Роль малого бизнеса в Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение роли малого бизнеса в развитии местного самоуправления.
Для того, чтобы достичь поставленной цели следует решить ряд задач:
рассмотреть понятие и сущность малого бизнеса;
проанализировать особенности развития малого предпринимательства России и развитых странах;
сформулировать роль малого бизнеса для экономики страны и региона;
проанализировать развитие малого бизнеса Тюменской области, его проблемы и перспективы.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность, развитие и роль малого предпринимательства 4
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса 4
1.2 Развитие малого предпринимательства в России и за рубежом 13
1.3 Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления 19
2 Состояние малого предпринимательства в Тюменской области 25
2.1 Статистика развития малого бизнеса в Тюменской области 25
2.2 Оценка текущего состояния малого бизнеса Тюменской области 29
Заключение 34
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

Тюмень.Курсовая работа.Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

Оглавление:

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена  тем, что малый бизнес на сегодняшний  день является экономической опорой местного самоуправления, а формирование благоприятного предпринимательского климата способствует ускорению экономического развития территорий.

Целью данной работы является изучение роли малого бизнеса в развитии местного самоуправления.

Объектом работы является Тюменская область, а предметом - развитие малого бизнеса, препятствия к нему и возможности их преодоления.

Для того, чтобы достичь поставленной цели следует решить ряд задач:

  • рассмотреть понятие и сущность малого бизнеса;
  • проанализировать особенности развития малого предпринимательства России и развитых странах; 
  • сформулировать роль малого бизнеса для экономики страны и региона;
  • проанализировать развитие малого бизнеса Тюменской области, его проблемы и перспективы.

При изучении темы были использованы следующие источники:

    • учебники и учебные пособия;
    • тематические периодические издания;
    • официальные Интернет-источники.

Работа состоит из настоящего введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.

 

 

    1. Сущность, развитие и роль малого предпринимательства
    2. Понятие и сущность малого бизнеса

 

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия.

Понятие «малое» – это качественная характеристика. Экономисты и юристы всегда стремятся конкретизировать все признаки и понятия, устраняя неясности.

Малое предприятие должно быть определено конкретным признаком. Таким признаком обычно принимают число работающих. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом. Чаще всего под малым предприятием понимают предприятие с числом работников менее 50 человек1.

К малым предприятиям относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям2:

  • первый критерий – состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов);
  • второй критерий – средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек;
  • третий критерий – выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий – раз в год).

Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

В случаях превышения малым предприятием численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течении которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли3.

Под субъектами предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малое предприятие не является особой хозяйственной формой. Его выделение обусловлено масштабами деятельности, особенностями в организации работы, льготами со стороны государства.

Малое предприятие является юридическим лицом. Это означает, что имеется его государственная регистрация, оно может выступать как участник хозяйственных сделок и договоров, его деятельности индивидуально учитывается и контролируется.

Юридическое лицо – учреждение, предприятие, фирма, отвечающие определенным законодательным признакам (наличием устава, печати, счета в банке, государственная регистрация, названия). В качестве юридического лица может выступать не только группа граждан, но и отдельный гражданин.

Однако интересы малого предприятия представляют конкретные люди: владелец, руководитель, бухгалтер, работник4.

Малому предприятию принадлежит имущество (оборудование, автомобили, мебель, здание). Оно может приобретать и продавать свое имущество, управлять его использованием. Ни владелец, ни руководитель, ни работник малого предприятия не являются владельцами имущества. От своего персонального имени они не могут продавать или использовать имущество малого предприятия5.

Взаимодействие отдельного человека и малого предприятия определяется конкретным договором, поручением, должностной инструкцией.

Малое предприятие может заниматься любой деятельностью, разрешенной законами страны, но имеются виды услуг и продукции, которые реализуются в основном малыми предприятиями. Это сервисное обслуживание населения, общественное питание, ремонт бытовой техники, рекламные услуги, прокат автомобилей, фотография, печатные услуги, обучение и т. д.

Каждая сфера малого предпринимательства имеет отличия в организации деятельности, экономических принципах, правилах построения финансовых потоков, характере партнерских отношений.

С точки зрения особенностей работы малые предприятия можно разделить на две группы: традиционные и инновационные.

Традиционные малые предприятия отличаются стабильностью объемов и сферы деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примерами таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т.п. У владельцев этих фирм нет планов по стремительному развитию, они ориентируются на небольшие суммы прибыли и сохранение традиций в деятельности.

Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются первым шагом для будущего нового вида производства, новых продуктов.

Наиболее характерным примером такого типа предприятий было первое предприятие по сборке персональных ЭВМ. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует. Если новые виды товаров не будут покупаться, то предприятие разорится, и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело получит успех, то прибыль будет быстро расти, владелец очень быстро из мелкого бизнесмена превратится в крупного промышленного руководителя.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества6:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  • относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
  • более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний7.

Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные8:

  • более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управления делом;
  • слабая компетентность руководителей;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов;
  • неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектом малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы.

Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решение более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся обстановке.

Для России, находящей на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике9.

Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается и набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей10:

  • в первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
  • вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
  • третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
  • четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
  • пятая – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией;
  • шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия;
  • наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Информация о работе Роль малого бизнеса в Тюменской области