Анализ туристической отрасли Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Фактически отсутствует позиционирование данных памятников среди платежеспособных целевых групп, а не только в рамках образовательно-познавательного осмотра.
В целом можно заключить, что культурные ресурсы области не имеют современной технологической оболочки для целей туризма (в лучшем случае выступают предметом отраслевого управления в сфере культуры, имеющего другие задачи).

Оглавление

1. Туристские ресурсы на территории юга Тюменской области………………………………..……3

1.1. Культурные ресурсы для целей туризма……………………………………………………………….3

1.2. Природные факторы для целей туризма ………………………………………………………………4

2. Существующие виды туристской деятельности и туристские продукты на территории юга Тюменской области…………………………………………………………………………………………5

3. Основные территориальные туристские макрообъекты юга Тюменской области. Территориальная схема развития туризма Тюменской области………………………………...…..6

4. Приоритетные типы туризма на территории юга Тюменской области…………………….…….9

4.1. Развитие делового туризма в Тюменской области…………………………………………………..12

4.2. Туристские потоки на территории юга Тюменской области…………………………………….….12

5. Современное состояние туроператорской и турагентской деятельности на территории юга Тюменской области………………………………………………………………………………………..13

5.1. Финансовые результаты деятельности организаций туристской индустрии Тюменской области………………………………………………………………………………………………………14

6. Туристская инфраструктура юга Тюменской области…………………………………………….15

6.1. Коллективные средства размещения Тюменской области…………………………………………..15

6.2. Транспортная инфраструктура……………………………………………………………………...…15

7. Кадровое обеспечение туристской индустрии Тюменской области……………………………...16

8. Система управления туристской индустрией на современном этапе……………………………17

9.Ориентиры стратегического развития туризма Тюменской области……………………………21

10.Потенциальные стратегические преимущества туристской отрасли Тюменской области….23

11.Существенные ограничения развития туризма в Тюменской области………………………...24

12. Заключение: Оценка потенциала развития туризма……………………………………………..25

Источники……………………………………………………………………………………………..……

Файлы: 1 файл

Анализ туристической отрасли Тюменской области.docx

— 81.81 Кб (Скачать)

   По  цели приезда туристов в Тюменскую  область их можно разделить следующим  образом:

  • 55,2% -деловой и профессиональный туризм;
  • 23,3% - туризм досуга и отдыха;
  • 15,9% - оздоровительный туризм. 

   Следует отметить, что основной целью иностранных  туристов является деловой и профессиональный туризм – 95,3 %. 

   Низкое  числовое значение показателя въездного  турпотока свидетельствует о недостаточных потребительских свойствах Тюменского турпродукта. 

   Внутренний  поток туристов (более 130 тыс. чел.) по оценкам турфирм вырос за 2 года на 2 тыс.чел. (67%) и достиг 5,2 тыс.чел., по санаториям и домам отдыха - на 48 тыс.чел. (65%) и достиг 121 тыс.чел. 

   Объектами управления и включения в туриндустрию юга области пока не стали транзитные потоки по основным трассам Тюмень - Ханты-Мансийск, Тюмень - Омск, Тюмень - Екатеринбург, Тюмень – Курган

5. Современное состояние туроператорской и турагентской деятельности на территории юга Тюменской области 

     Турфирмы  области имеют высокий темп развития: за 2 года (2003, 2004) на юге Тюменской  области по отношению к 2002 г. турпоток (через турфирмы) вырос на 52%, по иностранцам на 76% (в автономных округах рост в 3 раза меньше). 

     По  состоянию на 01.01.2005 на территории юга  Тюменской области действует 140 лицензированных  организаций, занимающихся туристской деятельностью, большинство из которых  ориентированы на выездной туризм. В том числе 130 турфирм зарегистрировано в Тюмени, 5 – в Тобольске, 3 –  в Ялуторовске, 1 – в Ишиме, 1 –  в Тюменском районе. 

     Лишь  несколько из числа турфирм г. Тюмень и г.Тобольск имеют развитые программы по приему и туристскому обслуживанию на территории Тюменской области. Анализ деятельности регионального турбизнеса показывает, что въездной турпродукт занимает незначительную долю в структуре деятельности даже у лидеров отрасли, и не играет определяющей роли в прибылях туристских компаний на фоне продаж услуг выездного туризма. 

   На  прием время от времени, в зависимости  от сезона, заказов и т.д. работают до 10-15% фирм от общего числа турфирм  области. Из всего числа операторов не более 8-10% можно считать специализирующимися  на въездном и внутреннем туризме. 

   Среди ключевых тенденций в туроперейтинге:

  • Конкуренция за ресурсы
  • Несоответствие уровня развития различных элементов туристического цикла (технологической цепочки) – туроператоры готовы обеспечить поток, при этом уровень приема в конкретных точках и развитость местной инфраструктуры не соответствует возможностям спроса и потока. Подготовленной точкой можно считать только Тобольск. Остальные населенные пункты имеют выраженные инфраструктурные недостатки.
  • Укрупнение на рынке туроператорской деятельности. 60-70% рынка въездного и внутреннего туризма консолидировано крупнейшими региональными компаниями, которые могут обеспечить качественные и технологичные услуги. Новым компаниям очень сложно войти на рынок. Пул сильнейших туроператоров сложился, мелкие компании либо будут в большинстве поглощены крупными, постепенно исчезнут, либо станут работать в определенных нишах.
  • Специализация в туроперейтинге. Региональные туроператоры все более специализируется на определенных видах туризма, распределяются по деятельности на соответствующих рынках. Данный процесс обусловлен тем, что региональные операторы не могут продавать сразу все продукты: качество продуктов снижается при «распылении», а также операторы не удерживают такое количество маркетинговых коммуникаций, связанных с позиционированием и продажами.

Основные  направления специализации: 

1. Паломнические  поездки осуществляются паломническим  отделом Тобольско-Тюменской Епархии;  
2. Туры по религиозным местам с преобладанием культурно-исторической компоненты осуществляется 2-3-мя турфирмами; 

3. Ряд  туроператоров специализируется  по маршрутным направлениям (к  примеру, турфирма «Симтур» на межрегиональном маршруте Тюмень - Кунгурская пещера, турфирма «Глобус» на маршруте в Ингальскую долину и т.д.)

  • Достройка технологических цепочек в целях получения большей добавленной стоимости в рамках компании полного цикла. Данный процесс происходит в двух направлениях: «от владельцев инфраструктур» и «от операторов потока». Либо владельцы инфраструктур включают в технологическую цепочку туроператорские функции (например, оператор «Евросезон», выросший на базе гостиницы «Славянская» в Тобольске), либо операторы инвестируют в развитие собственных инфраструктур размещения и приема (базы отдыха и т.д.).
  • Субъекты турбизнеса «добирают» региональный рынок, подогретый ростом потребительских секторов, развитием ритейла и потребительского кредитования. Рост в среднесрочной перспективе будет обеспечен емкостью регионального (юг Тюменской области) и макрорегионального рынков (в масштабе Тюменской области с автономными округами и регионов Урала).
 
 

5.1. Финансовые результаты деятельности организаций туристской индустрии Тюменской области

 
             По данным государственной статистики финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций туризма по Тюменской области (с автономными округами) являлся в 2003 году самым плохим по Российской Федерации и составлял – (минус) 92,2 млн. руб. По югу Тюменской области финансовый результат составил (минус) 0,1 млн. руб. Следующие с конца субъекты Федерации: Краснодарский край (- 61,7 млн. руб.), Свердловская область (- 20,6 млн. руб.), лучшие в группе регионов – Томская область (1 млн. руб.), Новосибирская область (0,2 млн. руб.), лучшие по РФ – Хабаровский край (38,6 млн. руб.), Нижегородская область (15,3 млн. руб.), Волгоградская область (14,2 млн. руб.), для справки Москва – 342,1 млн. руб., Санкт-Петербург – 12 млн. руб.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Туристская инфраструктура юга Тюменской области

6.1. Коллективные средства размещения Тюменской области 

     В текущем периоде инфраструктура туристской отрасли Тюменская область (без АО) включает 77 коллективных средств  размещения, в том числе 43 гостиницы  и аналогичные средства размещения и 34 специализированных места размещения (санаторно-курортные организации, туристские базы и т.д.). Из них только 3-м («Президент-Отель», «Тюмень» и «Славянская» в Тобольске) может быть присвоена  категория 3-4* (менее 6%) и 3-м гостиницам категории 1-2* (менее 8%), а остальные (более 80%) являются некатегорийными. При этом основная часть гостиниц построена в советский период и подлежит модернизации и/или ребрендингу. Единовременная вместимость коллективных средств размещения (без АО) составляет 3,7 тыс. мест. 92% гостиниц Тюменской области относятся к некатегорийным.

     Число гостиниц и аналогичных средств  размещения в Тюменской области  сократилось с 1995 года по 2002 на 15%, но начало расти с 2003г. (на 12% в 2003). 

     В инфраструктуре имеются узкие места: дефицит номеров эконом и бизнес класса (только 15% гостиниц могут считаться  категорийными); нехватка мотелей. Наблюдается дефицит номеров эконом-класса, апарт-отелей, гостиничных конференц-залов. 

     Статистическая  информация свидетельствуют о явной  недостаточности и моральной  изношенности гостиничного фонда на юге Тюменской области.

     Область находится в группе «середняков» среди регионов Урала и Сибири по развитости инфраструктуры размещения и проходящему через нее турпотоку 

     Рынок гостиничных услуг «нагрет» и  не дает перейти к конкуренции  по качеству и издержкам, а также  ограничивает возможности социального  и детского туризма 

6.2. Транспортная инфраструктура 

     Степень развития туристского автотранспорта (3 автобуса в собственности турфирм  и несколько арендуются) не достаточна для интенсификации развития туризма  в области. Отсутствие регулярных автобусных и речных туристских маршрутов препятствует активному развитию туристских продуктов  на территории юга Тюменской области. Отсутствие регулярного прямого  воздушного сообщения с аэропортами  стран дальнего зарубежья значительно  препятствует развитию международного туризма (в то же время аэропорт «Рощино» обладает возможностями по приему большегрузных  самолетов типа Боинг 737 и 757).

Тюмень  занимает среднее место среди  городов Сибири и Урала по мощности аэропорта.

Качество  областных транспортных магистралей, а особенно подъездных путей к  большинству туристских объектов на территории юга Тюменской области  находится на достаточно низком уровне. Все эти данные свидетельствуют  о необходимости произведения значительных капитальных вложений в туристскую инфраструктуру для увеличения туристских потоков и доходности туристкой  индустрии. 

     К объектам, входящим в основные туристские маршруты, ведут ремонтируемые в  настоящее время автотрассы (Тюмень - Покровское - Тюмень - Ингальская долина) и водные пути (Тюмень – Тобольск – Абалак – Ханты-Мансийск – Салехард). 

Долгосрочная  перспектива развития туризма в  области будет связана с межрегиональными маршрутами, в частности, по Транссибу, который позиционирован на зарубежных рыках в качестве экстремального транспортного коридора по Сибири, и пользуется популярностью пока у единичных потребителей. 
 
 
 
 
 
 

7. Кадровое обеспечение туристской индустрии Тюменской области 

     На  юге Тюменской области в туристских фирмах, оздоровительных учреждениях  и в том числе в гостиничном  бизнесе занято около 1,8 тыс. человек. Кроме того, в отраслях, связанных  с туризмом (торговля, общественное питание и т.д.) занято более 30 тыс. человек. 

   В туристской индустрии области ощущается  острый дефицит высококвалифицированных  кадров, особенно:

  • маркетологов, менеджеров по специальностям «Организация обслуживания в гостиницах и туркомплексах, общественном питании, в музейной деятельности, обслуживающего персонала 3* и 5* отелей со знанием иностранного языка и других»;
  • профессиональных кадров для категорийных гостиниц (горничные, официанты, бармены и другие);
  • квалифицированных гидов и экскурсоводов (особенно - со знанием языков) и других. 

   Средняя зарплата на юге области составляет в гостиничном хозяйстве 5,7 тыс. руб.; в оздоровительных учреждениях  – 3,9 тыс. руб., в турфирмах – 2,2 тыс. руб. Следует отметить очень низкую зарплату в турфирмах Тюменской  области, которая почти вдвое  ниже среднероссийской, что безусловно снижает эффективность работы турфирм. 

   Отсутствие  профессиональной подготовки у подавляющего большинства предпринимателей и  руководителей государственных и муниципальных предприятий туристской индустрии, в совокупности с дефицитом квалифицированных кадров является одной из главных причин низкой эффективности работы, снижения конкурентоспособности и убыточности более 30% предприятий отрасли.  
      Вопросами воспроизводства кадров туристской отрасли в настоящее время, главным образом, занимается Тюменский государственный институт культуры и искусства, Тюменский государственный институт, Тобольский педагогический институт, два учреждения среднего специального образования. 

   Тюменский государственный университет осуществляет подготовку по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (в настоящее  время обучается 121 студент 1-2 курса). Первый выпуск предполагается в 2009 году. 

   Тюменский государственный институт культуры и искусства проводит обучение:

  • по специальности «Музееведение» (в настоящее время обучается 62 студента (очная и заочная форма). Годовой выпуск – 11 человек в 2006 году;
  • по специальности «Менеджмент в социально-культурной деятельности», специализация «Экономика и управление в сфере туризма» (в настоящее время обучается 493 студента (очная и заочная форма). Годовой выпуск – 95 человек в 2006 году.

   Необходимо  отметить малое количество специальных  стажировок и программ подготовки (переподготовки), в частности – гидов и экскурсоводов (например, из числа неработающих педагогов).  
      Другим существенным недостатком системы подготовки кадров юга Тюменской области является недостаточность профессиональной квалификации специалистов туристской индустрии, выпускаемых ВУЗами Тюменской области, что препятствует их дальнейшему трудоустройству.  
В целом процесс воспроизводства кадрового потенциала осуществляется на недостаточном уровне и требует мер по стимулированию подготовки кадров, в ориентации на современные технологические требования и требования рынка.

Информация о работе Анализ туристической отрасли Тюменской области