Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 15:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли малого бизнеса в развитии местного самоуправления.
Для того, чтобы достичь поставленной цели следует решить ряд задач:
рассмотреть понятие и сущность малого бизнеса;
проанализировать особенности развития малого предпринимательства России и развитых странах;
сформулировать роль малого бизнеса для экономики страны и региона;
проанализировать развитие малого бизнеса Тюменской области, его проблемы и перспективы.
Введение 3
1 Сущность, развитие и роль малого предпринимательства 4
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса 4
1.2 Развитие малого предпринимательства в России и за рубежом 13
1.3 Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления 19
2 Состояние малого предпринимательства в Тюменской области 25
2.1 Статистика развития малого бизнеса в Тюменской области 25
2.2 Оценка текущего состояния малого бизнеса Тюменской области 29
Заключение 34
Список используемой литературы 35
Несмотря на положительные тенденции
развития предпринимательства в Тюменской
области, по результатам мониторинга и
анкетирования субъектов малого и среднего
предпринимательства, проводимых общественным
координационным советом по развитию
малого и среднего предпринимательства
в Тюменской области совместно с информационно-
В ходе опроса предпринимателям предлагалось выбрать три наиболее актуальных для них вида проблем.
В итоге сложности с набором персонала, в 2011 году уже занимавшие первую строчку списка (их в качестве главного барьера назвали 42% респондентов), в этом укрепили свою лидирующую позицию (47%).
Второе место (36%) с большим отрывом занял высокий уровень налогов, тогда как в прошлом году такая проблема в списке вообще не фигурировала.
На третьем месте (22%), как и годом ранее, низкая доступность финансирования, хотя в прошлом году эта проблема волновала на треть большую долю респондентов. Фактор падения спроса, который в прошлом году занимал второе место в списке предпринимательских опасений (33%), теперь заботит только 18% респондентов.
Значение прочих факторов – неразвитая инфраструктура, требования регулирования, уровень коррупции и низкая доступность помещений – в этом году также снизилось по сравнению с прошлогодними данными.
Так, в 2011 году коррупцию в качестве сдерживающего фактора для развития назвали 13% опрошенных, а в этом году – только 8%.
Общее негативное влияние коррупционных практик на бизнес, по мнению предпринимателей, постепенно снижается: в прошлом году 39% респондентов назвали уровень коррупции обременительным для бизнеса, в этом году – 34%. В прошлом отчете только 37% представителей бизнеса заявили, что не дают взяток, 19% признались в этом, а 44% отказались от ответа, что само по себе достаточно красноречиво.
В этом году ситуация выглядит существенно лучше: 57% респондентов, по их словам, не дают взяток, 13% честно сказали, что практикуют неформальные выплаты чиновникам, а 29% опрошенных отказались отвечать.
Самой коррупционной сферой, по мнению малого бизнеса, остается доступ к госзаказу, далее следуют прохождение проверок, выделение земли и подключение к инфраструктуре. Два последних пункта по-прежнему остаются для малого бизнеса проблемными, и, судя по данным опросов, ситуация в этих сферах за последний год, по меньшей мере, не улучшилась.
Что касается общего уровня административных барьеров, то в этой сфере видно небольшое улучшение. Доля опрошенных, считающих нынешний уровень административной нагрузки необременительным или не очень обременительным для бизнеса, составляет 58% против 55% в прошлом году. При этом примерно для 9% предпринимателей административные барьеры по-прежнему остаются невыносимыми и угрожают существованию бизнеса.
Региональные программы поддержки пользуются у малого бизнеса все большей популярностью. Если в прошлом году в них участвовали только 10% респондентов, то в этом году их доля выросла почти в 2,5 раза – до 24%. При этом три четверти предпринимателей, участвовавших в таких программах, считают их довольно эффективными. Вместе с тем на муниципальном уровне программ поддержки по-прежнему очень мало.
«К сожалению, доля малого и среднего бизнеса в экономике России низкая по любым стандартам. Например, доля МСБ в обороте среди производственных компаний всего 16% – это вдвое меньше, чем в США, во Франции или в Польше,- говорит партнер Strategy Partners Group Алексей Праздничных.- Поддержка производственного малого и среднего бизнеса должна быть основным приоритетом государственной политики». 28
Заключение
Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
В условиях рыночной экономики основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех реформ является развитие. Малое предпринимательство является важным звеном полноценной экономики. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованных рыночных отношений.
Что касается Тюменской области, следует отметить: малое предпринимательство в области играет большую роль в экономике региона. Предприятия малой формы участвуют во многих сферах жизни общества и динамично развиваются. Они предоставляют возможность относительно неплохого заработка жителям области, а также вносят свой вклад в экономику.
Тем не менее, опросы предпринимателей
показали, что существует ряд непреодолимых
препятствий для развития малого
предпринимательства в
Государство пытается решить проблемы малого бизнеса через принятие программ поддержки малого предпринимательства, основными целями которых являются: обеспечение благоприятной обстановки для развития бизнеса, поддержка существующих предприятий через финансовые и нефинансовые инструменты.
Список используемой литературы:
Учебная литература:
Периодические издания:
Интернет-ресурсы:
1 Предпринимательство: Учебник / Под ред. Лапусты М.Г. – М.: Инфра-М, 2011
2 Анискин Ю. П. Огранизация и управление малым бизнесом: Учебное пособие. – М: Финансы и статистика, 2012
3 Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. – 2010. – №5
4 Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2010
5 Мишуровой И.В. Управление малым предприятием: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2011
6 Кохно П.А. и др. Менеджмент: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2010
7 Романенко И.В. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2011
8 Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2010
9 Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012
10 Менеджмент: Учебник. / Под ред. Ф.М. Русикова, М.Л. Разу. – М.: ФБК-Пресс, 2011
11 Виханский О.С., Наумов А.И. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2011
12 Роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения // Российское предпринимательство. – 2009. – №1
13 Савченко В.Е. Феномен предпринимательства. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства // Российский экономический журнал. – 2010. – №3
14 Заливчева О.В. Малый бизнес в производственной сфере: роль, особенности, факторы конкурентоспособности // Экономическая наука современной России. – 2011. – № 1
15 Татарников Е.А. Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2011
16 Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2010
17 Романенко И.В. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2011
18 Шаповалова Н., Еремченко В. Малый и средний бизнес России // Актуальная бухгалтерия. – 2011. – №7
19 Савченко В.Е. Феномен предпринимательства. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства // Российский экономический журнал. – 2010. – №3
20 Девяткова О.И. Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления // ЭКО. – 2011. – № 8
21 Шаповалова Н., Еремченко В. Малый и средний бизнес России // Актуальная бухгалтерия. – 2011. – №7
22 Савченко В.Е. Феномен предпринимательства. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства // Российский экономический журнал. – 2010. – №3
23 Заливчева О.В. Малый бизнес в производственной сфере: роль, особенности, факторы конкурентоспособности // Экономическая наука современной России. – 2011. – № 1
24 Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2010
25 Организация предпринимательской деятельности: Учебник. / Под ред. Горфинкеля В.Я. – М.: Юнити-Дана, 2010
26 Роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения // Российское предпринимательство. – 2009. – №1
27 Малый бизнес Тюменской области [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Тюменской области. – URL: www.econom-chelreg.ru (дата обращения 21.03.2013)
28 База показателей социально-экономического развития России за 2009-2011 гг. [Электронный ресурс] // Институт комплексных стратегических исследований. – URL: www.icss.ac.ru (дата обращения 20.03.2013)