Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:07, дипломная работа
Цель работы заключается в том, чтобы доказать необходимость внедрения логистических методов в управление предприятием. Определить основные направления логистики на современном этапе. Обозначить тенденции организации работы на предприятии при функционировании на нем современных логистических систем. А также целью является изучение и анализ транспортного аспекта логистических систем российских и зарубежных компаний для определения наиболее приоритетных и эффективных направлений транспортных логистических систем.
Введение 2
1 Теоретические основы логистических систем в области транспорта 6
1.1 Понятие транспортной системы -
1.2 Структура транспортной системы -
1.3 Понятие логистики 9
1.4 Основные функции логистики 10
1.4.1 Снабжение 12
1.4.2 Производство 14
1.4.3 Сбытовая (распределительная) логистика 16
1.4.4 Складирование в логистической системе 17
1.4.5 Транспортная инфраструктура 19
1.4.6 Информационные технологии в логистике 21
1.5 Взаимосвязь транспорта и работы логистических систем
в области транспорта 24
2 Аспекты повышения эффективности деятельности предприятий
в области функционирования транспорта в странах мира 27
2.1 Развитие мирового транспорта -
2.2 Функции мирового транспорта 30
2.3 Характеристика транспортных инфраструктур зарубежных компаний 32
2.4 Логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта в странах мира на примере экспедиторских компаний 36
2.5 Роль логистических систем в деятельности зарубежных компаний
и их функции 41
3 Рынок логистических услуг РФ и возможности использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий 47
3.1 Характеристика российской транспортной системы -
3.1.1 Взаимосвязь видов транспорта 52
3.1.2 Виды транспортных операций 54
3.1.3 Качество услуг транспорта 55
3.1.4 Финансирование транспорта 60
3.2 Развитие российского транспорта 62
3.3 Анализ рынка логистических услуг РФ в области транспорта 68
3.4 Анализ возможностей использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий на примере ERP-системы 75
4 Работа логистических систем на ОАО «Томское Пиво»
4.1 Транспортные логистические схемы, используемые на ОАО «Томское Пиво»,
при поставке сырья и сбыте продукции
4.2 Внутренний документооборот ОАО «Томское Пиво»
при поставке сырья и сбыте продукции
4.3 Работа отдела логистики ОАО «Томское Пиво»
и процесс разработки логистических схем
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 91
В 80-е гг. инвестиционные процессы в целом на транспорте США, ФРГ и Японии характеризовались сокращением объемов капитальных вложений. Однако на отдельных видах транспорта наблюдалась некоторая активизация инвестиционной деятельности. Финансовые ресурсы капитальных вложений в транспорт США и ФРГ представляют собой частные, государственные и муниципальные инвестиции. За последние 20-25 лет доля государственных инвестиций снижалась. Как правило, основная доля государственных и муниципальных капитальных вложений направляется на развитие транспортной инфраструктуры.
За двадцать лет последнего столетия внутренний грузооборот в США увеличился более чем в 1,7 раза, в Германии - в 1,6 раза, в Японии - в 1,5 раза. Что касается пассажирских перевозок, то рост несколько ниже. Так, в США пассажирооборот вырос в 1,45 раза, в Германии - в 1,47 раза, а вот в Японии - рост в 1,7 раза. Надо вместе с тем напомнить, что рост ВВП в США в последние пять лет 90-х гг. колебался (по отношению к предыдущему году) в пределах от 2,2% в 1999 г. до 3,9% в 1997 г. Для Японии этот показатель варьировался от -2,7% в 1998 г. до +3,9%.[4]
В 70-е гг. в США, а позднее и в Германии, в один из важных источников финансирования частных капитальных вложений стала превращаться система амортизации путем расширения ее функций, выполнявших ранее роль налогового инструмента. В результате общие нормы амортизационных списаний, включающих теперь отчисления не только на реновацию, но и на ремонт, повысились, а амортизационные отчисление были исключены из налогооблагаемой части прибыли.
Практически за двадцать лет не планируется увеличивать или уменьшать сложившиеся «доли» рынка приходящиеся на имеющиеся виды транспорта. Правда имеется рост с 0,1% до 1% по воздушному транспорту, но в абсолютном исчислении эта доля остается мала.
В то же время достаточно существенные подвижки намечаются в Германии. - предполагается, что произойдет рост перевозок по железной дороге, по реке и достаточно ощутимое падение грузооборота, в структуре, по доле, не по абсолютным показателям, у автотранспортных компаний и в других видах транспорта. В США возрастет доля речников, авиаторов, представителей новых видов транспорта. Снизится доля автоперевозчиков, моряков, железнодорожников.
В США предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных железнодорожных линий. С начала 90-х гг. происходит развертывание работ по электрификации железных дорог с увеличением их общей протяженности к 2015 г. в два раза. В результате объем железнодорожных перевозок, выполняемых электрической тягой, существенно возрастет. В странах Западной Европы к 2015 г. намечается построить скоростную сеть железных дорог (140-160 км/ч) протяженностью около 9 тыс.км., т.е. примерно 8% от общей длины сети В Японии будет продолжено строительство высокоскоростных (свыше 160 км/ч) железнодорожных магистралей, имеющих стандартную западноевропейскую колею. До 80% сети шоссейных дорог здесь будут составлять автомагистрали с твердым покрытием, причем все они будут оснащены современным комплексом обслуживающих устройств. В западноевропейских странах длина автомобильных дорог с твердым покрытием также будет возрастать, однако основное внимание сосредоточится на совершенствовании существующей сети. Увеличатся число аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренних авиалиний.
В США и в западноевропейских странах на водном транспорте намечены дноуглубительные и другие гидротехнические работы, реконструкция и модернизация речных и морских портов. В США скорее всего тоннаж морских судов увеличится на 35%, речных - на 50%. Во всех странах предполагается повышение доли морских судов прогрессивных типов (контейнеро-, лихтеровозов, ролкеров) с более совершенными двигателями На внутреннем водном транспорте развитие флота будет, очевидно, связано с созданием новых типов специализированных судов и совершенствованием конструкций двигателей.
Для совершенствования управления перевозочным процессом на транспорте стран ЕС предполагается связать между собой все существующие национальные железнодорожные компьютерные системы. В международной автоматизированной информационной системе получит дальнейшее развитие применение международной грузовой накладной. Это избавит работников от заполнения полумиллиона бумажных документов в день и окажет существенную помощь в информационном обмене с другими видами транспорта.
На основе современных коммуникационных систем будет продолжено создание логистических систем, охватывающих всю цепь товародвижения с максимально эффективными связями между пунктами зарождения и погашения грузов. Это приведет к дальнейшей оптимизации материальных и информационных потоков в зависимости от ситуации на рынках и перманентному обеспечению экономической конкурентоспособности предприятий транспорта. На транспорте, в первую очередь на автомобильном, находят применение новейшие технологии телематики - интегрированные средства обработки и передачи данных. На базе таких технологий создаются автоматизированные автомагистрали, автомобили оснащаются бортовыми компьютерами и другой современной техникой.
2.2 Функции мирового транспорта
Транспортировка, как уже было отмечено выше, является одним из самых наглядных элементов логистических операций. Главными функциями транспортировки является перемещение груза и его хранение. Любой груз – сырье и материал, сборочные детали и компоненты, незавершенная и готовая продукция – должен быть доставлен к месту дальнейшей переработки или конечного потребления. Основная функция транспортировки заключается в перемещении грузов по стоимостной цепочке. Так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы, необходимо, чтобы этот процесс был экономически эффективен.
Другой важнейшей целью и функцией транспортировки является доставка продукта до места назначения как можно дешевле, быстрее и с наименьшим ущербом для окружающей среды, а также сведение к минимуму потерь и порч транспортных грузов, выполнение своевременности доставки и предоставление информации о грузах в пути.
Также к функциям транспортировки можно отнести использование транспорта для временного хранения грузов, поскольку транспортные средства представляют собой довольно дорогостоящие «складские мощности». Но в тех случаях, когда перемещаемый груз необходимо недолго выдержать, а через несколько дней отправить дальше, расходы на выгрузку и повторную погрузку на складе могут намного превысить потери от простоя загруженных транспортных средств.
Зарубежные компании используют транспортные средства для временного хранения грузов еще и в тех случаях, когда складские мощности ограничены, что может быть достаточно выгодным. Это является современной особенностью функций транспортных инфраструктур. При этом специально выбирают удлиненные маршруты доставки, что увеличивает время в пути, но зато решает проблему перегруженности складских помещений в пункте отправления или в пункте назначения.[5]
Есть два основных принципа организации транспортировки и оперативного управления этим видом деятельности: экономия за счет масштабов грузоперевозки и экономия за счет дальности маршрутов. Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Более мощные виды транспорта – железнодорожный и водный – обходятся дешевле в расчете на единицу веса перевозимого груза, чем менее мощные автомобильный и воздушный виды транспорта. Экономия за счет масштабов грузоперевозок возникает в силу того, что постоянная компонента транспортных расходов распределяется на весь груз так, что чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса.
Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий или оперативной практики транспортировки. Следует стремиться к максимальной загрузке транспортных средств и максимальной протяженности маршрутов грузоперевозки, но, разумеется, при обязательном удовлетворении всех сервисных ожиданий потребителя.
Можно назвать основные функции транспорта:
- в технологическом аспекте управление транспортными процессами есть лишь часть общего управления всей хозяйственной деятельностью зарубежной компании и результатов совестного руда собственника капитала и наемных работников по созданию готовых продуктов, реализуемых услуг;
- в экономическом аспекте хозяйственная ниша транспортных услуг может принадлежать и отдельному собственнику производственных транспортных мощностей, и входить в состав собственности производителя готового продукта, обращающегося к независимому представителю транспортных услуг;
- в технологическом и экономическом аспектах управление транспортными процессами, причем и в той, и в другой формах собственности на транспортный продукт, осуществляется общеуправленческими службами фирмы-собственника.
Основные функции транспорта связаны с задачами логистики компании, основными задачами, решаемыми логистической транспортной системой, являются координация транспортного обслуживания потребителей по их заказам, содержащим условия поставок и доставки, и минимизация при этом транспортных издержек.
К функциям транспортного звена относится также и все другие требования концепции обновления производственного процесса:
- разработка принципиально новой стратегии осуществления транспортного процесса как стратегии будущего;
- обеспечение ориентации перевозок на новый характер рыночного продукта и на заказ конечного потребителя, причем с ориентацией непрерывной с направленностью на минимальное разделение труда и оптимальных партий перевозки;
- изменение структур транспортного производства для реализации принципов стратегий и самих стратегий будущего;
- изменение структуры всех уровней аппарата управления и регламентация задач работников транспортного подразделения зарубежных компаний.
2.3 Характеристика транспортных инфраструктур зарубежных компаний
Как уже было сказано, транспортировка продукции от производителя до потребителя занимает важное место в секторе экономики любой страны. Именно транспорт является одним из самых важных связующих элементов всех звеньев логистической цепи. Значительная часть логистических операций по пути движения материальных потоков от первичных источников сырья и производителей до конечного потребителя осуществляется с помощью разных видов транспорта. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% всех затрат на логистику. Транспортная инфраструктура является предметом изучения транспортной логистики. В связи с этими задачами транспортной логистики являются выбор вида транспортных средств, совместное планирование транспортного процесса и на различных видах транспорта в случае смешанных перевозок, обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса, определение рациональных маршрутов доставки товаров.
Эффективность инфраструктурной сети и информационных мощностей логистических систем в условиях географического размещения запасов и потоков зарубежных стран определяются их транспортными возможностями. Эта деятельность из-за основополагающей важности транспорта и очевидных издержек, связанных с транспортировкой, привлекает пристальное внимание логистических менеджеров.
Издержки транспортировки, или транспортные расходы, складываются из затрат на перемещение грузов между географически разобщенными объектами и расходов на управление запасами в пути и их содержание. Логистические системы должны быть организованы таким образом, чтобы их общие издержки при выполнении транспортной функции оставались на минимальном уровне. При этом следует иметь ввиду, что использование самых дешевых транспортных видов не дает гарантий самых низких издержек.
Большое значение имеет бесперебойность транспортировки. Она характеризует расхождение во времени, которое занимает конкретная грузоперевозка. Показатель бесперебойности отражает зависимость от многих факторов. При недостаточной бесперебойности транспортировки необходимо создавать страховые запасы для защиты от сбоев в обслуживании. Поэтому бесперебойность транспортировки влияет на общий объем запасов, которые вынуждены иметь производители, и продавцы, и потребители, а также не связанные с этим риски.
Большое внимание в логистических системах зарубежных компаний уделяется поддержанию равновесия между издержками транспортировки и качеством транспортных услуг. В некоторых условиях подходит низкозатратная и медленная транспортировка, в других случаях необходима высокая скорость транспортных услуг.
При формировании логистических систем зарубежных компаний в транспортной инфраструктуре учитывается следующее:[6]
- конкретный выбор местоположения инфраструктурных объектов диктует комплекс транспортных потребностей и одновременно ограничивает возможности альтернативных способов транспортировки;
- транспортные расходы не сводятся только к цене грузоперевозки, они шире;
- все усилия, направленные на интеграцию транспортных мощностей в логистическую систему зарубежных компаний, могут оказаться бесполезными, если доставка груза осуществляется неравномерно и с перебоями.
Особо следует охарактеризовать международную инфраструктуру. С характеристиками транспорта, с выбором его видов связаны основные условия доставки товаров в международной торговле, которые являются составной частью контрактов купли-продажи.[7]
Конкретное содержание транспортных условий сделки зависит от следующих факторов: базиса поставки, вида транспорта и способа доставки, транспортной специфики товаров. Наиболее широкий круг транспортных вопросов включаются в контракт купли-продажи при базисах поставки, которые предусматривают передачу товара продавцом покупателю в пути его следования.
К вопросам, связанным с доставкой и требующим особой проработки в контракте, относится следующее:
- срок отгрузки товара из пункта отправления либо срок доставки товара в пункт назначения;
- наименования пункта отправления и пункта назначения;
- порядок сдачи товара продавцом перевозчику и принятие его покупателем от транспортного средства;
- система взаимного предоставления информации продавца и покупателя о готовности товара к грузовым операциям, о сроках прибытия транспортного средства под грузовые операции;