Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:38, автореферат
В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.
Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение
Санкт-Петербург занимает ведущее место во внутреннем потоке
в
Россию. На диаграмме 3.2.1.1. представлена динамика прибытия
туристов в г. Санкт-Петербург (по данным Северо-западного пограничного округа). На этой диаграмме мы видим превалирующую
117 тенденцию увеличения прибытия в Санкт-Петербург, что позволяет сделать вывод, что необходимо эту отрасль в городе будет расти.
Диаграмма 3.2.1.1. Динамика прибытия туристов в г. Санкт-Петербург.
УЗЩ |
|||||
-°f3 |
'л |
||||
~щ ш щ ш |
-Л* -■» TV |
||||
У |
-~* |
' |
/■"— |
** |
т
т.
3500000 3000000-2500000 : 2000000 1500000 -1000000 500000 ;
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
0 ! "
Однако, динамика роста,
естественно, не отражает структурных
особенностей отрасли. Прежде всего, принципиально изменилась структура
туристского оборота. Так, доля въездного
туризма заметно снизилась за 1992-
1999 гг. с 70.2 % до 26.6 %. Правда, затем этот
показатель несколько
улучшился: в 1995 году - 41.2%, в 1996 году -33.4%.
Тем не менее, в
платежном балансе страны, в статье
k'Typизм', отмечается отрицательное
сальдо. Количественный рост российского
выездного туризма
свидетельствует, что люди пережили последствия шокового перехода к рыночной экономике, стали возвращаться к нормальной жизни.
Туризм стал отраслью, не мобилизующей валютные поступления в страну, а наоборот, каналом утечки валюты во внушительных размерах. Россия превратилась в одного из важнейших доноров мирового туризма. Такие затраты на туризм могут позволить себе страны с развитой и вполне здоровой экономикой, скажем, Германия, Япония. Пассивный туристический баланс свидетельствует, как правило, о высоком уровне развития
национальной промышленности, положительном сальдо торгового баланса страны и высоком уровне доходов на душу населения.
Причин отрицательного сальдо туризма в России достаточно много. Некоторые из них носят объективный характер: опасность поездки в страну, переживающую трудности и неудобства переходного периода и т.п. Поэтому необходимо проводить политик) привлечения туристских потоков в регион.
Санкт-Петербург - приоритетный крупнейший туристский центр России. Две трети потока зарубежных туристов в Россию проходят через город на Неве. Туризм уже сформировался в агрегированную отрасль муниципальной экономики, входящую в состав приоритетных направлений развития города.
Рассмотрим структуру
въездного туризма Санкт-
Диаграмма 3.2.1.2.
Структура въездного потока по видам туризма
Санкт-Петербурга в 2000 году.
Структура
въездного потока по видам туризма Санкт-
Детский 10%
Культурный
34%
Спортивный 13%
Конгрессный
7%
Студенческий
16%
Деловой
5%
Научный 5%
119
Как видно из приведенных данных, наибольший процент от количества приезжающих составляют туристов именно по программам культурного туризма. Необходимо отметить, что этот поток делиться на 2 группы: первый - это 11 % приезжающих в период белых ночей по культурным программам и второй 23 % только по программам культурного туризма. Таким образом, необходимо отметить, что очень большое влияние оказывает фактор сезонности.
Ожидается постепенное ежегодное увеличение количества туристов по культурным программам, прибывающих в Санкт-Петербург из дальнего зарубежья на 10-12%, из стран ближнего зарубежья - на 4-5%, из регионов Российской Федерации - на 6-8 %.
Таким образом, необходимость развития туристического рынка и тщательное планирование и управление очевидны. Важно придать этому процессу разумное направление, помочь и поддержать государственной, законодательной и исполнительной властью на федеральном и региональном уровнях.
На рубеже 300-летия Санкт-Петербурга туристской администрации города предстоит решить и затем вместе с туристской общественностью претворить в жизнь принятые решения на предстоящем периоде — как предоставить полноценные и доступные возможности гражданам отечества и гостям ознакомиться с национальным достоянием и культурными ценностями, сосредоточенными в Санкт-Петербурге и образующими его бесценные и многогранные туристские ресурсы. Туризм является важнейшим и перспективным направлением деятельности для реализации исторической миссии Санкт-Петербурга, как культурной и туристской столицы России.
В Санкт-Петербурге сосредоточены туристских ресурсов, не имеющих аналогов в мире. Туристская деятельность, связанна с эксплуатацией этих ресурсов, которые создавала веками вся Россия, и исторически они
120 сосредоточены в Санкт-Петербурге, куда по оценкам ВТО желает приехать с целями туризма свыше 30 млн. туристов со всех стран мира.
О превращении Санкт-Петербурга в крупный туристский центр говориться уже давно. В настоящее время в городе действует более 100 объектов размещения туристов (около 27 000 мест). Средняя загрузка отелей составляет 50.5 % (в зависимости от сезона она колеблется от 25 до 100%). Эти цифры наглядно демонстрируют, что туристский потенциал города используется не в полную силу.
121
3.2.2. Оценка продуктов культурного туризма Санкт-Петербург.
Как видно из предыдущего параграфа, для Санкт-Петербурга приоритетным является культурный туризм. Существует несколько определений культурного туризма. Из них можно выделить следующие:
Культурный туризм - это
туризм, базирующийся на изучении объектов
культуры и искусства регионов, находящихся
вне постоянного места
Культурный туризм - это
выезд граждан в другую страну с целью
посещения достопримечательных в чем-то
объектов (памятников
культуры, музеев и т.п.) и приобретения дополнительных знаний по истории и культуре данной местности.
Культурный туризм - это туризм, целью которого является получение информации о какой-то местности, о ее культурных ценностях.
Для определения направлений развития культурного туризма в Санкт-Петербурге рассмотрим туристские ресурсы дестинации:
(а) культурно исторические (музеи, храмы, святые места, дворцово-парковые комплексы, архитектурный облик города, театры, спортивно-зрелищные сооружения и выставочные мероприятия);
Фестивали. выставки.
конкурсы - традиционные явления
культурной жизни Санкт - Петербурга. Их
всероссийский и
международный авторитет основан на значении
нашего города как
одной из столиц всемирной культуры. В
Санкт-Петербурге
сосредоточены и действуют почти 80 театральных
коллективов, около
140 музеев. 50 художественных галерей. значительное
число
фундаментальных библиотек, больших и
камерных концертных залов. В
их перечне подобно звездам первой величины
выделяются такие
«учреждения культуры». само название
которых означает
блистательный статус русского и мирового
искусства. Мировую
известность принесли Петербург}1
Государственный академический
Мариинский театр. Санкт - Петербургский государственный
122 академический театр оперы и балета им. М. Мусоргского, Театр балета под художественным руководством Бориса Эйфмана; международное признание получили такие петербургские театры, как Академический Большой драматический театр им. Г. Товстоногова, Академический театр брамы им. А. С. Пушкина. Большой и Малый залы Академической филармонии им. Д. Шостаковича привлекают самых выдающихся исполнителей из многих стран мира.
(б) природно-климатические (белые ночи, Нева и Финский залив)
Каждая из выделенных
составляющих в отдельности и
в совокупности
генерирует разносторонний туристского продукта
для культурных
программ, не имеющий себе равных в мире и обладающий высокой привлекательностью для отечественных и иностранных туристов и жителей города. Вопрос состоит лишь в организации надлежащего продвижении этого туристского продукта на туристские рынки в России и за рубежом и организации обслуживания прибывающих туристских потоков, которых позвали в дестинацию первым действием. Сообразно классическому определению туристского продукта — это туристские услуги, работы, обеспечивающие потребление этих услуг, и товары.
