Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы доказать необходимость внедрения логистических методов в управление предприятием. Определить основные направления логистики на современном этапе. Обозначить тенденции организации работы на предприятии при функционировании на нем современных логистических систем. А также целью является изучение и анализ транспортного аспекта логистических систем российских и зарубежных компаний для определения наиболее приоритетных и эффективных направлений транспортных логистических систем.

Оглавление

Введение 2
1 Теоретические основы логистических систем в области транспорта 6
1.1 Понятие транспортной системы -
1.2 Структура транспортной системы -
1.3 Понятие логистики 9
1.4 Основные функции логистики 10
1.4.1 Снабжение 12
1.4.2 Производство 14
1.4.3 Сбытовая (распределительная) логистика 16
1.4.4 Складирование в логистической системе 17
1.4.5 Транспортная инфраструктура 19
1.4.6 Информационные технологии в логистике 21
1.5 Взаимосвязь транспорта и работы логистических систем
в области транспорта 24
2 Аспекты повышения эффективности деятельности предприятий
в области функционирования транспорта в странах мира 27
2.1 Развитие мирового транспорта -
2.2 Функции мирового транспорта 30
2.3 Характеристика транспортных инфраструктур зарубежных компаний 32
2.4 Логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта в странах мира на примере экспедиторских компаний 36
2.5 Роль логистических систем в деятельности зарубежных компаний
и их функции 41
3 Рынок логистических услуг РФ и возможности использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий 47
3.1 Характеристика российской транспортной системы -
3.1.1 Взаимосвязь видов транспорта 52
3.1.2 Виды транспортных операций 54
3.1.3 Качество услуг транспорта 55
3.1.4 Финансирование транспорта 60
3.2 Развитие российского транспорта 62
3.3 Анализ рынка логистических услуг РФ в области транспорта 68
3.4 Анализ возможностей использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий на примере ERP-системы 75
4 Работа логистических систем на ОАО «Томское Пиво»
4.1 Транспортные логистические схемы, используемые на ОАО «Томское Пиво»,
при поставке сырья и сбыте продукции
4.2 Внутренний документооборот ОАО «Томское Пиво»
при поставке сырья и сбыте продукции
4.3 Работа отдела логистики ОАО «Томское Пиво»
и процесс разработки логистических схем
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 549.50 Кб (Скачать)

- распределение расходов на доставку между продавцом и покупателем;

- согласование вида договора, которым должна быть впоследствии оформлена международная перевозка;

- нормы погрузки-выгрузки товара и время, положенное по договору купли-продажи на выполнение грузовых операций;

- порядок размещение груза на транспортном средстве;

- транспортная упаковка и маркировка;

- особые условия перевозки, связанные со спецификой товара, его химико-физическими свойствами, маршрутом перевозки и пр.;

- вопросы, связанные со страхованием груза при перевозке.

Создание логистических международных систем товародвижения и транспортной инфраструктуры связано с дорогостоящими мероприятиями. Товарный рынок многономенклатурной продукции требует создания сети региональных промежуточных распределительных центров в различных странах. Серьезным барьером в логистических системах международного товародвижения являются пограничные переходы.

В условиях Общего рынка практически упразднен пограничный контроль, снижаются затраты, обусловленные задержками грузов, в процессе выполнения пограничных процедур. Суммарная экономия от этих мероприятий в странах Западной Европы составляет 15 млрд. долл. в год.[8]

При построении международных логистических систем и транспортной инфраструктуры в рамках общего экономического пространства гармонизируются технологические и технические системы в сфере доставки товаров. К ним относятся предельные нагрузки и длина вагонов, автомобилей, контейнеров, поддонов, а также провозные способности железнодорожных и автомобильных магистралей.

Таким образом, при построении международных логистических систем решаются следующие вопросы:

- создание свободного рынка перевозок без ограничений в отношении его вместимости и нагрузки;

- применение «плавающих» тарифов, рекомендованных общими регулирующими органами;

- разработка правил, способствующих развитию и в то же время защищающих общий рынок логистических операций;

- либерализация транспортных и таможенных процедур при переходе грузов через границы;

- согласование провозной способности магистрального транспорта и производительности железнодорожных и складских устройств;

- осуществление в международном масштабе правил, форм и стандартов.

Проблемами развития инфраструктуры различных видов транспорта занимаются региональные экономические комиссии ООН.[9]

Важное место в международных логистических системах и международной транспортной инфраструктуре отводится вопросам концентрированного хранения грузов на транзитных складах или складах длительного хранения. Отсюда возникла идея создания региональных грузовых транспортных центров (ГТЦ). Благодаря объединению взаимосвязанных услуг ГТЦ создается возможность предоставления качественно нового обслуживания. ГТЦ представляют собой специальные грузовые логистические предприятия, на которых концентрируются материальные потоки, назначение на определенную экономическую зону какого-либо региона. Это могут быть склады розничной торговли в промышленности, центральные склады крупных перевозчиков с широким ассортиментом услуг, склады-холодильники и др.

Таким образом, международная транспортная инфраструктура характеризуется следующим:

- организация и управление материальными потоками в международной торговле требуют особого понимания и специальной подготовки;

- условия доставки товаров определяются контрактом купли-продажи;

- конкретное содержание транспортных условий сделки зависит от базиса поставки, вида используемого транспорта, способа доставки, транспортной специфики товара;

- одним из основных направлений инноваций процесса доставки товаров в международной торговле является совершенствование структуры мировых транспортных систем;

- важное место в международных логистических системах отводится вопросам концентрированного хранения грузов на складах длительного хранения. Отсюда возникла проблема создания региональных грузовых транспортных центров (ГТЦ), которые выполняют функцию перекрестка мировых материальных потоков.

 

2.4 Логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта в странах мира на примере экспедиторских компаний

 

Переход мировой экономики к постиндустриальному типу развития во многом явился определяющим для современного состояния мирового транспорта. Предпосылки для перехода на качественно иной уровень стали складываться во второй половине ХХ в. Анализ динамики доли транспорта в структуре мирового ВВП и в структуре мировой сферы услуг позволяет выделить некоторые закономерности в этапах развития транспортного комплекса. На 1-й этап (до 1980 гг.) существенное влияние оказал экономический кризис, связанный с энергетическим кризисом 1973 г. Транспорт был инфраструктурной отраслью, сфера услуг в современном понимании только начинала формироваться - фактически это было начало переходного периода в мировой экономике, главным детерминантом развития мировой экономики оставался промышленный сектор.

Транспортный комплекс, являющийся открытой системой, в значительной степени подвергся влиянию отрицательных конъюнктурных условий, но в то же время оказался эффективным «амортизатором» экономического шока. Отличительной чертой следующего этапа (1980-1990 гг.) стали структурные преобразования, происходившие в мировой экономике. Сфера услуг окончательно выделилась в самостоятельный третичный сектор экономики. Происходил бурный рост, связанный с возникновением новых видов услуг интеллектуально-информационного характера на основе широкого внедрения результатов НТР, развития международного финансового рынка и т.п. Все большее число услуг «отрывалось» от сферы производства материально-вещественных товаров. Корреляция транспорта и промышленного сектора сохранялась на достаточно высоком уровне.      

       Последнее десятилетие ХХ в. положило начало заключительному этапу формирования современного международного транспортного комплекса. Важнейшая черта данного этапа заключается в том, что значение транспорта как инфраструктурной отрасли экономики дополнилось также выделением транспорта в самостоятельную отрасль сферы услуг. Это нашло выражение в переориентации транспорта на потребности сферы услуг - развитие международного туризма и т.д.            

Исследование характеристик вышеназванных этапов позволяет обобщить условия развития транспортного сектора. В первую очередь - рост промышленного производства в 1946-1973 гг., ужесточение воздействия внешних условий, выражающееся в увеличении зависимости рынка транспорта от рынка энергоресурсов, росте негативного воздействия на окружающую среду. Затем расширение номенклатуры сферы услуг, базирующееся на возникновении новых, в меньшей степени связанных с процессом материально-вещественного производства видов услуг, а также интенсивное развитие туризма.

Следующим важным условием является НТР. Научно-техническая модернизация транспортного комплекса происходит по двум направлениям - переоснащение транспортного парка и техническое и технологическое совершенствование транспортной инфраструктуры. Следует особо отметить влияние второго фактора. Совершенствование организации управления транспортными потоками вкупе с ростом пропускной способности транспортной сети и ряда других факторов способствовало возникновению международных транспортных коридоров. Особенность МТК заключается в их трансграничном характере, что позволяет оптимизировать трансконтинентальные товаропотоки. Сеть МТК является системой обеспечения устойчивого функционирования мировой экономики в условиях глобализации.            

В число условий, определяющих развитие транспортного комплекса, предложено включать также изменение моделей производственного процесса. В частности, переход к так называемому «производству с колес», когда складские запасы сырья и ресурсов минимальны и последние используются в цикле практически сразу при поставке. Глобализация производства и, как следствие, рост потребностей в перевозках со стороны ТНК привели к тому, что масштабы их участия в современном международном транспортном рынке вполне сравнимы с межгосударственными. Реформирование моделей международной торговли также является объективным условием развития транспорта. Новые модели заключаются в переходе к межрегиональной и внутриблоковой торговле - к созданию наднациональных интеграционных торговых блоков (АСЕАН, МЕРКОСУР, НАФТА, ЕС), внутри которых осуществляется основной объем операций и соответственно перевозок. Следствие перехода к внутриконтинентальной и межрегиональной торговле - удлинение протяженности континентальных транспортных путей, сокращение периода доставки пассажиров и грузов, создание новой транспортной сети дистрибуции на базе единой сети МТК, основанной на сокращении размеров и веса перевозок и на учащении числа перевозок, развитие системы комбинированных перевозок. 

В связи с этим зарубежная транспортная инфраструктура подверглась влиянию логистических аспектов. Именно логистика отвечает за то, чтобы организация перевозок осуществлялась  точно в поставленные сроки и с наименьшими затратами.

Логистика в зарубежных странах, так же как и в РФ, занимает особое место в секторе экономики страны. Каждое отдельно взятое предприятие в современных условиях рынка старается внедрять такие системы управления цепями поставок, которые абсолютно точно отвечали требованиям предприятия. На логистические системы тратится достаточное количество денег, это очень затратные методы, но если система все-таки внедрена и персонал обучен, то работать в условиях конкуренции становится гораздо проще.

На любом промышленном или производственном предприятии его внутренняя транспортная система играет особую роль. Качественное функционирование транспорта – это залог успеха качественного функционирования предприятия.

Проблемы транспорта и транспортного сотрудничества играют весьма важную роль в экономически развитом мире, в котором мы живем. Можно много и долго говорить о полезных ископаемых, об объемах извлекаемого сырья и т.д., но транспортная составляющая - это особый разговор. Кстати, в различных публикациях, сугубо научных, научно-прикладных, рассчитанных на широкого читателя, как-то не просматривается транспортная проблематика в контексте глобализации экономики, за исключением лишь некоторых, специализированных материалов.

В любой компании периодически возникают серьезные проблемы по решению оперативного контроля, транспортировкой готовой продукции с завода, доставкой сырья на производство, хранением и формированием партий для отправки. При решении этих проблем необходимо учитывать, что транспортно-складские расходы могут составлять от 15 до 45% от стоимости товара. При ценовой конкуренции пренебрежение данными затратами может привести к самым печальным последствиям для компании на рынке.

Чаще всего на больших предприятиях в развитых странах мира прибегают к такой логистической системе, как использование экспедиторских компаний, которые предлагают терминальную технологию грузов. Они могут оперативно и компетентно, непосредственно на месте, решать проблемы складского хранения, распределения товара по заявкам заказчика, комплектования сборных партий груза, вопросы, связанные с таможней и выбором наиболее оптимальных логистических схем по транспортировке грузов. В этом случае экономятся не только транспортные расходы, но и накладные расходы, связанные с самим перемещением грузов. Также улучшается качество исполнения транспортных работ за счет того, что весь процесс отдан в одни руки. Снимаются и проблемы с перевалкой грузов из автомобильного в железнодорожный транспорт или контейнера.

Экспедиторские услуги – это услуги на основе договора экспедиции, согласно которому одна сторона, то есть экспедитор, обязуется за счет другой стороны и от ее имени, то есть клиента, или от своего имени отправлять и принимать принадлежащие клиенту грузы, выполнять иные, связанные с этим, действия, а клиент – сдавать для отправки или принимать грузы и оплачивать услуги экспедиторов. В основе экспедиторских услуг лежит перевозка грузов различными видами транспорта. Она дополняется совершением экспедитором действий фактического характера (упаковка, погрузка, разгрузка, маркировка, хранение грузов и др.), а также предоставление услуг юридического характера (оформление транспортных и приемо-сдаточных документов, производство расчетов за перевозку с другими транспортными предприятиями, информирование клиентов о прибытии или отправки их грузов, таможенные операции и др.).[10]

Транспортно-экспедиционные предприятия могут выступать своего рода посредниками между организациями и предприятиями, помогая осуществлять многонациональным компаниям или компаниям, оперирующим на нескольких рынках, эффективную доставку и реализацию их продукции.

Именно наличие значительных выгод как для производителей, так и для потребителей экспедиционных услуг от их сотрудничества объясняет бурное развитие этой области экономических отношений. Выгоды, которые могут получить зарубежные компании, воспользовавшись услугами транспортно-экспедиционных предприятий, заключается в следующем:

1)      Достигается увеличение объемов продаж и обеспечивается более высокий уровень обслуживания потребителя;

2)      Система транспортно-экспедиционных услуг, обладающая способностью быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, в том числе и на изменение требований потребителя, может обеспечить сокращение цикла обслуживания потребителя и, следовательно, снижение запасов у потребителя. Это дает компании-поставщику серьезное преимущество перед конкурентами в борьбе за долю рынка;

3)      Хорошо спроектированная система доставки грузов способствует упрочению и закреплению связей поставщика с потребителями. Это может быть достигнуто путем интеграции средств доставки продукции поставщика со средствами, связанными с ее получением у потребителя;

4)      Разработка более эффективных методов распределения дает существенную экономию издержек. Эту экономию можно распределить и на потребителя в форме скидок с оплаты за доставку продукции и др.;

5)      Внедрение эффективной системы доставки грузов дает компании возможность более успешно и прибыльно конкурировать на отдаленных рынках;

Информация о работе Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта