Конкурентоспособность туристской фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:38, автореферат

Краткое описание

В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность туристической фирмы.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербург занимает ведущее место во внутреннем потоке в 
Россию. На диаграмме 3.2.1.1. представлена динамика прибытия

туристов в г. Санкт-Петербург (по данным Северо-западного пограничного округа). На этой диаграмме мы видим превалирующую

 

117 тенденцию увеличения прибытия в Санкт-Петербург, что позволяет сделать вывод, что необходимо эту отрасль в городе будет расти.

Диаграмма 3.2.1.1. Динамика прибытия туристов в г. Санкт-Петербург.

     

УЗЩ

   

-°f3

 

   
 

ш

щ

ш

 

-Л*

-■»

TV

   

У

-~*

 

'

/■"—

**




т



т.



3500000 3000000-2500000 : 2000000 1500000 -1000000 500000 ;

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000



0 ! "

Однако, динамика роста, естественно, не отражает структурных 
особенностей отрасли. Прежде всего, принципиально изменилась структура 
туристского оборота. Так, доля въездного туризма заметно снизилась за 1992- 
1999 гг. с 70.2 % до 26.6 %. Правда, затем этот показатель несколько 
улучшился: в 1995 году - 41.2%, в 1996 году -33.4%. Тем не менее, в 
платежном балансе страны, в статье k'Typизм', отмечается отрицательное 
сальдо. Количественный рост российского выездного туризма

свидетельствует, что  люди пережили последствия шокового перехода к рыночной экономике, стали возвращаться к нормальной жизни.

Туризм стал отраслью, не мобилизующей валютные поступления в страну, а наоборот, каналом утечки валюты во внушительных размерах. Россия превратилась в одного из важнейших доноров мирового туризма. Такие затраты на туризм могут позволить себе страны с развитой и вполне здоровой экономикой, скажем, Германия, Япония. Пассивный туристический баланс свидетельствует, как правило, о высоком уровне развития

 

национальной промышленности, положительном сальдо торгового  баланса страны и высоком уровне доходов на душу населения.

Причин отрицательного сальдо туризма в России достаточно много. Некоторые из них носят объективный характер: опасность поездки в страну, переживающую трудности и неудобства переходного периода и т.п. Поэтому необходимо проводить политик) привлечения туристских потоков в регион.

Санкт-Петербург - приоритетный крупнейший туристский центр России. Две трети потока зарубежных туристов в Россию проходят через город  на Неве. Туризм уже сформировался  в агрегированную отрасль муниципальной  экономики, входящую в состав приоритетных направлений развития города.

Рассмотрим структуру  въездного туризма Санкт-Петербурга на диаграмме 3.2.1.2.

Диаграмма 3.2.1.2.

Структура въездного  потока по видам туризма

Санкт-Петербурга в 2000 году.

Структура въездного потока по видам туризма Санкт-Петербурга, 2000 год.

 

Детский 10%



Культурный

34% 

 

Спортивный 13% 

Конгрессный

7% 

Студенческий

16%

Деловой

5% 

Научный 5%

 

119

Как видно из приведенных  данных, наибольший процент от количества приезжающих составляют туристов именно по программам культурного туризма. Необходимо отметить, что этот поток делиться на 2 группы: первый - это 11 % приезжающих в период белых ночей по культурным программам и второй 23 % только по программам культурного туризма. Таким образом, необходимо отметить, что очень большое влияние оказывает фактор сезонности.

Ожидается постепенное  ежегодное увеличение количества туристов по культурным программам, прибывающих  в Санкт-Петербург из дальнего зарубежья на 10-12%, из стран ближнего зарубежья - на 4-5%, из регионов Российской Федерации - на 6-8 %.

Таким образом, необходимость  развития туристического рынка и  тщательное планирование и управление очевидны. Важно придать этому процессу разумное направление, помочь и поддержать государственной, законодательной и исполнительной властью на федеральном и региональном уровнях.

На рубеже 300-летия  Санкт-Петербурга туристской администрации  города предстоит решить и затем  вместе с туристской общественностью  претворить в жизнь принятые решения  на предстоящем периоде — как  предоставить полноценные и доступные возможности гражданам отечества и гостям ознакомиться с национальным достоянием и культурными ценностями, сосредоточенными в Санкт-Петербурге и образующими его бесценные и многогранные туристские ресурсы. Туризм является важнейшим и перспективным направлением деятельности для реализации исторической миссии Санкт-Петербурга, как культурной и туристской столицы России.

В Санкт-Петербурге сосредоточены  туристских ресурсов, не имеющих аналогов в мире. Туристская деятельность, связанна с эксплуатацией этих ресурсов, которые создавала веками вся Россия, и исторически они

 

120 сосредоточены в  Санкт-Петербурге, куда по оценкам  ВТО желает приехать с целями туризма свыше 30 млн. туристов со всех стран мира.

О превращении Санкт-Петербурга в крупный туристский центр говориться уже давно. В настоящее время в городе действует более 100 объектов размещения туристов (около 27 000 мест). Средняя загрузка отелей составляет 50.5 % (в зависимости от сезона она колеблется от 25 до 100%). Эти цифры наглядно демонстрируют, что туристский потенциал города используется не в полную силу.

 

121

3.2.2. Оценка продуктов культурного туризма Санкт-Петербург.

Как видно из предыдущего  параграфа, для Санкт-Петербурга приоритетным является культурный туризм. Существует несколько определений культурного туризма. Из них можно выделить следующие:

Культурный туризм - это  туризм, базирующийся на изучении объектов культуры и искусства регионов, находящихся  вне постоянного места жительства.

Культурный туризм - это  выезд граждан в другую страну с целью 
посещения достопримечательных в чем-то объектов (памятников

культуры, музеев и т.п.) и приобретения дополнительных знаний по истории и культуре данной местности.

Культурный туризм - это  туризм, целью которого является получение  информации о какой-то местности, о ее культурных ценностях.

Для определения направлений  развития культурного туризма в  Санкт-Петербурге рассмотрим туристские ресурсы дестинации:

(а) культурно исторические (музеи, храмы, святые места, дворцово-парковые комплексы, архитектурный облик города, театры, спортивно-зрелищные сооружения и выставочные мероприятия);

Фестивали. выставки. конкурсы - традиционные явления 
культурной жизни Санкт - Петербурга. Их всероссийский и 
международный авторитет основан на значении нашего города как 
одной из столиц всемирной культуры. В Санкт-Петербурге 
сосредоточены и действуют почти 80 театральных коллективов, около 
140 музеев. 50 художественных галерей. значительное число 
фундаментальных библиотек, больших и камерных концертных залов. В 
их перечне подобно звездам первой величины выделяются такие 
«учреждения культуры». само название которых означает 
блистательный статус русского и мирового искусства. Мировую 
известность принесли Петербург}1 Государственный академический 
Мариинский театр. Санкт - Петербургский государственный

 

122 академический театр оперы и балета им. М. Мусоргского, Театр балета под художественным руководством Бориса Эйфмана; международное признание получили такие петербургские театры, как Академический Большой драматический театр им. Г. Товстоногова, Академический театр брамы им. А. С. Пушкина. Большой и Малый залы Академической филармонии им. Д. Шостаковича привлекают самых выдающихся исполнителей из многих стран мира.

(б) природно-климатические  (белые ночи, Нева и Финский  залив)

Каждая из выделенных составляющих в отдельности и  в совокупности 
генерирует разносторонний туристского продукта для культурных

программ, не имеющий  себе равных в мире и обладающий высокой привлекательностью для отечественных и иностранных туристов и жителей города. Вопрос состоит лишь в организации надлежащего продвижении этого туристского продукта на туристские рынки в России и за рубежом и организации обслуживания прибывающих туристских потоков, которых позвали в дестинацию первым действием. Сообразно классическому определению туристского продукта — это туристские услуги, работы, обеспечивающие потребление этих услуг, и товары.

В силу особенности исторического  развития и фактора сезонности Санкт-Петербург, как туристский центр, является более  генератором услуг в сфере культурного туризма, нежели оздоровительного, хотя и эти ресурсы присутствуют и значительны, и иных видов.

В Санкт-Петербурге сформирована и развивается туристская индустрия, выделена мощная структура туристских организаций (туроператоров и туристских агентств) по приему и обслуживанию туристов и экскурсантов всех категорий. Только туристских фирм, получивших лицензию в Комитете по туризму и развитию курортов Санкт-Петербурга на право ведения международной туристской деятельности, более 950 и их численность постоянно возрастает. Девять крупных туристских организаций, специализирующихся преимущественно на приеме туристов, получили

 

статус официальных  туристских агентов. К настоящему времени  индустрия организаторов туризма  достаточно мощная, обладает большим потенциалом высококвалифицированных кадров, чему способствует организованная система туристского образования более чем из 19 образовательных учреждений системы среднего и высшего образования.

Индустрия гостеприимства включает более 120 гостиниц общей мощностью номерного фонда до 35 тысяч койко-мест, удовлетворяющих стандартам приема иностранных туристов. Имеются три крупные гостиницы высшего класса, а также гостиницы класса ** — **** Введена система сертификации гостиниц, гостиничный сервис отвечает нормам мировых стандартов обслуживания. Система общественного питания сформирована в составе более 1000 предприятий, ресторанов, кафе, баров всех видов, предлагающих разнообразные виды питания и различные кухни.

Система аттракции и  развлечений обширная и не уступает любому европейскому туристскому центру. 375 музеев и галерей, более 60 театров, бильярдные залы, казино, клубы по интересам, а также другие развлекательные заведения удовлетворяют самым изысканным запросам туристов и гостей города. Большое количество зрелищных площадок, организованных представлений, спортивных площадок и организованных соревнований дополняют систему развлечения.

Сфера спутных услуг  и работ, сопровождающих процесс  потребления туристских услуг, является развитой. Имеется развитая и устойчивая система туристской информации и банковских услуг, обмена валюты, обращения пластиковых кредитных карт ведущих платежных систем мира. Действует система страховой отрасли и медицинского обеспечения, проката автомобилей, юридического сопровождения и другие. Организована система охраны общественного порядка, обеспечивающая реальную безопасность туристов на уровне, существенно превышающем аналогичный в других туристских зарубежных центрах.

 

124 Санкт-Петербург обладает мощной разветвленной сетью торговых предприятий всех уровней с высокой культурой обслуживания, в наличии имеются импортные и отечественные товары любых видов и качества, способные удовлетворить индивидуальный и массовый туристский спрос.

Реализация туристского  продукта и генерация туристских потоков Возможности реализации разностороннего туристского продукта в значительной мере определяются тремя факторами:

(а) возможностями расчетно-допустимой антропогенной нагрузки на 
главные туристские объекты (так, Эрмитаж, туристский объект №1, способен 
пропустить не более 1200 тыс. туристов в год с учетом сезонной 
неравномерности потоков).

(б) потенциалом индустрии гостеприимства. Количество мест в 
гостиницах всех видов, пригодных для достойного приема туристов, не 
превышает 35 тыс.

(в) возможностями индустрии перевозки. Дестинация обладает 
широкими и разносторонними, но пока глубоко потенциальными, 
возможностями для доставки туристов воздушным, железнодорожным, 
морским и речным, а также автомобильным транспортом. Каждая из 
разновидностей перевозки далека от совершенства и уровня мирового 
развития этих средств и систем и также является сдерживающим фактором.

Все три группы факторов в совокупности и в состоянии  сегодняшнего развития являются ограничивающими в смысле дальнейшего существенного увеличения мощности туристских потоков. В силу исторического развития и спорадического и слабо регулируемого продвижения туристского продукта прочно устоялся имидж посещения Санкт-Петербурга в период белых ночей. По существу — все туристские и иные организации едины в стремлении пригласить гостей именно в этот период. В связи с этим город сегодня исчерпал свои возможности приема по всем трем вышеприведенным составляющим и в первую очередь по индустрии гостеприимства, очень

 

i25 перегруженной в пиковый сезон (май-июнь) и пустующей во все иные десять месяцев.

Информация о работе Конкурентоспособность туристской фирмы