В силу особенности исторического развития и фактора сезонности Санкт-Петербург, как туристский центр, является более генератором услуг в сфере культурного туризма, нежели оздоровительного, хотя и эти ресурсы присутствуют и значительны, и иных видов.
В Санкт-Петербурге сформирована и развивается туристская индустрия, выделена мощная структура туристских организаций (туроператоров и туристских агентств) по приему и обслуживанию туристов и экскурсантов всех категорий. Только туристских фирм, получивших лицензию в Комитете по туризму и развитию курортов Санкт-Петербурга на право ведения международной туристской деятельности, более 950 и их численность постоянно возрастает. Девять крупных туристских организаций, специализирующихся преимущественно на приеме туристов, получили
статус официальных
туристских агентов. К настоящему времени
индустрия организаторов
Индустрия гостеприимства включает более 120 гостиниц общей мощностью номерного фонда до 35 тысяч койко-мест, удовлетворяющих стандартам приема иностранных туристов. Имеются три крупные гостиницы высшего класса, а также гостиницы класса ** — **** Введена система сертификации гостиниц, гостиничный сервис отвечает нормам мировых стандартов обслуживания. Система общественного питания сформирована в составе более 1000 предприятий, ресторанов, кафе, баров всех видов, предлагающих разнообразные виды питания и различные кухни.
Система аттракции и развлечений обширная и не уступает любому европейскому туристскому центру. 375 музеев и галерей, более 60 театров, бильярдные залы, казино, клубы по интересам, а также другие развлекательные заведения удовлетворяют самым изысканным запросам туристов и гостей города. Большое количество зрелищных площадок, организованных представлений, спортивных площадок и организованных соревнований дополняют систему развлечения.
Сфера спутных услуг и работ, сопровождающих процесс потребления туристских услуг, является развитой. Имеется развитая и устойчивая система туристской информации и банковских услуг, обмена валюты, обращения пластиковых кредитных карт ведущих платежных систем мира. Действует система страховой отрасли и медицинского обеспечения, проката автомобилей, юридического сопровождения и другие. Организована система охраны общественного порядка, обеспечивающая реальную безопасность туристов на уровне, существенно превышающем аналогичный в других туристских зарубежных центрах.
124 Санкт-Петербург обладает мощной разветвленной сетью торговых предприятий всех уровней с высокой культурой обслуживания, в наличии имеются импортные и отечественные товары любых видов и качества, способные удовлетворить индивидуальный и массовый туристский спрос.
Реализация туристского продукта и генерация туристских потоков Возможности реализации разностороннего туристского продукта в значительной мере определяются тремя факторами:
(а) возможностями расчетно-допустимой антропогенной
нагрузки на
главные туристские объекты (так, Эрмитаж,
туристский объект №1, способен
пропустить не более 1200 тыс. туристов в
год с учетом сезонной
неравномерности потоков).
(б) потенциалом индустрии гостеприимства.
Количество мест в
гостиницах всех видов, пригодных для
достойного приема туристов, не
превышает 35 тыс.
(в) возможностями индустрии перевозки.
Дестинация обладает
широкими и разносторонними, но пока глубоко
потенциальными,
возможностями для доставки туристов
воздушным, железнодорожным,
морским и речным, а также автомобильным
транспортом. Каждая из
разновидностей перевозки далека от совершенства
и уровня мирового
развития этих средств и систем и также
является сдерживающим фактором.
Все три группы факторов в совокупности и в состоянии сегодняшнего развития являются ограничивающими в смысле дальнейшего существенного увеличения мощности туристских потоков. В силу исторического развития и спорадического и слабо регулируемого продвижения туристского продукта прочно устоялся имидж посещения Санкт-Петербурга в период белых ночей. По существу — все туристские и иные организации едины в стремлении пригласить гостей именно в этот период. В связи с этим город сегодня исчерпал свои возможности приема по всем трем вышеприведенным составляющим и в первую очередь по индустрии гостеприимства, очень
i25 перегруженной в пиковый сезон (май-июнь) и пустующей во все иные десять месяцев.