Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 15:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли малого бизнеса в развитии местного самоуправления.
Для того, чтобы достичь поставленной цели следует решить ряд задач:
рассмотреть понятие и сущность малого бизнеса;
проанализировать особенности развития малого предпринимательства России и развитых странах;
сформулировать роль малого бизнеса для экономики страны и региона;
проанализировать развитие малого бизнеса Тюменской области, его проблемы и перспективы.
Введение 3
1 Сущность, развитие и роль малого предпринимательства 4
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса 4
1.2 Развитие малого предпринимательства в России и за рубежом 13
1.3 Роль малого бизнеса в развитии местного самоуправления 19
2 Состояние малого предпринимательства в Тюменской области 25
2.1 Статистика развития малого бизнеса в Тюменской области 25
2.2 Оценка текущего состояния малого бизнеса Тюменской области 29
Заключение 34
Список используемой литературы 35
Для изучения малого бизнеса также необходимо выделить его существенные функции, к которым относятся11:
Предпринимательство всегда развивается в определенной исторической и социальной среде, включено в систему национальных ценностей и традиций. Крупные радикальные перемены в обществе возможны, если оно ставит перед собой масштабную цель, способную объединить и возвысить нацию, общество. Нам нужна высоко эффективная экономика, способная дать людям высокое качество жизни.
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии
Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности.
Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы12.
Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети13.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ.
Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.
Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. Одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки14.
Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью15:
Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего бизнеса являются поддержка инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках.
Теперь автор считает целесообразным привести некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах (Таблица 1.1)16.
Таким образом, Россия находится на последнем месте, что говорит, о недостаточном развитии малого бизнеса в стране и о плохой поддержке со стороны государства. Ведь у малого бизнеса есть много достоинств.
Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями.
Таблица 1.1
Показатели развития предпринимательства
Страны |
Кол-во малых и средних пр-ий (тыс.) |
Кол-во малых и средних пр-ий на 10 тыс. жителей |
Занято на малых и средних пр-ях (млн. чел.) |
Доля малых и средних пр-ий в общей численности занятий (%) |
Доля малых и средних пр-ий в ВВП (%) |
Великобритания |
2630 |
460 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
370 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
680 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
350 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
450 |
68,0 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
742 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
496 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Россия |
36,2 |
5,65 |
9,6 |
10-11 |
36,2 |
К ним относятся17:
Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.
При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.
В целях уменьшения негативных влияний на малое предпринимательство в России на 2013 год скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса и расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет18.
При этом в рамках поддержки малого бизнеса усилены модернизационные аспекты – центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержки инновационной деятельности компаний.
Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.
Будет продолжено совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса.
Будет проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела.
Также будет продолжено осуществление финансовой поддержки государством начала собственного бизнеса в рамках региональных программ содействия занятости.
В настоящее время малый бизнес является самым мобильным и эффективным. Он более мобилен, способен адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры, обладает высоким потенциалом быстрого насыщения рынка товарами, а главное – не требует больших размеров первоначального капитала для своего производственного или коммерческого старта.
В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
В заключение хотелось бы сказать, что в Российской Федерации малый бизнес только начинает зарождаться, и чтобы достигнуть результатов зарубежных стран, надо многое сделать19.
Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
В любой стране, правительство и президент уделяют огромное внимание развитию бизнеса и предпринимательства. Ведь бизнес – это зачастую самый главный пункт дохода бюджета20.
Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.
Предпринимательство, как одна из форм взаимоотношения в обществе способствует не только повышению материального благополучия, но также повышению духовного потенциала общества.
Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это в первую очередь, развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения. Это, в свою очередь, позволяет более активно21:
Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций.