Конкурентоспособность туристской фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:38, автореферат

Краткое описание

В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность туристической фирмы.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

Рассмотрев факторы, влияющие на продвижение Санкт-Петербурга, обратим внимание на вопрос о создании туристских продуктов, преобразуемых из культурных событий. На практике этот процес протекает не всегда эффективно из непродуманности, тогда как этот этап очень важен и является заключительной стадией маркетинговой стратегии. Целесообразно представить схематично (схема 3.2.2.1.) такого рода преобразования, что позволит наглядно рассмотреть опасные моменты. В схеме выделим два основных этапа:

  1. Планирование и создание культурного события с учетом возможностей его последующего преобразования в туристский продукт, носящий привлекательный характер для туристов.
  2. Непосредственное преобразование культурного события в туристский продукт.

ЭТАП 1.

Планирование и создание культурного события с учетом возможностей

его последующего преобразования в туристский продукт, носящих

привлекательный характер для туристов.

1. Проведение маркетинговых исследований. Проведение анализа 
потенциальных потребителей туристского продукта, выяснение 
потребности в нем. исследование схожих событий, уж существующих на 
рынке культурного туризма как данной лестинации. так и мирового уровня

~~ '~ i

2. Создание и корректировка культурного события с учетом проводимых 
исследований рынка культурного туризма

Г

3. Привлечение общественности к созданию культурного события и поиск 
партнеров и спонсоров для его проведения

п '—

. j 

4. Проведение апробации культурного события.

Г

 

126

ЭТАП 2. Преобразование культурного  события в туристский продукт.

1. Включение события  в общегородские программы, присвоение  ему общегородского статуса. Статус события определяется его качественные характеристики, что позволяет повысить уровень его продаж.

I

2.

Включение

события в об

щегородские

презентационные програм

мы.

т.е. в

 

программы

создаваемые

для продв

ижения за р\

оежом.

Событие

также

 

включается

в состав

презентацио

иных акций

города

на

различных

 

туристских

выставках.

           

3. Заключение контрактов с организациями туристкой индустрии для выполнения конкретных услуг.

'1 Р^

Схема 3.2.2.1. Преобразование культурного события в туристский продукт. 
Как видно из предложенной схемы , уже на первом этапе требуется 
осуществление финансирования данного процесса, представляется

целесообразным привлечения  с этой целью бюджетных средств, что позволило бы в дальнейшем наиболее эффективно осуществлять продвижение данного туристского продукта.

Рассмотрим цели развития продуктов культурного туризма. Для определения направлений регулирования и координации туристской деятельности в области культурного туризма следует правильно определить его функцию цели. При этом с самого начала следует определить возможности администрации. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» в главе 1 1 ст. 3 и 4 четко определяет обязанности и права государства, а также определяет пути и методы воздействия, ограничивая их сферой регулирования и координации туристской деятельности. Органы исполнительной и законодательной власти могут указать «как делать» и общие направления и конечные цели, но «что делать» конкретно, может определить и решить только сама туристка фирма работающая на рынке культурного туризма.

 

127

Если не принять функцию  цели как доходность бюджетов всех уровней от туристской деятельности. Мировая практика туристской деятельности ясно показывает, что в туристских центрах, где туризм поставлен на службу экономики государства и дестинации. достигаются высокие экономические результаты. Таким образом, на данном этапе в качестве главной следует поставить цель повышения доходности бюджетов от туристской деятельности в Санкт-Петербурге. Методы достижения этой цели и пути регулирования указаны в вышеупомянутом федеральном законе. В рамках устоявшегося правового пространства можно определить несколько путей и первоочередных задач достижения этой непростой цели:

- можно принять меры  для увеличения потоков туристов, инициируя сохранение динамики роста показателей приема туристов. Теоретизируя, можно утверждать, что прямое увеличением туристских потоков — приведет к увеличению объема потребляемого продукта (как культурного туризма, так и других видов) и повлечет за собой увеличение поступлений в бюджет за счет увеличения мощности налогооблагаемой базы. Однако на практике — без изменения либо структуры туристского продукта, ориентированного сегодня на сезонное привлечение туристов в дестинацию, либо вливания мощных инвестиций в индустрии гостеприимства и перевозки, кроме отрицательных эффектов утраты привлекательности города за счет ухудшения качества обслуживания эти действия по формальному увеличению численности приема — пользы не принесут. Здесь и может помочь увеличение использования ресурсов культурного туризма, т.к. именно этот фактор является наиболее известным и наиболее ценным для города.

Более рациональной представляется задача организации мероприятий  культурного туризма, способных заставить организаторов туризма кардинально изменить структуру туристского продукта, сделав его внесезонным, и принять ориентацию в продвижении тех видов продукта, которые будут привлекать большее количество туристов в осенне-зимне-

 

128 весенний период. Это  сгладит пики нагрузки туристских  потоков и позволит перераспределить во времени интенсивность туристских потоков и увеличить их интегрированную мощность. Этого можно добиться следующими путями:

  • генерировать новые виды туристского продукта и услуг, равно привлекательные и хорошо потребляемые в любой сезон (устраивать культурные события, т.к. театральные выступления, показы коллекций картин и т.п. в осенне-зимний сезон);
  • генерировать и развивать новые виды туристского продукта культурного туризма на основе природно-климатических ресурсов, потребляемые преимущественно в осенне-зимний период, например, зимние праздники и другие;
  • воздействовать на структуру туристских потоков экономическими методами — ввести льготы на прием туристов в не сезон и повысить налогообложение в пик сезона.

Повышение интегрированной  по сезонам мощности объема приема даст общее повышение мощности потоков приема туристов и адекватное повышение доходности бюджетов от туристской деятельности.

Необходимо отметить, что приемом туристов занимается всего девять крупных операторов, являющихся официальными туристскими  агентами администрации Санкт-Петербурга, то предоставить льготы столь малому количеству фирм вполне возможно. В конечном итоге — в дестинации будет принято больше туристов, будет больше собрано налогов и поступлений в местный бюджет.

Другим важным направлением регулирования является генерация совершенного правового пространства, путем введения новых нормативных актов, определяющих рамки и экономические принципы как формирования туристского продукта, так и денежного обращения. Здесь следует обратиться к изучению проблемы источников доходов от туристской деятельности. Сама туристская отрасль не является мощным источником дохода, поскольку

 

129 живет лишь на  комиссионные. Наиболее мощные составляющие  доходности бюджетов образуются за счет других элементов туристской индустрии, прежде всего перевозки и гостеприимства. Благодаря тому, что система музейной сферы образуется в основном за счет крупных учреждений федерального подчинения, никаких поступлений в местные бюджеты не предусмотрено. Доходы дестинации от туризма в значительной мере образуются за счет товарной составляющей, т. е. системы покупок, а также развлекательной сферы — рестораны, казино и др. Эта доля может достигать весьма ощутимой величины. В отдельных туристских центрах она составляем 30%, а иногда и существенно выше. Однако в дестинации должны быть надлежащие благоприятные условия, чтобы турист мог потратить эти деньги. Главными из факторов являются безопасность, возможность безналичных расчетов по картам ведущих платежных систем (для иностранных туристов), наличие ассортимента товаров и услуг развлекательной сферы.

Рассмотренные возможности  использования туристского потенциала региона позволяют определить следующие программные задачи, возникающие при разработке региональной стратегии развития культурного туризма с целью повышения его эффективности:

• создание современною отечественного туристскою рынка на основе

развития конкуренции, специализации и кооперации в работе туристских организаций всех форм собственности;

• стимулирование развития материальной базы туризма (средств 
размещения и других видов инфраструктуры), путем привлечения 
различных источников финансирования, в т.ч. внебюджетных и 
иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства 
туристских объектов:

 

130

• формирование современной нормативно-правовой базы развития

туризма и системы  государственного регулирования туристской деятельности, в т.ч. системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма;

  • разработка системы целевых программ и проектов развития;
  • реализация в регионе принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;
  • содействие в разработке и внедрении на отечественном туристском рынке прогрессивных технологий туристского обслуживания;
  • совершенствование системы информационного и рекламного обеспечения туристской индустрии;
  • создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.

Данные направления  деятельности должны лечь в основу формирования новой «Программы развития туризма в Санкт-Петербурге на дальнейший период».

Разработка, осуществление  и контроль таких программ проводится Администрацией города, и требует привлечения различных источников финансирования. Отметим, что Губернатором Санкт-Петербурга подписано распоряжение от 13.02.01 «О поддержки инвесторов, осуществляющих строительство и реконструкцию объектов гостиничной и туристской инфраструктуры». Беспрецедентный документ, в котором процедура рассмотрения инвестиционных документов предельно упрощена. В соответствии с этим распоряжением, в два раза сокращена сумма платежей в городской бюджет предоставление объекта недвижимости под строительство или реконструкцию отеля. Раньше

 

инвестор должен был  платить двойную рыночную стоимость, теперь распоряжение определяет платежи однократной суммой стоимости объекта на рынке. Можно сказать, что инвестору практически предлагается отсрочка платежа до завершения строительства, т.к. он может внести деньги долей капитала стоящегося объекта.

Фирма, работающая на рынке  культурного туризма, могла бы принять  непосредственное участие в такой программе, т.к. основной вопрос размещения туристов в городе еще нерешен и собственная гостиничная база сказалась бы положительно и снизила бы издержки на размещение туристов.

Для того чтобы добиться увеличения въездного туризма

предполагается выделение  из городского бюджета в 2002-2005 гг. 120 млн. рублей из них:

В 2002 году - 20 млн. рублей

В 2002 году - 30 млн. рублей

В 2004 году - 35 млн. рублей

В 2005 году - 35 млн. рублей

В целом в финансовый план развития города в период 2001-2003 гг. были выделены следующие объемы финансирования на развитие и реконструкцию культурного центра города (при условии получения займа МБРР):

В 2001 году - 110 млн. долларов США

В 2002 году - 120 млн. долларов США

В 2003 году - 68 млн. долларов США

Поэтому необходимо искать иные источники финансирования программ развития. Но основной поток инвестиций идет на реконструкцию и постройку гостиничных комплексов, а вопрос о подержании культурного потенциала города по-прежнему остается открытым. Не буде забывать, что треть туристов приезжает в город именно с целью культурного туризма.

 

На рынке по приему иностранных и российских туристов в Санкт-Петербурге работает около  десятка фирм, которые серьезно занимаются развитием и продвижением нашего города на мировом рынке. В результате проведенного анализа можно сказать, что работа туристских фирм на рынке культурного туризма выгодна для Санкт-Петербурга, что подтверждается проведенными ниже расчетами. Проведем оценку гипотетического продукта культурного туризма. Приведенные ниже в расчетах данные являются средними и были взяты из работы конкретной фирмы Санкт-Петербурга.

Проведем следующий  расчет: на 1 иностранного туриста пребывающего: на срок 5 дней - 6 ночей, и в его  программу включено -размещение в  гостинице 4****, питание - завтраки, трансферы, транспортное обслуживание, экскурсионная программа. Средний процент рентабельности таких туров берется - 15 % . Поэтому, исходя из калькуляции, средняя стоимость подобного тура составляет 300 дол. США - соответственно доход, получаемый от одного туриста, составляет 45 дол. США. Стоимость тура в этом случаи = 345 дол. США. Фирма имеет штат сотрудников, исходя из среднестатистического показателя - 20 человек. Подсчет накладных расходов, сделанный автором составляет 25 дол. США на каждого туриста идет на покрытие затрат туристкой фирмы. Таким образом, чистая прибыль составляет - 20 дол. США. Подобные данные позволяют произвести приблизительный расчет размера поступлений в бюджеты различных уровней и рассчитать прибыль фирмы на 1 туриста.

Информация о работе Конкурентоспособность туристской фирмы