Роль малого бизнеса в Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение роли малого бизнеса в развитии местного самоуправления.
Для того, чтобы достичь поставленной цели следует решить ряд задач:
рассмотреть понятие и сущность малого бизнеса;
проанализировать особенности развития малого предпринимательства России и развитых странах;
сформулировать роль малого бизнеса для экономики страны и региона;
проанализировать развитие малого бизнеса Тюменской области, его проблемы и перспективы.

Оглавление

Введение 3
1 Сущность, развитие и роль малого предпринимательства 4
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса 4
1.2 Развитие малого предпринимательства в России и за рубежом 13
1.3 Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления 19
2 Состояние малого предпринимательства в Тюменской области 25
2.1 Статистика развития малого бизнеса в Тюменской области 25
2.2 Оценка текущего состояния малого бизнеса Тюменской области 29
Заключение 34
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

Тюмень.Курсовая работа.Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Тюменской области, по результатам мониторинга и анкетирования субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимых общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Тюменской области совместно с информационно-консультационными центрами муниципальных образований Тюменской области, выявлен ряд сдерживающих факторов:

  • территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных образований Тюменской области, недостаточное финансовое обеспечение за счет местных бюджетов муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • недостаток «коротких» и дешевых кредитных ресурсов, недостаточное развитие системы микрофинансирования в муниципальных образованиях Тюменской области;
  • высокий износ основных средств в сфере малого и среднего предпринимательства;
  • низкий уровень инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал;
  • высокий уровень конкуренции, особенно в крупных городах;
  • увеличение тарифной нагрузки на энергоресурсы при низкой энергетической эффективности;
  • дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень их профессиональной подготовки;
  • недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства в различных вопросах предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях Тюменской области, отдаленных от областного центра;
  • низкий уровень социальной ответственности работодателей.

В ходе опроса предпринимателям предлагалось выбрать три наиболее актуальных для них вида проблем.

В итоге сложности с набором персонала, в 2011 году уже занимавшие первую строчку списка (их в качестве главного барьера назвали 42% респондентов), в этом укрепили свою лидирующую позицию (47%).

 Второе место (36%) с большим отрывом занял высокий уровень налогов, тогда как в прошлом году такая проблема в списке вообще не фигурировала.

На третьем месте (22%), как и годом ранее, низкая доступность финансирования, хотя в прошлом году эта проблема волновала на треть большую долю респондентов. Фактор падения спроса, который в прошлом году занимал второе место в списке предпринимательских опасений (33%), теперь заботит только 18% респондентов.

Значение прочих факторов – неразвитая инфраструктура, требования регулирования, уровень коррупции и низкая доступность помещений – в этом году также снизилось по сравнению с прошлогодними данными.

Так, в 2011 году коррупцию в качестве сдерживающего фактора для развития назвали 13% опрошенных, а в этом году – только 8%.

Общее негативное влияние коррупционных практик на бизнес, по мнению предпринимателей, постепенно снижается: в прошлом году 39% респондентов назвали уровень коррупции обременительным для бизнеса, в этом году – 34%. В прошлом отчете только 37% представителей бизнеса заявили, что не дают взяток, 19% признались в этом, а 44% отказались от ответа, что само по себе достаточно красноречиво.

В этом году ситуация выглядит существенно лучше: 57% респондентов, по их словам, не дают взяток, 13% честно сказали, что практикуют неформальные выплаты чиновникам, а 29% опрошенных отказались отвечать.

Самой коррупционной сферой, по мнению малого бизнеса, остается доступ к госзаказу, далее следуют прохождение проверок, выделение земли и подключение к инфраструктуре. Два последних пункта по-прежнему остаются для малого бизнеса проблемными, и, судя по данным опросов, ситуация в этих сферах за последний год, по меньшей мере, не улучшилась.

Что касается общего уровня административных барьеров, то в этой сфере видно небольшое улучшение. Доля опрошенных, считающих нынешний уровень административной нагрузки необременительным или не очень обременительным для бизнеса, составляет 58% против 55% в прошлом году. При этом примерно для 9% предпринимателей административные барьеры по-прежнему остаются невыносимыми и угрожают существованию бизнеса.

Региональные программы поддержки пользуются у малого бизнеса все большей популярностью. Если в прошлом году в них участвовали только 10% респондентов, то в этом году их доля выросла почти в 2,5 раза – до 24%. При этом три четверти предпринимателей, участвовавших в таких программах, считают их довольно эффективными. Вместе с тем на муниципальном уровне программ поддержки по-прежнему очень мало.

«К сожалению, доля малого и среднего бизнеса в экономике России низкая по любым стандартам. Например, доля МСБ в обороте среди производственных компаний всего 16% – это вдвое меньше, чем в США, во Франции или в Польше,- говорит партнер Strategy Partners Group Алексей Праздничных.- Поддержка производственного малого и среднего бизнеса должна быть основным приоритетом государственной политики». 28

 

 

Заключение

 

Малый бизнес – важнейший элемент  рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

В условиях рыночной экономики основанной на многообразии форм собственности, главной  целью всех реформ является развитие. Малое предпринимательство является важным звеном полноценной экономики. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованных рыночных отношений.

Что касается Тюменской области, следует отметить: малое предпринимательство в области играет большую роль в экономике региона. Предприятия малой формы участвуют во многих сферах жизни общества и динамично развиваются. Они предоставляют возможность относительно неплохого заработка жителям области, а также вносят свой вклад в экономику.

Тем не менее, опросы предпринимателей показали, что  существует ряд непреодолимых  препятствий для развития малого предпринимательства в Челябинской области. Основными из них являются: непосильное налоговое бремя, административные барьеры и сложности набора персонала.

Государство пытается решить проблемы малого бизнеса через принятие программ поддержки малого предпринимательства, основными целями которых являются: обеспечение благоприятной обстановки для развития бизнеса, поддержка существующих предприятий через финансовые и нефинансовые инструменты.

 

Список используемой литературы:

Учебная литература:

 

  1. Абрютина М. С. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Дело и сервис, 2011
  2. Анискин Ю. П. Огранизация и управление малым бизнесом: Учебное пособие. – М: Финансы и статистика, 2012
  3. Белов А. М. Экономика организации (предприятия): Учебник. – М.: Инфра-М, 2010
  4. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2010
  5. Бортова М.П. Современные проблемы производства и капитала: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2009
  6. Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учебник. – СПб.: Питер, 2011
  7. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Инфра-М, 2009
  8. Виханский О.С., Наумов А.И. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2011
  9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2009
  10. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010
  11. Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010
  12. Ивашенцева Т.А., Гуслова Н.А. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАСУ, 2010
  13. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012
  14. История менеджмента: Учебное пособие. / Под ред. Д.В. Валового. – М.: Инфра-М, 2011
  15. Мишуровой И.В. Управление малым предприятием: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2011
  16. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2010
  17. Кохно П.А. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2010
  18. Котлер Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М: Прогресс, 2010
  19. Кузнецова Н.В. Менеджмент в России и за рубежом: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009
  20. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010
  21. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха: Учебное пособие. – М.: Машиностроение, 2008
  22. Менеджмент: Учебник. / Под ред. Ф.М. Русикова, М.Л. Разу. – М.: ФБК-Пресс, 2011
  23. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Дело, 2010
  24. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: учебное пособие. – СПб.: Бизнесс-пресса, 2009
  25. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. / Под ред. А. С. Пелиха А.С. – Ростов-на-Дону: Март, 2010
  26. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. / Под ред. Горфинкеля В.Я. – М.: Юнити-Дана, 2010
  27. Предпринимательство: Учебник. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: Юнити-Дана, 2010
  28. Предпринимательство: Учебник / Под ред. Лапусты М.Г. – М.: Инфра-М, 2011
  29. Романенко И.В. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2011
  30. Рыночная экономика: Учебное пособие / Под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра-М, 2011
  31. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2010
  32. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Учебное пособие. – М.: Дело, 2010
  33. Татарников Е.А. Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2011
  34. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2010
  35. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. – Ростов-на-Дону: Март, 2010
  36. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. / Под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра-М, 2010
  37. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Кантора Е.Л. – СПб.: Питер, 2011

 

Периодические издания:

 

  1. Барашева Е. Финансирование малого бизнеса // Современный предприниматель. – 2010. – №3
  2. Виленский А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист. – 2009. – №9
  3. Девяткова О.И. Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления // ЭКО. – 2011. – № 8
  4. Заливчева О.В. Малый бизнес в производственной сфере: роль, особенности, факторы конкурентоспособности // Экономическая наука современной России. – 2011. – № 1
  5. Обзор рынка кредитов для малого бизнеса // Бизнес-журнал. – 2012. – №1
  6. Роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения // Российское предпринимательство. – 2009. – №1
  7. Савченко В.Е. Феномен предпринимательства. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства // Российский экономический журнал. – 2010. – №3
  8. Шаповалова Н., Еремченко В. Малый и средний бизнес России // Актуальная бухгалтерия. – 2011. – №7
  9. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. – 2010. – №5

 

Интернет-ресурсы:

 

  1. База показателей социально-экономического развития России за 2009-2011 гг. [Электронный ресурс] // Институт комплексных стратегических исследований. – URL: www.icss.ac.ru (дата обращения 20.03.2013)
  2. Малый бизнес Тюменской области [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Тюменской области. – URL: www.econom-chelreg.ru (дата обращения 21.03.2013)
  3. Российский статистический ежегодник 2011 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: www.gks.ru (дата обращения 21.03.2013)
  4. Эксперты предложили пути решения проблем малого бизнеса [Электронный ресурс] // Дайджест-финансы. – URL: http://www.gradient-alpha.ru (дата обращения 20.03.2013)

1 Предпринимательство: Учебник / Под ред. Лапусты М.Г. – М.: Инфра-М, 2011

2 Анискин Ю. П. Огранизация и управление малым бизнесом: Учебное пособие. – М: Финансы и статистика, 2012

3 Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. – 2010. – №5

4 Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010

5 Мишуровой И.В. Управление малым предприятием: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2011

6 Кохно П.А. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2010

7 Романенко И.В. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2011

8 Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2010

9 Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012

10 Менеджмент: Учебник. / Под ред. Ф.М. Русикова, М.Л. Разу. – М.: ФБК-Пресс, 2011

11 Виханский О.С., Наумов А.И. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2011

12 Роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения // Российское предпринимательство. – 2009. – №1

13 Савченко В.Е. Феномен предпринимательства. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства // Российский экономический журнал. – 2010. – №3

14 Заливчева О.В. Малый бизнес в производственной сфере: роль, особенности, факторы конкурентоспособности // Экономическая наука современной России. – 2011. – № 1

15 Татарников Е.А. Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2011

16 Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2010

17 Романенко И.В. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2011

18 Шаповалова Н., Еремченко В. Малый и средний бизнес России // Актуальная бухгалтерия. – 2011. – №7

19 Савченко В.Е. Феномен предпринимательства. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства // Российский экономический журнал. – 2010. – №3

20 Девяткова О.И. Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления // ЭКО. – 2011. – № 8

21 Шаповалова Н., Еремченко В. Малый и средний бизнес России // Актуальная бухгалтерия. – 2011. – №7

22 Савченко В.Е. Феномен предпринимательства. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства // Российский экономический журнал. – 2010. – №3

23 Заливчева О.В. Малый бизнес в производственной сфере: роль, особенности, факторы конкурентоспособности // Экономическая наука современной России. – 2011. – № 1

24 Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2010

25 Организация предпринимательской деятельности: Учебник. / Под ред. Горфинкеля В.Я. – М.: Юнити-Дана, 2010

26 Роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения // Российское предпринимательство. – 2009. – №1

27 Малый бизнес Тюменской области [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Тюменской области. – URL: www.econom-chelreg.ru (дата обращения 21.03.2013)

28 База показателей социально-экономического развития России за 2009-2011 гг. [Электронный ресурс] // Институт комплексных стратегических исследований. – URL: www.icss.ac.ru (дата обращения 20.03.2013)

Информация о работе Роль малого бизнеса в Тюменской области