Исследование рынка гостиничных услуг г. Новосибирска

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 09:17, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время наблюдается процесс усиления конкуренции и появления новых форм и методов ведения хозяйственной деятельности предприятиями сферы гостеприимства. На этом фоне новый импульс приобретает развитие предпринимательской инициативы и создание новых предприятий в сфере услуг размещения. Основным вопросом в этой связи является составление бизнес-планов, необходимых для определения перспектив развития создаваемых предприятий; обоснования целесообразности получения банковских кредитов; создания условий для организации рентабельной работы. Особенно актуален этот вопрос для предприятий малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

диплом савченко.docx

— 1.81 Мб (Скачать)

Отдавать «федералам» Сибирь не собираются и местные участники рынка. Так, на текущий момент самым крупным игроком является местная сеть хостелов «Достоевский», учредителями которой являются выпускники ЭФ НГУ Марина Никифорова и Евгений Гришаков. Первый хостел компании открылся в декабре 2010 года, а уже в мае 2013 года в центре Новосибирска появился второй. Как и федеральные конкуренты, «Достоевский» очень активно развивается по всей России по схеме франчайзинга.

На текущий момент, кроме Новосибирска, «Достоевский» представлен в Челябинске, Барнауле, Красноярске, а также в Санкт-Петербурге.Как ранее писал «КС», в течение 3–4 месяцев под брендом «Достоевский» будут запущены хостелы в Омске, Кирове, Ижевске, Есентуках, Березняках, Уфе. Как поясняет соучредитель «Достоевского» Евгений Гришаков, в планах компании – довести количество городов присутствия до 50и охватить самые крупные города России. Такие темпы должны позволить «Достоевскому» стать одной из самых крупных федеральных сетей России. Сейчас новосибирскую сеть можно считать прямым конкурентом хостелов «Бизнес Молодости» и сети «Bear Hostels».

Сами федеральные игроки пока ревностно относятся к конкуренту из Сибири. Так, в самой сети хостелов «Бизнес Молодости» в отношении активного развития «Достоевского» отметили, что «позиции других компаний можно оценивать по прошествии некоторого времени, глядя на их существующие финансовые показатели, а не предполагаемые намерения».

Впрочем, не все игроки рынка берут курс на расширение. Так, новосибирская гостиничная сеть «Fine o’clock», включающая в себя мини-отель в Академгородке и хостел в центре города, в начале года была выставлена на продажу. Соответствующая информация была размещена на одном из порталов по реализации готовых бизнесов. За хостел в центре города его собственники просят 4,5 млн рублей, а цена мини-гостиницы в Академгородке составляет 3,2 млн рублей. Расположенный в центре Новосибирска, хостел имеет два уровня, площадь более 300 кв. метров. Как сообщается, оба помещения оборудованы пожарной, охранной сигнализацией, в них установлены интеллектуальная система вентиляции и система видеонаблюдения с возможностью онлайн-просмотра через Интернет. Сами помещения оформлены в долгосрочную аренду на 5 и 15 лет, соответственно. Бизнес позиционируется как «очень перспективный, долгосрочный, стабильный».

Участники рынка, впрочем, не уверены в такой оценке перспектив. «Не думаю, что речь идет о продаже ликвидного бизнеса. Те, у кого он «пошел», на добровольных началах не выставят его на реализацию», – уверен Илья Иохимович.

В свою очередь, стоимость, за которую «Fine o’clock» выставлен на продажу, эксперты считают завышенной. За такие деньги гораздо проще и эффективнее открыть хостел своими усилиями, взять в аренду площадку и закупить мебель, а оставшиеся средства направить на привлечение клиентов», – уверен Евгений Гришаков. Также участники рынка обращают внимание на имевшую место текучку персонала в компании и на не столь однозначно успешный опыт реализации тех или иных маркетинговых активностей. Ауглавы хостела «Оазис» Антона Капишникова вызывают сомнение источники получения начальных вложений на открытие хостелов его собственниками.

По данным участников рынка, ранее возможность продажи бизнеса рассматривал и собственник новосибирского «Hostel43» Илья Ровбель. Стоит отметить, что упомянутый хостел является одним из самых больших по площади в городе.

Можно ли считать это трендом или все дело в конкретных компаниях, участникам рынка на текущий момент судить сложно. По их мнению, о насыщении пока говорить преждевременно.

 

 

1.3 Обоснование перспектив реализации проекта создания хостела в г. Новосибирске

 

На текущий момент рынок хостелов отличают достаточно низкие барьеры входа как по размеру необходимых инвестиций, так и по отсутствию необходимости лицензирования такого вида деятельности и получения многочисленных разрешений. Именно этот фактор способствует тому, что на рынок очень активно выходят самые разные участники. Пока одни из них активно борются за место под солнцем, многие другие стремятся не закрепиться на рынке и стать одним из крупных игроков, а просто вложить деньги. Отчасти именно из-за этого, по словам новосибирских хостельеров, рынок пока еще нельзя назвать зрелым, и процесс естественного оздоровления ему только предстоит.

Хостелы ориентированы на бюджетных путешественников, которые хотят жить в центре города и платить небольшую сумму (в пределах 1 тыс. руб. за ночь). В таком объекте они получают минимум услуг – фактически койко-место в комнате, часто удобства располагаются на этаже. В основном клиентами хостелов являются школьники, студенты и другие категории экономтуристов. Услугами европейских аналогов мини-отелей пользуются люди разных возрастных категорий и социальных статусов, однако со сравнительно невысоким уровнем достатка.

Одним из минусов такого формата размещения директор по маркетингу гостиницы «AZIMUT Hotels» Мария Василенко называет то, что хостелы не могут обеспечить безопасное проживание: в одной комнате спят незнакомые люди, как правило, в штате мини-отелей нет охраны. Уровень гигиены тоже достаточно низкий – в основном, они используют обычные стиральные машины, а не промышленные и не прибегают к услугам профессиональных клининговых компаний.

Однако в хостелах часто за минимальную цену можно получить комплекс услуг больший, чем во многих отелях.

Большинство инвесторов в этот сегмент представляют собой мелкий бизнес, предприимчивых собственников объектов в центре города, решивших воспользоваться нехваткой экономичных средств размещения в столице Сибири. Хостелы выгодно открывать в местах, где есть достопримечательности, или неподалеку от центра города – тогда цена за место может быть немного выше, чем в хостелах спальных районов. Учитывая этот факт, выгодно развивать пустующую и непривлекательную недвижимость в центре города или вблизи административных и культурных объектов.

Рентабельность качественного хостела может достигать и 50% в зависимости от загрузки, а затраты на открытие при условии аренды помещения составляют около 3 млн.руб.

Основная проблема в открытии хостелов в России – это нелегитимность подобного рода объекта. В основной своей массе хостелы организуются в перестроенных зданиях офисов, фабрик и т.п., в которых нельзя пользоваться газовыми плитами, а значит, нельзя жить. До ноября 2014 г. этот бизнес почти никем не контролировался, хостелы не подлежали лицензированию и сертификации, так как в нашем законодательстве, регламентирующем гостиничную деятельность и деятельность иных предприятий размещения, в принципе не было такого понятия, то сейчас вышел «ГОСТ Р 56184-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.10.2014 N 1393-ст) [1]. То есть если раньше сертификация хостелов проводилась на добровольной основе и большинство этим пренебрегали, то теперь все хостелы должны придерживаться стандартам по данному «ГОСТ Р 56184-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам».

С каждым годом путешествия в Россию становятся все доступнее для туристов из дальнего зарубежья, к нам начали летать low-cost авиакомпании, въездной турпоток в среднем увеличивается на 8% в год. По данным «AZIMUT Hotels», средняя годовая загрузка столичных отелей держится на уровне 70%. Однако большая часть приезжающих в Новосибирск – это деловые туристы, предпочитающие останавливаться в отелях, которые предлагают комфортное размещение и широкий спектр услуг.

В тоже время можно прогнозировать, что при появлении хостелов увеличится поток обычных туристов, а когда этот бизнес станет более прозрачным и понятным, появятся недорогие хостелы и для многих они станут доступными. В ближайшей перспективе форматы низкого ценового гостиничного сегмента будут развиваться высокими темпами, уже сейчас в столице ежегодно открывается 10-15 подобных мини-отелей, а темпы роста отрасли составляют порядка 15-20% в год. Если правильно подойти к делу, учитывая все законодательные коллизии, у хостел-бизнеса есть неплохие перспективы.

Открытие хостела в Новосибирске является весьма привлекательным бизнесом. Согласно последним статистическим данным, Новосибирск – третий по численности город России. Новосибирск является административным центром Сибирского федерального округа. Это крупный мегаполис, культурный и научный центр Сибири. Этот прекрасный город ежегодно встречает тысячи гостей, которые приезжают сюда на отдых и в деловые поездки. Гостиничный бизнес в таких условиях развивается с каждым годом, и сегодня гости города могут подобрать комфортный для себя вариант для проживания.

