Исследование рынка гостиничных услуг г. Новосибирска

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 09:17, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время наблюдается процесс усиления конкуренции и появления новых форм и методов ведения хозяйственной деятельности предприятиями сферы гостеприимства. На этом фоне новый импульс приобретает развитие предпринимательской инициативы и создание новых предприятий в сфере услуг размещения. Основным вопросом в этой связи является составление бизнес-планов, необходимых для определения перспектив развития создаваемых предприятий; обоснования целесообразности получения банковских кредитов; создания условий для организации рентабельной работы. Особенно актуален этот вопрос для предприятий малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

диплом савченко.docx

— 1.81 Мб (Скачать)

Недостатки линейной структуры управления:

    1. высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления;
    2. отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
    3. перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами;
    4. концентрация власти в управляющей верхушке.

Функциональная организационная структура управления

Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления (рис. 2.2).

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций возлагается на специалистов. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, отдел приема и размещения, плановый отдел и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура управления.

 

Рисунок 2.2 – Функциональная структура управления гостиницей

 

Преимущества функциональной структуры:

  1. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
  3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
  4. исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
  5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки функциональной структуры:

  1. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений;
  2. трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  3. появление тенденций чрезмерной централизации;
  4. длительность процедур принятия решений;
  5. относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Недостатки как линейной, так и функциональной структуры в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.

Линейно-функциональная (штабная) структура управления гостиницей

При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.д.) (рис. 2.3). В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

 

Рисунок 2.3 – Линейно-функциональная структура управления

 

Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях.

Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки.

Преимущества линейно-функциональной структуры:

  1. лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
  2. освобождение главного линейного менеджера от детального анализа проблем;
  3. возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатки линейно-функциональной структуры:

  1. отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
  2. недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует;
  3. чрезмерно развитая система связей по вертикали, то есть тенденция к чрезмерной централизации.

Для осуществления замкнутого технологического цикла обслуживания гостей (рис. 2.4) в гостинице предусмотрены следующие основные службы:[8]

  1. служба бронирования,
  2. служба обслуживания,
  3. служба приема и расчетная часть,
  4. служба эксплуатации номерного фонда.

Это минимальный набор служб, обеспечивающих предоставление основных гостиничных услуг.

 

Рисунок 2.4 – Технологический цикл обслуживания гостей

 

В гостиничных предприятиях различных типов и разной вместимости число служб может быть больше или меньше приведенных выше. Их функции также могут различаться. Например, только в структуре крупных гостиничных комплексов службы бронирования и обслуживания являются самостоятельными структурными подразделениями. На малых же и средних предприятиях функции бронирования и обслуживания клиентов выполняют отдельные сотрудники службы приема и размещения. Это относится также и к службе маркетинга, инженерно-эксплуатационной, финансово-бухгалтерской, коммерческой службам.

Рассмотрим основные функции каждой из перечисленных служб.

К функциям службы бронирования относятся:

  • прием заявок и их обработка (прием заявок осуществляется по телефону, факсу, почте, с помощью компьютерных систем бронирования, после соответствующей обработки заявки сотрудником службы бронирования гостю направляется подтверждение или отказ);
  • составление необходимой документации: графиков заезда на каждый день (неделю, месяц, квартал, год), карты движения номерного фонда.

Служба обслуживания

Данная служба является важнейшей в гостинице, так как персонал именно этой службы работает с клиентами в постоянном контакте и выполняет все функции, связанные с их непосредственным обслуживанием.

Возглавляет службу обслуживания менеджер, которому подчинены швейцары, коридорные, подносчики багажа, лифтеры, консьержи, рассыльные, водители (обслуживают арендованные машины и паркуют автомобили гостей).

Швейцары, как правило, стоят у входа в гостиницу и первыми встречают и приветствуют гостей, помогают им выйти из машины. Швейцары должны владеть информацией об услугах, оказываемых в гостинице, о гостиничных мероприятиях (конференциях, банкетах), месторасположении гостиницы и ее окрестностях. Коридорные сопровождают гостей в номера, а также доставляют туда багаж. Во время сопровождения им рекомендуется поддерживать с гостями разговор. При этом особенно важно дать информацию о предоставляемых гостиницей услугах, о наличии и режиме работы ресторана, кафе, бара, прачечной, химчистки, бассейна, спортзалов. В номере коридорный должен в некоторой степени помочь гостю разместиться, т.е. объяснить (и одновременно проверить исправность), что и как работает (освещение, радио- и телеприемники, кондиционер, телефон, мини-бар).

Консьержи оказывают гостям множество важных услуг. Их можно увидеть за специальным столиком в вестибюле гостиницы или непосредственно на этажах. К наиболее типичным услугам, оказываемым консьержами, относятся:

  • приобретение и доставка билетов в театры;
  • заказ столика в городских ресторанах;
  • заказ и доставка железнодорожных, автобусных и авиабилетов, справки о работе
  • международного, междугородного и внутреннего транспорта;
  • резервирование мест в парикмахерской, косметическом салоне, запись на прием к врачу;
  • информация о местных достопримечательностях, работе музеев, выставок, магазинов;
  • помощь в экстренных случаях (например, вызов врача, юриста, нотариуса);
  • выполнение личных поручений клиентов (осуществление покупок, оформление виз и т.д.).

Служба приема и расчетная часть

К важнейшим функциям службы приема относится приветствие гостя и выполнение необходимых формальностей при его размещении. От того, как примут гостя, как его поприветствуют, как быстро будут выполнены необходимые формальности (проверка бронирования, заполнение анкеты, предоплата), во многом зависит первое, часто самое сильное, впечатление от гостиницы в целом. В этой связи к службе приема предъявляются следующие требования:

  • служба приема должна быть расположена в непосредственной близости от входа в гостиницу. В случае большой площади гостиничного вестибюля динамичный характер интерьера должен сориентировать гостя в направлении расположения стойки службы приема (стойки портье);
  • стойка портье должна быть чистой, без беспорядочно разбросанных бумаг и ненужных предметов;
  • сотрудники службы приема должны иметь безупречный внешний вид и соответствующе себя вести. С гостями необходимо разговаривать только стоя. Нельзя заставлять гостей ждать. Следует всегда помнить, что для портье нет более важной работы, чем прием гостей.

К функциям службы приема и расчетной части относятся также распределение номеров и учет свободных мест в гостинице, выписка счетов и производство расчетов с клиентами.

Одна из функций службы приема – ведение картотеки гостей. На каждого гостя после его пребывания в гостинице заполняется специальная карточка, в которой содержится информация, собранная со всех служб гостиницы, имевших с гостем контакт. При повторном приезде гостя эта информация дает возможность персоналу значительно повысить качество обслуживания, позволяет во многом предвосхитить предпочтения и пожелания гостя. Подобная работа очень важна для целей приобретения постоянных клиентов и является дополнительной рекламой гостиницы.

Служба эксплуатации номерного фонда

Важнейшей функцией службы эксплуатации номерного фонда является поддержание необходимого уровня комфорта и санитарно-гигиенического состояния гостиничных номеров, а также общественных помещений (холлов, фойе, переходов, коридоров).

По численности занятого персонала эта служба является самой крупной службой гостиницы. Как правило, здесь работает до 50% всех служащих отеля.

Службу эксплуатации номеров возглавляет менеджер, которому подчинены горничные, дежурные по этажу, супервайзеры, стюарды и некоторые другие категории работников.

Основной обязанностью горничных является уборка номеров, независимо от того, заняты они или свободны. Уборка номеров бывает: ежедневная, после выезда проживающего, генеральная. Каждый день горничная выполняет текущую и промежуточную уборку номеров.

Уборка номерного фонда осуществляется в следующей последовательности: вначале работы ведутся в забронированных номерах, затем убираются номера, только что освободившиеся от проживающих гостей, в последнюю очередь выполняется уборка в занятых помещениях. Уборку следует производить в отсутствие гостя. Если же гость находится в номере, необходимо прежде получить у него разрешение на уборку.

 

 

    1. Основные и дополнительные услуги предприятия размещения, их роль и значение в обеспечении его конкурентоспособности

Согласно классификации услуг по их важности, приоритетности и степени доминирования, все гостиничные услуги можно разделить на основные и дополнительные. Они, в свою очередь, делятся на крупные блоки, относящиеся к той или иной сфере жизни гостя в гостинице.

К основным услугам любого предприятия характерна жесткая ограниченность и регламентированность законодательными актами. В дополнительных услугах, напротив, действует принцип неограниченности и свободы. Количество дополнительных услуг может намного превышать количество основных и сдерживаться только рамками легальности.

Информация о работе Исследование рынка гостиничных услуг г. Новосибирска