обычно курирует ведомство, отвечающее за развитие сельского хозяйства (а не туротрасли как таковой). Являясь многофункциональными центрами, государственные сельскохозяйственные парки параллельно могут вести научно-исследовательскую и селекционную работу, оставаясь при этом развлекательными туристическими объектами и постоянно действующими выставочно-экспозиционными центрами.

      Реально осуществляемые в мировой практике концепции агротуризма обычно помимо экономического (коммерческого) аспекта  несут также определенную идеологическую нагрузку. Как правило, развитие агротуризма связывают с решением социокультурных задач (сохранение национальных и этнокультурного наследия, сохранение природной и историко-культурной среды обитания, архитектурно-исторического пространства, возрождение и пропаганда традиционных ценностей и образа жизни и т. д.). В практическом решении последних ведущая роль принадлежит местным сообществам.

            В последнее время  при разработке национальных концепций  развития туризма в ряде европейских  стран специально отмечается высокая роль территориального самоуправления, местных сообществ в развитии различных направлений эко- и агротуризма.

      Как показывает мировая практика, успех  агротуризма как сектора туриндустрии обеспечивают следующие факторы:

      Высокая экономическая эффективность модели на микроэкономическом уровне.

Информация о работе Развитие эко-аграрного туризма в Краснодарском крае