Конкурентоспособность туристской фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:38, автореферат

Краткое описание

В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность туристической фирмы.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

Туристская фирма, как  и любое другое предприятие, сотрудничает с кредиторами, с политическими структурами, с городскими управлениями, с туристами, а также с поставщиками.

 

44

Туристская организация  может быстрее уравновешивать интересы между различными, задействованными в процессе обслуживания, группами, если в своей деятельности она руководствуется общепринятыми нормами, приоритетами и представлениями о ценностях и имеет перед собой широкомасштабные цели по дальнейшему развитию региона. Именно поэтому управление (на уровне туристской организации — политике предприятия, на уровне региона — планированию и координации деятельности путем разработки ведущего образа) уделяется очень большое значение.

Важнейшей особенностью управления туристской фирмы является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Товар в материальном виде (бытовые товары, одежда) существует независимо от его производителя, туристская услуга (а это тоже товар) неотделима от источника ее создания (особенности туристских услуг подробнее будут рассмотрены в параграфе З.1.). Если, например, потребитель туристского продукта в апреле заказал тур на июнь, а в мае туристская фирма прекратила свое существование, то эта услуга потребителю оказана не будет в силу отсутствия ее источника.

Так как туристский продукт  проявляется в виде услуги, то его необходимыми признаками являются присутствие клиента и невозможность складирования этой услуги, т.е. речь идет о том, что туристскую услугу нельзя переслать по почте. В связи с тем, что при реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, процесс предоставления туристских услуг может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. Ведь нельзя с высокой степенью вероятности спрогнозировать поведение туриста — оно зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных факторов. По этой причине в управлении туристской фирмой больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных

 

45 отношений, т.к. туристские услуги предоставляются при непосредственном контакте с людьми.

Внешние эффекты влияют на управление в туристской индустрии. Туризм оказывает большое влияние на такие сферы, как экономика, экология, политика, которые, в свою очередь, воздействуют и на туризм. Туристский регион имеет прибыль от посетителей. Выручка, получаемая от их обслуживания, значима для региона. Сумма денег, которая остается в регионе, будет выше, при продаже большего количества услуг непосредственно на месте. Региону может быть выгоден туризм и в отношении экологии, если отчисления от туризма пойдут на сохранение ландшафта и поддержание его в порядке. В то же время туристы создают высокую загруженность автодорог, оставляют много мусора, в высокой степени эксплуатируют местную природу. Общество получает от туризма выгоду в виде дополнительных рабочих мест. Но каждый туристский регион должен пройти через замену структур, потому что обслуживающий персонал чаще всего привлекается извне, особенно специалисты. Если же приезжие начинают владеть слишком многими земельными участками и предприятиями, то это уже вызывает недовольство среди местного населения. Отчуждение местных жителей может- привести к тому, что новые намерения по развитию туризма .станет тяжело осуществлять. Таким образом, планирование и формирование туризма должно происходить при условии привлечения общественности. Участие в этом процессе всех заинтересованных групп (экономистов, экологов и т.д.) является первейшей необходимостью. Кроме того, должна еще существовать и организация, которая выступит посредником между различными партнерами по туристской деятельности.

Специфика туристского  продукта связана со спецификой туристского спроса [49]. Спрос на туристский продукт не однороден в силу следующих основных причин:

 

    • Неосязаемость и несохраняемость туристского продукта. Сложность в работе менеджера туристской фирмы заключается в том, чтобы убедить покупателя в выгодности именно »его услуги, ведь качество туристского продукта колеблется в весьма широких пределах и зависит не только от поставщиков, но и от времени и места предложения. Хранить туристский продукт невозможно, потому что если клиент отказался от путешествия в последний момент, то заменить его кем-то уже практически невозможно.
  • Разнообразие потребителей туристских продуктов. Это причина неоднородности спроса на них. Различные категории туристов отличаются целью поездки, своими требованиями к туристским услугам, а также ценой, которую они готовы и в состоянии оплатить. Каждому типу туристов соответствует определенный тип туристского рынка. Картина будет еще более разноплановой, если будут учтены особые категории отдыхающих — посетители санаториев и специализированных клиник или обучающиеся. Дальнейшее сегментирование рынка определяется страной проживания туристов. Новейшие методы определения рынка туризма разделяют отдыхающих еще и на группы по стилю жизни. Производители туристских услуг ориентируются на вполне определенные типы отдыхающих. Их потребности они знают хорошо, и удовлетворение этих потребностей приносит им наибольший доход. На туристский спрос очень сильно влияют такие факторы, как доход, структура семьи, возрастной фактор, образование и профессия.
  • Высокая значимость общественных факторов — экономической ситуации в стране, экологии и социальных факторов.

— Экономическая ситуация в стране и экономическое положение каждого отдельно взятого члена общества непосредственно зависит от общей экономической ситуации в стране: чем лучше общее состояние экономики, тем выше спрос на туристские услуги.

 

    • Экология туристского региона. Известно, что экология региона является важнейшим критерием, на который ориентируются люди при выборе места для отдыха. Ясно также, что сам туризм представляет большую опасность для окружающей среды.
  • Социальные факторы. Определенное влияние на спрос туристских услуг оказывают и социальные факторы. Наряду со структурой семей для туризма представляют важность еще три социальных параметра: условия жизни и труда, уровень образования, а также наличие свободного времени:

Условия жизни  и труда. Монотонность и напряженность на работе и в повседневной, делает отдых необходимым для сглаживания ритмов профессиональной деятельности, а отпуск — заслуженной компенсацией за трудности повседневной жизни. Увеличивается спрос на туристские услуги, так как люди стремятся хотя бы на короткое время выйти за рамки урбанизированного мира.

Уровень образования. Чем выше средний уровень образования в обществе, тем больше его члены ценят отдых и возможность знакомства с новыми странами. Чем больше людей имеют квалифицированное образование, тем сильнее спрашиваются услуги, имеющие компонент познания и изучения.

Свободное время. Количество свободного времени, которым располагают субъекты туризма, соответственно влияет на выбор ими туристского продукта. Наличие свободного времени — важный фактор для тех, кто хочет отправиться в путешествие. В обществе, где предоставление отпуска регулярно, создается сравнительно непродолжительное подвижное рабочее время, кроме основного отпуска могут быть позволены частые непродолжительные поездки. В зависимости от этого и определяется спрос на туристские услуги. И туристская фирма предусматривает эти период, как наиболее благоприятные для работы (так, например, в России

 

наибольшее количество отпусков приходится на летний период, поэтому летний сезон является самым доходным).

Особенностью туризма является его сезонность, т.е. зависимость объема туристских услуг прежде всего от природно-климатических условий. При решении проблемы менеджмента в туризме данное явление должно обязательно учитываться руководителями туристских предприятий, поскольку колебания спроса могут существенно ухудшить условия функционирования всей туристской индустрии.

Особенность туризма  как объекта управления выражается в комплексности туристских услуг. Туристская услуга — это все то, что турист принимает во внимание или чем он пользуется во время путешествия (при изменении места своего пребывания и при пребывании в конечном пункте своей поездки). Отсюда следует, что туристская услуга складывается для туриста из целого комплекса услуг.

Турист, который собирается на отдых, вряд ли отправится в 
путешествие, если в конечном пункте поездки не будет возможности для 
проживания или если он не будет обеспечен питанием, транспортом и т.п. 
Туристские услуги, входящие в туристский продукт, выполняются 
различными предприятиями туристской индустрии, поэтому возникает 
высокая степень зависимости друг от друга. Поэтому для успешной работы 
необходима координация усилий различных туристских предприятий. В 
последние годы особенно возросло значение совместной работы между 
туристскими предприятиями. Такая совместная работа предприятий может 
осуществляться на горизонтальном или на вертикальном уровне. Совместная 
работа предприятий или горизонтальное разделение работы организаций, 
имеющих одинаковые интересы, проводится в сферах размещения, об 
служивания, туристского посредничества, оздоровления, воспитания и 
транспорта. На основе чисто производственного базиса развиваются в 
последнее время туристские группы, гостиничные группы, как

горизонтально совместные объединения отдельных предприятий.

 

Возможность кооперации, которая определилась в последнее время, — это система франчайзинга.

Вертикальная кооперация — это объединение предприятий  и организаций, которые стремятся владеть рынком и снизить зависимость от других учреждений. К таким организациям относятся, сформированные в большинстве случаев как государственные туристские организации на национальном, региональном и местном уровне, занимающиеся обустройством мест для отдыха и размещением туристов. Эти организации подвергаются различным интеграционным воздействиям в зависимости от уровня развития экономики своей страны. Это также и объединения предприятий в сферах организации путешествий и гостиничного размещения — такие, как воздушно-транспортные компании, имеющие сеть гостиниц.

