Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы доказать необходимость внедрения логистических методов в управление предприятием. Определить основные направления логистики на современном этапе. Обозначить тенденции организации работы на предприятии при функционировании на нем современных логистических систем. А также целью является изучение и анализ транспортного аспекта логистических систем российских и зарубежных компаний для определения наиболее приоритетных и эффективных направлений транспортных логистических систем.

Оглавление

Введение 2
1 Теоретические основы логистических систем в области транспорта 6
1.1 Понятие транспортной системы -
1.2 Структура транспортной системы -
1.3 Понятие логистики 9
1.4 Основные функции логистики 10
1.4.1 Снабжение 12
1.4.2 Производство 14
1.4.3 Сбытовая (распределительная) логистика 16
1.4.4 Складирование в логистической системе 17
1.4.5 Транспортная инфраструктура 19
1.4.6 Информационные технологии в логистике 21
1.5 Взаимосвязь транспорта и работы логистических систем
в области транспорта 24
2 Аспекты повышения эффективности деятельности предприятий
в области функционирования транспорта в странах мира 27
2.1 Развитие мирового транспорта -
2.2 Функции мирового транспорта 30
2.3 Характеристика транспортных инфраструктур зарубежных компаний 32
2.4 Логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта в странах мира на примере экспедиторских компаний 36
2.5 Роль логистических систем в деятельности зарубежных компаний
и их функции 41
3 Рынок логистических услуг РФ и возможности использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий 47
3.1 Характеристика российской транспортной системы -
3.1.1 Взаимосвязь видов транспорта 52
3.1.2 Виды транспортных операций 54
3.1.3 Качество услуг транспорта 55
3.1.4 Финансирование транспорта 60
3.2 Развитие российского транспорта 62
3.3 Анализ рынка логистических услуг РФ в области транспорта 68
3.4 Анализ возможностей использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий на примере ERP-системы 75
4 Работа логистических систем на ОАО «Томское Пиво»
4.1 Транспортные логистические схемы, используемые на ОАО «Томское Пиво»,
при поставке сырья и сбыте продукции
4.2 Внутренний документооборот ОАО «Томское Пиво»
при поставке сырья и сбыте продукции
4.3 Работа отдела логистики ОАО «Томское Пиво»
и процесс разработки логистических схем
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 549.50 Кб (Скачать)

Решение такой частной задачи, как сокращение времени перевозок в условиях автомобильных пробок для многих московских организаций налицо – переход на ночную развозку.

Решение глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах, разработку и совершенствование способов управления материальными потоками, стандартизацию требований к качеству логистических операций, выявление центров потерь материальных и нематериальных ресурсов и т. п.

В наиболее общем плане с позиции логистики исследуется возникновение, преобразование или поглощение материального потока в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система. Таким образом, определяются действия, прикладываемые к материальному потоку в этой системе. Действия эти называются логистическими функциями.

Логистической функцией (комплексной логистической активностью) называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять базисные, т. е. те, которые присущи практически любому товаропроизводителю): снабжение (закупки), производство, сбыт (распределение). Выделяются так же вспомогательные активности, которые являются поддерживающими: складирование, транспортировка, сервисная поддержка, информационная поддержка.

Рассмотрим данные функции подробнее.

 

1.4.1 Снабжение

 

Итак, что касается снабжения.

Термины «закупка» и «снабжение» практически взаимозаменяемы. В общем смысле закупка определяется как процесс покупки: понимание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене и прочие условия, связанные, например, с доставкой товара. Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.

Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т. е. в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками.

Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой – управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

В обобщенном смысле цель снабжения заключается в том, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, в необходимом количестве, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

После определения потребности в материальных ресурсах и прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо принять решение, закупать те или иные виды материальных ресурсов или производить самим. Вопрос «производить или закупать», так называемая «задача МОВ» (Make or Buy – сделать или купить), является важным стратегическим решением для каждой организации. Для принятия окончательного решения обычно оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества.

При решении задачи МОВ в каждом конкретном случае необходимо учитывать ряд факторов положительного и отрицательного действия.

На решение производить, а не закупать могут повлиять следующие факторы: производство данного изделия является частью основной деятельности организации; требования качества так точны или необычны, что могут понадобиться особые методы обработки, которыми поставщики не располагают; сохранение технологических секретов; обеспечения постоянного функционирования собственных производственных мощностей.

Считается так же, что наиболее важная часть снабжения – это выбор финансово-стабильных и имеющих хорошую репутацию поставщиков. Потенциальные поставщики должны предлагать приемлемые цены, иметь достаточный опыт работы, иметь удобную и легкую систему закупок, а также способные формировать долгосрочные отношения.

Выбор лучшего поставщика продукта осуществляется на основании трех основных критериев: стоимости приобретаемой продукции или услуг, качества обслуживания, надежности обслуживания и по определенным шагам. Во-первых, используя различные источники информации, составляется общий список квалифицированных поставщиков, способных поставлять необходимую продукцию. Во-вторых, сравниваются организации, вошедшие в этот список, и удаляются из нее те, которые по каким-то причинам не устраивают, пока не получится так называемый короткий список наиболее перспективных поставщиков. Далее готовится запрос по расценкам, который отправляется по короткому списку. В ответ поступает предложения с расценками. Затем проводится предварительная оценка предложений и из списка вычеркиваются те, с кем могут возникнуть проблемы. После этого проводится техническая оценка, чтобы определить, все ли предлагаемые продукты удовлетворяют спецификациям. Проводится коммерческая оценка, сравнение расходов и других условий. Готовятся предварительные встречи с оставшимися поставщиками для обсуждения возможной сделки, обсуждаются условия, согласовываются отдельные конкретные характеристики. После чего выбирается поставщик, который в наибольшей степени соответствует предполагаемому заказу. С поставщиком договариваются о встрече для обсуждения деталей контракта. И, наконец, заказ размещается у выбранного поставщика.

Разумеется, такой подход требует значительного времени, а по сему используется только для крупных закупок.

 

1.4.2 Производство

 

Производственная система промышленной организации состоит из объективно существующих комплексов материальных объектов, коллектива людей, производственных, научно-технических и информационных процессов, имеющих целью выпуск конечной продукции и обеспечение эффективного протекания производственного процесса.

Под производственным процессом понимается определенным образом упорядоченный в пространстве и во времени комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление продукции необходимого назначения, в определенном количестве и качестве, в заданные сроки. Производственный процесс по своей структуре неоднороден, он состоит из множества взаимосвязанных подпроцессов, в ходе которых создаются отдельные детали, узлы, а их соединение путем сборки позволяет получить необходимое изделие.

Обычно все производственные процессы подразделяются по функциональному признаку на основные, вспомогательные и обслуживающие.

К основным относят процессы обработки, штамповки, резки, сборки, окраски, сушки, монтажа, т. е. все процессы, в результате которых изменяются форма и размеры предметов труда, их внутренние свойства, состояние поверхности и т. п.

Вспомогательные процессы предназначены обеспечивать нормальное протекание основных. Эти процессы непосредственно не связаны с предметом труда. К ним относят изготовление инструмента и технологической оснастки, ремонт, производство электроэнергии для нужд предприятия и т. п.

Обслуживающие процессы включают контроль качества продукции, хода производственного процесса, транспортные и складские операции.

Производственный процесс состоит также из простых и сложных подпроцессов, в зависимости от характера операций над предметом труда. Простой производственный процесс представляет собой последовательную взаимосвязь производственных операций, в результате которых получается готовое или частичное изделие. Под сложным понимается процесс изготовления готового продукта посредством соединения нескольких частичных изделий.

В зависимости от объема работ, необходимых для достижения конечного результата процесса, выделяют полные и частичные производственные процессы. Полный процесс включает весь комплекс работ, необходимых для получения конечного результата процесса. Частичный процесс представляет собой незаконченную часть полного процесса. В целях специализации отдельные частичные процессы образуют рабочие комплексы, строение которых характеризуется с точки зрения их элементного, функционального и организационного состава.

Элементный состав рабочих комплексов включает интегрированное и целенаправленное взаимодействие предметов труда, средств труда и рабочей силы, т. е. целенаправленное движение предметов труда по стадиям производственного процесса, на каждом из которых предметы труда подвергаются воздействию со стороны средств труда и рабочей силы.

Функциональный состав характеризуется функциональной специализацией рабочих комплексов на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Организационный состав предусматривает деление рабочих комплексов по иерархическому уровню организационных элементов: компания, завод, цех, участок, рабочее место.

Основой эффективного управления материальным потоком в производстве и решения всех задач производственной логистики является соблюдение принципов организации производственного процесса.

Следует немного сказать о принципах производственного процесса. Основными обязательными принципами организации производственного процесса являются следующие. Специализация предусматривает ограничение разнообразия производственных процессов путем их стандартизации, унификации технологических маршрутов и конструкций изделий и т. д. и бывает двух видов: ограничение разнообразия технологических функций, выполняемых рабочими комплексами, - при технологической специализации, и ограничение разнообразия обрабатываемых рабочими комплексами предметов труда.

Параллельность заключается в совмещении выполнения различных производственных процессов во времени, что может способствовать сокращению продолжительности производственного цикла.

Непрерывность направлена на сокращение до возможного минимума различных перерывов в производственном процессе и пространственных разрывов между рабочими комплексами. Требует либо обеспечение непрерывного движения предметов труда, либо постоянной загрузки рабочих мест. Достижение абсолютной непрерывности сразу по двум направлениям – задача очень сложная, поэтому выбор делается в пользу менее затратного способа достижения непрерывности.

Пропорциональность предполагает относительную сбалансированность пропускной способности всех последовательных производственных подразделений, выполняющих основные, вспомогательные и обслуживающие процессы. Нарушение данного принципа приводит к возникновению «узких мест» в производственном процессе или к неполной загрузки рабочих мест, участков и цехов.

Прямоточностью достигается организация кратчайшего и однонаправленного движения предметов труда в пространстве и во времени за счет расположения рабочих мест и участков по ходу следования операций технологического процесса.

Ритмичность означает равномерный выпуск определенного количества продукции через заданные интервалы времени. Позволяет наиболее полно использовать производственную мощность рабочего места, участка, цеха, всего предприятия в целом. Наивысшая ритмичность достигается в массовом поточном производстве, что упрощает процесс его планирования и управления, позволяет рационально организовать выполнение каждой операции.

Интегративность предполагает системную интеграцию всех процессов в организации за счет сквозного управления функциональными циклами снабжения, производства и сбыта. Интегративность достигается на основе использования горизонтальных оргструктур и внедрения современных информационных систем управления класса ERP-CSRP.

Гибкость и адаптивность обеспечивают возможность мобильной перестройки всей производственной системы или ее части на выпуск другой продукции, позволяют оперативно реагировать на изменения условий внешней и внутренней среды, оптимально и эффективно подстраиваться под современные потребности рынка.

Следование данным принципам позволяет организациям добиваться высоких экономических результатов в производственной деятельности.

 

1.4.3 Сбытовая (распределительная) логистика

 

В научно-методической литературе наряду с термином «сбыт» имеют место также термины «физическое распределение» и «дистрибьюция». Причем все они трактуются как зарубежными, так и отечественными авторами очень широко, подменяя один термин другим.

Предметом изучения является организация рационального процесса продвижения продукции от продуцента (производителя) к конечному потребителю, а также управление им.

Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.

Сбыт (распределение) готовой продукции представляет собой промежуточное звено между производством материально-технических ресурсов и их потреблением, обеспечивающее непрерывность оборачиваемости оборотных средств в производстве и являющееся важным фактором процесса воспроизводства.

Следует отметить, что в отечественной экономике долгое время не уделялось должного внимания сфере обращения, в отличие от Запада. Существовало понятие, что западное общество – общество потребителей, а социалистическое общество – общество производителей. Именно по этой причине отечественная сфера обращения очень отстает в развитии от производственной сферы, особенно в организации сбыта товаров и услуг.

Следует отметить, что в российской практике организации сбыта логистические решения по-прежнему довольно редки. Дорогу здесь прокладывают новые компании, нередко при поддержке иностранного капитала. Речь идет о разумной централизации закупок и распределения товаро-материальных потоков, рационализации схем их доставки, создании устойчивых кооперационных союзов и распределительных центров, аттестации поставщиков, освобождении от многозвенных схем посреднической деятельности и др.

Информация о работе Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта