Конкурентоспособность туристской фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:38, автореферат

Краткое описание

В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность туристической фирмы.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

Обозначим количество туристов - X.

Тогда налоги по состоянию  на 01.01.02 г составят: 1. Налог на прибыль поступающий: - в федеральный бюджет

 

133 11 % х 20 дол. США х X = 2.2 дол. США с 1 туриста

- в местный бюджет

18 % х 20 у.е. х Х= 3.6. у.е. с 1 туриста

2. Налог на пользования автомобильных дорог

- в территориальный дорожный фонд

1 % х 345 дол. США х X = 3.45. дол. США с 1 туриста

3. Налог с продаж, поступающий в бюджет Санкт-Петербурга и бюджеты 
муниципального образования (таким образом, весь доход остается в 
городском бюджете)

5 % х 345 дол. США х X = 17.25 дол. США с 1 туриста Таким образом, доход в местный бюджет составит =

3.6. + 3.45 + 17.25 х X туристов = 22.5 дол. США за одного туриста прибывшего в Санкт-Петербург.

Отметим, что в проведенной  работе не учтен целый ряд налогов, определение которых требует более детального расчета и рамки работы не позволяют его сделать - налога на рекламу, на имущество, подоходного налог, который зависит от заработной платы работников и др. В 2001 году для въездного и внутреннего туризма отменена льгота по налогу на добавленную стоимость, который теперь в размере 20 %, платится в федеральный бюджет. Тем не менее, с достаточной степенью приближенности, можем оценить эффективность тех вложений, о которых говорилось выше 2002 - 2005 года - 120 млн. рублей для Санкт-Петербурга. Общий поток туристов в 2000 году составил - 3321168 человек, из них с целью туризма 23 %, то есть 763869 человек. Приезжающих с целью культурного туризма из них - 34 % - 259715 человек. Взяв эту величину за базовую, мы можем рассчитать размер бюджетных доходов (поступающих в местный бюджет) в год: 22.5. х 259715, получим 5 млн. 844 тысячи долларов США. Таким образом, бюджетные инвестиции окупятся через 40 лет, что является приемлемым сроком не только для бюджетных инвестиций, но и для частных. При этом

 

134 рассмотрен доход только от культурного туризма, но в бюджет поступают доходы и от других видов туризма, что значительно увеличивает совокупный доход бюджета и снижает срок окупаемости. В 2003 году Санкт-Петербург ожидает увеличение количества прибытии туристов, в связи с празднованием юбилея города.

Как уже отмечалось выше, для Санкт-Петербурга (и для России в 
целом) имеется большой потенциал для развития культурного туризма (34 
% приходится на культурный туризм). В условиях финансового и 
экономического кризиса в России сохранить стабильное положение на 
рынке удается немногим. Для этого необходимо разрабатывать и 
предлагать на рынок продукт, который будет конкурентоспособен и 
пользоваться спросом. Кризис инициировал процесс естественного отбора 
в туризме, и в культурном туризме в частности, пережить его смогли лишь 
только высокопрофессиональные и достаточно эффективно

функционирующие фирмы. В этой связи на рынке обострилась  конкурентная борьба, усложнились условия работы, появились новые организационные формы и направления коммерческой деятельности.

Выше были рассмотрены  понятие культурного туризма  и его актуальность для Санкт-Петербурга. Поэтому рассмотрим туристские фирмы, действующие на рынке культурного  туризма.

На рынке культурного  туризма действуют две категории туристских фирм: туристские агентства и туроператоры. Преимущества туристских агентств состоят в том, что для их создания не требуется значительного капитала, и они имеют гибкие возможности в отношении продаваемого туристского продукта. Но эти преимущества больше распространяются на фирмы, которые работают на рынке выездного туризма. Культурный туризм, как внутренний, так и въездной, предполагает создание в рамках города туристских фирм операторов. Это обосновывается необходимостью продвижения предлагаемых продуктов культурного туризма, как в России, так и за рубежом. Кроме того,

 

реклама и продвижение  Санкт-Петербурга на мировом рынке  требует 
больших затрат, и должны проводиться с помощью администрации. 
Поэтому за основу исследования берется туристская фирма оператор. 
Конкуренция на этом рынке не очень велика, т.к. в Санкт-Петербурге 
действует порядка 30 фирм работающих в этом направлении. Но ряд этих 
фирм сочетают в своей деятельности въездной и выездной туризм, такие 
как ЗАО «Нева», ОАО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-

Петербурга, ООО «Туристская  компания «МИР». Ряд фирм специализируется на организации обслуживания пассажиров морских круизов, одна из крупных фирм специализирующейся на данном направлении - «Балтик Тревел». Также следует отметить, что Администрация Санкт-Петербурга старается поддержать фирмы занимающиеся приемом в городе. И в связи с этим губернатором было подписано распоряжении от 04.08.97 г. № 813-р «О создании системы официальных туристских агентств». Суть распоряжения состоит в развитии и поддержании туристского рынка Санкт-Петербурга, повышения эффективности деятельности по пропаганде города как крупнейшего туристского центра. В связи с этим разработано Положение об аккредитации туристских фирм' в качестве туристских агентов Администрации Санкт-Петербурга, где сформулированы общие положения (цели, задачи, статус и т.д.), субъекты аккредитации и порядок подачи и рассмотрения заявок. На данный момент всего 9 туристских фирм и один отель Санкт-Петербурга имеют статус официальных агентов Администрации города.

Исследуемая фирма, которая" рассматривается в работе, является туроператором на рынке Санкт-Петербурга, и занимается приемом иностранных и российских туристов. Специализация фирмы - это культурный туризм, разработка экскурсионных туров по Санкт-Петербургу.

 

136

Для определения стратегических ориентиров развития исследуемой 
туристской фирмы проведем анализ внешних и внутренних факторов. 
Такое разделение связано с анализом внешней окружающей среды и внутренних 
потенциальных возможностей организации. Внешние факторы являются мало 
контролируемыми. К ним относятся: экономические, политические, рыночные, 
конкурентные, технологические, социальные и международные факторы. В 
отличие от внешних факторов, внутренние факторы регулируются. Они 
включают пять функциональных зон организации - маркетинг, финансы, 
производство, персонал и организационную культуру, имидж фирмы. Все эти 
факторы, в той или иной мере, влияют на выработку стратегии, которая 
служит основой для осуществления правильной политики фирмы в условиях 
рыночной среды. Анализ внешней среды позволяет организации

контролировать внешние  по отношению к ней факторы, своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности могут проявляться в семи областях внешнего окружения, соответственно им группируются и факторы, которые подвергаются анализу, экономические, политические, рыночные, конкурентные, технологические, социальные, международные.

На исследуемую  туристскую фирму внешние факторы  влияют следующим образом:

Экономические. Состояние экономики Санкт-Петербурга и страны в целом оказывает существенное воздействие на фирму:

  • Постоянно повышается уровень материальных издержек (плата за электроэнергию, инженерные коммуникации, арендная плата, затраты на вычислительную технику и оборудование офиса и т.д.);
  • Повышаются требования к гарантии кредитоспособности заемщика при получении кредита;
  •  

137

  • Высокий уровень налогообложения;
  • Сокращение государственных и местных заказов,
  • Высокий уровень безработицы и низкий уровень оплаты труда населения не способствуют увеличению объема продаж;
  • Положительное влияние оказывает уменьшение темпов роста инфляции, вследствие чего не происходит резкое увеличение цен на туристский продукт.

Политические.

Нынешняя  политическая ситуация двусторонне  влияет на осуществление деятельности в сфере туризма. С одной стороны принимаются законы и нормативные акты, способствующие развитию туристской деятельности, но в то же время постоянно вводятся ограничения для выезда граждан бывшего СНГ, проживающих ныне в России, за рубеж Политическая нестабильность вызывает настороженность иностранных инвесторов и несколько тормозит развитие взаимоотношений российских фирм с иностранными партнерами и авиакомпаниями.

Рыночные.

Основным рыночным фактором, влияющим на деятельность туристской фирмы, является спрос, к важным особенностям которого относится большое разнообразие участников туров, различных по своим материальным возможностям, духовным потребностям, социальной и профессиональной принадлежности, возрастным категориям и т.д. В связи с этим можно выделить три группы потребителей натуристском рынке:

  1. Туристы, предпочитающие высокое качество обслуживания за соответствующую стоимость;
  2. Туристов со средним достатком, которая может позволить себе покупку тура со стандартным набором услуг по сравнительно недорогой цене,
  3. Туристы с ограниченными материальными возможностями, цель которых посмотреть мир и отдохнуть в недорогих гостиницах, не предъявляя при этом
  4.  

138 высоких требований к качеству обслуживания, комфортабельности переезда и проживания. Такой пакет услуг стоит достаточно дешево.

В соответствии с делением рынка потребителей делится и  рынок поставщиков. Существуют фирмы, работающие на первую категорию, которые производят индивидуальный высококачественный продукт, удовлетворяющий желания данных клиентов. Но доля таких фирм и таких туристов пока невелика. Основная масса туристских фирм работает на вторую категорию потребителей и производит стандартные групповые туры с минимальной экскурсионной программой. Также существуют организации, разрабатывающие дешевые туры.

Деятельность исследуемой туристской фирмы ориентирована в первую очередь на обслуживание первых двух групп туристов. Обслуживание третьей группы представляется возможным для фирмы при наличие групповых туров (количество туристов 25-30 человек), для получения скидок на обслуживания, что позволяет максимально уменьшить стоимость тура. Средний возраст клиентов составляет от 25 до 55 лет, это люди высоким и средним социальным положением и уровнем доходов. Доля таких туристов составляет % 70 % от общего числа приезжающих в Санкт-Петербург.

Конкурентные.

Анализ факторов конкуренции  предполагает постоянный контроль со стороны руководства организации за действиями конкурентов, изучение их сильных и слабых сторон позволяет постоянно быть готовым к потенциальным угрозам.

На туристском рынке исследуемая фирма конкурирует как туроператор работающий на прием в Санкт-Петербург иностранных и российских туристов и имеет ряд преимуществ:

• исследуемая фирма имеет в наличие собственный автопарк (4

микроавтобуса на 14 посадочных мест, 2 автобуса на 40 посадочных

мест и 1 автобус на 50 посадочных мест), что обеспечивает мобильность

фирмы, и помогает предлагать иностранным партнерам партнерами и

 

139 
низкие цены, а следовательно помогает поддерживать

конкурентоспособную стоимости,

  • фирма имеет договор на льготные тарифы по размещению в гостиницах Москва» и «Октябрьская»;
  • существует договора в пунктах питания, в т.ч. льготные цены на обслуживание студентов и школьников
  • существует возможность давать большое количество вознаграждений фирмам турагентам;
  • гибкая система скидок для клиентов;
  • высокое качество обслуживания клиентов и квалифицированный персонал (лицензированные гиды).

• удобное расположение офиса (в центре города) 
Недостатками являются:

  • недоверие к российским фирмам;
  • недостаток информации у туристов о маршрутах. Технологические.

Необходимо постоянно  следить за технологической внешней  средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации и могут поставить фирму в безнадежное положение в условиях конкуренции. Для этого в настоящее время техническое оборудование офиса включает такие компьютерные системы как «Internet», которая позволяет существенно облегчить работу с иностранными партнерами, позволяет быстро бронировать номера в гостиницах города, работать с другими партнерами фирмы.

Социальные.

В условиях экономической  нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации. Чтобы эффективно справиться с ними, фирма как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде. Поэтому

 

140 необходимо искать  индивидуальный подход к каждому  клиенту и адекватно реагировать на его амбиции.

Международные.

Необходимо  отслеживать политик}- правительств других стран, правила паспортно-визовых служб, таможенные правила, для того чтобы своевременно проинформировать клиентов об изменениях. Но необходимо отметить, что процедура оформления визы в Россию не является затруднительной. С учетом факторов внешней среды стратегия организации может быть направлена укрепление внутреннего рынка и на привлечения внимания к Санкт-Петербургу. Для учета всех этих факторов внешней среды необходима четкая, полная и достоверная информация. Источниками информации являются:

Информация о работе Конкурентоспособность туристской фирмы