Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:38, автореферат
В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.
Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение
76 собственный облик, следить за тем, чтобы он был оптимальным для того бизнеса, которым занимается (подходил для ее потребительских групп).
Применительно к фирмам принцип компенсации состоит в том, что развивая в себе одни черты, фирма утрачивает другие, за повышение эффективности своей деятельности в одной области расплачивается снижением ее в другой. Иными словами, приспособление фирмы к обслуживанию определенных рыночных сегментов, как правило, происходит ценой утраты других сегментов рынка или за счет уменьшения возможности добиваться успеха на них.
Прямым следствием действия принципа компенсации является множественность путей достижения успеха в конкурентной борьбе. Как не существует товара, идеального для всех потребителей, так не существует и фирмы, идеальной для всех рыночных ниш.
Особенности оценки конкурентоспособности туристских услуг (туристских предприятий):
5. Субъективность оценки результата услуги (клиент часто передает свое
мнение другим, поэтому суммирование субъективных суждений дает
оценку имиджу туристкой фирмы и конкурентоспособности ее услуг).
Исходя из особенностей оценки, можно говорить о том, что
предприятия туристской индустрии ориентируется на следующие
характеристики
По результатам анализа литературы и стандартов, можно выделить следующую номенклатуру оценки конкурентоспособности туристских услуг [54,73]:
Для решения первой задачи используется несколько подходов. Один из них - концепция национального ромба М. Портера. Автор этой концепции водит четыре основополагающих понятий, на основе анализа которых он предлагает оценивать конкурентные преимущества отраслей, закономерности их возникновения, развития и упадка.
Стратегия организаций, их структура и соперничество
Параметры факторов (ресурсов)
Параметры спроса
Родственные и
поддерживающие
отрасли
Рисунок 2.2.1. Детерминанты конкурентного преимущества.
Рассмотрим содержание каждого из блоков.
1. Параметры факторов, под которыми подразумеваются материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы в стране ее
79 базирования. Факторами могут являться: рабочая сила, природные ресурсы, телекоммуникации, дороги и т. д. В зависимости от параметров эти факторы могут выступать либо как возможности, либо как угрозы для организации. Важен не только запас факторов, на данный момент, но и скорость с которыми они создаются, совершенствуются и приспосабливаются к нуждам отраслей.
2. Стратегия фирм; их структура и соперничество,
определяющие силу
конкуренции.
80 медицины и здравоохранения, культуры и образования и др. В свою очередь, у каждой отрасли существуют перекрестные связи с другими.
Основная идея концепции национального ромба - конкурентное преимущество отрасли в рамках государства - определяется детерминантами конкурентного преимущества страны, которые значительно влияют друг на друга. Преимущество в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других.
Необходимо отметить, что преимущество в одном детерминанте не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли, т.к. оно может быть легко устранено фирмами более крупными, с глобальными стратегиями. Поэтому именно взаимодействие во всех детерминантах обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые конкурентам очень трудно уничтожить или скопировать.
Детерминанты создают
внутреннюю среду в отрасли. Можно
выделить следующие события, влияющие
на конкурентоспособность организа
Описание факторов, от
которых зависит
Случай
А ▼
Параметры факторов
J
Стратегии организаций, их структура и соперничество
%—*~
Родственные и поддерживающие отрасли
Параметры спроса
Рис. 2.2.2. Общая система
детерминантов конкурентного
Под действиями правительства понимается влияние исполнительной власти на кредитно-денежную, налоговую, таможенную политику в стране. Правительство также определяет нормы, стандарты, которые могут воздействовать как на производителей, так и на потребителей. Кроме того, оно является крупнейшим заказчиком в экономике. Его влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Анализ особо эффективных отраслей в различных странах показал, что процесс их формирования и развития подчиняется определенным закономерностям. Для его характеристики был введен термин «отраслевой кластер», под которым подразумевается неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний, отличающихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ. Например, возникает несколько организаций с высокими значениями конкурентных преимуществ. При определенных внешних условиях они способствуют росту своих компаний-поставщиков прежде всего за счет ужесточения требований к качеству комплектующих, чтобы обеспечивать потребителей высококачественной
82 продукцией. В данном случае возникает положительная обратная связь и усиливается процесс укрепления конкурентных преимуществ.
Устойчивые конкурентные
преимущества нации могут базироваться
только на прочных конкурентных преимуществах
ее отдельных отраслевых
кластеров. Порождение в отрасли хотя бы одной организации-
прародительницы кластера
конкурентоспособности и конкурентного
потенциала остальных отраслевых
организаций, которые, ведя борьбу за выживание,
укрепляют свои
конкурентные преимущества.
При изменении детерминант конкурентного преимущества страны, в частности при их ухудшении, происходит утрата конкурентных преимуществ, которая может сопровождаться распадом отраслевых кластеров.
При использовании модели М. Портера и любых других моделей необходимо уметь оценивать отрасль посредством определения ее основных экономических показателей, под которыми подразумеваются следующие:
• емкость рынка, т. е. количество
продукции, которое может быть
реализовано за год (выражается в денежном
эквиваленте, штуках
и т. д.);
• виды конкуренции (локальная,
региональная, национальная,
глобальная);
Например, туристская отрасль в Российской Федерации характеризуется быстрыми темпами роста, наличием всех видов конкуренции, высокой продуктовой дифференциацией (разновидностями туров) и т.д.
Основные экономические
показатели отрасли характеризуют
ее текущее состояние, однако, они, даже
будучи проанализированными в
Для учета влияния внешней среды в стратегическом управлении применяется концепция движущих сил, предполагающая, что имеются параметры внешней среды, изменения которых определяют направление и интенсивность отраслевых изменений. Анализ отраслевых движущих сил состоит из двух этапов. Первый - идентификация движущих сил, второй - исследование их влиянии на изменения в отрасли. К движущим силам можно отнесены: