Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:38, автореферат
В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.
Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение
Обозначим количество туристов - X.
Тогда налоги по состоянию на 01.01.02 г составят: 1. Налог на прибыль поступающий: - в федеральный бюджет
133 11 % х 20 дол. США х X = 2.2 дол. США с 1 туриста
- в местный бюджет
18 % х 20 у.е. х Х= 3.6. у.е. с 1 туриста
2. Налог на пользования автомобильных дорог
- в территориальный дорожный фонд
1 % х 345 дол. США х X = 3.45. дол. США с 1 туриста
3. Налог с продаж, поступающий в бюджет
Санкт-Петербурга и бюджеты
муниципального образования (таким образом,
весь доход остается в
городском бюджете)
5 % х 345 дол. США х X = 17.25 дол. США с 1 туриста Таким образом, доход в местный бюджет составит =
3.6. + 3.45 + 17.25 х X туристов = 22.5 дол. США за одного туриста прибывшего в Санкт-Петербург.
Отметим, что в проведенной работе не учтен целый ряд налогов, определение которых требует более детального расчета и рамки работы не позволяют его сделать - налога на рекламу, на имущество, подоходного налог, который зависит от заработной платы работников и др. В 2001 году для въездного и внутреннего туризма отменена льгота по налогу на добавленную стоимость, который теперь в размере 20 %, платится в федеральный бюджет. Тем не менее, с достаточной степенью приближенности, можем оценить эффективность тех вложений, о которых говорилось выше 2002 - 2005 года - 120 млн. рублей для Санкт-Петербурга. Общий поток туристов в 2000 году составил - 3321168 человек, из них с целью туризма 23 %, то есть 763869 человек. Приезжающих с целью культурного туризма из них - 34 % - 259715 человек. Взяв эту величину за базовую, мы можем рассчитать размер бюджетных доходов (поступающих в местный бюджет) в год: 22.5. х 259715, получим 5 млн. 844 тысячи долларов США. Таким образом, бюджетные инвестиции окупятся через 40 лет, что является приемлемым сроком не только для бюджетных инвестиций, но и для частных. При этом
134 рассмотрен доход только от культурного туризма, но в бюджет поступают доходы и от других видов туризма, что значительно увеличивает совокупный доход бюджета и снижает срок окупаемости. В 2003 году Санкт-Петербург ожидает увеличение количества прибытии туристов, в связи с празднованием юбилея города.
Как уже отмечалось выше,
для Санкт-Петербурга (и для России
в
целом) имеется большой потенциал для
развития культурного туризма (34
% приходится на культурный туризм). В условиях
финансового и
экономического кризиса в России сохранить стабильное положение
на
рынке удается немногим. Для этого необходимо
разрабатывать и
предлагать на рынок продукт, который
будет конкурентоспособен и
пользоваться спросом. Кризис инициировал
процесс естественного отбора
в туризме, и в культурном туризме в частности,
пережить его смогли лишь
только высокопрофессиональные и достаточно
эффективно
функционирующие фирмы. В этой связи на рынке обострилась конкурентная борьба, усложнились условия работы, появились новые организационные формы и направления коммерческой деятельности.
Выше были рассмотрены понятие культурного туризма и его актуальность для Санкт-Петербурга. Поэтому рассмотрим туристские фирмы, действующие на рынке культурного туризма.
На рынке культурного
туризма действуют две
реклама и продвижение
Санкт-Петербурга на мировом рынке
требует
больших затрат, и должны проводиться
с помощью администрации.
Поэтому за основу исследования берется
туристская фирма оператор.
Конкуренция на этом рынке не очень велика,
т.к. в Санкт-Петербурге
действует порядка 30 фирм работающих в
этом направлении. Но ряд этих
фирм сочетают в своей деятельности въездной
и выездной туризм, такие
как ЗАО «Нева», ОАО «Совет по туризму и
экскурсиям Санкт-
Петербурга, ООО «Туристская компания «МИР». Ряд фирм специализируется на организации обслуживания пассажиров морских круизов, одна из крупных фирм специализирующейся на данном направлении - «Балтик Тревел». Также следует отметить, что Администрация Санкт-Петербурга старается поддержать фирмы занимающиеся приемом в городе. И в связи с этим губернатором было подписано распоряжении от 04.08.97 г. № 813-р «О создании системы официальных туристских агентств». Суть распоряжения состоит в развитии и поддержании туристского рынка Санкт-Петербурга, повышения эффективности деятельности по пропаганде города как крупнейшего туристского центра. В связи с этим разработано Положение об аккредитации туристских фирм' в качестве туристских агентов Администрации Санкт-Петербурга, где сформулированы общие положения (цели, задачи, статус и т.д.), субъекты аккредитации и порядок подачи и рассмотрения заявок. На данный момент всего 9 туристских фирм и один отель Санкт-Петербурга имеют статус официальных агентов Администрации города.
Исследуемая фирма, которая" рассматривается в работе, является туроператором на рынке Санкт-Петербурга, и занимается приемом иностранных и российских туристов. Специализация фирмы - это культурный туризм, разработка экскурсионных туров по Санкт-Петербургу.
136
Для определения стратегических
ориентиров развития исследуемой
туристской фирмы проведем анализ внешних
и внутренних факторов.
Такое разделение связано
с анализом внешней окружающей среды и
внутренних
потенциальных возможностей организации.
Внешние факторы являются мало
контролируемыми. К ним относятся: экономические,
политические, рыночные,
конкурентные, технологические, социальные
и международные факторы. В
отличие от внешних факторов, внутренние
факторы регулируются. Они
включают пять функциональных зон организации
- маркетинг, финансы,
производство, персонал и
организационную культуру, имидж фирмы.
Все эти
факторы, в той или иной мере, влияют
на выработку стратегии, которая
служит основой для осуществления правильной
политики фирмы в условиях
рыночной среды. Анализ внешней среды позволяет организации
контролировать внешние по отношению к ней факторы, своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности могут проявляться в семи областях внешнего окружения, соответственно им группируются и факторы, которые подвергаются анализу, экономические, политические, рыночные, конкурентные, технологические, социальные, международные.
На исследуемую туристскую фирму внешние факторы влияют следующим образом:
Экономические. Состояние экономики Санкт-Петербурга и страны в целом оказывает существенное воздействие на фирму:
137
Политические.
Нынешняя политическая ситуация двусторонне влияет на осуществление деятельности в сфере туризма. С одной стороны принимаются законы и нормативные акты, способствующие развитию туристской деятельности, но в то же время постоянно вводятся ограничения для выезда граждан бывшего СНГ, проживающих ныне в России, за рубеж Политическая нестабильность вызывает настороженность иностранных инвесторов и несколько тормозит развитие взаимоотношений российских фирм с иностранными партнерами и авиакомпаниями.
Рыночные.
Основным рыночным фактором, влияющим на деятельность туристской фирмы, является спрос, к важным особенностям которого относится большое разнообразие участников туров, различных по своим материальным возможностям, духовным потребностям, социальной и профессиональной принадлежности, возрастным категориям и т.д. В связи с этим можно выделить три группы потребителей натуристском рынке:
138 высоких требований к качеству обслуживания, комфортабельности переезда и проживания. Такой пакет услуг стоит достаточно дешево.
В соответствии с делением рынка потребителей делится и рынок поставщиков. Существуют фирмы, работающие на первую категорию, которые производят индивидуальный высококачественный продукт, удовлетворяющий желания данных клиентов. Но доля таких фирм и таких туристов пока невелика. Основная масса туристских фирм работает на вторую категорию потребителей и производит стандартные групповые туры с минимальной экскурсионной программой. Также существуют организации, разрабатывающие дешевые туры.
Деятельность исследуемой туристской фирмы ориентирована в первую очередь на обслуживание первых двух групп туристов. Обслуживание третьей группы представляется возможным для фирмы при наличие групповых туров (количество туристов 25-30 человек), для получения скидок на обслуживания, что позволяет максимально уменьшить стоимость тура. Средний возраст клиентов составляет от 25 до 55 лет, это люди высоким и средним социальным положением и уровнем доходов. Доля таких туристов составляет % 70 % от общего числа приезжающих в Санкт-Петербург.
Конкурентные.
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства организации за действиями конкурентов, изучение их сильных и слабых сторон позволяет постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.
На туристском рынке исследуемая фирма конкурирует как туроператор работающий на прием в Санкт-Петербург иностранных и российских туристов и имеет ряд преимуществ:
• исследуемая фирма имеет в наличие собственный автопарк (4
микроавтобуса на 14 посадочных мест, 2 автобуса на 40 посадочных
мест и 1 автобус на 50 посадочных мест), что обеспечивает мобильность
фирмы, и помогает предлагать иностранным партнерам партнерами и
139
низкие цены, а следовательно помогает поддерж
конкурентоспособную стоимости,
• удобное расположение
офиса (в центре города)
Недостатками являются:
Необходимо постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации и могут поставить фирму в безнадежное положение в условиях конкуренции. Для этого в настоящее время техническое оборудование офиса включает такие компьютерные системы как «Internet», которая позволяет существенно облегчить работу с иностранными партнерами, позволяет быстро бронировать номера в гостиницах города, работать с другими партнерами фирмы.
Социальные.
В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации. Чтобы эффективно справиться с ними, фирма как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде. Поэтому
140 необходимо искать
индивидуальный подход к
Международные.
Необходимо отслеживать политик}- правительств других стран, правила паспортно-визовых служб, таможенные правила, для того чтобы своевременно проинформировать клиентов об изменениях. Но необходимо отметить, что процедура оформления визы в Россию не является затруднительной. С учетом факторов внешней среды стратегия организации может быть направлена укрепление внутреннего рынка и на привлечения внимания к Санкт-Петербургу. Для учета всех этих факторов внешней среды необходима четкая, полная и достоверная информация. Источниками информации являются: