Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:38, автореферат
В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.
Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой 
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы  к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы 
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского  рынка г.________ 
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы 
Заключение
Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы 
к формированию системы 
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение
Введение
Актуальность темы.
В современных условиях 
туризм превратился в один из ведущих 
секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он 
является 
высокодоходной и наиболее динамично 
развивающейся отраслью 
экономики. Туристский бизнес в нашей 
стране на стадии структурной 
перестройки, институциональног
внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей. В течение 90-х годов, основная предпринимательская деятельность в сфере туризма была связана с отправкой российских граждан за рубеж. Въездному и внутреннему туризму не уделялось достаточно внимания, тогда как именно эти виды обеспечивают использование туристского потенциала страны, способствует созданию рабочих мест, развитию инфраструктуры и гарантирует приток денежных средств (в том числе валюты) в государственную казну. Необходимо отметить, что Россия имея огромный туристский потенциал, в настоящее время занимает скромное место на мировом рынке въездного туризма, на ее долю приходиться лишь 1,5 % мирового туристского потока. Вместе с тем, Россия как страна с огромным накопленным историческим и культурным потенциалом, должна в первую очередь обратить внимание на продвижение культурного турима. В европейских странах доля культурного туризма составляет около 37 % международного туризма.
Санкт-Петербург имеет статус культурной столицы и огромное культурное наследие, являющееся объектом показа для недостаточного на данный момент туристского потока, а также близость города к основным мировым центрам по отправке туристов в рамках программ культурного туризма, большинство которых находится в странах Европы. Культурный туризм в рамках роста туристского потока будет способствовать развитию инфраструктуры в городе, оздоровления социальной обстановки, созданию новых рабочих мест, притоку инвестиций. В связи с этим актуальным становиться вопросы стратегического планирования и управления в области туризма. На рынке Санкт-Петербурга в настоящее время работает порядка 15 % от общего числа туристских фирм специализирующихся на приеме иностранных и российских граждан и предоставлении программ культурного туризма. Специализация туристской фирмы на культурном туризме, дает ей устойчивое конкурентное преимущество. В связи с эти для туристской фирмы специализирующейся на культурном туризме целесообразным будет исследование, разработка и использование в своей деятельности основ стратегического планирования и управления, что позволит ей сориентироваться в сложной социально-политической и экономической ситуации, справиться с быстро меняющимися условиями, укрепить свое положение на рынке. Помимо этого эффективная работа туристской фирмы в области прима по программам культурного туризма, увеличит въездной поток в Санкт-Петербург, что соответствует основным целям развития туристкой отрасли города в целом.
Анализ исследования 
в области теории и практики стратегического 
управления и обеспечения конкурентоспособ
Основной целью данной работы является формирование
Стратегических ориентиров развития туристкой фирмы, специализирующейся на культурном туризме, на основе исследования опыта стратегического планирования и управления, подходов к формированию стратегического управления на современном предприятии, подходов к оценке и обеспечения конкурентоспособности на рынке.
В соответствии с определенной целью в диссертационном исследовании поставлены и обоснованы следующие задачи:
6
систему стратегических 
целей и задач для развития 
туристской фирме, 
работающей на рынке культурного туризма, определив
стратегические ориентиры развития, для завоевания прочного
положения на рынке в условиях нарастающей конкурентной 
борьбы. 
Определить основные подходы к организации 
стратегического
управления.
Объект диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования являются 
индустрия 
культурного туризма в рамках Санкт-Петербурга 
и туристская
фирма, занимающейся приемом туристов в области культурного туризма на рынке Санкт-Петербурга.
Предмет исследования.
Предметом исследования 
являются методические проблемы 
совершенствования стратегического управления и планирования,
обеспечивающие конкурентоспособные позиции туристской 
фирмы, 
функционирующей на рынке 
Петербурге.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической и методологической 
основой стали труды по 
экономической теории отечественных и 
зарубежных ученых, реальные 
социально-экономические процессы и результаты 
экономических реформ 
конца XX века в России. В процессе работы над 
диссертацией автором 
применяются научные методы познания 
общественных явлений и 
процессов, а также системно - аналитические, 
логические, статистические, 
моделирование и др. исследования являются 
современная теория 
стратегического управления, планирования 
и анализа, основы
конкурентоспособности фирмы в рыночных условиях хозяйствования.
Рассматривается современная теория туризма, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, по вопросам развития туристкой отрасли и управления туристской фирмой, нормативно- правовые акты, статистические данные, а также полученные материалы, о результатах деятельности туристской фирмы в Санкт-Петербурге, работающей на рынке культурного туризма.
Используемая в исследовании методика основана на применении общенаучных методов разработки стратегий и выработки стратегических альтернатив, экономического анализа полученной информации,
Научная новизна.
Научная новизна диссертационного 
исследования состоит в том, что 
в нем определены методические подходы 
к организации системы 
К основным результатам определяющим научную новизну относятся следующие:
конкурентоспособности туристской фирмы (модель «пяти сил конкуренции», модель «национального ромба» и др.);
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что выводы и результаты, полученные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы туристскими фирмами в работе для их развития на рынке культурного туризма. Кроме того, содержащиеся в работе предложения используются при чтении лекций и проведении практических занятий по курсу «Стратегическое планирование» в Санкт-Петербургском Государственном Университете экономики и финансов. Также результаты исследования были использованы туристской фирмой «Гаудеамус-тур» (Санкт-Петербург) для разработки стратегических ориентиров своего развития.
 
9
Структура и объем работы.
В связи с поставленными задачами диссертационная работа
состоит из введения, трех глав, заключения. Содержит 181 страницу.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цели и задачи, предмет и объект исследования, отражаются научная новизна и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Теоретические основы стратегического управления туристской фирмой в условия транзитивной экономики России» рассмотрены основы и методические положения теории стратегического менеджмента, подходы к организации стратегического планирования и управления в сфере туризма, особенности стратегического управления туристкой фирмой.
Во второй главе «Методические подходы к оценке и обеспечению конкурентоспособности деятельности туристской фирмы» рассмотрены основные составляющие туристской индустрии, понятие и классификация туристских услуг, проведена оценка конкурентоспособности туристской фирмы, определены основные факторы обеспечения конкурентоспособности деятельности туристской фирмы.
В третьей главе «Стратегические 
ориентиры развития туристской фирмы, 
специализирующей на культурном туризме» 
рассмотрены стратегии 
В заключении обобщены результаты проведенного исследования, обладающие признаками научной новизны, сформулированы основные выводы и рекомендации.
 
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления туристской фирмой в условиях транзитивной экономики России
1.1. 
Основные понятия и 
од теорией управления принято понимать научную базу управленческой деятельности, которая определяет направления и пути совершенствования процесса управления в целом, методы реализации его обобщенных функций и вытекающих их них управленческих задач. Ключевым положением теории стратегического управления является системный подход, который представляет собой логический образ мышления, согласно которому процесс обоснования и выработки любого управленческого решения отталкивается от общей цели развития системы и подчиняет ее достижению деятельность всех элементов системы. Такой подход выделяет две основные категории: субъект управления (различные уровни иерархии управления) и объект управления (это любой элемент национальной экономики, на которое направлено управленческое воздействие).
Методология стратегического 
менеджмента - это совокупность 
принципов, специфических методов принятия 
стратегических решений и 
способов их практической реализации 
для достижения целей, 
позволяющих организации оптимально использовать существующий 
потенциал и оставаться восприимчивой 
к требованиям внешней среды 
[66]. Появление стратегического управления 
было вызвано объективными 
причинами (главным образом усилием изменчивости 
среды, в которой 
действует организация) и явилось результатом 
эволюционного
развития подходов к управлению развитием организаций. До него существовали методы и формы долгосрочного и текущего планирования, основанные на оптимизационном моделировании, научно-техническом и экономическом прогнозировании, с помощью которых стремились
 
11
определить тенденции развития производства, направления и характер деятельности организации. Эти меры были довольно эффективны в условиях относительно стабильных производственных целей, состоявших в наращивании потенциала организаций и насыщении рынка товарами, и более или менее постоянной внешней среды, создаваемой с помощью протекционистской политики правительств государств, ограниченных требований, предъявляемых потребителями к товару, а также мягкого законодательства в области социальной ответственности организаций, охраны окружающей среды.