В таблице 1.9 представлена матрица SWOT-анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития хостелов на рынке гостиничных услуг г. Новосибирска.

 

Таблица 1.9 – SWOT-анализ сегмента хостелов на рынке гостиничных услуг г. Новосибирска

Положительные факторы

Негативные факторы

Сильные стороны

(внутренний  потенциал) (S)

Слабые стороны

(внутренние  недостатки) (W)

Внутренняя среда

1) Местонахождение (в основном центр города).

2) Развитая инфраструктура

3) Продуманное ценообразование.

4) Наличие собственного интернет-сайта.

5) Получение полных данных о гостях (цели прибытия, пол, возраст, город прибытия, и другие данные) в целях обозначения маркетинговой ниши гостиницы.

6) Использование системы мотивации работы персонала.

7) Регулярное повышение квалификации персонала.

8) Новая ниша  в гостиничной сфере

1) Далекое положение хостелов от аэропорта.

2) Маленький срок  работы в области гостиничного  бизнеса, так как хостелы это новое направление развития в России.

3) Не определены параметры постоянного клиента.

4) Нехватка номерного фонда для размещения больших туристических групп.

 

Внешние возможности (O)

Имеющиеся угрозы (T)

Внутренняя среда

1) Оптимизировать ассортимент оказываемых услуг.

2) Привлечение различных постояльцев за счёт эффективного ценообразования.

3) Рост квалификации всех сотрудников.

4) Улучшение качества оказываемых услуг.

5) Особые цены  для постоянных клиентов, продуманное  ценообразование, скидки, оказание  дополнительных услуг клиентам, нацеленное на длительное сотрудничество  с клиентами в будущем.

11) Быстрое развитие  на рынке гостиничных услуг.

1) Жесткая конкуренция  на рынке гостиничных услуг.

2) Неблагоприятная экономическая ситуация в стране.

3) Усиление позиций компаний-конкурентов.

4) Трудно поддающаяся контролю перегруженность хостелов в некоторые сезоны.


 

 

Из таблицы 1.9 видно, что хостелы – это новая ниша на рынке гостиничных услуг, которая появилась недавно и быстро развивается. В Новосибирске еще до 2010 года вообще не было хостелов,  первый хостел открылся в 2010 г., но на сегодняшний день их уже более 40, что показывает быстрый рост данного сегмента и интерес со стороны гостей, так как они имеют невысокую цену проживания. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем хостелы будут сильной конкуренцией для гостиниц.

 

 

 

Глава 2. Понятие и виды хозяйственной деятельности предприятий сферы размещения. Процесс гостиничного обслуживания

    1. Понятия гостиничной индустрии и виды предприятий размещения

 

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», гостиничная индустрия представляет собой вид экономической деятельности, который включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.д. [2]

При этом гостиничная деятельность определяется как деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения по непосредственному распоряжению и управлению им, для предоставления услуг размещения и обслуживания граждан, а также иная деятельность по организации и оказанию гостиничных услуг, включая их реализацию.

В мировой и отечественной практике различают довольно большое разнообразие типов предприятий размещения [7]. Ниже приведена их краткая характеристика.

К коллективным средствам размещения относятся: гостиницы, мотели, клубы с проживанием, меблированные комнаты, общежития, пансионаты. Специализированные средства размещения это коллективные средства размещения, но имеющие специфику: профилакторий, санаторий, лагеря труда и отдыха, конгресс-центры, общественные средства транспорта(поезда, яхты, круизные суда), дома охотника, наземный водный транспорт, преобразованный под средства размещения

Индивидуальные средства размещения – это квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем.

Отель – традиционный тип гостиничного предприятия, располагающийся, как правило, в крупном городе, имеющий большой штат обслуживающего персонала, предоставляющий широкий набор дополнительных услуг и высокий уровень комфорта.

Отель-люкс – малое или среднее по вместимости гостиничное предприятие, обычно расположенное в центре города. Хорошо обученный персонал обеспечивает высокий сервис самым требовательным клиентам – участникам конференций, деловых встреч, бизнесменам, высокооплачиваемым специалистам. Характерна высокая цена номера, включающая все возможные виды обслуживания. Номера имеют несколько комнат, непременно гостиную и изолированную спальню. В некоторых номерах люкс есть кухня с холодильником и встроенным мини-баром.

Информация о работе Исследование рынка гостиничных услуг г. Новосибирска