Анализ туристической отрасли Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Фактически отсутствует позиционирование данных памятников среди платежеспособных целевых групп, а не только в рамках образовательно-познавательного осмотра.
В целом можно заключить, что культурные ресурсы области не имеют современной технологической оболочки для целей туризма (в лучшем случае выступают предметом отраслевого управления в сфере культуры, имеющего другие задачи).

Оглавление

1. Туристские ресурсы на территории юга Тюменской области………………………………..……3

1.1. Культурные ресурсы для целей туризма……………………………………………………………….3

1.2. Природные факторы для целей туризма ………………………………………………………………4

2. Существующие виды туристской деятельности и туристские продукты на территории юга Тюменской области…………………………………………………………………………………………5

3. Основные территориальные туристские макрообъекты юга Тюменской области. Территориальная схема развития туризма Тюменской области………………………………...…..6

4. Приоритетные типы туризма на территории юга Тюменской области…………………….…….9

4.1. Развитие делового туризма в Тюменской области…………………………………………………..12

4.2. Туристские потоки на территории юга Тюменской области…………………………………….….12

5. Современное состояние туроператорской и турагентской деятельности на территории юга Тюменской области………………………………………………………………………………………..13

5.1. Финансовые результаты деятельности организаций туристской индустрии Тюменской области………………………………………………………………………………………………………14

6. Туристская инфраструктура юга Тюменской области…………………………………………….15

6.1. Коллективные средства размещения Тюменской области…………………………………………..15

6.2. Транспортная инфраструктура……………………………………………………………………...…15

7. Кадровое обеспечение туристской индустрии Тюменской области……………………………...16

8. Система управления туристской индустрией на современном этапе……………………………17

9.Ориентиры стратегического развития туризма Тюменской области……………………………21

10.Потенциальные стратегические преимущества туристской отрасли Тюменской области….23

11.Существенные ограничения развития туризма в Тюменской области………………………...24

12. Заключение: Оценка потенциала развития туризма……………………………………………..25

Источники……………………………………………………………………………………………..……

Файлы: 1 файл

Анализ туристической отрасли Тюменской области.docx

— 81.81 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Туристские ресурсы  на территории юга Тюменской области………………………………..……3

1.1. Культурные  ресурсы для целей туризма……………………………………………………………….3

1.2. Природные  факторы для целей туризма ………………………………………………………………4

2. Существующие виды  туристской деятельности  и туристские продукты  на территории  юга Тюменской  области…………………………………………………………………………………………5

3. Основные территориальные  туристские макрообъекты  юга Тюменской  области. Территориальная  схема развития  туризма Тюменской  области………………………………...…..6

4. Приоритетные типы  туризма на территории  юга Тюменской  области…………………….…….9

4.1. Развитие  делового туризма в Тюменской  области…………………………………………………..12

4.2. Туристские  потоки на территории юга Тюменской  области…………………………………….….12

5. Современное состояние туроператорской и турагентской деятельности на территории юга Тюменской области………………………………………………………………………………………..13

5.1. Финансовые результаты деятельности организаций туристской индустрии Тюменской области………………………………………………………………………………………………………14

6. Туристская инфраструктура юга Тюменской области…………………………………………….15

6.1. Коллективные средства размещения Тюменской области…………………………………………..15

6.2. Транспортная инфраструктура……………………………………………………………………...…15

7. Кадровое обеспечение туристской индустрии Тюменской области……………………………...16

8. Система управления туристской индустрией на современном этапе……………………………17

9.Ориентиры стратегического развития туризма Тюменской области……………………………21

10.Потенциальные  стратегические преимущества  туристской отрасли  Тюменской области….23

11.Существенные ограничения развития туризма в Тюменской области………………………...24

12. Заключение: Оценка потенциала развития туризма……………………………………………..25

Источники……………………………………………………………………………………………..……25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Туристские ресурсы  на территории  юга Тюменской  области

1.1. Культурные  ресурсы для целей туризма 

     Наличие культурных ресурсов на юге Тюменской  области определяется несколькими  волнами культурного освоения (историко-культурными  периодами развития) данной территории: 

     1. Памятники, связанные с существованием  на территории коренного угорского  населения региона, предков манси  и ханты, а также памятники  культурных волн освоения данного  региона кочевыми народами (тюрками). На территории юга области  существуют памятники каменного  и бронзового веков, следы пребывания  древних ариев (на территории Ингальской долины), памятники скифо-сарматской и сарматской культур (р. Тобол, Пышма, Исеть, Иртыш) 

     2. Памятники, отражающие формирование  первых государств: в нач. XIV в. Тюменского ханства (первое государство за Уралом) с центром в поселении Чимги-Тура (современная Тюмень); после распада Золотой Орды в сер. XIV в. Сибирского ханства с центром в Искере (Кашлык). 

     3. Памятники истории и культуры  периода завоевания Сибири русскими, российской колонизации Сибири: поход Ермака против Сибирского  ханства, завоевание «Старой Сибири»  (Искер), создание «Новой Сибири» (Тобольск, Тюмень). 

     4. Памятники Тобольска периода  его расцвета в качестве столицы  Сибири, превращение Тобольска и  Тюмени в важнейшие опорные  точки дальнейшего продвижения  русских на восток и главные  транзитные пункты на сибирских  торговых путях. 

     5. Памятники эпохи XIX века, эпохи  декабристов, на фоне упадка  Тобольска и усиления Тюмени  в связи изменением направления  Московско-Сибирского тракта и  сооружением Транссибирской магистрали

     6. Памятники рубежа XIX – нач. ХХ века, в том числе связанные с темой Распутина и Романовых. 

     7. Памятники советской эпохи довоенного  и военного времени, индустриализации  региона. 

     8. Памятники освоения территории  в качестве нефтегазового региона.

     Особенно  следует отметить достопримечательности, места исторической памяти и силы, имеющие общероссийское назначение: связанные с историей и культурой  России археологические раскопки стоянок, датированных более чем III тысячелетием до нашей эры(Ингальская долина (особенно урочище Бузан), многочисленные курганы); места ссылки декабристов; путь Ермака; г.Тобольск – «Врата Сибири» и ее первая столица; православная святыня – Абалакский монастырь; места пребывания царской семьи и родина Распутина; памятники других религиозных конфессий; музеи истории Сибири. 

     В число исторических личностей, связанных  с Тюменской областью, входят: Николай II Романов, Д.И. Менделеев, А.А. Алябьева, П.П. Ершов, Г.Е. Распутин, С.И. Мамонтов, Г.Н. Потанин, Н.В. Никитин, С.Г. Волконский, В.К. Кюхельбекер, Е.П. Оболенский, М.И., , Е.С. Матвеев, Ю.А. Гуляев. Н.А. Абрамов, П.Н. Буцинский, М.С. Знаменский, Г.Ф. Миллер, С.У. Ремезов, П.А. и И.Я. Словцовы, а также имена, известные во всем мире - Гумбольдт, Стеллер, Паллас, Мессершмидт, Дефо, Дюма и др. 

     Культурные  ресурсы перечисленных периодов в разной степени включены в туристские технологии и ориентированы на различные  историко-культурные интересы аудитории.  
В настоящее время туристские культурные ресурсы области (с автономными округами) характеризуется показателями, заметно превосходящими среднероссийские значения.  
Туристские культурные ресурсы (объекты туристского интереса) включают: более 1000 объектов истории, культуры и досуга, в том числе 28 музеев, 4 театра; 764 учреждений культуры и досуга; 2107 спортивных сооружений, сотни археологических памятников и др. 

     По  числу объектов (количественный показатель), составляющих туристские культурные ресурсы (музеев, театров, памятников истории  и культуры, спортивных сооружений и т.д.), Тюменская область входит в первые семь регионов России и  сопоставима с рядом развитых стран, таких как Канада, Норвегия, Германия и др. 

     Пакет культурных ресурсов обеспечивает конкурентоспособность  туристской индустрии области, хотя в регионах Сибири эксплуатируются  примерно такой же пакет историко-культурных тем (освоение Сибири, этнография, декабристы и т.д.) и ресурсов. Конкурентоспособность  Тюменской области будет определяться наличием проектов культурного туризма, максимально активно использующих данные культурные ресурсы в современной технологической «упаковке». 

     На  сегодня степень вовлечения данных ресурсов в технологии туризма не велика (за исключением Тобольска  и Тюмени): ряд памятников не доведены даже до экспозиционного состояния, не выстроена интерпретация культурных ресурсов для целей туризма, отсутствует  событийный инструментарий (менеджмент региональных и общероссийских событий  на основе данных культурных ресурсов). 

     Фактически  отсутствует позиционирование данных памятников среди платежеспособных целевых групп, а не только в рамках образовательно-познавательного осмотра.  
В целом можно заключить, что культурные ресурсы области не имеют современной технологической оболочки для целей туризма (в лучшем случае выступают предметом отраслевого управления в сфере культуры, имеющего другие задачи). 
 

1.2. Природные  факторы для целей туризма 

     Географическое  положение Тюменской области, расположенной  в пределах Западно-Сибирской равнины, в основном в между¬речье Тобола и Ишима, в лесостепной и степной природных зонах, благоприятно для развития туризма. 

     Экологически  чистые ландшафтные и рекреационные  комплексы, заказники с разнообразной  флорой и фауной, многочисленные водные объекты, представляющие интерес для  экологического и охотничье-рыболовного  туризма. 

   Среди ключевых ограничений, формируемых  природными факторами:

  • Короткий летний туристский сезон (зимой возможно развитие зимних видов туризма)
  • Наличие комаров и гнуса
  • Заражение рыбы карповых пород описторхозом
  • Недостаток исключительных по своей туристской привлекательности природных объектов и явлений (гор, водопадов, пещер и т.д.).

   На  территории юга Тюменской области  расположены: 2 государственных природных  заказника федерального значения — "Тюменский" и "Белозерский", 33 заказника регионального значения, 29 памятников природы. Кроме них  к особо охраняемым территориям  относятся водно-болотные угодья международного значения "Озера Тоболо-Исетской лесостепи". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Существующие виды  туристской деятельности  и туристские продукты  на территории  юга Тюменской  области 

   К настоящему моменту наибольшее развитие на юге Тюменской области приобрели:

  • историко-культурный туризм, основанный на экскурсионном интересе к памятниками истории и культуры на территории области, как со стороны внутрирегиональных потребителей (в основном в форматах образовательного туризма, поездок выходного дня и т.д.), так и со стороны гостей области (в формате осмотра достопримечательностей).
  • деловой туризм, связанный с функционированием на территории области центров государственного и бизнес- управления, предприятий нефтегазового сектора, энергетики и т.д., включающий собственно деловую (организация командировок, встреч, переговоров, рабочих визитов, конференций и др.), познавательную (знакомство с достопримечательностями, культурная программа), рекреационную (отдых и развлечения), составляющие, которые должны быть отнесены к туристской деятельности;
  • рекреационный отдых в санаториях и на базах отдыха, в подавляющий степени людей, проживающих на территории Тюменской области, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа - Юрга (ХМАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), в небольшой степени – отдыхающих из других регионов;
  • медицинский туризм (для жителей автономных округов и других регионов) – специальные медицинские и оздоровительные услуги в учреждениях области, в т.ч. в рамках программы «Сотрудничество»;
  • охотничье-рыболовный туризм, как организованный и лицензированный (небольшая доля), так и неорганизованный (большинство), связанный с использованием природных ресурсов, в основном ориентированный на внутрирегиональный спрос;
  • шопинг, досуг и развлечения, в первую очередь для жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Юрга и Ямало-Ненецкого автономного округа, на территории которых нет таких крупных центров развлечений и торговли потребительскими товарами, как в Тюмени;
  • передвижения, связанные с отдыхом на природе, в большинстве своем ориентированные на отдых у воды, сбор дикоросов и т.д., имеющие массовый характер, но не управляемые со стороны государства и бизнеса;
  • паломнические поездки в религиозные центры Тюменской области, из которых Тобольск является центром макрорегионального значения в масштабе Урала и Сибири.

   Все перечисленные виды деятельности являются типичными для всех регионов, обладающих сходным набором базовых (культурных, природных и т.д.) ресурсов. Деловой и культурно-культурный туризм (выросшие на базе 2-х специализаций региона: сосредоточение столичных функций административного центра и центра нефтегазовой провинции в Тюмени во 2 половине ХХ века; сосредоточение культурных и административно-управленческих функций столице Сибири в Тобольске в XVIII веке) являются видами деятельности, работающими не только на внутрирегиональном рынке, но и на рынке РФ. 

Информация о работе Анализ туристической отрасли Тюменской области