Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы доказать необходимость внедрения логистических методов в управление предприятием. Определить основные направления логистики на современном этапе. Обозначить тенденции организации работы на предприятии при функционировании на нем современных логистических систем. А также целью является изучение и анализ транспортного аспекта логистических систем российских и зарубежных компаний для определения наиболее приоритетных и эффективных направлений транспортных логистических систем.

Оглавление

Введение 2
1 Теоретические основы логистических систем в области транспорта 6
1.1 Понятие транспортной системы -
1.2 Структура транспортной системы -
1.3 Понятие логистики 9
1.4 Основные функции логистики 10
1.4.1 Снабжение 12
1.4.2 Производство 14
1.4.3 Сбытовая (распределительная) логистика 16
1.4.4 Складирование в логистической системе 17
1.4.5 Транспортная инфраструктура 19
1.4.6 Информационные технологии в логистике 21
1.5 Взаимосвязь транспорта и работы логистических систем
в области транспорта 24
2 Аспекты повышения эффективности деятельности предприятий
в области функционирования транспорта в странах мира 27
2.1 Развитие мирового транспорта -
2.2 Функции мирового транспорта 30
2.3 Характеристика транспортных инфраструктур зарубежных компаний 32
2.4 Логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта в странах мира на примере экспедиторских компаний 36
2.5 Роль логистических систем в деятельности зарубежных компаний
и их функции 41
3 Рынок логистических услуг РФ и возможности использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий 47
3.1 Характеристика российской транспортной системы -
3.1.1 Взаимосвязь видов транспорта 52
3.1.2 Виды транспортных операций 54
3.1.3 Качество услуг транспорта 55
3.1.4 Финансирование транспорта 60
3.2 Развитие российского транспорта 62
3.3 Анализ рынка логистических услуг РФ в области транспорта 68
3.4 Анализ возможностей использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий на примере ERP-системы 75
4 Работа логистических систем на ОАО «Томское Пиво»
4.1 Транспортные логистические схемы, используемые на ОАО «Томское Пиво»,
при поставке сырья и сбыте продукции
4.2 Внутренний документооборот ОАО «Томское Пиво»
при поставке сырья и сбыте продукции
4.3 Работа отдела логистики ОАО «Томское Пиво»
и процесс разработки логистических схем
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 549.50 Кб (Скачать)

Представляется достаточно сложной проблема оценки качества услуг. Согласно стандарту ISO 8402-86 качество услуг определяется как совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Таким образом, требования, предъявляемые потребителями к доставке товаров, непосредственно вытекают из их потребностей. Данные потребности достаточно четко оговариваются в заключаемых контрактах. В остальных случаях предполагаемые потребности должны быть установлены и определены с помощью маркетинговых исследований. Потребности со временем меняются, что обуславливает необходимость периодического проведения маркетинговых исследований. Потребность в услугах транспорта должна быть удовлетворена быстро, а иногда и немедленно. Во многих случаях, как было отмечено выше, не удовлетворенная в соответствующее время потребность становится ненужной для потребителя, то есть спрос имеет преходящий характер.

При определении качества необходимо учитывать некоторые особенности услуг транспорта. Например, услуга не может существовать вне процесса ее производства, а, следовательно, накапливаться. Продажа услуги - это, практически, продажа самого процесса труда, следовательно, качество услуги - это качество самого процесса труда. Услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на определенном направлении, что резко ограничивает возможность ее замены на рынке. На услуги существуют значительные колебания спроса, как во времени, так и в пространстве. Транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания неравномерности и особенно пиков спроса. Предложение услуг отличается малой гибкостью в приспособлении к спросу, изменяющемуся во времени и в пространстве. Предложение услуг обычно менее надежно с точки зрения технологии, чем предложение других услуг (влияние метеорологических и климатических условий). Создание дополнительной провозной способности для беспрепятственного удовлетворения всех колебаний спроса стоит весьма дорого. 

Таким образом, в условиях рынка качество определяется как тот уровень потребительских свойств и надежности услуги, который нужен рынку (потребителю) и который производители способны обеспечить по приемлемой цене.

Качество определяется как соответствие требованиям, которые должны быть ясно сформулированы, с тем, чтобы нельзя было их превратно понять. Затем выполняются измерения для определения соответствия этим требованиям. Обнаруженное несоответствие означает отсутствие качества. Проблемы качества становятся проблемами несоответствия и качество становится определимым.

Согласно приведенным определениям каждый вид услуги обладает определенной совокупностью свойств и характеристик, удовлетворяющих потребности потребителя. Как было отмечено выше, основной вид услуги транспорта - перевозка груза - как правило, не может быть потреблен самостоятельно и в большинстве случаев сопровождается предоставлением таких дополнительных видов услуг, как, например, погрузочно-разгрузочные, экспедиторские и т.п.  Отсюда можно сделать такой вывод, что качество услуг транспорта можно рассматривать как качество совокупности видов услуг, предоставляемых предприятиями транспорта и способных удовлетворить существующие или возможные потребности потребителя.

Особую проблему представляет определение качества доставки грузов.

Время (сроки) доставки грузов рассматривается как один из наиболее значимых параметров качества обслуживания потребителей.

В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг. Последнего привлекают минимальные сроки доставки, максимальная сохранность груза, удобства по приему и сдаче грузов и возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза, и тогда он готов нести соответствующие затраты. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента. Потребителя не интересуют затраты предприятия транспорта на осуществление обслуживания.

Качество доставки предполагает также скорость и регулярность доставки грузов, сохранность грузов при перевозке, ликвидацию излишних перегрузочных операций.

Первые два параметра влияют на своевременное реагирование на изменения конъюнктуры рынка и сокращение товарных запасов.

Изучение спроса на услуги транспорта свидетельствует о том, что потребители к основным требованиям к доставке грузов относят своевременность доставки. С ужесточением требований потребителей к качеству товаров потребности производителей в своевременной и надежной доставке все больше повышаются.

Необходимо сказать об основных требованиях, предъявляемыми потребителями к услугам транспорта, и это следующее. Во-первых, надежность перевозок, минимальные сроки (продолжительность) доставки, регулярность доставки груза, гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно в срок. Во-вторых, безопасность перевозок, обеспечение сохранности груза при доставке, удобства по приему и сдаче грузов. В-третьих, наличие дополнительных услуг, наличие различных уровней транспортного обслуживания, приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания). В-четвертых, отлаженная система информации и документирования, сопровождение груза до конечного пункта назначения, организация доставки груза от двери до двери. В-пятых, приемлемая стоимость перевозки; возможность таможенной очистки (уплата таможенной пошлины и т.п.), оптимальная дислокация пунктов отправления и доставки, возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза. В-шестых, наличие необходимой транспортной тары, наличие необходимого перегрузочного оборудования в пунктах перевалки, ликвидация промежуточных перегрузочных операций.

При рассмотрении вопроса качества услуг транспорта необходимо учесть, в частности, следующее:

    1. при заключении контракта потребности потребителя четко обуславливаются, тогда как в других условиях предполагаемые потребности должны быть установлены и определены с помощью маркетинговых исследований;
    2. во многих случаях потребности могут быть со временем изменены, что обуславливает необходимость периодического проведения маркетинговых исследований и пересмотра требований к предоставляемым услугам;
    3. потребности обычно выражаются в свойствах и количественных характеристиках этих свойств;
    4. потребности могут включать такие аспекты, как функциональная пригодность, безопасность, эксплуатационная готовность, надежность, экономические факторы, защита окружающей среды и т.п;
    5. уровень качества и мера качества, когда точная техническая оценка осуществляется количественно.

Вся информация, относящаяся к качеству услуги, должна внимательнейшим образом изучаться, сравниваться и анализироваться. Подобная информация помогает определить характер и объем проблем, связанных с качеством услуги, на основании опыта и пожеланий потребителя. Говоря о качестве услуг автотранспорта, следует обратить особое внимание экономический аспект.

 

3.1 4. Финансирование транспорта

 

Производство любой продукции связано с затратами живого и овеществленного труда, которые в совокупности называют издержками производства. Транспортные издержки народного хозяйства представляют собой совокупные затраты общественного труда на перевозку  грузов и пассажиров, которые отражаются в ценах (тарифах) на услуги, предоставляемые транспортом в сфере обращения и в сфере производства. Текущие расходы, связанные с перевозочной деятельностью железнодорожного транспорта называют эксплуатационными.

Транспорт за осуществление им перевозочной деятельности, выполнение погрузочно-разгрузочных   и других работ (хранение груза и багажа, экспедиционные операции  и т.п.), связанных с перевозками получает выручку по системе специальных тарифов и дополнительных сборов. За ее счет возмещаются эксплуатационные расходы транспортных предприятий и организаций, а также образуются денежные накопления. При финансировании за счет выручки от реализации продукции (услуг) не только покрываются текущие затраты (себестоимость), но и обеспечивается расширенное воспроизводство, то есть все виды инвестиций, а также направление средств на социально-экономическое развитие предприятий транспорта.

   В литературе имеются, достаточно различные друг от друга по смыслу, понятия финансирования. Раньше под финансированием понималось безвозвратное предоставление денежных средств на развитие предприятия, социально-культурные мероприятия и другие общественные потребности за счет финансовых ресурсов предприятий. Финансирование носило строго целевой характер и осуществлялось в меру выполнения установленных планов, при условии соблюдения режима экономии и под финансовым контролем. Существовало также и такое понятие, что финансирование – это долговременное приобретение заемных  денежных средств по случаю особых событий, таких как основание и расширение производства.

Сегодня существуют определения финансирования, которые расширяют и частично изменяют предшествующие понятия. Некоторые авторы причисляют к финансированию все процессы, которые затрагивают обеспечение  потребности в капитале предприятия без движения денежных средств. Под последним понимается обеспечение потребности в капитале из средств самого предприятия. То есть  финансирование предприятия – это все необходимые мероприятия для поддержания финансового равновесия предприятия. Иногда к финансированию также относят возврат заемных средств.

В экономике, где деньги используются как средство обмена, приобретение производственных факторов требует денежных средств. Вот почему задачей предприятия является – следить за тем, чтобы необходимые производственные факторы были приобретены за счет денежных средств, в соответствии с целями предприятия. По этим причинам, а также учитывая специфику железнодорожного транспорта, определение финансирования, как покрытия текущих затрат за счет выручки и обеспечение расширенного воспроизводства, ставится на передний план.

В тесной связи с финансированием транспорта стоит понятие финансы предприятий транспорта. Финансы транспорта являются важнейшим элементом хозяйственного механизма, коммерческого расчета, основой рыночной экономики и товарно-денежных отношений. Они представляют собой систему регулируемых экономических отношений, связанных с образованием и использованием денежных ресурсов для нужд производства и воспроизводства. Назначение финансов – обслуживание денежными ресурсами планомерно организованного кругооборота средств дорог, отделений, предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта.

Финансовая деятельность  предприятия транспорта направлена на создание финансовых ресурсов для его производственного и социального развития, обеспечение роста прибыли  за счет увеличения производительности труда, снижения себестоимости, улучшения использования производственных фондов, повышения качества перевозок, работ, услуг.

 

              3.2 Развитие российского транспорта

 

Для того, чтобы говорить о развитии российской транспортной системы необходимо сказать, что развитие это полностью зависит от внешних факторов таких, как экономика, политика и состояние государства. В настоящий момент существуют огромные проблемы у РФ в области транспорта, но все возможно исправить, если российский рынок транспортных услуг выйдет за рамки страны и начнет сотрудничать с другими государствами, перенимать опыт развитых стран и становиться все более широким и успешным в решении вопросов в области транспорта.

Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) является важным шагом в направлении открытой экономической модели развития. Доля России как в мировом экспорте, так и в мировом импорте с начала 90-х годов сократилась. Российский импорт и экспорт снижались по отношению к номинальному ВВП до 1998 г. после девальвации рубля в августе 1998 г. и роста цен на товары экспортная квота существенно выросла, показатели импорта увеличились незначительно. Показатели открытости (внешнеторговая квота) сильно дифференцируются между регионами РФ. Большая часть регионов характеризуется меньшим уровнем открытости, чем РФ в целом (1997 г. – 61 регион, 1998 г. – 59, 2000 г. и 2001 г. – 57, 2002 г. - 60), исключением является 1999 г. (36 регионов). В 1999 г. 15 регионов характеризовались высоким уровнем внешнеторговой квотой больше 1,1[19].

В конце 80-х годов основными торговыми партнерами России были республики бывшего СССР и другие страны с плановой экономикой, на них приходилось 70% российского экспорта и 47% импорта. К 2004 г. на долю стран СНГ приходилось 16,2% экспорта и 23,5% импорта. Европа остается самой значительной составляющей как российского экспорта, так и импорта. Товарооборот между Россией и Азией прочно восстановился после сокращения в 2002 г., но, тем не менее, доля не достигла пикового уровня 2001 г. сокращение доли Америки в российском экспорте и импорте с 1999 г. продолжается. Доля Африки в российской внешней торговле практически не изменилась в период с 1996 по 2004 гг., так же как Австралии и Океании.

Перед Россией стоят задачи развития экономических отношений на всех географических направлениях, в том числе с учетом ее трансконтинентального положения.

Внешняя торговля все более становится многосторонним процессом с диверсифицированными связями, а углубление международного разделения труда расширяет не только ее товарную, но и географическую структуру. Общеизвестным примером является Евросоюз, который во внешней торговле России как в экспорте, так и в импорте занимает первое место среди интеграционных объединений.

Еще показательней пример Северной Америки, где из трех государств одно – ярко выраженный экономический лидер не только в данном регионе, но и во всем мире. Например, внешнеторговый оборот Канады и Мексики в основном замыкается на США. Одновременно и для американской экономики торговля с этими странами имеет важное значение. Неуклонный рост доли внутрирегиональных связей во внешней торговле характерен для всех стран-участниц интеграционных группировок в Северной Америки, Юго-Восточной Азии и в Тихоокеанском регионе. Специалисты отмечают в качестве долговременных закономерностей мировой торговли – географическую диверсификацию внешнеторговых связей, рост удельного веса и значения внутрирегиональной торговли, некоторое ослабление доминирующего положения отдельных «торговых сверхдержав».

Информация о работе Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта