Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы доказать необходимость внедрения логистических методов в управление предприятием. Определить основные направления логистики на современном этапе. Обозначить тенденции организации работы на предприятии при функционировании на нем современных логистических систем. А также целью является изучение и анализ транспортного аспекта логистических систем российских и зарубежных компаний для определения наиболее приоритетных и эффективных направлений транспортных логистических систем.

Оглавление

Введение 2
1 Теоретические основы логистических систем в области транспорта 6
1.1 Понятие транспортной системы -
1.2 Структура транспортной системы -
1.3 Понятие логистики 9
1.4 Основные функции логистики 10
1.4.1 Снабжение 12
1.4.2 Производство 14
1.4.3 Сбытовая (распределительная) логистика 16
1.4.4 Складирование в логистической системе 17
1.4.5 Транспортная инфраструктура 19
1.4.6 Информационные технологии в логистике 21
1.5 Взаимосвязь транспорта и работы логистических систем
в области транспорта 24
2 Аспекты повышения эффективности деятельности предприятий
в области функционирования транспорта в странах мира 27
2.1 Развитие мирового транспорта -
2.2 Функции мирового транспорта 30
2.3 Характеристика транспортных инфраструктур зарубежных компаний 32
2.4 Логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятий в области функционирования транспорта в странах мира на примере экспедиторских компаний 36
2.5 Роль логистических систем в деятельности зарубежных компаний
и их функции 41
3 Рынок логистических услуг РФ и возможности использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий 47
3.1 Характеристика российской транспортной системы -
3.1.1 Взаимосвязь видов транспорта 52
3.1.2 Виды транспортных операций 54
3.1.3 Качество услуг транспорта 55
3.1.4 Финансирование транспорта 60
3.2 Развитие российского транспорта 62
3.3 Анализ рынка логистических услуг РФ в области транспорта 68
3.4 Анализ возможностей использования современных логистических концепций в деятельности российских предприятий на примере ERP-системы 75
4 Работа логистических систем на ОАО «Томское Пиво»
4.1 Транспортные логистические схемы, используемые на ОАО «Томское Пиво»,
при поставке сырья и сбыте продукции
4.2 Внутренний документооборот ОАО «Томское Пиво»
при поставке сырья и сбыте продукции
4.3 Работа отдела логистики ОАО «Томское Пиво»
и процесс разработки логистических схем
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 91

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 549.50 Кб (Скачать)

Так или иначе, актуальность данной темы налицо. Без учета логистических систем в области транспорта в управлении предприятием, его нормальное, успешное и эффективное развитие просто не представляется возможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы логистических систем в области транспорта

1.1 Понятие транспортной системы

Под транспортной системой страны понимаются все виды транс­порта и все звенья транспортного процесса (на пути от места произ­водства к месту потребления) в их взаимодействии.

Транспортная система - в широком, народнохозяйственном ее понимании - охватывает не только все виды транспорта общего пользования; в ее состав входит и внешний транспорт промышлен­ных и сельскохозяйственных предприятий, выполняющий перевозки на железнодорожных и автомобильных подъездных путях к маги­стралям и между предприятиями. Органическую составную часть транспортной системы образует также погрузочно-разгрузочное хо­зяйство транспортных и других (промышленных, строительных, сельскохозяйственных и торговых) предприятий, осуществляющее погрузку, выгрузку и перевалку грузов, перевозимых всеми видами магистрального транспорта.

Сравнительное изучение транспортных систем разных стран предполагает, прежде всего, анализ факторов, определяющих их развитие и объем выполняемой ими перевозочной работы; далее — анализ структуры и мощности их производственного аппарата, включающего сети путей сообщения всех видов транспорта с их тех­ническим оснащением.

 

1.2 Структура транспортной системы

 

В современных условиях выделяют шесть видов транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Каждый из этих видов обладает своей спецификой в отношении его использования для перевозок грузов. Остановимся на них подробнее.

Железнодорожный транспорт – один из наиболее выгодных видов транспорта для перевозки на дальние расстояния сыпучих материалов, например, угля, песка, полезных ископаемых, сельскохозяйственной и лесной продукции.

В 1990 г. на железные дороги приходилось 37,4% всех междугородных грузоперевозок, выраженных в тонно-милях. По сей день, данный вид транспорта из года в год входит примерно с той же рыночной долей.

Важность железнодорожного транспорта подчеркивает список, в который входит около 20 основных транспортных проектов, составленный Европейской комиссией. Девять из них относятся  к проектам по строительству высокоскоростного железнодорожного транспорта. Однако реальное сообщение и стандартизация железных дорог Европы является необходимым условием для усиления значения железных дорог на основании маршрута пересечения границы.

Важность железных дорог и до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железные дороги отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть операционных издержек на железных дорогах невелика[1].

Что касается транспортировки с помощью автомобильного транспорта, то здесь стоит отметить, что огромным плюсом этого вида транспорта является гибкость маршрутов и графиков движения. Использование грузовиков наиболее эффективно для перевозки дорогостоящих товаров на небольшие расстояния.

Автомобильный транспорт заметно потеснил железнодорожный на рынке обслуживания среднего машиностроения и легкой промышленности. Практически все перевозки между оптовыми складами и предприятиями розничной торговли осуществляются автотранспортом. Плюс ко всему, с помощью автотранспорта возможно осуществить доставку «от двери до двери», обеспечить высокую сохранность груза, обеспечить мобильность и высокую скорость перевозки, а также это достаточно экономично при условии осуществлять перевозку на небольшие расстояния (до 200 км).

Водный транспорт. В странах, где есть внутренние водные пути и прибрежные воды, большое количество товаров перевозится судами и баржами. С одной стороны, перевозка на небольшие расстояния таких непортящихся грузов, как песок, нефть, уголь, металлические руды, стоит дешево. Одно судно или паром может перевезти такое количество груза, для перевозки которого потребовались бы десятки поездов или сотни грузовиков. С другой стороны, водный транспорт является самым медленным видом транспорта и зачастую зависит от погодных условий.

Главное преимущество водного транспорта – перевозить крупногабаритные грузы. При этом используют два вида судов: глубоководные суда, и дизельные баржи, которые ходят по рекам и каналам. Первые нуждаются в портах с глубоководными акваториями, вторые обладают куда большей гибкостью.

По доле постоянных расходов в общих издержках водный транспорт занимает среднее место между железнодорожным и автотранспортом. Владельцам судов приходится вкладывать деньги в строительство и эксплуатацию доков, но создание самих водных трасс и поддержание их судоходности взяло на себя государство, что позволяет водному транспорту держаться на средних позициях по величине постоянных расходов. Главным минусом водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая скорость операций. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики за исключением тех случаев, когда пункт отправления и пункт назначения находятся на одном водном пути. Но выгоден водный транспорт тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы созданы специально для транспортировки таких сырых материалов, как нефть, природный газ и химические вещества, от их источников до потребителя. Стоимость транспортировки нефтепродуктов по трубопроводу ниже стоимости их перевозки посредством железной дороги, но выше стоимости перевозки водным транспортом.

Трубопроводы обладают уникальными чертами в отличие от других видов транспорта. Во-первых, они работают круглые сутки по семь дней в неделю с перерывами на техническое обслуживание. Здесь нет никаких «контейнеров» или «подвижного состава», принадлежащих возврату. Трубопроводы отличаются от других видов транспорта самой высокой долей постоянных издержек и самой низкой долей переменных. Уровень постоянных издержек высок, потому что велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но когда трубопровод введен в эксплуатацию, то работает он без участия человека, а потому уровень переменных издержек незначителен. Главным недостатком трубопроводов является отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ[2].

Грузовая авиация – самый новый и наименее востребованный вид транспорта. Его главным преимуществом является скорость доставки. Главным недостатком является высокая стоимость. Но этот недостаток иногда перекрывает скорость доставки, которая позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, которые связаны с содержанием складов и запасов. Воздушные грузовые перевозки пока что не столько реальность, сколько надежды, ожидания и возможности. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю приходится менее 1% всего международного грузооборота.

Возможности воздушного транспорта ограничиваются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью. Воздушный транспорт отличается меньшим количеством постоянных издержек, чем железнодорожный, водный транспорт и тубопроводный. Постоянные издержки ниже только у автотранспорта. Эти издержки сводятся лишь к приобретению самолетов и, если есть необходимость, специализированного оборудования грузопереработки и контейнеров. С другой стороны, в сфере воздушного транспорта очень велики переменные издержки, которые складываются из расходов на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.

Воздушным транспортом перевозят почти все что угодно. Но пользуются им чаще в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе.

У каждого вида транспорта своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов. Основным критерием выбора того или иного вида транспорта является экономическая целесообразность и его техническая возможность осуществить транспортировку конкретного груза в срок и без потерь. Также стоимость перевозки имеет немаловажное знасение.

 

1.3 Понятие логистики

 

Большинство исследователей приходят к мнению о том, что понятие «логистики» восходит к Древней Греции. Для древних греков логистика представляла собой «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления», а высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью, называли логистами.

Термин «логистика» употреблялся также и в Римской империи. Здесь он использовался в качестве обозначения правил распределения продовольствия. А людей, которые занимались распределением продуктов питания, называли «логистами» или «логистиками».

В первом тысячелетии нашей эры термин «логистика» стал употребляться в военной терминологии. Здесь данный термин означал средства и способы, необходимые для доставки людей, техники, боеприпасов к месту боевых действий, а также планирование и организация мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов.

Исторически сложилось так, что в XIX веке термин «логистика» стал применяться параллельно и в невоенной отрасли. Термин стал иметь значение, определяющее математическую логику. В данном качестве логистика широко используется при изучении математических закономерностей, конструировании технических систем вычислительной техники, в робототехнике и т. п.

В нач. 50-х годов XX века термин «логистика» стал применяться в бизнесе, а к 70-м годам крепко укоренился в этой среде. Почти все страны Западной Европы и Америки переживали энергетический кризис, который повлек за собой спад производства, рост безработицы, снижение активности рынка, и как следствие, глубокое ухудшение состояния экономики в национальных и транснациональных масштабах. Именно эти аспекты заставили обратиться ученых к логистике, как к науке, которая наиболее эффективно координирует в себе взаимодействие материально-технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, коммуникационной инфраструктуры и рынка.

Таким образом, назначение логистики заключается в обеспечении и получении продуктов и услуг там, где это необходимо, и тогда, когда это необходимо.

Логистика – уникальная область деятельности, поскольку ею занимаются повсюду в мире 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.

Современная логистика – явление по истине парадоксальное. То, что мы сегодня называем логистикой, возникло с зарождением цивилизации.

 

1.4 Основные функции логистики

 

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособности бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время. Это выражение идеального случая, к которому следует стремиться. Но чтобы данная цель максимально достигалась необходимо ее конкретизировать подцелями, например созданием эффективной системы контроля, создание технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом, происходит интеграция целей – горизонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимосвязь целей по уровням управления). Например, цель: максимальная загрузка складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель – это максимальная загрузка мощностей, логистическая – минимизация складских издержек.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относится создание комплексных систем материальных, информационных и других сопутствующих потоков. Стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения. Достижение высокой системной гибкости. Постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.

Одной из глобальных задач логистики для отечественного предприятия может быть внедрение новой информационной технологии, например программных продуктов компании «Парус».

При решении глобальных задач очень важен временной компонент. Дело в том, что внешняя среда меняется достаточно быстро, поэтому, если решение глобальной задачи происходит медленнее, чем происходят изменения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.

Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны: максимальное сокращение времени хранения продукции, сокращение времени перевозок, рациональное распределение транспортных средств, быстрая реакция на требования потребителей, оперативная обработка и выдача информации и т. п.

Информация о работе Структура и развитие мирового транспорта. логистические аспекты повышения эффективности деятельности предприятия в области транспорта