Анализ туристической отрасли Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Фактически отсутствует позиционирование данных памятников среди платежеспособных целевых групп, а не только в рамках образовательно-познавательного осмотра.
В целом можно заключить, что культурные ресурсы области не имеют современной технологической оболочки для целей туризма (в лучшем случае выступают предметом отраслевого управления в сфере культуры, имеющего другие задачи).

Оглавление

1. Туристские ресурсы на территории юга Тюменской области………………………………..……3

1.1. Культурные ресурсы для целей туризма……………………………………………………………….3

1.2. Природные факторы для целей туризма ………………………………………………………………4

2. Существующие виды туристской деятельности и туристские продукты на территории юга Тюменской области…………………………………………………………………………………………5

3. Основные территориальные туристские макрообъекты юга Тюменской области. Территориальная схема развития туризма Тюменской области………………………………...…..6

4. Приоритетные типы туризма на территории юга Тюменской области…………………….…….9

4.1. Развитие делового туризма в Тюменской области…………………………………………………..12

4.2. Туристские потоки на территории юга Тюменской области…………………………………….….12

5. Современное состояние туроператорской и турагентской деятельности на территории юга Тюменской области………………………………………………………………………………………..13

5.1. Финансовые результаты деятельности организаций туристской индустрии Тюменской области………………………………………………………………………………………………………14

6. Туристская инфраструктура юга Тюменской области…………………………………………….15

6.1. Коллективные средства размещения Тюменской области…………………………………………..15

6.2. Транспортная инфраструктура……………………………………………………………………...…15

7. Кадровое обеспечение туристской индустрии Тюменской области……………………………...16

8. Система управления туристской индустрией на современном этапе……………………………17

9.Ориентиры стратегического развития туризма Тюменской области……………………………21

10.Потенциальные стратегические преимущества туристской отрасли Тюменской области….23

11.Существенные ограничения развития туризма в Тюменской области………………………...24

12. Заключение: Оценка потенциала развития туризма……………………………………………..25

Источники……………………………………………………………………………………………..……

Файлы: 1 файл

Анализ туристической отрасли Тюменской области.docx

— 81.81 Кб (Скачать)

   Также необходимо в координации с субъектами туристского бизнеса и организациями  культуры сформировать основные требования к проекту размещения государственного заказа на подготовку кадров в области  туризма. 
 
 
 
 
 

8. Система управления туристской индустрией на современном этапе 

   Для ускорения развития туризма Правительство  Тюменской области наделило в  мае 2005 года департамент стратегического  развития функциями координации  деятельности следующих государственных  областных структур, курирующих смежные  отрасли, связанные с туризмом:

  • Комитет по культуре.
  • Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия.
  • Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту.
  • Департамент образования и науки.
  • Департамент здравоохранения.
  • Департамент агропромышленного комплекса (АПК). 

   Вопросами туристской деятельности ведают органы местного самоуправления городов Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, а также  другие муниципалитеты. Существенную роль в осуществлении паломнических туров играет Тюменская Епархия. Главными субъектами туристского рынка Тюменской области являются туристские фирмы, которых более 90.  
Значительную конструктивную роль в управление процессами туризма призван играть Совет по развитию туризма при Правительстве Тюменской области и некоммерческое партнерство «Информационно-туристический центр Тюменской области», образованный в 2005 году во взаимодействии с основными субъектами туроператорской деятельности по въездному и внутреннему туризму. 

   Основные  мероприятия департамента стратегического  развития, направленные на развитие туризма: 

   1. Разработана областная целевая  программа «Основные направления  развития туризма в Тюменской  области», утвержденная правительством. 

   2. Создано некоммерческое партнерство  Информационно-туристический центр  Тюменской области (проведено  учредительное собрание, внесен  учредительный взнос, образован  совет партнерства, регулярно  проводятся заседания совета). 

   3. Осуществляется координация работ  по проектам: 

   3.1. Реставрация, реконструкция и  благоустройство объектов в г.  Тобольске и с.Абалак. На этой базе намечено создание туркомплекса и заказника. 

   3.2. Организация речных круизов по  рекам Обь-Иртышского бассейна (разработано 7 технических заданий). 

   3.3. Создание туристической инфраструктуры  в с Покровское. 

   4. Проводятся переговоры с бизнес-структурами по вопросам: 

   4.1. Привлечения инвесторов для строительства  гостиниц (потенциальные инвесторы  Аккор, SAS Rtsider, Hampton и др.). 

   4.2. Организации прямого авиасообщения  с Европой (участвуют региональные  авиакомпании, Эйр Франс, «Germaniwings», BUM-авиа). 

   5. Осуществляется координация деятельности  с руководителями 9 муниципальных  образований юга Тюменской области  по вопросам развития туризма  и разработке конкретных проектов. 

   6. Создана рабочая группа по подготовке заявки для участия в конкурсе на создание на юге Тюменской области особой экономической зоны рекреационно-туристского направления. 

