Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:07, дипломная работа
Цель работы заключается в том, чтобы доказать необходимость внедрения логистических методов в управление предприятием. Определить основные направления логистики на современном этапе. Обозначить тенденции организации работы на предприятии при функционировании на нем современных логистических систем. А также целью является изучение и анализ транспортного аспекта логистических систем российских и зарубежных компаний для определения наиболее приоритетных и эффективных направлений транспортных логистических систем.
Введение 2
1 Теоретические основы логистических систем в области транспорта 6
1.1 Понятие транспортной системы -
1.2 Структура транспортной системы -
1.3 Понятие логистики 9
1.4 Основные функции логистики 10
1.4.1 Снабжение 12
1.4.2 Производство 14
1.4.3 Сбытовая (распределительная) логистика 16
1.4.4 Складирование в логистической системе 17
1.4.5 Транспортная инфраструктура 19
1.4.6 Информационные технологии в логистике 21
1.5 Взаимосвязь транспорта и работы логистических систем
в области транспорта 24
2 Аспекты повышения эффективности деятельности предприятий
в области функционирования транспорта в странах мира 27
2.1 Развитие мирового транспорта -
2.2 Функции мирового транспорта 30
2.3 Характеристика транспортных инфраструктур зарубежных компаний 32
2.4 Логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта в странах мира на примере экспедиторских компаний 36
2.5 Роль логистических систем в деятельности зарубежных компаний
и их функции 41
3 Рынок логистических услуг РФ и возможности использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий 47
3.1 Характеристика российской транспортной системы -
3.1.1 Взаимосвязь видов транспорта 52
3.1.2 Виды транспортных операций 54
3.1.3 Качество услуг транспорта 55
3.1.4 Финансирование транспорта 60
3.2 Развитие российского транспорта 62
3.3 Анализ рынка логистических услуг РФ в области транспорта 68
3.4 Анализ возможностей использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий на примере ERP-системы 75
4 Работа логистических систем на ОАО «Томское Пиво»
4.1 Транспортные логистические схемы, используемые на ОАО «Томское Пиво»,
при поставке сырья и сбыте продукции
4.2 Внутренний документооборот ОАО «Томское Пиво»
при поставке сырья и сбыте продукции
4.3 Работа отдела логистики ОАО «Томское Пиво»
и процесс разработки логистических схем
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 91
6) Разработка и внедрение эффективной системы реализации продукции, для управления которой призывается деятельность транспортно-экспедиционных компаний, позволяет сотрудникам, занимающимся маркетингом и сбытом продукции, сконцентрироваться на основной для них цели – формировании и стимулировании спроса, что ведет к более успешному достижению зарубежной компанией стратегических целей;
Транспортно-экспедиционные фирмы занимаются операциями по доставке грузов покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других предприятий. Функции транспортно-экпедиционных фирм весьма многообразны. Сюда входят проверка состояния тары, упаковки, маркировки, оформление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки по поручению грузовладельца, осуществление погрузо-разгрузочных работ, хранение, страхование груза, подбор и комплектация мелких отправок, информирование грузополучателя о прибытии груза, получение коммерческого акта (если сразу причинен ущерб), осуществление таможенных формальностей, организация контейнерных перевозок, обеспечение грузовых отправок документами карантинного, санитарного и ветеринарного надзора и т.д.[11]
Одна из ведущих в мире экспедиторская компания DHL, является компанией номер один в экспресс-авиадоставки, обслуживая более 635000 пунктов по всему миру. Благодаря постоянному расширению и модернизации своих офисов, сортировочных центров и набора услуг, DHL сохраняет свое лидирующее положение в экспресс-авиадоставке.
Основу транспортной системы DHL составляют 33 международных сортировочных центра, собственный воздушный флот из 252 самолетов и наземный транспорт, насчитывающий более 18 тысяч автомобилей. В компании работают более 65 тысяч квалифицированных специалистов.
Ежегодно DHL поставляет свыше 100 миллионов различных грузов, т.е. более 260 тысяч отправлений в день. Компания работает в 228 странах мира. Число маршрутов, по которым осуществляются перевозки, превышает 85 тысяч. DHL контролирует более 40% мирового рынка перевозок документов и грузов.[12]
Таким образом, транспортно-экспедиционные компании помогают заказчикам формировать логистические системы по транспортировке и распределению грузов. Они берут на себя не только функции по доставке груза, но и непосредственно предшествующие или следующие за ней функции.
Становится очевидным, что эффективную систему реализации продукции при посреднических услугах транспортно-экспедиционного предприятия необходимо рассматривать как ключевой элемент конкурентной рыночной стратегии компании, как первичную деятельность по обеспечению конкурентного преимущества.
2.5 Роль логистических систем в деятельности зарубежных компаний и их функции
Современная логистика включает в себя операции, связанные с процессом товародвижением, управлением запасами, материально-техническим снабжением, хранением, складированием товаров и транспортировкой. В настоящее время логистика имеет коммерческий характер, то есть направлена на извлечение прибыли. Кроме того, логистика кроме коммерческого характера имеет технологические черты, в ее рамках совершенствуются технологии транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения. Видимо, можно говорить о функциональной логистики коммерческого характера зарубежных компаний, поэтому под логистикой следует понимать управление экономическими потоками, возникающих в процессе передвижения товаров и услуг из сферы производства в сферу потребления. Логистическая основа предполагает использование различных инструментов логистики на рынках товаров и услуг при создании и реализации логистических цепей.[13]
С позиций цепочки ценностей зарубежной фирмы логистические услуги можно дифференцировать как инфраструктурные, социальные (управление человеческими ресурсами), производственные (развитие технологии) и ресурсные (обеспечение). Исходя из этого, логистика может быть:
- инфраструктурной, т.е. создающей общие условия нормального функционирования фирмы;
- социальной, т.е. обеспечивающей формирование и развитие человеческого капитала фирмы;
- производственной, т.е. способствующей совершенствованию техники и технологии фирмы;
- ресурсной, т.е. удовлетворяющей потребности фирмы в разнообразных видах ресурсов, включая материальные, финансовые, информационные и пр.
Наиболее высокий динамизм демонстрирует международная торговля, под влиянием интернационализации товарного обмена резко растут трансграничные продажи и покупки фирм.
Внешняя среда рыночной системы коммерческого посредничества зарубежных компаний может рассматриваться как совокупность подсистем национальной экономики. Наиболее значимыми подсистемами внешней среды коммерческого посредничества является экономическая подсистема, включая производственный, инфраструктурный и научно-технический потенциал национальной экономики (здесь формируются цели и конечный результат коммерческого посредничества). А также, институциональная система, в рамках которой устанавливаются «правила игры» коммерческого посредничества. Социальная подсистема, которая создает социально-этические параметры коммерческого посредничества и формирует его социальную базу.
Инструментарий логистики зарубежных компаний может быть использован как в организации внутрифирменных экономических потоков, так и во внешних для фирмы трансакциях. Специфика логистики коммерческого посредничества во многом определяется спецификой данной отрасли экономики.[14]
Можно назвать следующие основные направления воздействия логистики на реформирование коммерческого посредничества зарубежных компаний:
1) Логистизация товародвижения способствует оптимизации хозяйственных связей и ускорению процесса товарного обращения;
2) Логистическая организация товарного обмена позволяет существенно снизить совокупные издержки обращения;
3) Логистическое управление товарными потоками инициирует структурные сдвиги в товаропроводящей сети, что дает возможность уменьшить трансакционные издержки;
4) Логистическая связь экономических интересов участников процесса коммерческого посредничества создает условия для формирования хозяйственных связей и т.д.
Одним из очевидных следствий логистизации коммерческого посредничества зарубежных компаний должно стать сокращение затрат на повторные и дублирующие посреднические операции.
Опыт стран с развитой экономикой показывает, что логистическая организация товародвижения дает значительный экономический эффект. Подсчитано, что 1 доллар США, вложенный в усовершенствование логистической системы, приносит 100 долларов от дополнительной реализации. По экспертным оценкам, применение методов логистики позволяет снизить уровень запасов на 30-50% и сократить время движения продукции на 25-45%.[15]
Обращение к общей теории логистики показывает, что в настоящее время сложились два достаточно крупных направления в теории и практике логистики. Первое, технократическое, исходит из того, что объектом логистических усилий является процесс физического распределения продукции, а шире – организации ее движения от исходного сырья до конечного потребления. Второе, экономическое, принимает в качестве основного объекта логистических усилий экономический поток, а шире – все разнообразие потоковых процессов, как в сфере производства, так и в сфере обращения.
Логистика коммерческого посредничества с технократических позиций представляет собой деятельность, связанную с организацией эффективного движения товаров из сферы производства в сферу потребления при активном участии разнообразных коммерческих посредников и с выгодой для всех контрагентов хозяйственных связей. В данном случае делается упор на следующие составляющие логистики коммерческого посредничества:
- деятельность, включающая совокупность последовательных логистических операций в сфере обращения, которая связана с организацией эффективного движения товаров, что предполагает формирование оптимальных и рациональных материальных потоков на базе логистических цепей и систем;
- основной материальный поток направлен из сферы производства в сферу потребления, включая удовлетворение нужд и потребностей промежуточных (производственных) и конечных потребителей;
- в организации этого потока принимают участие разнообразные коммерческие посредники, вступающие в роли звеньев логистических цепей и элементов логистических систем;
- все это организуется с выгодой для всех участников (контрагентов) хозяйственных связей.
Экономическая концепция логистики зарубежных компаний существенно расширяет направления логистических усилий, включая не только материальные, но и финансовые, и информационные потоки. Именно с этих позиций раскрывают сущность логистики М. Б. Миротин и В. И. Сергеев, рассматривая ее в широком и узком смысле слова: «В широком смысле логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- и макроэкономической системы для достижения поставленных перед ней целей. В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного управления материальными и сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств».[16]
Существенным продвижением к экономической концепции логистики является вычленение основных признаков логистики. «Как хозяйственному процессу системе управления и науке, т.е. всем аспектам логистики, свойственны три характерных признака. Во-первых, логистика рассматривает различные этапы, стадии и операции управления материальными потоками как единое целое. Во-вторых, затраты по этим стадиям и этапам она рассматривает как взаимосвязанные, требующие скоординированного, комплексного подхода. В-третьих, комплексный подход в логистики осуществляется с целью ритмичного, своевременного обеспечения потребителей товарами и услугами необходимого качества, с наименьшими затратами как у потребителей, так и у других субъектов товарного рынка, взаимодействующих с ними».[17]
Можно предложить следующую экономическую трактовку логистики коммерческого посредничества это наука и практика управления экономическими потоками с целью снижения совокупных затрат на продвижение товаров и услуг из сферы производства в сферу потребления. Это определение предполагает:
- признание за логистикой коммерческого посредничества зарубежных компаний не только прикладного, но и теоретического значения;
- включение в объект логистического управления всего разнообразия экономических потоков, возникающих в процессе коммерческого посредничества;
- установление приоритета общесистемных целей над целями отдельных участников логистической системы через снижение совокупных затрат всех звеньев логистической цепи.
Характеристика сущности логистики коммерческого посредничества будет неполной, если не изложить ее цели, принципы, задачи и функции. Целью логистики физического распределение и управления материалами является максимально возможное снижение уровня издержек, связанных с перевозками, хранением товаров и осуществлением других логистических функций, что служит важным фактором общего снижения цен на реализуемую продукцию и повышению ее конкурентоспособности на рынке.
В основу типологии функций логистики коммерческого посредничества зарубежной компании можно положить так называемый функциональный подход, который включает в себя закупочную логистику (основная функция – закупка товаров для дальнейшей перепродажи), распределительную логистику (продажа товаров конечным потребителям и перепродажу в мелкооптовую торговлю и розничную сеть), транспортно-складскую логистику (организация погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ), логистический сервис (организация сервисного обслуживания клиентов), логистический менеджмент (выработка и реализация управленческих решений).
К функциональной составляющей логистического менеджмента зарубежной компании относится:
1) Планирование, включая тактику и стратегию коммерческого посредничества;
2) Организацию, включая организацию выполнения логистических операций вплоть до разработки стандартов обслуживания клиентов;
3) Мотивацию, включая моральное и материальное стимулирование логистического персонала;
4) Регулирование, включая учет, контроль, анализ и корректировку управленческих решений в области логистики коммерческого посредничества.
Таким образом, логистические системы занимают очень важное место в деятельности зарубежных компаний. Это связано с тем, что логистические системы представляют собой сложные организационно завершенные структурированные системы, состоящие из взаимосвязанных в едином процессе материальными потоками.
Можно также выделить основные свойства этой системы. Во-первых, это сложность, т.к. они объединяют десятки элементов, находящихся во взаимодействии между собой и внешней средой. Во-вторых, делимость, т.е. наличие относительно самостоятельных подсистем. В-третьих, целостность, что означает подчинение всего множества участников системы единой цели. И, наконец, структурированность, т.е. наличие определенных связей между элементами системы.