Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:07, дипломная работа
Цель работы заключается в том, чтобы доказать необходимость внедрения логистических методов в управление предприятием. Определить основные направления логистики на современном этапе. Обозначить тенденции организации работы на предприятии при функционировании на нем современных логистических систем. А также целью является изучение и анализ транспортного аспекта логистических систем российских и зарубежных компаний для определения наиболее приоритетных и эффективных направлений транспортных логистических систем.
Введение 2
1 Теоретические основы логистических систем в области транспорта 6
1.1 Понятие транспортной системы -
1.2 Структура транспортной системы -
1.3 Понятие логистики 9
1.4 Основные функции логистики 10
1.4.1 Снабжение 12
1.4.2 Производство 14
1.4.3 Сбытовая (распределительная) логистика 16
1.4.4 Складирование в логистической системе 17
1.4.5 Транспортная инфраструктура 19
1.4.6 Информационные технологии в логистике 21
1.5 Взаимосвязь транспорта и работы логистических систем
в области транспорта 24
2 Аспекты повышения эффективности деятельности предприятий
в области функционирования транспорта в странах мира 27
2.1 Развитие мирового транспорта -
2.2 Функции мирового транспорта 30
2.3 Характеристика транспортных инфраструктур зарубежных компаний 32
2.4 Логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта в странах мира на примере экспедиторских компаний 36
2.5 Роль логистических систем в деятельности зарубежных компаний
и их функции 41
3 Рынок логистических услуг РФ и возможности использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий 47
3.1 Характеристика российской транспортной системы -
3.1.1 Взаимосвязь видов транспорта 52
3.1.2 Виды транспортных операций 54
3.1.3 Качество услуг транспорта 55
3.1.4 Финансирование транспорта 60
3.2 Развитие российского транспорта 62
3.3 Анализ рынка логистических услуг РФ в области транспорта 68
3.4 Анализ возможностей использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий на примере ERP-системы 75
4 Работа логистических систем на ОАО «Томское Пиво»
4.1 Транспортные логистические схемы, используемые на ОАО «Томское Пиво»,
при поставке сырья и сбыте продукции
4.2 Внутренний документооборот ОАО «Томское Пиво»
при поставке сырья и сбыте продукции
4.3 Работа отдела логистики ОАО «Томское Пиво»
и процесс разработки логистических схем
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 91
Эти свойства способствуют превращению логистических систем в важную структуру рыночной деятельности зарубежных компаний.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мировой опыт по повышении эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта весьма и весьма развит. Оно и понятно, ведь именно за рубежом были сформулированы основные идеи логистики как теории и как практики. Россия также не отстает в этих вопросах, но необходимо более глубокое изучение своих проблем в области функционирования транспорта как на микроуровне, так и в масштабах целого государства.
Глава 3. Рынок логистических услуг РФ и возможность использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий
3.1. Характеристика российской транспортной системы
Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.
Транспорт является одной из наиболее важных отраслей материального производства. Материальный характер транспортного производства – это то общее, что объединяет транспорт с другими отраслями. Продолжая производственный процесс всех отраслей, транспорт связывает все отрасли, а также различные районы страны в единое народнохозяйственное целое. Государство будет использовать транспорт в качестве одного из важнейших инструментов для решения кардинальных социально – экономических проблем.
Россия находится на новом этапе своего развития – этапе становления ее нового общественного устройства. Дальнейшее развитие РФ на этом этапе во многом зависит от величины ее экономического потенциала.
Жизненное пространство России составляет 17,1 млн. кв.км. Это ¾ территории бывшего СССР в границах 1990 года. Население России – около 153 млн. человек, трудовые ресурсы – почти 80 млн.чел.
В России проживает 3 % населения планеты, а на ее территории сосредоточено 35% общих запасов мировых ресурсов и более половины запасов стратегического сырья. По их суммарной оценке каждый россиянин оказывается в 3-5 раз богаче американца и в 10-15 раз – любого европейца. Запасы лесных ресурсов России равны 81,6 млрд куб.м, что составляет 95 % бывших общесоюзных. Площадь сельскохозяйственных угодий достигает 650 млн. га – 2/3 бывшей общесоюзной. В материально-технологическом аспекте Россия – единственная в мире страна, самодостаточная для Интенсивного социально-экономического развития[18].
Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей.
В условиях масштабных экономических и социальных потрясений, к которым вполне можно отнести современную ситуацию в России, очевидна зависимость интегральной структуры хозяйства от наиболее устойчивых элементов - воспроизводства необходимых жизненных благ: пищи, одежды, жилья, энергии. Причем критическим, пороговым уровнем является их простое воспроизводство. Транспорт и энергетика, накопившие потенциал, достаточный для расширенного воспроизводства, дают возможность экономике временно удовлетворительно функционировать и в условиях вынужденного перехода к условиям простого воспроизводства, что еще раз подчеркивает важнейшую роль транспорта в народном хозяйстве.
Но это существенный, хотя и не всеми усматриваемый факт. Более замаскированным является многообразное влияние транспорта на саму интегральную систему хозяйства,
В основополагающих понятиях функционирования и развития общества транспорт проявляется в качестве:
- территориального фактора - скорость, надежность сообщений позволяют оформляться на местности конкретным социально-экономическим общностям;
- временной границы передвижения: структура бюджета времени (суточного, недельного, годового) на транспорте фиксирует конкретные пространственно временные границы городов, агломераций, региональных систем;
- потенциала социально-информационного разнообразия: соединение транспортом отдельных элементов в расширяющихся территориальных границах создает эффект экспоненциального роста социально-информационного разнообразия.
Наиболее существенно, что транспорт, соединяя отраслевую и территорильную структуры, обеспечивает системное единство народного хозяйства и общества в целом.
Наконец, экологическое воздействие транспорта (выбросы, шум, вибрация и др.) стало ощущаться в развитых странах особенно интенсивно с 50-х годов. В России внимание этой проблеме уделяется только с конца 70-х годов.
Необходимо сказать об общей структуре транспорта – о видах транспортной системы и их особенностях.
Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет определённую функцию исходя из характера грузов.
Железнодорожный транспорт – основное звено в единой транспортной системе Российской Федерации. Он наиболее эффективен для перевозки массивных видов грузов на средние и дальние расстояния, а так же для перевозки пассажиров. Отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью и относительно низкой себестоимостью перевозок. Малоэффективен при небольшой концентрации грузовых и пассажирских потоков.
Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки, а так же перевозки на севере и востоке страны. Несмотря на низкую себестоимость (небольшие топливные затраты, большая грузоподъёмность) имеет значительные ограничения (погодные условия, сложное техническое обслуживание).
Речной транспорт предназначен для перевозок грузов и пассажиров на средние расстояния. Использует естественные речные пути. Имеет сезонный характер. Не соответствует направлению движения грузов, так как реки текут с юга на север, а основное направление движения грузов – широтное. В последнее время этот вид практически неконкурентоспособен.
Трубопроводный и авиационный транспорт пока остаются узкоспециализированными. Трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Отличаются низкой себестоимостью. Основная функция авиационного транспорта – перевозка пассажиров и срочных грузов (почты). В труднодоступных районах (Крайний Север и горные районы) – единственный вид транспорта.
Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.
В процессе материального производства транспорт удовлетворяет потребности отраслей народного хозяйства в перевозках различного типа: внутрипроизводственных, межотраслевых внутри региона, межрегиональных, перевозках работников и т. д.
Виды транспорта подразделяются на водный (морской речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пульпопроводы (навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.
У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.
Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из видов транспорта.
Что касается морского транспорта, то здесь необходимо отметить следующие преимущества. Во-первых, это низкий уровень грузовых тарифов. Далее – высокая производительность, которая происходит за счет большой грузоподъемности судов. Непрерывность работы также является немаловажным фактором, все 24 часа в сутки суда находятся в рабочем состоянии. Незначительная зависимость от погодных условий. Мобильность от спроса, т. е. морские суда можно направить в любую точку мира. Морской транспорт имеет практически неограниченную пропускную способность морских путей сообщения.
Но морской транспорт имеет также и недостатки. Например, такие, как относительно низкую скорость (для грузовых судов 18-20 узлов). Морской транспорт ограничивает сравнительно небольшая частота движения, т. е суда могут перевозить только большое количество груза и только сразу. Для данного вида транспорта необходима тщательная упаковка груза, что является так же недостатком в реалиях России.
Железнодорожный транспорт очень быстро доставляет груз на большие расстояния. Он не зависит от климатических условий, что в рамках Российской Федерации является немаловажным. Данный вид транспорта имеет большую грузоподъемность (3-4 тыс. тонн – один состав). Сравнительно низкие тарифы заманчиво подталкивают нас к использованию железнодорожного транспорта. При наличии подъездных путей у грузополучателя возникают дополнительные удобства (возможно организовать доставку «от двери до двери»). Данный вид транспорта способен перевозить самые различные грузы.
Недостатками же являются то, что зачастую необходима перевалка грузов, т. е. пересортировка вагонов. Необходима так же прочная упаковка. Похитить груз из железнодорожного состава не составляет большого труда, а система охраны не предусмотрена. Железнодорожный транспорт зависит от географического расположения железнодорожных путей. Иногда в пути необходимо переформирование составов, что также затрудняет процесс перевозки груза.
Что касается автомобильного транспорта, то здесь, прежде всего, необходимо сказать, что он, безусловно, имеет большую маневренность, т. е. транспот можно концентрировать там, где это требуется. Срочность и регулярность доставки – немаловажный положительный момент. Возможно организовывать современные виды доставки, например «от двери до двери». Груз, перевозимый автомобильным транспортом, находится в абсолютной сохранности. Если использовать данный вид транспорта, то можно говорить о реальной экономии, но только при перевозке на небольшие расстояния (для РФ – до 600 км). Применение автотранспорта сохраняет ритмичность отправок.
Но автотранспорт при всех своих преимуществах имеет так же и свои недостатки. Во-первых, он зависим от дорожной сети и проедет только там, где проложена трасса. Во-вторых, он имеет малую грузоподъемность. В-третьих, если использовать данный вид транспорта для перевозки груза на большие расстояния (более 600 км), то здесь речь идет об относительно высоких тарифах.
Воздушный транспорт в своем арсенале имеет несколько ярко выраженных преимуществ. Во-первых, он имеет самую высокую скорость доставки груза. Во-вторых, груз находится в полной сохранности в пути. Данный вид транспорта имеет самый высокий уровень сервиса. Позволяет применять более простую упаковку. И имеет более низкие страховые запасы из-за минимального времени перевозки.
Но недостатки воздушный транспорт так же имеет и они весомые. Высокие грузовые тарифы, зависимость от погодных условий, ограничения по размеру и весу груза, зависимость от наземных служб, удаленность от аэропортов предприятий не позволяют использовать воздушный транспорт постоянно.
Что касается трубопроводного транспорта, то здесь стоит отметить то, что он абсолютно независим от погоды, он непрерывно подает транспортируемый груз, он имеет низкую себестоимость, имеет высокий уровень автоматизации операций (например, залив, перекачка и слив). Разумеется это огромные плюсы, но есть так же и не маленькие минусы. Во-первых, это односторонняя транспортировка. Во-вторых, невозможно транспортировать другой вид груза. И, наконец, в-третьих, он имеет высокую себестоимость самого сооружения.
Ну и, наконец, следует сказать о речном транспорте. Он обладает высокой перевозной способностью по рекам. имеет низкую себестоимость перевозок, особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки. С его помощью возможно перевозить значительные партии грузов. И возможно использовать в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть.
Но имеет речной транспорт так же и недостатки. Во-первых, это сезонность работы, что не позволяет использовать данный вид транспорта весь год, а только в определенные периоды. А, во-вторых, необходимо считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлением грузопотоков.