   7. Проведен семинар и серия мастер-классов  в сфере туризма, гостиничного  бизнеса и музейного дела при  участии представителей Немецкой  академии менеджмента (Нижняя  Саксония, Германия). 

   8. Разработаны документы по проведению  конкурса грантов в сфере туризма. 

   9. Заключено соглашение о сотрудничестве в сфере развития туризма в Тюменской области с Федеральным агентством по туризму. План мероприятий разрабатывается (соглашение с ТРО «ОПОРА РОССИИ», с ГУ ТО "Управление по охране, воспроизводству и регулированию объектов животного мира"). 

   10. Осуществляется (еженедельно) отправка  новостной подборки для публикации  согласно адресной рассылки. 

   11. Проводится рекламно-информационная  работа, направленная на участников  туристского рынка: 

   - инвесторов – разработан и распространяется инвестиционный буклет (3000 экз.) с английским переводом, обеспеченный электронной версией; 

   - туроператоров – проведен информационно-рекламный тур для туроператоров из США, а также г. Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, Курган и представителей СМИ; Изготовлен (2000 экз.) полноцветный путеводитель по Тюменской области издательством «Горизонт», кроме того, приобретен путеводитель (2000 экз.) издательства «Авангард», изготовленный по заказу ТНК ВР. Организуется консолидированное представление потенциала Тюменской области на специализированных выставках по туризму (в том числе и на международных), выпускаются информационные листовки, рекламные фильмы, статьи и др. 

   Потребителей – установлены рекламные средства в центре г. Тюмени и на въезде в город, осуществляется пропаганда через средства массовой информации (имеется план продвижения туристских продуктов через информационное агентство «Тюменская линия», ТК «Ладья»). 

   12. Создан специализированный интернет-сайт  о туристском потенциале Тюменской  области с английским переводом.

   Таким образом, исполнительная власть:

  • позиционирует регион как территорию, привлекательную для туризма, проводя эту политику в масштабе области, страны, за рубежом;
  • устанавливает отношения со всеми участниками деятельности в сфере туризма, а именно: гражданами Тюменской области, страны, иностранными; предпринимателями; органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления и др.;
  • планирует и планомерно осуществляет деятельность в сфере туризма, направленную на развитие индустрии.

   Можно сказать, что на данном этапе предприняты  первые и очень важные шаги по формированию целостной системы управления развитием  туриндустрии области 

Законодательная база

     Отсутствие  отраслевого закона является одним  из препятствий развития туристской индустрии на территории юга Тюменской  области. 

     В частности, в данном законе должны быть предусмотрены: 1) закрепление перечня  полномочий и функций органов  государственной власти РФ, органов  государственной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления по развитию туризма; 2) закрепление  мер, регулирующих деятельность участников туристского рынка; 3) закрепление, мер, регулирующих положение потребителей туристских услуг; 3) закрепление мер  по координации действий различных  участников туристского цикла (межотраслевая  координация); 4) закрепление мер по ресурсной политике субъекта РФ в сфере туризма: порядок водопользования, лесопользования, использования земель рекреационного назначения, особо охраняемых природных территорий, земель историко-культурного назначения и т.д. 

Финансы и инвестиции

Хотя  Проектная группа встретила значительные трудности при получении информации о внебюджетных инвестициях в  туристскую индустрию на юге Тюменской  области, данные опросов, а также  непосредственное посещение объектов показа и элементов туристской инфраструктуры членами Проектной группы свидетельствуют  о недостаточности частных вложений в сектор и преобладании бюджетных  инвестиций. Суммарный объем предполагаемых бюджетных инвестиций составит к 2010 году более 8 млрд. рублей. 

Статистическая  информация

Отсутствие  источников надежной статистической информации по югу Тюменской области, бессистемность данных, слабость и неразвитость механизмов сбора и обработки данных может  стать серьезным препятствием для  успешного развития туристской индустрии  на юге Тюменской области. В частности, не фиксируются входящие туристские потоки из регионов России и внутренние потоки (в основном по направлению  Север – Юг). Отсутствует информация по туристским расходам (затраты, производимые туристами). Таким образом, построение системы мониторинга развития туристской индустрии должно стать одной из приоритетных задач. 

Анализ  сильных и слабых сторон туристской отрасли (SWOT-анализ)

На основе проведенной оценки состояния туристской отрасли были определены возможности  и ограничения, преимущества и недостатки при формировании стратегии развития туризма Тюменской области.  

Преимущества (сильные стороны) Недостатки (слабые стороны)
  1. Значительный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал.
  2. Возможность проведения выставок, семинаров и тематических конференций по нефтегазовой тематике в непосредственной близости от мест основных месторождений.
  3. Наличие культурных и исторических памятников федерального значения.
  4. Наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут содействовать развитию туризма.
  5. Проведение массовых мероприятий делового и развлекательного плана, т.е. организации событийного туризма.
  6. Реализация совместных проектов с автономными округами Тюменской области и сопредельными регионами в рамках продвижения макрорегионального турпродукта.
  7. Повышение конкурентоспособности туристской индустрии Тюменской области путем проведения целенаправленной региональной политики и интеграции субъектов туристического рынка.
  1. Недостаточно развитая туристская инфраструктура.
  2. Отсутствие регулирующего законодательства в сфере туризма на уровне РФ, региона, местном.
  3. Слабая система продвижения турпродуктов Тюменской области на внутреннем и международном рынках.
  4. Отсутствие узнаваемости и привлекательности образа региона в области, РФ и мире.
  5. Отсутствие отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма.
  6. Нехватка профессионально подготовленных кадров в индустрии туризма.
  7. Несоответствие цены и качества услуг.
  8. Удаленность Тюменской области от основных мировых и российских мегаполисов.
  9. Неподготовленность населения области к работе с туристами.
  10. Слабо развитая транспортная схема доставки туристов, как из-за рубежа, так и по внутренним линиям.
  11. Отсутствие крупных туроператоров по внутреннему туризму, имеющих собственную туристическую инфраструктуру, собственный инвестиционный потенциал.
  12. Существующее объединение туроператоров не позволяет эффективно координировать совместные усилия по развитию туризма в области.
  13. Отсутствие зонирования, готовности объектов недвижимости к вовлечению в рыночный оборот.
  14. Отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на территории области.
Возможности Угрозы
  1. Выгодное географическое положение, позволяющее привлекать туристов (на пересечении стратегических транспортных коридоров: Запад-Восток, Север-Юг).
  2. Наличие бюджетных возможностей, позволяющих осуществлять целевую финансовую поддержку туристской отрасли (экономически сильный регион) и социальную поддержку отдельным группам населения.
  3. Высокий платежеспособный спрос и стабильная социально-экономическая ситуация в области, способствующие формированию регионального спроса на туруслуги.
  4. Возможность роста рынка туруслуг, при эффективном использовании имеющихся турресурсов и инфраструктуры.
  5. Привлечение иностранных и российских инвесторов для финансирования развития туристской инфраструктуры Тюменской области.
  6. Устойчивое восприятие образа Тюменской области как территории, привлекательной для внутреннего туризма группами потребителей (внутри области, страны, за рубежом).
  7. Интерес нефтегазовых и крупных компаний в поддержании здоровья своих сотрудников.
  8. Возросший интерес граждан к историко-культурному наследию.
  1. Растущая конкуренция среди туристских регионов РФ, Урала и Сибири.
  2. Снижение платежеспособного спроса населения вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики области при ухудшении конъюнктуры цен на энергоносители.
  3. Риск снижения туристского потока при ухудшении криминогенной обстановки в местах дислокации туристских объектов.
  4. Усиление выездного туризма в соседние регионы и заграницу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами на них.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9.Ориентиры стратегического развития туризма Тюменской области 

     Сравнивая сильные стороны и возможности  для туризма в Тюменской области, а также материалы анализа основных тенденций развития основных видов туризма на территории юга Тюменской области, можно выделить основные виды туристических услуг, которые могут стать направлениями роста туриндустрии в Тюменской области. 

     К таким видам в первую очередь  относится деловой туризм. Развитию делового туризма может способствовать открытие новых выставочных площадей, строительство современных и  комфортабельных гостиничных комплексов (3*, 4*, 5*), улучшение качества дорог, транспортных средств, связи и инфраструктуры. 

     Большой потенциал развития имеет рекреационный  туризм, который в первую очередь  представлен санаторно-курортным  и профилакторным лечением, спортивно-оздоровительным отдыхом всех возрастных групп населения. Высокий платежеспособный спрос населения, финансовые возможности многих предприятий и социальные дотации из бюджета области некоторым категориям граждан, а также выгодное географическое положение многих курортов на юге Тюменской области для потенциальных потребителей с северной части области позволяют расширять и улучшать возможности рекреационного туризма. 

     Наличие значительного историко-культурного  потенциала в сочетании с возрастающим интересом к истории и культурному  наследию и высоким платежеспособным спросом позволяют развивать  историко-культурный туризм. Государственная  поддержка историко-культурных объектов (в части их реставрации) и привлечение  частного капитала в создание соответствующей  инфраструктуры, а также проведение фестивалей, ярмарок, конференций фольклорных  мероприятий, использующих природный  и культурный потенциал региона, позволят повысить привлекательность  историко-культурного туризма. 

     Большой потенциал роста имеет спортивный туризм и особенно зимний, связанный  с созданием специальных спортивных сооружений (катков, лыжных трасс, трамплинов и др.) Природные условия с длительной и снежной зимой, ландшафтными возможностями  в сочетании с высоким платежеспособным спросом населения позволяют  рассчитывать на рост спортивного туризма  в Тюменской области. 

Информация о работе Анализ туристической отрасли Тюменской области