Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:38, автореферат
В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.
Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение
По мере нарастания непредсказуемости внешней среды передовые организации разрабатывали все более сложные и быстродействующие системы управления в новых условиях.
Однако наряду с этим управляющие многих других организаций и ряд ученых предложили противоположное решение: упростить, уменьшить период долгосрочного планирования, отказаться от планирования в пользу интуиции и опыта.
По нашему мнению, оба подхода заслуживают внимания. Успешно противостоять среде можно в том случае, если сложность и быстрота принятия решений в организации соответствуют сложности и быстроте происходящих изменений. Организация ничего не добьется упрощенными или слишком сложными решениями. Таким образом, для того чтобы справляться со все более сложными проблемами своего окружения, менеджменту нужно строить все более сложные системы.
Однако, изучая принципы управленческого поведения, лауреат Нобелевской премии Г. Саймон сделал вывод о том, что как отдельные люди, так и целые организации не могут справиться с проблемами, сложность которых превышает некоторый определенный уровень (концепция ограниченной рациональности), не в состоянии ни понять, что происходит вокруг, ни осуществлять рациональную стратегию организации.
36 Последовательность действий для выбора системы управления, которой можно использовать в работе [66, 101]., представлена на рисунке 1.2.6. и представляет последовательность 4 этапов.
1. Определить характерные черты, которые в ближайшие 5-7 лет будут определяющими для окружения организации.
2. Определить уровень
нестабильности среды
▼ 3. Пользуясь значением уровня привычности, определить, какую систему действий следует выбрать организации.
4. Пользуясь средним значением темпа перемен и предсказуемости,
выбрать необходимую с точки зрения реакции на неожиданность и
скорости изменений во внешней среде систему, например
ранжирование задач, или систему управления в условиях
стратегических неожиданностей.
Рис.1.2.6. Последовательность действий организации при выборе
системы управления.
Определяющими для организации при выборе системы управления являются два фактора: императивы внешней среды и уровень притязаний, установки управляющих. Если организация рассчитывает обеспечивать оптимальную рентабельность при имеющемся у нее наборе видов деятельности и в рамках принятых ею стратегий конкуренции, то ей как минимум необходимо выбрать для себя систему, соответствующую тому уровню нестабильности, который она считает вероятным для данной совокупности видов деятельности в будущем.
В наши дни многое говорит о том, что сложность общества превысила меру понимания тех, кто отвечает за руководство им, а масштабы и сложность деятельности некоторых организаций уже превзошли все возможности управляющих.
Таким образом, для разрешения конфликта между потребностью во все большей сложности, которую диктует необходимое разнообразие, и
37 необходимостью в простоте, вытекающей из ограниченной рациональности, необходимо уменьшение сложности как на уровне организации, так и на уровне общества. Однако это вовсе не означает, что сложным задачам соответствуют упрощенные решения. Следовательно, если руководство не хочет усложнять управленческие системы организации до уровня, соответствующего условиям среды, оно должно пойти по линии упрощения стратегической позиции, покинув нестабильные сферы деятельности.
38
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
В настоящее время туризм - это целая отрасль, которая объединяет ряд предприятий, занимающихся организацией отдыха туристов и предоставляющих потребителю разнообразные услуги [И]. С каждым годом туристская индустрия России все активнее включается в мировой рынок. Однако этот процесс сдерживается рядом факторов, в том числе недостатками государственной политики в области туризма, отставанием отрасли от зарубежных аналогов и т.д.
Роль туризма в современной экономике постоянно растет и меняется. Современный туризм как экономическое явление:
В отношении отдельной страны в международной статистике различают следующие типы туризма:
39
Эти основные типы туризма, по-разному сочетаются, и образуют следующие категории туризма:
Туристская индустрия представляет совокупность гостиниц и иных средств размещения, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культурного, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организации предоставляющие туристско-экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков (Статья 1. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ»). Быстрое развитие массового туризма в мире вызвало адекватное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования [11].
Предприятия туристской индустрии специализируются на оказании определенного комплекса услуг клиентам, вносят дополнительную сложность в сферу стратегического планирования и управления. Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в
40 Российской Федерации» от 24.11.96 г. № 132-ФЗ дает четкое определение таким понятиям как тур и туристский продукт.
В условиях перехода туриндустрии на новые формы
хозяйствования, когда происходит снижение инвестиций в отрасль, ухудшение организации плановой деятельности, ограничение возможности осуществлять долгосрочную инвестиционную политику и т.п. По мере обострения конкуренции, роста издержек, падения производительности и ухудшения качества услуг все больше организаций начинают проявлять внимание к стратегическому управлению и маркетингу. В условиях развитого рынка и высокого уровня банкротств успеха добиваются лишь те компании, которые способны создавать и реализовывать на соответствующем организационном уровне долговременные стратегии. Сегодня на рынке выживают профессионалы, поэтому создание и реализация стратегии становится важнейшим условием существования фирмы в современной ситуации.
Стратегическое управление,
которое включает в себя предвидение,
планирование, контроль и оценку, предполагает
также деятельность
высшего руководства организации по определению предпочтительных
направлений развития, дающих конкурентные
преимущества, и по
средствам реализации поставленных целей
через соответствующие
стратегии путем изменений в организации.
Идеология стратегического
управления базируется на предположении о невозможности с
достаточной степенью точности прогнозировать долгосрочные тенденции, таким образом, стратегическое управление определяется как технология
41 r- ".
управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени.
Развитие туристской индустрии зависит от множества факторов. Управление в туризме специфично и отличается от деятельности других отраслей, хотя на первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия.
В данной работе за объект исследования берется туристская фирма, работающая на российском рынке. Перечисленные выше вопросы играют значительную роль для менеджмента туристских фирмы. Задача управления российской туристкой фирмой состоит не только в том, чтобы выявить эти общие тенденции и закономерности ее развития, но и в том, чтобы найти его специфические особенности. Всегда необходимо помнить, что туризм серьезная и тяжелая работа для работников туристской индустрии, и имеет свою специфику и содержание трудовых отношений. Туризм имеет ряд присущих только ему особенностей. Важно выявить основные отличия от других отраслей, так как это необходимо для работы менеджеров туристской индустрии. Основные особенности управления туристской фирмой вытекают из специфических свойств туристского продукта, предоставляемого туристскими предприятиями и организациями.
Определим специфику стратегического управления туристской фирмой. В соответствии с этим следует определить как глубоко и в каком направлении должен развиваться управленческий инструмент, чтобы правильно решить те специфические проблемы, которые присущи туристским организациям. Туризм имеет ярко выраженную специфику,
которая непосредственно сказывается на российских туристских фирмах [42,11].
Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. Большая часть туристских фирм — небольших размеров. Крупные туристские фирмы создаются лишь в густонаселенных районах, они типичны для туристской индустрии, но это не производство с одним типом организационной структуры управления. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке.
Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий (для туристских фирм), которые в своей деятельности ориентируются на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели — накопление ценностей, движение наличности, прибыль и т.п. Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона. Туристская организация не имеет измеримых целей, нельзя объективно оценить ее производительность и успех. Речь идет о вероятностном характере процессов, происходящих в туристской индустрии. Это значит, что очень сложно точно спрогнозировать все явления и процессы, происходящие в туризме (изменилась политическая обстановка, резко ухудшились климатические условия, изменилась (усложнилась) система налогообложения и т.д.).
Следующая особенность туризма заключается в сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Каждое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов. Здесь можно отметить, что такие группы в стратегическом планировании и управлении называются «стейкхолдеры».
Структуру стейкхолдеров можно представить схематично на рисунке 1.3.1 [101].
Внутренние I
стейкхолдеры:
владельцы.
управляющие.
профсоюзы.
работники
(предприятие ^^
Внешние стейкхолдеры: государство.
политические группы, финансовые структуры.
торговые ассоциации.
Стейкхолдеры на рынке: покупатели, конкуренты, поставщики
Рисунок 1.3.1. Структура стейкхолдеров Туристские организации работают с большим количеством заинтересованных лиц, которые оказывают сильное влияние на организацию. Кроме того, внутри отдельных заинтересованных групп имеются свои интересы. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами. Внутри одной группы (например, среди представителей гостиничных комплексов) прослеживаются различные интересы. Крупные гостиницы чаще всего меньше заинтересованы в предложении курортного сервиса, так как они располагают всеми необходимыми сооружениями для размещения и организации отдыха гостей у себя. Небольшие гостиницы, живущие за счет проезжающих туристов, заинтересованы в том, чтобы туристская организация улучшала курортное предложение и проводила соответствующие мероприятия.