Особенности туристкой фирмы как объекта управления указывают на то, что туристские фирмы должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли, и поэтому нельзя механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. И если оправдавшая себя на практике модель управления (например, промышленным предприятием) дает необходимый эффект, то применение ее в туристской отрасли может привести к деградации последней [38]. В связи с этим можно выделить следующие черты, характерные для управления любым туристским предприятием:

• Во-первых, при планировании деятельности туристской фирмы во главу угла должны ставиться нужды, потребности и желания конечных потребителей. С учетом этого и определяется сфера приложения труда любого туристского предприятия. Речь идет о том, удовлетворяет ли туристская фирма нужды промежуточных потребителей (посредников), или это может быть государственный заказ. В связи с этим дислокация туристского предприятия определяется, с одной стороны, месторасположением основного контингента потребителей туристского

 

продукта, а с другой — месторасположением рекреационных  ресурсов, которые являются практически  основным фактором (частью) туристской отрасли;

  • Во-вторых, непервичность туристской услуги. Хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно, туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе. Кроме того, на туристских услугах больше, чем на прочих платных услугах, сказывается изменение покупательской способности населения. На развитие туризма также очень сильно влияют политические и экологические явления;
  • В-третьих, для туристской фирмы гораздо большее значение имеет маркетинг. Это связано с тем, что продавец туристской услуги, не имея возможности представить ее образец-эталон (как это практикуется при реализации товаров), должен найти аргументы в пользу своего туристского продукта, а это можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга. Кроме того, в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в ее оценке возникает необходимость ее постоянного контроля, т.е. эта функция менеджмента приобретает особую значимость;
  • В-четвертых, в специфике туристской услуги. Этот фактор является одним из важнейших при управлении туристскими фирмами. Поэтому особенности туристских услуг оказывают влияние на развитие туристского предприятия и его управление.
  •  

Глава 2. Методические подходы к оценке и обеспечению конкурентоспособности деятельности туристской фирмы

 

2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой

фирмы

«Конкуренция» в переводе с латинского языка - сталкивание. Она 
является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики 
[54]. Средством конкуренции для туристских фирм являются туристские 
услуги (туристский продукт), с помощью которых соперничающие фирмы 
стремятся завоевать признание и получить прибыль. Объектом конкуренции 
считаются потребители, образующие сегмент рынка, выбранный фирмами- 
соперниками, а субъектами фирмы туроператоры и турагенты. 
Конкуренция обязывает туристские фирмы создавать

конкурентоспособный туристский продукт (туристскую услугу).

Основополагающим моментом является мотивация поведения фирмы  на рынке. Фирмы, действующие на рынке, стремятся принимать такие решения, которые обеспечивали получение максимально возможной прибыли. Прибыль исключительно важна для любой фирмы - это побудительный мотив действий фирмы. Возникает вопрос, как максимизировать прибыль. Общий принцип можно свести к тому, что фирме необходимо использовать такой процесс производства, который при одном и том же уровне выпуска продукта (услуги) позволял бы применять наименьшее количество факторов производства, то есть был бы самым эффективным. Фирма осуществляя определенные затраты на формирование туристского продукта должна использовать такой процесс, при котором один и тот же объем услуг обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производств.

Так как большинство  конкурирующих предприятий имеют  устойчивую ориентацию на прибыль, то можно выделить три типа конкурентного поведения (в российской литературе выделяется 3 нижеследующие типа): креативный, приспособленческий, обеспечивающий (гарантирующий) [54].

Под креативным поведением понимается система действий 
конкурентов состоит из мероприятий, направленных на создание каких- 
либо новых компонентов рыночных отношений, которое обеспечивали бы 
превосходство над соперниками (новые туристские маршруты,

предоставление новых  услуг, новые формы технологии и  организации 
туристских маршрутов, новые методы рекламы и быта и т.д.).

Существенно преимущество такого конкурентного поведения - это  существенно изменение структуры спроса и предложения.

При приспособленческом конкурентном поведении учитываются  инновационные изменения в производстве и делаются попытки упредить действия соперников, связанной с модернизацией производства. Такое конкурентное поведение применяется, в том случае, когда фирма не до конца уверена в своих конкурентных преимуществах. Она стремиться, к копированию в небольшие сроки достижений своих конкурентов.

Информация о работе Конкурентоспособность туристской фирмы