Уголовная ответственность за контрабанду

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:31, дипломная работа

Краткое описание

Совершено очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципы неотвратимости наказания за содеянное.
Цель настоящей дипломной работы — дать уголовно-правовую характеристику контрабанды, а также анализ вопросов, из-за которых возникают сложности при квалификации контрабанды.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….стр.
Глава I. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду и история ее развития.

§1. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду……………………………………..стр.
§2. История развития законодательства о контрабанде…………….стр.
Глава II. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды.
§1. Объективные признаки………………………………………….стр.
§2. Субъективные признаки…………………………………………стр.

Глава III. Квалифицированные виды контрабанды………………стр.
Заключение…………………………………………………………..стр.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ1.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

а) деяние — перемещение  предметов контрабанды через  таможенную границу;

б) место совершения преступления — таможенная граница РФ;

в) способ при помощи которого совершается перемещение — сокрытие от таможенного контроля предмета контрабанды, обманное использование документов или средств таможенной идентификации, недекларирование или недостоверное декларирование, а также перемещение через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля.

Обязательный признак  объективной стороны контрабанды  — общественная опасность деяния. Остальные признаки — место и способ совершения преступления — факультативные. Однако они являются в свою очередь обязательными для квалификации, так как включены в диспозицию статьи. Для правильной квалификации необходимо устанавливать все признаки, определяющие содержание объективной стороны.

Общественно опасное  деяние, как признак объективной стороны контрабанды, выражается в перемещении через таможенную границу РФ предметов контрабанды. Под перемещением  в соответствии с таможенным законодательством понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом.  К указанным действиям относятся:

а) при ввозе товаров  и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ — фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы РФ … до их выпуска таможенными органами;

б) при вывозе товаров  и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ — подача таможенной декларации или совершение…действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств…до фактического пересечения ими таможенной границы РФ.1 

Из общего количества изученных дел по контрабанде  за 7 лет в 78% совершались действия по ввозу товаров на территорию РФ и соответственно в 22% — по вывозу, причем за период с 1994 по 1997 год вывоз составлял 48% и в 50% от всех вывозимых товаров вывозилось стратегически важное сырье. Действия по вывозу в 1997 - 2000 гг. составили лишь 14%.

Контрабанда выражается в активных действиях — перемещении  предметов. Однако в отдельных случаях деяния могут выражаться и в бездействии. Например, сотрудник таможни по предварительному сговору с контрабандистами не задерживает контрабандные предметы (хотя в данном случае бездействию предшествует действие — сговор)23. Бездействие приобретает уголовно-правовое значение только в том случае, если будут установлены следующие признаки:

  1. в чем конкретно выразилось бездействие, какие именно действия не совершило лицо;
  2. лицо, не совершившее действие,  должно было его совершить;
  3. существовала реальная возможность совершить это конкретное действие.

Другим признаком объективной  стороны контрабанды является место совершения преступления, которое указано в диспозиции статьи. Место совершения контрабанды — таможенная граница РФ.  Таможенная граница Российской Федерации совпадает  с Государственной границей России, а также включает в себя территорию находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искуственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ, а также особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ.24

Таможенная граница  очерчивает и разделяет таможенные территории России и сопредельных стран.

Необходимо различать  внешнюю и внутреннюю таможенную границу. Внешняя таможенная граница (пределы таможенной территории), как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-правовой режим, установленный законодательством о государственной границе. Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории — это периметры свободных экономических зон и складов. По правовому статусу внутренняя граница приравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается как пограничная. Перемещение товаров через внутреннюю таможенную границу осуществляется по правилам, применяемым на государственной границе25.

Незаконный характер перемещения товаров (предметов) через  таможенную границу придает один из указанных в законе способов:

  • помимо таможенного контроля;
  • с сокрытием от таможенного контроля;
  • с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
  • недекларирование, а равно недостоверное декларирование.

Способ совершения преступления — совокупность приемов и методов, которые использует виновный, совершая общественно опасное деяние. Способ совершения контрабанды является обязательным признаком объективной стороны преступления. Он позволяет также установить и форму вины. Например, перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля позволяет сделать вывод только об умышленном характере совершенных действий. Способ совершения контрабанды как обязательный признак состава преступления также входит в основание уголовной ответственности и влияет на квалификацию.

В качестве квалифицирующих  признаков контрабанды, являются способы совершения преступления: 1) с использованием своего служебного положения должностным лицом; 2) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (ч. 3 ст. 188 УК РФ).

Перейдем к более  конкретному рассмотрению каждого из вышеуказанных способов.

Под перемещением предметов  контрабанды помимо таможенного  контроля следует понимать перемещение товаров и предметов через таможенную границу РФ вне определенных таможенными органами РФ мест. В соответствии с таможенным законодательством, зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и т.д.26 Правила проведения таможенного контроля регламентируются Гл.35 Таможенного кодекса РФ.

Из проведенного анализа практики видно, что этот способ совершения контрабанды очень часто используется виновными. Действия виновных были квалифицированы судами по признаку перемещения предметов контрабанды помимо таможенного контроля в 63%. Часто виновные совершают контрабанду в объезд таможенного поста, т.е. вне мест проведения таможенного оформления, ссылаясь при этом на незнание дороги , плохие погодные условия (туман, дождь), преследования “вымогателей”, незнание закона и желание проехать кратчайшим путем. Все это затрудняет доказывание прямого умысла у лиц, совершивших контрабанду. Поэтому хотя большинство дел рассмотрено судами и действия виновных квалифицированы по этому признаку, на него приходится и большее количество прекращенных уголовных дел.

Сокрытие от таможенного  контроля товаров (предметов), перемещаемых через таможенную границу РФ, предполагает любой способ их  утаивания, затрудняющий обнаружение, а также камуфлирование подлинности, например, использование всякого рода тайников — специальных хранилищ, придание одним товарам вида других. Речь в данном случае идет о наиболее ухищренных способах сокрытия предметов контрабанды. Совершенно очевидно, что контрабанда, совершенная указанным способом, представляет более серьезную опасность для государства с точки зрения сложности её раскрытия и возможности наступления вредных последствий1.

Пленум Верховного Суда СССР в постановлении № 2 от 3 февраля 1978 года “О судебной практике по делам  о контрабанде” дал по указанному вопросу следующие пояснения: “Специальными хранилищами следует считать тайники, изготовленные в целях контрабанды, а также оборудованные и приспособленные в этих целях на транспортных средствах конструктивные емкости и предметы, предварительно подвергавшиеся разборке, монтажу и т.п.”27. Оборудование специального хранилища выражается прежде всего в создании специального хранилища, тайников, емкостей, которых ранее на транспорте и в предметах багажа не было.

Так, П. Незаконно пытался  вывезти за границу товар, спрятав его в четырех консервных банках, специально заделанных на закаточной машине. Суд правомерно признал эти банки специальными хранилищами28.

В отдельных случаях контрабандисты используют имеющиеся емкости, полости  и т.д., создавая в них соответствующие контейнеры для изоляции от внешнего воздействия. Так, нередки случаи использования топливных, водяных цистерн, масляных баков для провоза контрабанды, упакованной в целлофановые мешки, запаянной в металлические контейнеры.

 Для незаконного провоза товаров через границу контрабандистами довольно часто используются различные места в транспортных средствах: тепловозах, вагонах, самолетах автомашинах. Так, в вышеприведенном примере, в а\м ГАЗ 2410 г\н К 486 ОМ, задержанной 14 декабря 2003г. на Русско-Полянском таможенном посту Омской таможни  сотрудниками таможенного поста было обнаружено 40 пакетов с героином, общей массой 39 кг, которые находились под панелью радиатора отопителя салона.

Обманное использование документов или средств таможенной идентификации как способ совершения контрабанды, подразумевает использование документов и средств, соединенное с введением в заблуждение лиц, осуществляющих таможенный контроль, по вопросам подлинности этих документов и средств, их достоверности, относимости к перевозимым предметам и т.д. Документами являются официальные бумаги, удостоверяющие права лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ. Перечень таких документов и порядок их представления определяется ГТК РФ. В соответствии со ст. 363 ТК РФ, документы, необходимые для таможенного контроля должны храниться не менее трех лет. Эти документы имеют юридическое значение и дают лицу право на законное перемещение через таможенную границу определенных товаров. К ним могут относиться заполненные и соответствующим образом оформленные таможенные декларации, документы, выдаваемые иными учреждениями и организациями, на основании которых разрешается провоз тех или иных предметов, например, справка из банка о приобретения лицом валюты для последующего её провоза.

Под обманным использование таких  документов следует понимать случаи их подделки или когда в настоящие бланки таких документов вносятся фиктивные сведения путем подчисток или исправлений; использование просроченных документов; включение в эти документы сведений, содержащих характеристики иных товаров и предметов; использование документов полученных незаконным путем, а также подмены одних документов другими.

Так, В., вылетая в США  пыталась вывезти 3500 долларов США, предъявив  при этом разрешение Московского национального банка. При проверке выяснилось, что за данным номером разрешение из клиентов банка никому не выдавалось. В действиях В. по действующему законодательству содержится состав преступления, предусмотренный ст. 188 ч.1 УК РФ.

Обзор практики по делам  позволяет сделать вывод о  том, что контрабанда  данным  способом совершается достаточно редко. Всего 4,5 % дел было квалифицировано судом по данному признаку. Низкий процент рассмотренных судами уголовных дел по данному признаку говорит о сложности доказывания подделки документов и их использования, хоть и возбуждались уголовные дела довольно часто. Однако большинство уголовных дел впоследствии  приостанавливались, т.к. контрабанда совершалась с использованием подложных документов при перемещении через таможенную границу РФ неустановленными  лицами.

Под обманным использованием средств таможенной идентификации  следует понимать использование поддельного средства либо подлинного, но относящегося к другим товарам или транспортным средствам, которые осуществляют перевозку. К средствам таможенной идентификации относятся средства, используемые для идентификации перемещаемых через границу РФ предметов, а также транспортных средств, помещений и мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, а также товаров, находящихся под таможенным контролем. Идентификация проводится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.

Обманным использованием средств таможенной идентификации  будет являться использование фальсифицированных пломб, печатей, идентификационных знаков, цифровой маркировки и т.д. или относящихся к другим товарам.

         Все товары и предметы, перемещаемые  через таможенную границу РФ должны декларироваться в таможенном органе, в котором производится таможенное оформление. При этом важно учитывать, что таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента оформления принятия её таможенным органом. Форма и порядок декларирования определяется Гл.8 ТК РФ.

Таможенный орган РФ вправе запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации. Товары декларируются таможенному органу, в котором производится таможенное оформление. Нарушение установленных правил декларирования образует, в зависимости от видов перемещаемых через таможенную границу предметов, либо основной состав контрабанды, либо квалифицированный. Эти нарушения могут выражаться как в полном отсутствии указания в таможенной декларации ввозимых и вывозимых товаров (недекларирование), так и в неполном перечислении, уменьшении количества предметов, изменении наименования товара, указании совсем иного, которого нет в наличии.

Информация о работе Уголовная ответственность за контрабанду