Конкурентоспособность туристской фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:38, автореферат

Краткое описание

В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность туристической фирмы.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

• статистические данные;

  • материалы, публикуемые в средствах массовой информации,
  • рекламные материалы;
  • научные публикации,
  • справочные сведения;
  • запросы, телефонные переговоры,
  • маркетинговые исследования рынка

На основе полученной информации оценивается степень  влияния важнейших факторов, учитывается их вес и определяется суммарное воздействие на данную организацию. Оценка воздействия важнейших факторов внешней среды на деятельности исследуемой фирмы приводится в нижеследующей таблице.

 

141

Таблица 3.3.1.

Оценка воздействия важнейших факторов внешней среды на 
деятельность исследуемой туристской фирмы 
Факторы Степень Вес фактора Воздействие

влияния в %

(баллы

 

   

; от -5 до 5)

   

1

Экономические

-1

10

-10

2

Политические

-1

20

-20

3

Рыночные

' 1

10

10

4

Конкурентные

 

20

60

5

Технологические

3

15

45

6

Социальные

2

15

30

7

Международные

1

10

10

     

100 %

1125


Так как итоговый результат  воздействия факторов внешней среды  на данную организацию положительный, то осуществление ее деятельности на туристском рынке Санкт-Петербурга целесообразно.

Оценка  воздействия факторов внутренней среды  организации. Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Для анализа уровня развития и потенциальных возможностей организации проводится управленческое обследование, в результате которого ставится диагноз внутренних проблем фирмы и

 

142 выявляются ее сильные  и слабые стороны. Это обследование  проводится по нескольким направлениям:

  • маркетинг;
  • финансово-учетная деятельность,
  • производство;
  • персонал;
  • организационная культура и имидж.

Маркетинг

  • Доля рынка. Доля рынка в процентах к его общей емкости является одним из важнейших показателей, характеризующим успешную деятельность организации. Сегмент рынка исследуемой фирмы в процентном соотношении к общей емкости туристского рынка оценивается как 4 %. Это туристы, на которых ориентирована основная деятельность фирмы (реализация собственных туров). В настоящее время этот сегмент дает недостаточный финансовый результат для осуществления работы фирмы, поэтому необходима дополнительная реализация туров различного стоимостного диапазона на комиссионной основе по всем направлениям. В перспективе деятельность должна быть направлена на работу дополнительными сегментами туристов (на ближайшее будущее ведется работа по привлечению туристов, которые приезжают в Санкт-Петербург с деловыми целями, но хотят получить экскурсионную программу);
  • Разнообразие и качество ассортимента. Они во многом определяют устойчивость организации. Сегодня в продаже присутствует большой выбор экскурсионных маршрутов, рассчитанный на все категории туристов, но в дальнейшем в связи с четким выделением сегмента рынка, руководство планирует реализацию собственных маршрутов, удовлетворяющих потребности туристов этого сегмента;
  •  

1-П

  • Рыночные исследования и разработки. Для поддержания постоянной конкурентоспособности организации необходимо вести широкие исследования и разработки новых туров и услуг, а также освоение новых рынков сбыта новых рынков. Поэтому идет постоянное обновление существующих пакетов услуг и совершенствование с учетом спроса и предложения на рынке. Помимо этого разрабатываются новые эксклюзивные маршруты.
  • Реклама. Текущая реклама ведется достаточно активно. Это печатные издания, участие в российских и международных выставках и т.д. Выбор источника рекламы производится в результате исследования обращения после выхода издания. Продвижение продукта на рынке осуществляется также посредством презентаций и семинаров для агентов, а также планируется раз в год приглашать иностранных партнеров в ознакомительный тур в Санкт-Петербург насыщенной экскурсионной программой, показом мест размещения, питания и знакомством с персоналом фирмы. Рекламная компания осуществляется в рамках ежегодно планируемого бюджета на продвижение фирмы.
  • Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Эффективное и качественное обслуживание способствует большему количеству продаж и формирует постоянных клиентов, поэтому большое значение имеет внешний вид офиса и работников, наличие полной информации о продукте, техническая оснащенность, правильное оформление документов. Необходимо проявлять интерес к отзывам о поездке, обязательное рассмотрение любых претензий . Уровень обслуживания клиентов в фирме совершенствуется постоянно.
  • Финансово-учетная деятельность. Финансовое состояние организации во многом определяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Анализ финансового положения помогает выявить имеющиеся потенциальные слабости и возможности организации организации. Таблица 3.3.2. показывает динамику прибыли исследуемой фирмы, которая остается в ее распоряжении после уплаты налогов и всех обязательств на периоде 1998 года по 2000 год.
  •  

UJ

Таблица 3.3.3. Динамика прибыли, остающейся в распоряжении исследуемой фирмы за периоде 1998 года по 2000 год.

 


998 год



Кол-во обсл\ женн ых

туристов за год (чел.)



Прибыль

оставшаяся

в

распоряжен

ии

(долларов

США)



Программа 

 

1999 год



2000 год

Прибыль Кол-во Прибыль Кол-во

оставшаяся обслужены , оставшаяся ! обслужены

в ых в J ых

распоряжен туристов [ распоряжен > туристов

(доллароЕ США)



ии : за год ! ии j за год

(ч ел.



(чел.)



(долларов США)

 

 

Прием

иностранных

туристов

1884

39564

2851

59871

2983

62643

Прием туристов ! 2467 из стран СНГ и России

32071

i

3292

42796

3538

45994

Отправка

   

412

12360

671

20130

Итого за год, прибыль оставшаяся в распоряжении фирмы

 

| 71635

j !

 

115027

 

128767


  • Производство. Основным для туристской фирмы является поиск выгодных партнеров в размещения и питания туристов (по этим двум составляющим у нет собственной базы размещения и питания). Фирма самостоятельно занимается транспортным и экскурсионным обслуживанием туристов, это помогает ей минимизировать издержки по этим статьям и предлагать на рынок туры с выгодными для иностранных партнеров ценами. В области производства туров фирма имеет большие возможности.
  • Персонал. Все сотрудники исследуемой фирмы являются квалифицированными работниками и владеют навыками работы соответственно своим должностным обязанностям в фирме. Существует система материальных поощрений (премий), а также не проводятся мероприятия по улучшению психологического климата в коллективе. Отрицательное влияние оказывает также существующая система оплаты труда, которая вызывает разногласия между сотрудниками.
  •  

145 • Организационная культура и имидж фирмы. За 5,5 года фирма создала себе определенный имидж у партнеров и клиентов, который привел ее к успеху. Клиенты доверяют сотрудникам и уверены в том, что получают четкую, полную достоверную информацию и высокое качество обслуживания.

Выявив сильные и  слабые стороны (внутренних возможностей) организации и взвесив факторы по степени важности, можно определить функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства или могут подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке стратегических ориентиров организации. Результаты оценки в баллах приведены в следующей таблице 3.3.3. (по пятибалльной системе).

Таблица 3.3.3. Оценка сильных и слабых сторон исследуемой туристской фирмы.

 

Факторы внутренней среды:

Оценка в баллах:

Маркетинг

 

- доля рынка

2

- разнообразие и качество ассортимента

4-5

- рекламная компания

3

- предпродажное и послепродажное обслуживание

4

- рыночные исследования и разработки

4

Финансово-учетная деятельность

3

Производство

4

Персонал

5

Организационная культура и имидж

4


Как следует из таблицы 3.3.3. слабой стороной внутреннего развития является небольшая доля ранка и не достаточно высокие финансовые результаты фирма. Для того чтобы укрепить позиции фирмы требуется немедленное вмешательство. Также необходимо проведение мероприятий в

 

146 сфере продвижения и рекламы. Тем не менее в целом потенциал фирмы можно оценить как «хороший», так как самое ценное, что есть в фирме и что отличает ее от других, - это большое разнообразие туров и высококвалифицированный и хорошо подобранный персонал.. Таким образом, позиция фирмы с учетом внешних и внутренних факторов оценивается как достаточно стабильная. Чтобы эту позицию сохранить и укрепить, необходимо сформировать и выбрать стратегию развития.

Рассмотрим  основные стратегические ориентиры:

Для обеспечения  конкурентоспособности исследуемой  туристкой фирмы на рынке культурного туризма Санкт-Петербурга выделим цели и задачи системы продвижения туристского продукта на рынок.

В связи с эти выделим  три цели:

  1. Продвижения туристского продукта;
  2. Завоевание большей доли на рынке;
  3. увеличение прибыли туристской фирмы.

Для достижения вышесказанных  целей необходимо решить комплекс задач  и наметить дальнейшие перспективы  работы:

1. Разработать систему  количественных характеристик культурного  туристского продукта Санкт-Петербурга. Для осуществления этой задачи проводятся соответствующие маркетинговые исследования по выявлению характеристик, формирующих представление о городе в глазах потребителей. К таким характеристикам относится: выявление основные объектов показа, цена маршрута, цены, транспорт. В связи с этим необходимо для работы туристкой фирмы определить потребительский состав и выявить тенденции среди потребителей. С учетом этого, определяется состав туристского пакета фирмы. В частности можно выделить основные аспекты при анкетировании туристов: • средний возраст клиента и распределение их по возрастным группам;

 

14"

  • соотношение мужчин и женщин среди клиентов;
  • служебное положение, род занятий, состав семьи;
  • средний уровень дохода;
  • уровень образования и социальное положение;
  • стиль жизни, интересы, взгляды;
  • Частота обращения в фирму;
  • Мотивы обращения;
  • Выявить наиболее популярный маршрут;
  • Узнать недостатки работы.

В рамках стратегия продукта культурного туризма основной упор 
делается на экскурсионно-познавательную программу, как главный 
компонент туристского продукта. В связи с этим целесообразно 
разрабатывать несколько модификаций туристского продукта,

рассчитанные на различные  потребительские группы. Исходя из этого определяется следующая задача.

2. Определение и  формирование рекламируемого турпродукта. В этой 
связи стоит отметить, что исследуемая фирма имеет высоко

профессиональный персонала. Главным для исследуемой фирмы  является 
культурная программа для туристов, поэтому в этой связи стоит отметить, 
что гиды работающие с туристами, вносят огромный вклад в

формирование конкурентоспособности туристской фирмы. Отметить, что на рынке культурного туризма, работники сталкиваются с потребителем, который хотел бы как можно больше узнать и посмотреть (уровень образования таких клиентов достаточно высок). Поэтому предъявляются повышенные требования к персонал)' фирмы и гидам, работающим с туристами. Конечно же, экскурсоводом и гидом — переводчиком может быть только человек с высшем образованием, тем более, что российская школа высшего образования занимается этим профессионально. Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 29.12.2000 г. № 1351 - р «Об

 

,148 аккредитации экскурсоводов  и гидов-переводчиков при Администрации Санкт-Петербурга» принято в целях совершенствования их деятельности на объектах показа, а главное в целях усиления контроля за качеством предоставляемых услуг, обеспечения туристов научно-достоверной информацией, касающейся вопросов культуры, истории, современной жизни Санкт-Петербурга, а также формирования имиджа Санкт-Петербурга как центра мирового туризма и города, безопасного и комфортного для туристов.

В фирме работают только лицензированные гиды, также стаж работы гидов не менее 10 лет, в связи  с этим фирма, может разрабатывать  несколько модификаций туров (от стандартного экскурсионного тура до эксклюзивных маршрутов). Возможности для разработки туров огромны, т.к. Санкт-Петербург собрал воедино большое количество культурных ценностей. В Петербурге насчитывается более 100 музеев, около 40 театров, десятки картинных галерей и концертно-спортивных залов, тысячи кафе, ресторанов и ночных клубов на любой вкус.

Информация о работе Конкурентоспособность туристской фирмы