Уголовная ответственность за контрабанду

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:31, дипломная работа

Краткое описание

Совершено очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципы неотвратимости наказания за содеянное.
Цель настоящей дипломной работы — дать уголовно-правовую характеристику контрабанды, а также анализ вопросов, из-за которых возникают сложности при квалификации контрабанды.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….стр.
Глава I. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду и история ее развития.

§1. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду……………………………………..стр.
§2. История развития законодательства о контрабанде…………….стр.
Глава II. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды.
§1. Объективные признаки………………………………………….стр.
§2. Субъективные признаки…………………………………………стр.

Глава III. Квалифицированные виды контрабанды………………стр.
Заключение…………………………………………………………..стр.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ1.doc

— 422.50 Кб (Скачать)


 


         

                УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНТРАБАНДУ

 ОГЛАВЛЕНИЕ     

 

 

Введение……………………………………………………………….стр.

 

Глава I. Социальная обусловленность уголовной

ответственности за контрабанду        и история ее развития.

 

§1. Социальная обусловленность уголовной

ответственности за контрабанду……………………………………..стр.

§2. История развития законодательства о контрабанде…………….стр.

 

Глава II. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды.

 

§1.   Объективные  признаки………………………………………….стр.

§2.   Субъективные признаки…………………………………………стр.

 

 

Глава III.  Квалифицированные виды контрабанды………………стр.

 

Заключение…………………………………………………………..стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

Введение

 

В течение столетий, контрабандой признавался незаконный провоз товаров через границу, который наносил существенный экономический ущерб государству. В новых рыночных условиях,  когда российская  экономика  стала          “открытой”,  а  государственные  границы “прозрачными” или во многих местах  “размытыми”,  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В настоящее время  контрабанда представляет собой  угрозу не только экономической системе  России, но и становится одним из наиболее серьезных международных преступлений и является центральным звеном экономической преступности. Увеличение масштабов незаконного перемещения через границу предметов контрабанды, особенно наркотических средств и оружия, и проявляющиеся на этом фоне антисоциальные тенденции обусловили необходимость более жесткой законодательной регламентации контрабанды.

Длительное время контрабанда  была отнесена уголовным законодательством к числу государственных преступлений и рассматривалась как посягательство на монополию внешней торговли. С переходом нашего государства от одного этапа своего развития к другому, отменой государственной монополии внешней торговли и либерализацией внешнеэкономической деятельности, существенно изменилась и сущность контрабанды, её характер и степень опасности для государства. Поэтому контрабанда отнесена действующим уголовным законодательством к преступлениям в сфере экономической деятельности.

Общественная опасность  рассматриваемого преступления заключается  в том, что контрабанда наносит  прямой экономический ущерб России, позволяет “уходить” от уплаты таможенных платежей, получать от преступной деятельности максимальную прибыль.

Актуальна в настоящее  время контрабанда оружия. Аналитические  материалы Государственного таможенного комитета России свидетельствуют о массовых попытках незаконного перемещения через границу РФ различных видов оружия и боеприпасов, используемых в зонах конфликтов. Большинство задержаний оружия приходится на южные границы России. Постоянно возрастающий спрос на оружие в криминогенной среде на территории РФ, интернационализации преступных сообществ ведут к росту контрабанды оружия. Так же в последние годы  наблюдается непрерывный рост контрабанды наркотиков. Контрабандисты в поисках новых путей вывоза наркотиков на Запад открыли для себя “прозрачные границы” России. Чаще всего наркотики ввозятся в Россию гражданами стран СНГ, этому способствует и то, что при досмотре данной категории граждан применяется принцип минимальной достаточности, а это означает, что многие из таких граждан не проходят досмотра.

Контрабандная деятельность часто сопряжена с хищениями  собственности, валютными преступлениями. Незаконный вывоз валюты из России по оценкам экспертов исчисляется миллиардами долларов США ежегодно.

Из “обычных” товаров  наиболее распространен контрабандный ввоз подакцизных товаров, автомобилей, т.е. самых налогоемких товаров. Так,  в октябре 2003г. Западным управлением  внутренних   дел на транспорте Калининградской области  совместно с Калининградской таможней пресечен канал ложного экспорта автомобилей путем задержания очередной партии в количестве 40 автомобилей на общую сумму около 142 тысяч долларов США. Автомобили следовали по заказу зарубежной компании из Тольятти в Уругвай, а оттуда по подложным документам должны были возвратиться в Россию через Литву в Псков. В результате проведенной операции по перехвату автомобилей партия машин арестована, по факту возбуждено уголовное дело (по данным ГУБК ГТК от 25.11.2003г.).

Обобщая изложенное, можно  сделать вывод об опасности рассматриваемого в данной работе преступления. Контрабанда наносит ущерб экономическим интересам, культурному наследию России, создает угрозу общественной безопасности. Для предупреждения контрабанды и эффективной борьбы  необходимо взаимодействие таможенных, налоговых органов, транспортных прокуратур и органов внутренних дел на транспорте.  

Весьма важное значение приобретают  вопросы квалификации контрабанды. Правильная квалификация позволяет отграничить уголовно наказуемое деяние от правонарушений в области таможенного дела,  предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Совершено очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципы неотвратимости наказания за содеянное.

Цель настоящей дипломной  работы — дать уголовно-правовую характеристику контрабанды,  а также анализ вопросов, из-за которых возникают сложности при квалификации контрабанды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Социальная обусловленность уголовной ответственности за контрабанду.

 

  Контрабанда – одно из наиболее опасных экономических преступлений. Она в соответствии с п.4, 5 ст.15 УК РФ относится к категории тяжких, а ее особо квалифицированный вид (ч.4 ст.188 УК РФ) – к особо тяжким преступлениям.

Антисоциальная направленность контрабанды и ее поражающая направленность, которые в совокупности определяют ее природу и сущность как посягательства на охраняемые законом интересы, четко обозначены УК РФ. Законодатель признал контрабанду – деянием экономическим. Т.е. данное деяние направленно на поражение экономических интересов государства.

Специфическими чертами  общественной опасности контрабанды  являются:

1.   подрыв государственной монополии внешней торговли,

2.  нанесение прямого  экономического ущерба государству,  поскольку в бюджет не поступает  установленные пошлины на ввозимые  товары,

3.   в связи с  контрабандным ввозом в страну  оружия и боеприпасов нарушаются интересы общественной безопасности,

4.  формирование почвы  для извлечения контрабандистами  значительных нетрудовых доходов, подчас исчисляемых сотнями тысяч и даже миллионами рублей,

5.   контрабанда   представляет собой непосредственную  угрозу государственной безопасности.

Каждое из этих проявлений вредоносных свойств контрабанды  характеризует одну из специфических черт общественной опасности.1

Социальные последствия  данного преступления распространяются на многие сферы жизнедеятельности  общества – от экономики до здоровья населения, производя в них разрушительные изменения.

Экономический аспект общественной опасности контрабанды состоит  прежде всего в том, что она  существенно нарушает установленный  в государстве порядок внешнеторговой деятельности, а так же снижает доходную часть государственного бюджета вследствие непоступления доходов от таможенных пошлин и других платежей, которые обязаны уплачивать соответствующие физические и юридические лица за перевозимые через таможенную границу грузы, товары, транспортные средства и иные предметы.

Большой экономический  ущерб причиняется государству  в результате утечки за рубеж ценных сырьевых ресурсов, цветных или редкоземельных металлов, валюты и других валютных ценностей. Валютные контрабандисты освоили  и широко применяют возможности бартерных сделок, занижают контрактные цены на товары при их вывозе за границу. Экспорт по бартерным операциям в 2003 году почти в два раза превысил импорт, что означает недопоставку товаров в Россию, оставление валюты за рубежом. Об особой опасности контрабандного вывоза из России за границу капиталов, главным образом в виде долларов США говорят не только юристы, но и экономисты. По оценкам экспертов, незаконный вывоз валюты из России - примерно  12 миллиардов долларов США в год.

Серьезный урон экономике государства причиняет и контрабанда под видом отходов производства, неликвидов, вторсырья, остродефицитных цветных металлов и их сплавов (меди, латуни, алюминия и т.д.), а так же сырьевых ресурсов путем фальсификации таможенных и других сопроводительных документов.

Контрабанда как мощный  криминогенный фактор провоцирует  массовое браконьерство в отношении наиболее ценных даров природы – рыб осетровых и лососевых пород, их икры, крабов, и креветок, трепангов. Контрабанда морепродуктов скоро станет национальным бедствием для России. Морское богатство страны безжалостно вычерпывается. В нейтральных водах с наших траулеров морепродукты продаются иностранцам в огромных количествах. Ежегодно только органами внутренних дел выявляются тысячи правонарушений, связанных с хищением ценных пород рыбы, морепродуктов, незаконным вывозом их за рубеж. В 2003 году Россия только из-за браконьерской добычи морских природных богатств потеряла около двух миллиардов долларов США.

Общественная опасность  контрабанды проявляется и в том, что она служит основным каналом утечки за рубеж национальных культурных ценностей уникальных произведений искусства, имеющих для народа большую историко-мемориальную ценность. Контрабанда культурных ценностей, антиквариата настолько распространена, что западный рынок ими перенасыщен, и это является причиной возвратного движения: ценности контрабандно ввозятся в Россию для частных коллекций. Культурно-историческое достояние народа несет существенный урон, лишается многих своих бесценных материальных носителей, не говоря уже о значительном духовном и экономическом ущербе. Социальная опасность контрабанды подобных предметов состоит в безвозвратной утрате уникальных произведений искусства, историческое и художественное значение которых весьма неэквивалентно оценивается в деньгах.1 Необходимо отметить, что законодатель впервые внес в диспозицию ст.188 УК РФ  прямое указание на незаконное перемещение через таможенную границу культурных ценностей (ч.2 ст.188 УК РФ)), тем самым, выделив данный признак  состава контрабанды.

Повышенную угрозу для  общественной безопасности, как самостоятельному объекту уголовно-правовой охраны, представляет контрабанда оружия, боеприпасов, различных взрывчатых веществ и взрывных устройств. Реальность угрозы для названного правоохраняемого социального блага состоит в том, что контрабанда оружия и взрывчатых веществ сама по себе с криминологической точки зрения представляет активно действующий  криминогенный фактор совершения таких преступлений , как диверсия, террористический акт, бандитизм, вооруженный разбой, вымогательство, убийство, посягательство на жизнь работника милиции, военнослужащего, массовые беспорядки, тяжкие телесные повреждения и другие насильственные действия.1 В Указе Президента Российской Федерации от 18.09.1993г. №1390 – “О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации” отмечено: в целях усиления борьбы с особо опасными преступлениями, проникновением криминальных элементов в сферу экономики…Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации с участием других заинтересованных министерств и ведомств: принять действенные меры по пресечению фактов контрабанды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, бронетехники, наркотиков через Государственную границу Российской Федерации, а также из зон вооруженных конфликтов…2

Особого внимания заслуживает  такая черта общественной опасности рассматриваемого преступления, как контрабанда наркотических средств. Обнаружение и изъятие наркотиков составляет одну из важнейших задач таможенной службы и КПП пограничных войск именно в силу потенциальной социальной опасности, которая заключена в наркотических средствах. Контрабанда – неотъемлемый атрибут наркобизнеса, необходимое средство, обеспечивающее транснациональное движение наркотиков, включая транзит от мест их производства до районов потребления и сбыта. Россия притягивает к себе наркотики из многих государств мира, в  том числе и из стран – членов СНГ. Проиллюстрировать вышеизложенное позволяет свежий пример:

14 декабря 2003г. на Русско-Полянском  таможенном посту Омской таможни при проведении таможенного досмотра а\м ГАЗ 2410 г\н К 486 ОМ, следующей из республики Казахстан, сотрудниками таможенного поста было обнаружено 40 пакетов с героином, общей массой 39 кг. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.188 УК РФ и передано для ведения производства в следственный отдел управления Госнаркоконтроля РФ по Омской области.

Одной из специфических черт общественной опасности контрабанды является ее высокая степень криминогенности по отношению к другим сопутствующим или провоцируемым ею преступлений. Контрабанда неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, разлагает их. Можно сказать, что контрабанда генерирует совершение многих опасных посягательств – дача-получение взятки, хищения имущественных ценностей, подлоги служебных документов и т.д.1

Информация о работе Уголовная ответственность за контрабанду