Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы доказать необходимость внедрения логистических методов в управление предприятием. Определить основные направления логистики на современном этапе. Обозначить тенденции организации работы на предприятии при функционировании на нем современных логистических систем. А также целью является изучение и анализ транспортного аспекта логистических систем российских и зарубежных компаний для определения наиболее приоритетных и эффективных направлений транспортных логистических систем.

Оглавление

Введение 2
1 Теоретические основы логистических систем в области транспорта 6
1.1 Понятие транспортной системы -
1.2 Структура транспортной системы -
1.3 Понятие логистики 9
1.4 Основные функции логистики 10
1.4.1 Снабжение 12
1.4.2 Производство 14
1.4.3 Сбытовая (распределительная) логистика 16
1.4.4 Складирование в логистической системе 17
1.4.5 Транспортная инфраструктура 19
1.4.6 Информационные технологии в логистике 21
1.5 Взаимосвязь транспорта и работы логистических систем
в области транспорта 24
2 Аспекты повышения эффективности деятельности предприятий
в области функционирования транспорта в странах мира 27
2.1 Развитие мирового транспорта -
2.2 Функции мирового транспорта 30
2.3 Характеристика транспортных инфраструктур зарубежных компаний 32
2.4 Логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта в странах мира на примере экспедиторских компаний 36
2.5 Роль логистических систем в деятельности зарубежных компаний
и их функции 41
3 Рынок логистических услуг РФ и возможности использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий 47
3.1 Характеристика российской транспортной системы -
3.1.1 Взаимосвязь видов транспорта 52
3.1.2 Виды транспортных операций 54
3.1.3 Качество услуг транспорта 55
3.1.4 Финансирование транспорта 60
3.2 Развитие российского транспорта 62
3.3 Анализ рынка логистических услуг РФ в области транспорта 68
3.4 Анализ возможностей использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий на примере ERP-системы 75
4 Работа логистических систем на ОАО «Томское Пиво»
4.1 Транспортные логистические схемы, используемые на ОАО «Томское Пиво»,
при поставке сырья и сбыте продукции
4.2 Внутренний документооборот ОАО «Томское Пиво»
при поставке сырья и сбыте продукции
4.3 Работа отдела логистики ОАО «Томское Пиво»
и процесс разработки логистических схем
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 549.50 Кб (Скачать)

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, производители по-прежнему испытывают большие трудности со сбытом продукции, изучением конъюнктуры рынка, выбором наиболее экономичных источников и каналов распределения. В мировой практике данные задачи с успехом решают организации оптовой торговли, которые расширяют спектр своих услуг и переходят в ранг логистических центров.

 

1.4.4 Складирование в логистической системе

 

Складское хозяйство занимает важное место в логистической системе. Оно играет важную роль на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Использование склада в логистической системе несет за собой обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов, также координирует и выравнивает спрос и предложение в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов. Обеспечивает максимальное удовлетворение потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции. Уменьшает логистические издержки при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями и т.п.

Такие термины, как «склад», «распределительный центр», «логистический центр», «терминал», почти взаимозаменяемы. Распределительный центр – это место хранения товаров в период их движения от места производства до оптовой или розничной торговой точки. Логистический центр – место хранения более широкого ассортимента продукции, которое может находиться на разных стадиях движения материального потока от поставщика до конечного потребителя. Терминал – складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, организующие перевозки с участием воздушного, автомобильного, морского транспорта. Наиболее общим термином является понятие «склад», под которым понимают сложное техническое сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразованию материального потока в целом.

Объектом изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, грузопереработки и упаковки. Предметом логистики складирования является комплекс операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве. Целью логистики складирования является организация эффективной системы складирования.

Существует большое количество различных видов складов. Они классифицируются по отношению к функциональным областям логистики и участникам логистической системы, виду продукции, форме собственности и т. п. (табл. 1).

Традиционно склады рассматривались, как места для долгосрочного хранения товаров, и основной их функцией считалось складирование, которая заключается в содержании и обеспечении сохранности запасов. Под понятие «складирование» понимается совокупность нескольких операций: размещение товаров, количественная и качественная сохранность запасов, учет запасов и обновление запасов.

В настоящее время роль складов изменилась, сейчас они рассматриваются скорее как промежуточное звено, через которое материальный поток преобразуется и перемещается как можно быстрее.

Таким образом, можно описать основные функции склада.

Во-первых, это концентрация и хранение запасов, что обеспечивает осуществление непрерывного производства или снабжения. Во-вторых, консолидация груза – это подразумевает объединение грузов в более крупную смешанную партию отправки потребителям, территориально расположенным в одном районе сбыта. Третьей функцией склада является разукрупнение грузов, т. е. сортировка груза на более мелкие партии, предназначенные несколькими заказчиками. Еще одной функцией склада выступает управление ассортиментным составом – это накопление и формирование ассортимента продукции в ожидании заказов потребителей с последующей их сортировкой в соответствии с заказами. Комплектация партии груза выступает так же функцией склада и подразумевает она пересортировку грузов, полученных от поставщиков, и их консолидацию в партии отправки потребителям.

 

1.4.5 Транспортная инфраструктура

 

Одной из важнейших функций логистики является транспорт. Данная функция требует отдельного рассмотрения.

Итак, транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Главная цель транспортировки – доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное время с минимальными затратами.

Транспорт имеет свою классификацию и подразделяется на: железнодорожный, автотранспорт, водный (морской, речной), трубопроводный и воздушный.

Характеристиками транспорта является скорость перемещения грузов, грузоподъемность, надежность, частота перевозок, а также доступность транспортных средств.

Следует отметить, что каждый из видов транспорта имеет свои преимущества и недостатки.

Таблица 2 – Достоинства и недостатки использования разных видов транспорта

 

Вид транспорта

Преимущества

Недостатки

Железнодорожный

Возможность перевозок больших партий грузов, наличие сети железнодорожных линий, связывающих разные районы страны

Медленный (250-500 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в те районы, где есть железнодорожные пути, хищения и потери в процессе перевозки, длительные простои

Автомобильный

Оперативный вид перевозок практически в любую точку страны, возможность экспедирования

Средняя стоимость, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог

Водный (морской, речной)

Перевозка больших партий, широко используется при международной торговле

Низкая скорость, зависимость от работы порта, времени года и погоды

Трубопроводный

Большие объемы перевозок, большие расстояния

Перевозка только жидких грузов, сложность перевозки разнообразных грузов

Воздушный

Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях

Маленькие объемы перевозок, зависимость от погоды

Источник: Логистика: учеб. пособие/Б.А. Аникин [и др.]; под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 255.

 

Существует также такое понятие, как «грузовой терминал», которое означает специальный комплекс, предназначенный для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой и разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных грузов, а также коммерческо-правовым обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Основными функциями терминала является ряд аспектов. Во-первых, это консолидация, разукрупнение, сортировка и комплектация грузовых отправок. Во-вторых, краткосрочное хранение. В-третьих, информационно-компьютерное сопровождение сервисных услуг терминала. В-четвертых, это сбор и развозка грузов. Пятым аспектом являются маркетинговые исследования рынка транспортно-логистических услуг. И наконец, это юридическое оформление деятельности терминала.

Следует понимать, что Россия – это уникальная страна. В ней расстояния перевозок и природно-климатические условия являются настоящими «камнями преткновения». Поэтому транспортная логистическая система, организованная внутри страны – это сложнейший механизм работы инфраструктуры, транспортных средств и организаций. Для решения части задач в данной области Правительство РФ имеет проект создания специализированных транспортно-логистических центров (ТЛЦ).

Эти центы будут объединены в единую систему коллективного пользования. Каждый такой центр будет независим от работы участников перевозок, и являться организацией, работающей на коммерческой основе. Основными заказчиками ТЛЦ будут являться грузовладельцы, экспедиторские и транспортные компании. Центры должны быть созданы в крупных транспортных узлах и административных центрах, т. к. именно здесь выполняется большой объем с грузами и имеются технические возможности. В России наряду с уже имеющимися ТЛЦ в Москве и Санкт-Петербурге такие центры будут созданы в Новороссийске, Ростове, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Астрахани и Владивостоке.

Правительство РФ в рамках реализации программы модернизации транспортной системы России приступило к созданию информационных систем, взаимодействующих с системами других видов транспорта. Активно внедряются системы взаимодействия припортовых станций и портов. Например, станция Находка-Восточная и порт Восточный, станция и порт Новороссийск. В данный момент специалисты работают над реализацией проекта по осуществлению интермодальных перевозок грузов. Примером здесь может служить работа по созданию системы организации перевозок грузов по безбумажной технологии в рамках международного проекта TEDIM. Данный проект начал реализовываться 7 лет назад специалистами Финляндии при активном участии специалистов из Германии и России. Проект способствует повышению эффективности, надежности и безопасности транспортировки товаров между Европейским Союзом и РФ. Кроме того, проект TEDIM одобрен в качестве одного из стратегических проектов по развитию глобальной логистики и транспортной сети в регионе.

 

1.4.6 Информационные технологии в логистике

 

Еще несколько лет назад основными проблемами, которые стояли перед современными специалистами логистики, лежали в области материальных потоков товаров и сырья. Информации отводилась вторичная роль. Под информационной оболочкой физического процесса движения товаров от поставщика потребителю понималась лишь сопроводительная информация. На данном этапе развития концепции логистики при совершенствовании современных процессов управления стало отдаваться признание приоритетности его информационной сущности.

Следует сказать о месте информационных ресурсов в системе поточных процессов организации.

Известно, что любая производственно-хозяйственная организация имеет пять основных типов ресурсов, которыми она должна управлять как соответствующими потоками: человеческие, материальные, технические (включая оборудование и энергию), финансовые и информационные.

Зарубежные специалисты называют первые четыре реальными (физическими) ресурсами, последний – концептуальным ресурсом. Именно концептуальный ресурс является объектом исследования информационной логистики.

Более того, многие специалисты трактуют процесс управления как процесс управления информационными ресурсами. Особенно актуальна такая трактовка для логистических систем, учитывая их особенности, связанные с необходимостью интеграции и координации именно информационных потоков (рис. 1).

Процесс управления = процесс управления финансовыми ресурсами

 

Рисунок 1 – Типы поточных ресурсов организации

Источник: Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. С. 93.

 

Как видно из рисунка 1 информационные ресурсы состоят из трех составляющих: «данные», «информация» и «знания». Поговорим подробнее об этих составляющих.

Данные – это первичные сведения, получаемые в результате прямого наблюдения за событием в каком-либо объекте в форме чисел, слов или символов. Как правило, это любые количественные, качественные или описательные характеристики рассматриваемого объекта.

Информация – это сведения, полученные после соответствующей переработки данных, которые раскрывают содержание чисел, слов или символов, описывающих событие.

Знания – информация, обработанная и воспринятая отдельным индивидуумом.

На рисунке 2 можно видеть как происходит трансформация информационных ресурсов по средством логистической системы.

Информация о работе Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта