Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы доказать необходимость внедрения логистических методов в управление предприятием. Определить основные направления логистики на современном этапе. Обозначить тенденции организации работы на предприятии при функционировании на нем современных логистических систем. А также целью является изучение и анализ транспортного аспекта логистических систем российских и зарубежных компаний для определения наиболее приоритетных и эффективных направлений транспортных логистических систем.

Оглавление

Введение 2
1 Теоретические основы логистических систем в области транспорта 6
1.1 Понятие транспортной системы -
1.2 Структура транспортной системы -
1.3 Понятие логистики 9
1.4 Основные функции логистики 10
1.4.1 Снабжение 12
1.4.2 Производство 14
1.4.3 Сбытовая (распределительная) логистика 16
1.4.4 Складирование в логистической системе 17
1.4.5 Транспортная инфраструктура 19
1.4.6 Информационные технологии в логистике 21
1.5 Взаимосвязь транспорта и работы логистических систем
в области транспорта 24
2 Аспекты повышения эффективности деятельности предприятий
в области функционирования транспорта в странах мира 27
2.1 Развитие мирового транспорта -
2.2 Функции мирового транспорта 30
2.3 Характеристика транспортных инфраструктур зарубежных компаний 32
2.4 Логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта в странах мира на примере экспедиторских компаний 36
2.5 Роль логистических систем в деятельности зарубежных компаний
и их функции 41
3 Рынок логистических услуг РФ и возможности использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий 47
3.1 Характеристика российской транспортной системы -
3.1.1 Взаимосвязь видов транспорта 52
3.1.2 Виды транспортных операций 54
3.1.3 Качество услуг транспорта 55
3.1.4 Финансирование транспорта 60
3.2 Развитие российского транспорта 62
3.3 Анализ рынка логистических услуг РФ в области транспорта 68
3.4 Анализ возможностей использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий на примере ERP-системы 75
4 Работа логистических систем на ОАО «Томское Пиво»
4.1 Транспортные логистические схемы, используемые на ОАО «Томское Пиво»,
при поставке сырья и сбыте продукции
4.2 Внутренний документооборот ОАО «Томское Пиво»
при поставке сырья и сбыте продукции
4.3 Работа отдела логистики ОАО «Томское Пиво»
и процесс разработки логистических схем
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 549.50 Кб (Скачать)

 

3.1.1 Взаимосвязь видов транспорта

 

В первую  очередь преимущественное развитие получает автомобильный транспорт,  т.к. именно он является связующим элементом  между всеми остальными видами транспорта и потребителями транспортных услуг. Кроме этого, строительство транспортных артерий  других  видов  транспорта невозможно без участия автомобильного.  Именно он осуществляет завоз строительных материалов для  создания  материально-технической базы железнодорожного, водного, трубопроводного или воздушного транспорта.      Но автомобильный  транспорт  состоит  как  минимум из двух технических элементов: дороги и автомобиля,  развитие  которых находится в постоянном единстве и взаимообусловленности.

При этом первичным является автомобильная  дорога. Именно  она «диктует» условия по выбору типа подвижного состава по проходимости и грузоподъемности, и во многом определяет технико-экономические параметры эксплуатации подвижного состава, а следовательно, и экономические показатели работы автопредприятий.

Автомобильные дороги - важнейшее звено транспортной инфраструктуры, без  которого  в  условиях  рынка не может эффективно функционировать ни одна  отрасль экономики.

Автомобильные дороги создают  условия  для  удовлетворения автомобильным транспортом непрерывно растущих потребностей всей экономики в перевозках.  Интенсивность движения на дорогах непрерывно  и  неконтролируемо возрастает,  что вызывает необходимость строить дороги в расчете на весьма отдаленную  перспективу.

Дорожное хозяйство также включается в транспортный комплекс.

Главной целью функционирования  дорожного  хозяйства является удовлетворение потребностей национальной экономики и  населения  в  автомобильных перевозках  на  основе создания и обеспечения высокого качества эксплуатации благоустроенной сети автомобильных дорог.

Существуют две основные особенности экономических  отношений в дорожной отрасли. Первая особенность заключается в особом характере продукции отрасли и в ее двойственности: с одной стороны, дорожное хозяйство - это автомобильные дороги, а с другой, - это производственная деятельность трудовых коллективов, связанная  с необходимостью сохранения и развития сети автомобильных дорог. При этом автомобильные  дороги  формально  являются собственностью  соответствующих производственных дорожных организаций, т.е.  находятся на балансе дорожных организаций, осуществляющих их обслуживание.  Это обстоятельство позволяет считать конечным  результатом  деятельности  дорожных  организаций создание определенного потенциала дорожной обеспеченности региона, своего рода потенциала услуг, который может реализовываться посредством работы автомобильного транспорта. Этот потенциал является совокупностью материально-технических условий, обеспечивающих эффективное функционирование  автомобильного транспорта и всей единой транспортной системы,  удовлетворение социальных потребностей общества.

Вторая особенность  заключается  в том,  что автомобильные дороги используются транспортными, промышленными, строительными, сельскохозяйственными и другими  организациями,  а также населением бесплатно.  Их износ не включается  в  себестоимость перевозок, а возмещается путем непосредственного финансирования затрат на выполнение ремонтных работ на автодорогах по установленным налоговым ставкам через дорожные фонды.

Поэтому в дорожном хозяйстве  отсутствует  прямая  зависимость между размером средств,  направляемых на содержание,  ремонт и строительство автомобильных дорог,  и мерой  потребления дорог  автомобильным  транспортом,  как  это имеет место в процессах воспроизводства в других отраслях  народного  хозяйства.  Хотя  в целом текущие расходы дорожного хозяйства и покрывались отчислениями от доходов автохозяйств,  отчисления эти не  являлись формой экономической оценки дорог, так как не были связаны с реальным процессом использования автотранспорта, их роль сводится  к  функциям  налогового  обложения  собственников автотранспорта как формы аккумулирования средств, необходимых дорожным организациям.

 

3.1.2 Виды транспортных операций

 

Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает, прежде всего, его перевозку от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта)  страны-продавца; далее международную транзитную или морскую перевозку  от  пункта   до  пограничного пункта (порта) страны-покупателя (если страны-партнеры не имеют  общей сухопутной границы); и, наконец, транспортировку от пункта до внутреннего пункта потребления.

Под транспортными операциями в их непосредственном значении понимается обеспечение перевозки груза. Эти операции осуществляются по договору грузовладельцев с перевозчиками соответствующих видов транспорта общего пользования, к которому относятся перевозочные средства и постоянные устройства, принадлежащие транспортным организациям, предоставляемые по договорам грузовладельцам.

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов относительно страны-продавца и страны-покупателя на участках   маршрута перевозки. Правоотношения,  возникающие в таких транспортных  операциях  между отправителями и получателями грузов,  а  также   между   ними   и   перевозчиками,   имеют международный характер. Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают грузовладельцам транспортные услуги, которые являются   специфическим   товаром              международной торговли. Международные транспортные  услуги  продаются  и покупаются  на  международных   транспортных   рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других -  устанавливаются самими перевозчиками.

К международным транспортным операциям относят также и перевозки пассажиров в сообщениях между различными государствами. Услуги по доставке пассажиров в международных сообщениях продаются и покупаются на соответствующих транспортных рынках. Важную роль при этом играют туристические агентства и другие подобные организации, имеющие тесные связи с предприятиями воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта.

Таким образом, услуги по перевозкам грузов и пассажиров являются предметом купли-продажи на различных международных транспортных рынках. Страны, участвующие в международных экономических связях, продавая и покупая через свои грузовладельческие, транспортные, туристические и другие организации транспортные услуги, осуществляют их экспорт и импорт.

 

3.1.3 Качество услуг транспорта

 

Отечественная практика хозяйственных взаимоотношений на различном транспорте и в обслуживаемых их отраслях строилась на системе централизованного планирования. Транспортные предприятия получали из директивных органов перечень обязательной клиентуры и номенклатуры перевозимых грузов, а клиентура - перечень предприятий, услугами которых она могла пользоваться.

Жесткое централизованное планирование приводило к отсутствию конкуренции. В такой системе транспортные предприятия имели возможность, не тратя никаких усилий, диктовать клиентам свои условия. Большинство предприятий выполняло только перевозочные операции, не интересуясь потребностями клиентов в других услугах.

В транспортной цепи производитель - перевозчик - потребитель имелись, следовательно, можно выявит следующие недостатки. Во-первых, низкий уровень взаимодействия между предприятиями транспорта и потребителями их услуг. Во-вторых, значительная разобщенность интересов сторон. В-третьих, низкий уровень информационной связи между участниками перевозочного процесса. В-чктвертых, значительные простои грузовых единиц (контейнеров) в узловых пунктах в ожидании обслуживания предприятиями транспорта. И, наконец, в-пятых, невозможность информирования потребителя о месте нахождении отправки и времени прибытия к месту назначения; несовершенная система документооборота и т.п.

По мере ослабления плановых начал возникла необходимость перехода экономики страны к рыночным отношениям. А функционирование экономики Российской Федерации в   рыночных условиях выдвигает перед различными видами транспорта ряд проблем по адаптации к рыночной экономике. Характерными чертами функционирования транспорта в условиях рыночной экономики являются такие объективные обстоятельства как новые экономические условия работы автомобильного транспорта и потребителей его услуг, формирование рынка услуг транспорта и усиление конкуренции между предприятиями транспорта и различными видами транспорта.

Без учета требований рынка не может нормально развиваться ни одно предприятие. Конечной целью любого предприятия транспорта, функционирующего в условиях рынка, является получение прибыли на основе производства услуги, необходимого потребителю.

Для стран с развитой рыночной экономикой характерна специализация деятельности предприятий транспорта, которая позволяет каждому отдельному участнику процесса доставки добиваться высокого уровня качества обслуживания при меньших затратах в том сегменте рынка услуг транспорта, который он занимает. Специализация проявляется, прежде всего, в различном статусе предприятий, то есть в предписанном им на основании полученного разрешения (лицензии) виде деятельности. Предприятия транспорта делятся на следующие группы: транспортные, экспедиционные, информационно-посреднические, стивидорские, лизинговые, по ремонту подвижного состава и оборудования и т.п.

Помимо специализации по виду деятельности, существует также специализация территориальная, то есть право на обслуживание определенного региона, специализация по виду перевозимых грузов, по характеру маршрутов и т.п.  Экспедиционные предприятия наряду с обслуживанием потребителей оказывают услуги транспортным предприятиям, предлагая и выполняя оптимальные варианты доставки груза, в частности, в смешанном сообщении.

Услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и (или) предваряющим процесс материального производства. Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей потребителей и характеризующийся наличием необходимого технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка груза, но и любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К транспортным услугам, соответственно, относят перевозку грузов и почты, услуги погрузочно-разгрузочные (погрузка, выгрузка, перегрузка, внутри складские операции). Услуги по хранению грузов, услуги по подготовке к перевозке перевозочных средств, предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката. Услуги транспортно-экспедиционные и дополнительные, выполняемые при перевозке грузов, багажа и др. по обслуживанию предприятий, организаций, населения, а также перегон новых и отремонтированных перевозочных средств и т.п.

Перевозка груза является основным видом услуг транспорта. Перевозка груза, как правило, сопровождается предоставлением одного или нескольких видов других услуг (погрузкой, разгрузкой, экспедированием и т.п.).

Анализ отечественного опыта позволяет дать следующую классификацию услуг транспорта: по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий транспорта - на перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные. По виду потребителя, которому предоставляется услуга, - на внешние (предоставляемые нетранспортным предприятиям и организациям) и внутренние (т.е. предоставляемые другим предприятиям и организациям транспорта или других транспортных отраслей). Примером внутренней услуги является предоставление транспортным предприятием подвижного состава экспедиторскому предприятию для выполнения перевозки. По характеру деятельности, связанной с предоставлением данной услуги, - на технологические, коммерческие и информационные и т.п.  Спрос на услуги транспорта определяются, в частности, развитием в регионе других видов транспорта, степени их интеграции, уровнем тарифов различных видов транспорта, качества услуг, предоставляемых потребителям предприятиями различных видов транспорта.

Наблюдаются два направления в организации услуг транспорта:

       приспособление ассортимента предлагаемых услуг к специфическим требованиям потребителей;

       активное формирование потребности и спроса с целью наиболее прибыльной реализации имеющихся услуг (предложение унифицированных услуг).

Удельный вес услуг транспорта по мере развития экономики, как правило, возрастает либо стабилизируется. Подобная ситуация прослеживается практически во всех странах.

Решение проблемы эффективности распределения товаров и повышения уровня качества обслуживания потребителей в рыночных условиях тесно связывается с   проблемой качества услуг. Только высокий уровень качества обслуживания может обеспечить надежный рынок сбыта для услуг предприятий   транспорта. Высокий уровень качества и эффективности обслуживания должны подкрепляться соответствующим уровнем материально-технического обеспечения, включая развитую систему складских и контейнерных терминалов, современную погрузочно-разгрузочную технику, компьютерные средства информатики и управления.

Исследование и анализ проблемы качества транспортно-экспедиционного         обслуживания потребителей услуг   транспорта   показал, что в основе существующих концепций обслуживания лежит суждение, утверждающее, что высокий уровень качества обслуживания потребителей достигается при условии обеспечения комплексного обслуживания, то есть чем больше услуг будет оказано потребителям, тем выше будет уровень качества обслуживания. Вместе с тем в условиях рынка обслуживание с широким ассортиментом предлагаемых услуг, чем это необходимо потребителю, будет обходиться последнему дороже.

Информация о работе Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта