Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы доказать необходимость внедрения логистических методов в управление предприятием. Определить основные направления логистики на современном этапе. Обозначить тенденции организации работы на предприятии при функционировании на нем современных логистических систем. А также целью является изучение и анализ транспортного аспекта логистических систем российских и зарубежных компаний для определения наиболее приоритетных и эффективных направлений транспортных логистических систем.

Оглавление

Введение 2
1 Теоретические основы логистических систем в области транспорта 6
1.1 Понятие транспортной системы -
1.2 Структура транспортной системы -
1.3 Понятие логистики 9
1.4 Основные функции логистики 10
1.4.1 Снабжение 12
1.4.2 Производство 14
1.4.3 Сбытовая (распределительная) логистика 16
1.4.4 Складирование в логистической системе 17
1.4.5 Транспортная инфраструктура 19
1.4.6 Информационные технологии в логистике 21
1.5 Взаимосвязь транспорта и работы логистических систем
в области транспорта 24
2 Аспекты повышения эффективности деятельности предприятий
в области функционирования транспорта в странах мира 27
2.1 Развитие мирового транспорта -
2.2 Функции мирового транспорта 30
2.3 Характеристика транспортных инфраструктур зарубежных компаний 32
2.4 Логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта в странах мира на примере экспедиторских компаний 36
2.5 Роль логистических систем в деятельности зарубежных компаний
и их функции 41
3 Рынок логистических услуг РФ и возможности использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий 47
3.1 Характеристика российской транспортной системы -
3.1.1 Взаимосвязь видов транспорта 52
3.1.2 Виды транспортных операций 54
3.1.3 Качество услуг транспорта 55
3.1.4 Финансирование транспорта 60
3.2 Развитие российского транспорта 62
3.3 Анализ рынка логистических услуг РФ в области транспорта 68
3.4 Анализ возможностей использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий на примере ERP-системы 75
4 Работа логистических систем на ОАО «Томское Пиво»
4.1 Транспортные логистические схемы, используемые на ОАО «Томское Пиво»,
при поставке сырья и сбыте продукции
4.2 Внутренний документооборот ОАО «Томское Пиво»
при поставке сырья и сбыте продукции
4.3 Работа отдела логистики ОАО «Томское Пиво»
и процесс разработки логистических схем
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 549.50 Кб (Скачать)
y">Данные направления приносят значительные положительные результаты благодаря тому, что позволяет производство и реализацию товара свести до автоматизированного уровня. Логистические услуги в этом случае стоят достаточно дорого. Но следует отметить, что занимаются предоставлением данных услуг исключительно опытные профессионалы, которые уже хорошо зарекомендовали себя на данном рынке, поэтому финансы, вложенные в организацию сетей поставок и транспортировок продукции, будут возвращены.

По мнению одних аналитиков, российский рынок логистических услуг будет расти ежегодно более, чем на 10%[20], включая индустрию грузоперевозок, курьерскую доставку и организацию транспортно - логистического обслуживания.

Наиболее высокие темпы роста ожидаются в сегменте комплексной логистики (более 20%), что определяется масштабным строительством современных складских комплексов как в Москве, Нижегородской и Московской областях, так и в других регионах России. Кроме того, эксперты прогнозируют значительный рост в сегменте управленческой логистики – более 20%[21] ежегодно.

Доля потребительского рынка логистических услуг в секторе экспресс - доставки составляет более 92%[22]. Это связано как со спецификой услуги – для компаний требуются несопоставимо большие объемы перевозок, так и с недостаточностью развитости российского рынка. Здесь наблюдается рост доли электронной коммерции среди потребителей – физических лиц, и в перспективе абсолютной показатель заинтересованных в услугах доставки физических лиц будет расти. Следовательно, увеличится спрос на услуги экспресс - доставки грузов и курьерскую доставку отправлений.

Основные игроки российского рынка – крупные зарубежные компании: UPS Supply Chain Solutions, DHL, FedEx, TNT Express Worldwide, FM Logistic. Отечественные компании пока не могут составить серьезную конкуренцию западным корпорациям, как из-за относительно небольшого опыта работы, так и из-за финансовых и организационных сложностей. Все-таки разница бюджетов российских и международных компаний несопоставима.

По прогнозам экспертов, рынок логистических услуг является в настоящее время крайне привлекательным, поэтому перспективы отечественных грузоперевозчиков, курьерских служб и владельцев складской недвижимости на ближайшее время остаются весьма радужными.

Но также есть мнение о том, что рынок логистических услуг в России не является хорошо развитым. Маркетинговое Агентство «Step by Step» подготовило исследование рынка логистических услуг в России. В исследованиях описана макроэкономическая конъюнктура рынка, выделены основные его сегменты и определены объем и емкость рынка. Приведены также описание инфраструктуры рынка, особенности ценообразования, определены основные тенденции рынка. В ходе исследования были определены основные игроки российского логистического рынка, кратко описаны влияющие рынки, а также факторы, способствующие или препятствующие развитию российского логистического рынка.

По данным Федерального Ведомства Внешней Торговли объем рынка логистических услуг в России в 2007 году оценивается в 25-30 млрд. долл[23]. По оценке экспертов в отрасли работает свыше 6000 предприятий. Дефицит площадей оценивается от 0,5 млн. кв. м. до 1,0 млн. кв. м.[24], и вызван приходом в страну большого числа иностранных компаний.

Российский рынок логистических услуг развит в недостаточной мере. Емкость российского рынка логистических услуг достигает 70 млрд. долл., его потенциал на перспективу оценивается в 120 млрд. долл. ежегодно. Более 60% от этой суммы приходится на Московский регион и Санкт-Петербург.

Наиболее динамично в нашей стране сейчас развиваются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта. Сложным комплексным проектам (интеграция и управление цепями поставок от производителя к конечному потребителю) наши провайдеры уделяют значительно меньше внимания, несмотря на то, что такие контракты более рентабельны. Но тенденция увеличения интереса к более сложным операциям все же наблюдается.

Ежегодный прирост рынка составляет 6 - 7%[25], вообще российский рынок услуг по хранению и дистрибуции товаров является одним из самых перспективных и постоянно растущих секторов экономики.

Потенциал российского рынка логистических услуг, как уже было сказано, оценивается в 120 млрд. долл., причем доля сектора перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта составляет 55%, сектора складских услуг – 13% и сектора услуг по интеграции и управлению цепями поставок – 32%. Для развития рынка логистических услуг Минтранс планирует построить принципиально новую логистическую систему. Она включает в себя пятнадцать терминалов с четырьмя центрами в Мурманске, Новороссийске, Москве и Владивостоке.

В настоящее время эффективность цепочки поставок является основным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия. Производители – конкуренты не могут снижать непосредственные издержки, связанные с производством, без риска снижения качества. Остается единственный способ экономии – сокращение времени реализации продукта по всей цепочке поставок. Опыт и высокоразвитых стран в этой сфере, и России доказывает, что реализовать современные требования к логистике способны только специализированные компании.

Среднегодовые темпы роста складских услуг (без московского региона) к 2010 году прогнозируется на уровне 17-18%[26] при опережающем росте публичного предложения качественных складских площадей для аренды или ответственного хранения (свыше 30% годовых). Серьезный фактор повышения значения региональных центров с точки зрения развития транспортно - логистического рынка России – выход в регионы  российских и западных розничных сетей (пик активности приходится на 2007-2009 гг.), а также производителей потребительских товаров.

Основным препятствием, сдерживающим сегодня данный процесс, является отсутствие в регионах качественной инфраструктуры, позволяющей предоставлять комплексное транспортно - логистическое обслуживание компаний, включая таможенное оформление, перевалку грузов с использованием различных видов транспорта, складирование и дистрибуцию.

Сегодняшнее состояние рынка логистических услуг в сравнении с мировыми тенденциями развития отрасли характеризуется высокими темпами роста - 6-7% по сравнению с 3-4 % в странах ЕС.

Некоторые аналитики считают, что у России все-таки есть шанс стать передовой страной в области логистических услуг.

              Развитие логистики в России идет быстрыми темпами. Появляется все больше компаний, имеющих в своей структуре управления логистические службы (дирекции, департаменты, отделы).

              В отечественной экономике расширяется сфера применения современных логистических систем и технологий. Это, прежде всего, предприятия по добыче и переработке нефти и газа, металлургические и автомобилестроительные заводы. Они задают тон в построении корпоративных логистических систем, рациональных организационных структур управления логистикой в аспектах интегрированных цепей поставок, выборе оптимальных логистических технологий и информационных систем поддержки принятия решений. Этим же вплотную начинает интересоваться и средний бизнес.

              Повышение своей конкурентоспособности многие отечественные компании связывают с логистикой и SCM (управлением цепями поставок). Но лишь немногие их руководители задумываются над стратегической направленностью логистики, формируя адекватную организационную структуру службы логистики компании, оптимизируя конфигурацию логистической сети, внедряя интегрированную информационную поддержку и систему управления товарными запасами.

              Недостаточно внимания уделяют предприятия управлению базой логистических знаний, которая в частности состоит из продуманной системы подготовки персонала служб логистики: от краткосрочных программ повышения квалификации до второго высшего образования и МВА по логистике и SCM.

              Государственный образовательный стандарт специальности «Логистика и управление цепями поставок» был утвержден Минобразованием РФ только в апреле 2000 года, а сама специальность открыта в качестве эксперимента первоначально всего в семи российских вузах. Первые отечественные дипломированные специалисты, имеющие квалификацию «логист», появились только в 2004 году, и сейчас потребность в них, как показывает исследование рынка труда, чрезвычайно велика.

              Особое значение приобретает перестройка восприятия логистики топ-менеджерами предприятий: от центра затрат — к центру прибыли. При этом логистам необходимо уметь «продать» уникальные результаты хорошо построенной логистической системы как внутренним, так и внешним клиентам фирмы, показывая ее воздействие на увеличение объемов продаж (за счет качества сервиса), снижение операционных расходов, повышение производительности элементов логистической инфраструктуры и оптимизации уровней материальных запасов.

              По прогнозу Минэкономразвития, темпы роста грузовых перевозок, осуществляемых транспортными и транспортно-экспедиторскими компаниями в 2007 – 2010 гг. несколько замедлятся и будут на уровне 4,5 – 5%[27] в год. Исключение составят контейнерные перевозки, среднегодовой рост которых превысит 20% за счет увеличения импорта и наращивания объемов транзитных перевозок через территорию России. Экспедиторские услуги и услуги 3PL-провайдеров по доставке грузов будут расти более высокими темпами (примерно 7 – 9% в год), что определяется расширением требований клиентов к современным технологиям перевозок в импортно-экспортном сообщении. Ожидается также ускорение процесса слияния и поглощения на рынке транспортно-экспедиторских услуг и комплексного логистического сервиса.

              Объем услуг по консалтингу в логистике, управлению запасами, оптимизации логистических бизнес-процессов, построению логистических систем компаний, SCM-решениям, предоставляемых информационными, аналитическими, консалтинговыми компаниями и частично 3PL-провайдерами, будет в среднем возрастать 28 – 30% в год и составит к 2010 г. около 1,2 млрд. долл. В этот же период ожидается появление и ускоренное развитие на российском рынке компаний - 4PL-провайдеров (системных интеграторов цепей поставок).

              По прогнозам Минтранса РФ, темпы роста рынка грузоперевозок к 2010 году будут составлять примерно 4,7%. В структуре рынка по грузообороту доля железнодорожного транспорта составит 92% (по объему выручки – 85%).

              Можно также ожидать увеличения доли аутсорсинга до 20 – 25% грузооборота для автомобильного транспорта (в Европе – 40%) и стабилизацию на уровне 75 – 80% для железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта России. В большой степени это может быть связано с консолидацией рынка логистического сервиса, повышением конкурентоспособности российских предприятий-перевозчиков, а также с приходом в Россию зарубежных 3PL-провайдеров.

              Темпы роста рынка складских услуг будут определяться потребностями в аутсорсинге операций хранения, грузопереработки и распределения со стороны потенциальных клиентов логистических компаний, которыми в основном являются транснациональные корпорации, крупный западный и российский ритейл.

              Ежегодные темпы роста рынка аутсорсинга складских услуг в 2007 - 2010 гг. прогнозируются на уровне 25% (для Московского региона) и около 30% для Санкт-Петербурга. Основной прирост рынка будет обеспечиваться за счет ввода новых складских комплексов класса А.

              По оценкам аналитических компаний и девелоперов, свыше 50% складов международного класса (А и В+) будет сосредоточено в Московском регионе и около 25% в Санкт-Петербурге.

              По оценкам экспертов, проведенным по крупнейшим торгово-промышленным и транспортным центрам, предложение качественных складских помещений может увеличиться в 2007 - 2010 гг. с 1,3 млн. кв. м до 5 млн. кв. м при сокращении количества складских площадей класса С и D, в том числе за счет модернизации и реконструкции существующего фонда.

              Многие крупные мировые и европейские провайдеры логистических услуг уже присутствуют на российском рынке. Однако объем их операций относительно невелик. Можно считать, что у крупных российских логистических операторов есть примерно 3 - 5 лет для укрепления своих позиций и наращивания потенциала для конкурентной борьбы с иностранными компаниями.

              Отечественный комплексный логистический бизнес находится в начале пути, причины этого понятны. У большинства компаний еще есть потенциал снижения издержек, непосредственно связанных с производством или сбытом. Многие из них имеют свое «натуральное» логистическое хозяйство в виде складской сети и транспорта и не собираются с ним расставаться. Кроме того, сегодняшний рынок логистических посредников с приемлемым соотношением цена - качество относительно узок. Однако в России есть все шансы для стремительного развития логистического рынка.

 

              3.4 Анализ возможностей использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий на примере ERP-системы

 

Изначально термин ERP применялся к системам планирования загруженности производственных мощностей. Несмотря на то, что термин ERP возник в производственной сфере, сегодня он имеет более широкую область применения. Современные ERP-системы обеспечивают выполнение всех основных функций предприятия, независимо от его рода деятельности или устава. В настоящее время ERP-системы применяются как в коммерческих, так и некоммерческих структурах, в правительственных и неправительственных организациях.

Системы планирования ресурсов предприятия – ERP (Enterprise Resource Planning ) служат для интеграции всех данных и процессов организации в единую систему. Для этого типичная ERP-система использует множество различных программных и аппаратных компонентов. Ключевым компонентом большинства ERP-систем является единая база данных, хранящая в себе данные различных системных модулей.

Информация о работе Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта