Уголовная ответственность за взяточничество

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Значимость выбранной тематики обуславливается тем, что в результате противоправных действий причиняется существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления. Кроме этого данное преступное проявление имеет высокий уровень латентности и обладает рядом отличительных признаков:
1.Деяние совершается специальным субъектом (должностное лицо или лицо, занимающее государственную должность);
2.Факт совершения возможен лишь благодаря занимаемому служебному положению и авторитету занимаемой должности;
3.Нарушение нормальной деятельности публичного аппарата управления.

Оглавление

Глава 1. Коррупционные преступления: понятие, виды и краткая криминологическая характеристика
Глава 2. Взяточничество. Уголовно-правовой анализ получения и дачи взятки
§1 Понятие и сущность взяточничества
§2 Уголовно-правовой анализ получения взятки (ст. 290 УК РФ)
§3 Уголовно-правовой анализ дачи взятки (ст. 291 УК РФ)
Глава 3. Отграничение взяточничества от смежных составов
§1 Принципы отграничения
§2 Отграничение

Файлы: 1 файл

Взяточничество МОЯ.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Дальневосточный Юридический Институт МВД России

Владивостокский филиал 
 
 

Курсовая  работа по предмету «Уголовное Право»

на тему: 

«Уголовная  ответственность  за взяточничество» 

Вариант №20 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 4В  курса

Хомяков Р.А. 
 
 
 
 
 

Владивосток, 2009г.

Содержание 
 

 

Введение 

     Российское  законодательство ранее не включало термин «коррупция» в число уголовно-правовых понятий. Однако новый ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 25.12.2008 N 273-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ", который вступил в силу 10 января 2009 года, четко раскрыл это понятие. Определение коррупции дано в статье 1 Закона. Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды данному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

     В условиях экономического кризиса коррупция  представляет серьезную общественную опасность для всей системы экономических  и общественных отношений.

     С переходом России к рыночным отношениям, с началом акционирования и приватизации государственной и общественной собственности число должностных злоупотреблений существенно возросло.

     Решающую  роль в данном процессе сыграла порочная практика распределения кредитов, трансфертов, товаров, сырья, предоставления различных видов льгот. Это же касается и лицензирования различных видов деятельности, организации аукционов, конкурсов и т.д. Приватизация в целом оказалась пораженной противоречивыми действиями должностных лиц.1 В широком смысле под «коррупцией» понимается злоупотребление общественным доверием для личной выгоды. Для характеристики этого социального явления можно выделить следующие признаки:

     - сознательное подчинение должностным  лицом публичных интересов интересам личным;

     - скрытность исполнения решения;

     - присутствие взаимных обязательств  между теми, кто принимает государственные  решения, и теми, кому это выгодно;

     - попытка скрыть акт коррупции  каким-нибудь юридическим обоснованием.

     В лаконичной форме понятие «коррупция» — это злоупотребление публичной властью ради частной выгоды. Выделяются различные формы коррупции: взяточничество, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, незаконное финансирование политических партий, вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов и т. д.

     Нередко в действительности не делается различия между понятиями «коррупция»  и «цивилизованный лоббизм». Вместе с тем с позиции государственного управления различие между ними заключается в наличии при лоббировании жесткой, установленной законом процедуры принятия решений, обеспечивающей свободное участие в ней заинтересованных сторон на конкурсной основе. В этом случае круг сторон, занятых в подготовке решения, расширяется до необходимого количества, что позволяет в полной мере учесть существующие в обществе интересы и позиции. Коррупция, наоборот, не только резко сужает количество лиц, участвующих в выработке решения, но и определяет их набор случайным образом, что обусловливает несоответствие значительной части принимаемых решений общественным устремлениям2.

     Значимость  выбранной тематики обуславливается  тем, что в результате противоправных действий причиняется существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления. Кроме этого данное преступное проявление имеет высокий уровень латентности и обладает рядом отличительных признаков:

    1. Деяние совершается специальным субъектом (должностное лицо или лицо, занимающее государственную должность);
    2. Факт совершения возможен лишь благодаря занимаемому служебному положению и авторитету занимаемой должности;
    3. Нарушение нормальной деятельности публичного аппарата управления.

     Более 30% всех взяток дается коммерсантами для получения различных льгот. Есть регионы, в которых без взятки невозможно начать любое коммерческое дело, тем более организовать какое-либо солидное предприятие.

     Необходимо  отметить, что, как правило, не более 20% лиц, выявленных в связи с совершением взяточничества, реально осуждается к одной из мер уголовного наказания, в том числе к лишению свободы. Даже за получение взятки при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах к наказанию в виде лишения свободы до недавнего времени осуждалось не более половины виновных.

     Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1996 году, предусматривает  два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача взятки (ст. 291 УК РФ).

     Исходя  из вышеизложенного, можно определить цель дипломной работы – взяточничество как негативный феномен в правовом государстве и проблемы, возникающие при борьбе с этим злом. В ходе достижения указанной цели будут решены следующие задачи: рассмотрены объективные и субъективные признаки состава дачи и получения взятки, проанализированы квалифицирующие составы дачи и получения взятки, отграничения взяточничества от смежных должностных преступлений, а также вопросы установления ответственности за эти преступления по новому Уголовному кодексу. При том, что в настоящее время механизм ответственности за должностные преступления отлажен не очень хорошо, это имеет немаловажное значение.

Глава 1. Коррупционные преступления: понятие, виды и краткая криминологическая характеристика 

     Законодатель  раскрывает понятие коррупции следующим  образом:

     а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление  полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения  вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

     б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица3.

     К преступлениям коррупционного характера  относятся в первую очередь предусмотренные  уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с  подкупом коррупционеров:

  • воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;
  • незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;
  • подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
  • коммерческий подкуп;
  • получение взятки;
  • дача взятки;
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа;
  • подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.

     Кроме того, к этим преступлениям относятся  и иные предусмотренные уголовным  законодательством следующие деяния коррупционного характера:

  • невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;
  • регистрация незаконных сделок с землей;
  • контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;
  • злоупотребление должностными полномочиями;
  • злоупотребление полномочиями частными нотариусом и аудитором, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;
  • превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности;
  • служебный подлог.
 

     Особенностями коррупционной преступности являются:

  • несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;
  • использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;
  • наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;
  • непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;
  • специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;
  • относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;
  • тесная связь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;
  • повышенная общественная опасность.

     Одним из существенных условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, являются недостатки организационно-распорядительного характера и социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей, не реагирование на факты коррупции.

     Существование недостатков социального контроля – результат крупных просчетов в управлении делами государства и общества, в формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования государственной и иной службы, в распространении психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, как служащих, так и лиц, их подкупающих. В результате ослаблена и работа правоохранительных органов, их борьба с должностной и коррупционной преступностью.

     Не  случайно ежегодно вскрывается крайне незначительное число соответствующих преступлений (около 4000-4500 получения взятки, до 2500 – дачи взятки, 2500 – коммерческого подкупа и т.п.). Еще меньше лиц, виновных в совершении этих преступлений (около 4000), фактически привлекаются к уголовной ответственности. При этом к лишению свободы приговариваются лишь около трети осужденных взяточников. Конечно, во многом такое положение объясняется привлечением к ответственности случайных, невысокого ранга взяточников, а не лиц, занимающих в государственном и ином аппарате высокие должности или имеющих высокопоставленных покровителей.

     Большое значение в системе детерминант  коррупционной преступности имеют  и негативные личностные характеристики самих государственных и иных служащих, особенно учитывая колоссальный рост в стране их количества.

     К числу этих характеристик относятся, к примеру, такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.

     На  формирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияние  оказывают:

  • изначальная настроенность служащих на использование своей работы в личных корыстных интересах;
  • наличие в их среде лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет криминальной деятельности;
  • наличие дорогостоящих привычек и интересов;
  • ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами;
  • некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности и желание поднять его с помощью совершения преступлений;
  • желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции.

Информация о работе Уголовная ответственность за взяточничество