Конкурентоспособность туристской фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:38, автореферат

Краткое описание

В современных условиях туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность туристической фирмы.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

По мере количественного  и качественного увеличения факторов 
производства, расширения использования на практике научных 
достижений, все большей открытости национальных границ для 
зарубежных товаров, капиталов и рабочей силы, усиления конкурентной 
борьбы во многих отраслях экономики, предложение стало преобладать над 
спросом. Вместе тем менялся характер потребительского спроса, все 
больше внимания уделялось социальным нуждам, защите прав 
потребителей, актуальными становились проблемы образования, 
экологического равновесия. Существенно возрастала динамичность и 
неопределенность факторов и протекающих в хозяйственной жизни 
процессов. Это в корне меняло хозяйственную ситуацию, значительно 
повышая ее разнообразие и сложность, ставило общество перед

необходимостью реформирования существующей системы взглядов на управление. Стало труднее поддерживать соответствие между увеличивающимися требованиями рынка и деятельностью организации по учету в своей деятельности. На этом этапе возникла методология стратегического управления, задача которого состоит в достижении поставленных целей, обеспечении соответствия потенциала организации требованиям среды, в которой она функционирует, сферы, подверженной динамичным изменениям.

Стратегическое управление возникло в условиях:

 

    • Появления новых, более сложных задач, ооусловленных динамичностью и неопределенностью обстановки, отличающихся большим числом переменных, сложным характером зависимостей, наличием случайных факторов и временных ограничений;
  • При быстрой сменяемости задач и необходимости ускорения реакции организации на изменения в окружающей среде;
  • Высокой цены ошибок от принятия неправильных решений;
  • Отсутствия разработанных формализованных схем и процедур решения качественных неопределенных задач, характерных для управления.

Кризис концепции управления в разных странах имел различную  продолжительность.

Одной из первых работ  «Стратегическое планирование»  в середине 
восьмидесятых годов принадлежит Игорю Ансоффу, который предложил 
модель формирования стратегического плана. Одновременно с ним над 
проблемами стратегического планирования и управления работали ученые 
Гарвардской школы бизнеса и предложили в самом общем виде схему 
формирования стратегического плана, которая основана на процедуре 
SWOT - анализа. Игорь Ансофф одним из первых использовал понятие 
формализованных целей, в отличии от неявно выраженных ценностей 
высшего руководства, которые выделила Гарвардская группа и 
структурировал этапы формирования стратегического плана в виде блок 
схемы. Предложенная им блок схема состоит из 57 блоков, очень 
детализирована. В области разработки схем и моделей стратегического 
планирования и управления можно выделить модель формирования 
стратегического плана Г. Стейнера, но на практики эта модель была 
признана очень условной и плохо привязанной к практике. Российские 
ученые при перехода к рыночные условия хозяйствования, попытались 
также разработать и предложить структурированную модель

стратегического планирования, в основе данной модели лежат следующие

 

постулаты: процесс стратегического  планирования представляет собой последовательность трех этапов: стратегический анализ, целеполагания  и стратегический выбор; стратегия предприятия строиться по иерархическому принципу; стратегическое планирование есть непрерывный процесс, который не заканчивается моментом формирования стратегического плана [100]. Модель процесса стратегического управления можно представить схематично, и рассмотреть на рис. 1.1.1

Необходимость переформулирования стратегии

 




Ан&тиз внешней деловой

окру ж.

среды

Стратегический анализ

Анализ ресурсного потенциала 

предприятия

Целепо-лагание

Ценности руководства 

Ресурсы

возможности

Разработка базовой

стратегии и

стратегических

альтернатив

(конк. страт) 

 

Функцией

альные стратегии

 

Конкретные ; действии

 

   

t

 

V

Процесс согласования

 

Контроль и оценка эффективности реализации

t

 

А

Бизнес -проекты

   

 

     

 

 

Конкретные действия


 

Рис. 1.1.1. Схема процесса стратегического управления. Стратегическое управление - это деятельность, направленная на решение проблем, которую можно рассматривать как сложный информационный процесс. Цикл стратегического управления разбивается на 5 этапов. Процесс формирования стратегического плана начинается с 3 основных этапов: стратегический анализ, целеполагания и разработка базовых стратегий и стратегических альтернатив. Данная схема разработки стратегического плана является наиболее полной и понятной, и основное принципиальное отличие данной модели от моделей других школ стратегического планирования заложено на этапе стратегического выбора.

 

14 Используется принцип иерархичности построения стратегии, который подразумевает, что базовая стратегия разрабатывается одновременно со стратегиями каждого крупного структурного подразделения. Схемы формирования стратегического плана носят наиболее общий характер могут быть видоизменены в зависимости от специфики конкретного предприятия.

В 1995 году Международная  организация Всемирный экономический  форум и Международный институт по развитию менеджмента подготовили «Доклад о конкурентоспособности в мире», согласно которому список наиболее конкурентоспособных стран возглавляют США. Таким образом, США не только осознали глубину стоящей проблемы, но и к середине 60-х годов нашли пути и средства ее решения. Это стало возможным в результате разработке новой парадигмы управления, утверждающей необходимость более полного и глубокого учета факторов, влияющих на деятельность организации. В связи с этим были выделены основные принципы стратегического управления, к которым относятся [66]: о Единство управления. Организация, действующая в динамичных условиях

внешней среды, должна обладать единством целей, интересов и

принципов управления. о Научность. Применение достижений системного, ситуационного подходов

к управлению и формированию целей. Определение на базе научного

анализа лучших способов выполнения задач. о Выделение доминанты развития. Определение перспективы, которая

открывается перед организацией с точки зрения роста, нормы прибыли,

стабильности и технологии: выделение на этой основе стратегических

зон хозяйствования и  стратегических хозяйственных центром. о Экономичность и эффективность. Разработка и реализация стратегии

организации строиться исходя из имеющихся ресурсов и нацелена на

 

15 превышение результатов над затратами в определенном плановом периоде.

о Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами организации.

о Оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий, обеспечивающего реализацию целей организации, рациональное использование существующего потенциала и восприимчивость к требованиям внешней среды.

о Мотивация персонала. Члены организации должны выполнять работу 
в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с 
планом. Необходимо внутреннее побуждение к действиям, которое 
является сложной совокупностью потребностей, которые постоянно 
меняются. Для того чтобы правильно мотивировать труд работников, 
необходимо определить потребности этих работников и найти способ 
удовлетворения этих потребностей через хорошую работу. Разделение 
труда нацелено на выполнение работы, большей по объему и лучшей 
по качеству, при одних и тех же условиях. Это достигается за счет 
сокращения числа задач, на решение которых должны быть направлены 
усилия. Стратегическое управление ставит перед организацией две 
группы задач: краткосрочные, рассчитанные на текущее выполнение, и 
стратегические. Текущие программы и бюджеты ориентируют

оперативные подразделения  организации в их работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, а стратегические программы и  бюджеты закладывают основы будущей рентабельности.

о Корпоративность обеспечивает гармонизацию интересов всего персонала, а гармония интересов в свою очередь способствует достижению намеченных организацией целей.

Становление теории и практики современного стратегического

управления происходит в определенных условиях:

 

16

  • Усиливается противоречивость требований к организации со стороны внешней среды. Интенсивная конкуренция, ускорение связи и транспортировки в глобальном масштабе требуют более быстрых реакций на изменения спроса, действия конкурентов, качество продукции и услуг. Требование развития новых видов продуктов, услуг и технологий. Более короткий жизненный цикл продуктов и услуг и спрос превратил стратегическое управление в обычный (а не исключительный) метод обеспечения прибыльности организации в будущем.
  • Расширяется институциональная перспектива осуществления стратегического управления, поскольку возрастающее значение хозяйственной деятельности как социальной силы, с одной стороны, и растущее внимание государства к социальным вопросам - с другой, диктуют необходимость более тесного взаимодействия между организацией и обществом. Общество будет выдвигать все больше задач и устанавливать приоритеты в распределении ресурсов, что поставит организацию в условия конкуренции и сотрудничества с другими типами организаций, включая государственные учреждения, некоммерческие организации и различные фонды. Новые нужды общества, его требования к организациям и ограничения их деятельности заставят включать переменную социальной ответственности практически в каждое серьезное решение, внесут серьезные изменения в системы целей и ценностей организации.

В процессе принятия решений должны учитываться

дополнительные переменные, такие как культура и политика, поскольку расширение географических границ и политической перспективы  функционирования организацией обусловят необходимость учитывать национальные обычаи, культуру и уровни экономического развития других стран.

Обособленное направление  управленческой деятельности - функция  управления. Анри Файволь, которому приписывают разработку этой

 

17 концепции, считал, что существует пять исходных функций: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль.

В современной литературе наиболее распространены такие функции 
стратегического управления, как планирование, организация, 
распорядительство (или командование), мотивация, руководство,

координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров или заключение сделок.

Наиболее важные из них  представлены на рис. 1.1.1.

Связующие процессы: * *" принятие решений

< ► коммуникации

Рис. 1.1.1. Функции стратегического менеджмента

Рассмотрим, что функции  стратегического управления: • Планирование, предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы их достигнуть. По своей сути планирование отвечает на три основных вопроса:

На каком этапе находится организация (фирма) в настоящее время? Оценка сильных и слабых сторон организации в таких важных областях,

 

18 как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, ресурсы.

В каком направления  хочет двигаться организация (фирма)? Т.е. оценка возможностей и угроз во внешней среде - конкуренция, клиенты, законодательные и политические факторы, экономические условия, технологии, ресурсы, социальные и культурные изменения. Каким способом организация (фирма) собирается этого достичь? Решение этого вопроса подразумевает, какими способами будут достигаться поставленные цели.

Организация. Для того, чтобы организация могла выполнить свои 
планы и тем самым достичь намеченной цели, необходимо

структурировать большое  количество различных элементов  Мотивация. Задача этой функции заключается в выявлении побудительных мотивов деятельности каждого работника организации (фирмы) с цель адресного делегирования конкретных задач. Контроль. Существует три этапа управленческого контроля: Установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах.

Измерение того, что было действительности достигнуто за определенный период, сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

Действие, если это необходимо, по корректировке отклонений от первоначального плана (одно из возможных действий - пересмотр целей, приближая их к реальности в соответствии со сложившейся ситуацией)

Связующие процессы. Для принятия правильного решения, необходима информация, поступающая по средствам коммуникации. Принятие решения. В ходе работы руководитель организации (фирмы) должен выбрать оптимальный вариант из нескольких альтернативных

Информация о работе Конкурентоспособность туристской фирмы