Уголовная ответственность за контрабанду

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:31, дипломная работа

Краткое описание

Совершено очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципы неотвратимости наказания за содеянное.
Цель настоящей дипломной работы — дать уголовно-правовую характеристику контрабанды, а также анализ вопросов, из-за которых возникают сложности при квалификации контрабанды.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….стр.
Глава I. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду и история ее развития.

§1. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду……………………………………..стр.
§2. История развития законодательства о контрабанде…………….стр.
Глава II. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды.
§1. Объективные признаки………………………………………….стр.
§2. Субъективные признаки…………………………………………стр.

Глава III. Квалифицированные виды контрабанды………………стр.
Заключение…………………………………………………………..стр.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ1.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

Повышенной степенью общественной опасности контрабанды является то, что некоторые ее формы тесно смыкаются со структурами организованной преступности, в том числе и с международными мафиозными корпоративными группами, действующими за рубежом.2 Организованная преступность превратила контрабанду  в один из основных источников извлечения сверхвысоких криминальных доходов.

Таким образом, изложенное доказывает исключительно высокую  степень опасности контрабанды и необходимость проведения эффективной борьбы с нею на государственном и межгосударственном уровне.

 

         История развития законодательства о контрабанде

 

Контрабанда – одно из древнейших правонарушений. Слово “kontrabandos” служило для обозначения товаров, запрещенных и подлежащих конфискации. Законодательная регламентация ответственности за этот вид  преступного поведения имелась и имеется во всех странах мира. Известна она была и уголовному законодательству Российской империи. Россия прошла свой путь борьбы с контрабандой, привнося в общемировые тенденции национальные ритмы и порядки.  В России контрабанда появилась ещё в начале XVII века, однако она носила случайный характер. В начале XVIII века в связи с развитием промышленности и внешней торговли России с Западом контрабанда приобретает массовый характер. Ещё в 1723 году, чтобы воспрепятствовать беспошлинному привозу товаров Петр I издал указ, в котором говорилось об учреждении застав на больших дорогах и взимании штрафов с тех, кто попытается провезти товар в объезд дороги.

Развитие законодательства о контрабанде активизируется с принятием Таможенного Устава 1819 года, в котором  было дано определение контрабанде. Под контрабандой понимали не только провоз или пронос товаров через границу помимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.

В начале XIX века пограничники выработали свою тактику — службу несли как пешие, так и конные пограничники, выставлялись секреты и совершались обходы определенных участков. В 1829 году было получено разрешение на применение оружия  при задержании контрабандистов. Однако меры, принимаемые по борьбе с контрабандой в первой и во второй половине XIX века не привели к желаемым результатам. Контрабанда росла. Всего за период с 1846 по 1855 года было зафиксировано 27010 случаев задержания контрабанды на сумму 862211 рублей2. Возникла необходимость совершенствования законодательства о контрабанде.

В указанный период контрабандой именовался тайный провоз товаров, запрещенных  к ввозу или же провоз без оплаты пошлин. Предметом преступления являлась обязанность платить казне установленные таможенные пошлины, не ввозить и не вывозить запрещенные товары, а также обязанность в отношении к клейму, которому подлежат провозимые товары. Субъектами контрабанды были сами хозяева товаров или “провозители”, а также пассажиры. По образу совершения различались таможенные преступления в отношении к товарам: 1)провозимым; 2) ввозимым; 3) в отношении к клейму ( заклейменные  фальшивы м клеймом)  .

Очередной этап в развитии законодательства о Контрабанде  связан с принятием Таможенного  Устава 1892 года. Устанавливаемые уставом санкции, дифференцировались в зависимости от объекта контрабанды и варьировались от штрафа и конфискации до заключения в тюрьму и каторги.

Помимо общих видов  контрабанды существовала и квалифицированная  контрабанда, к которой относились:

  • ввоз  контрабандных товаров “скопищем” (группой лиц), вооруженными людьми с сопротивлением задержателям.
  • тайное водворение товаров с прикрытием контрабанды фальшивыми таможенными документами ил фабричными клеймами и поддельными документами (накладными, коносаментами)

В связи с развитием  железнодорожного транспорта и увеличением  количества морских и речных торговых судов, действия контрабандистов стали более ухищренными и дерзкими. Если номенклатура контрабандных товаров оставалась в основном прежней, то сама контрабанда — более квалифицированной.

В ряде случаев пособниками  контрабандистов оказывались таможенники. За злоупотребление своим положением весь личный состав Таганрогской таможни был отдан под суд. За занижение пошлины 21 сотрудник Варшавской таможни был уволен3.

В этот период принимаются  меры по уточнению некоторых положений  о борьбе с контрабандой. В частности, Таможенный устав 1910 года уточнил некоторые  вопросы, связанные с контрабандой. Органы таможенного надзора получили право по собственной инициативе производить обыски и выемки контрабандных товаров.

В 1913 году Департамент  таможенных сборов издает циркуляр, расширивший понятие контрабанды за счет включения в него таких действий, как кража иностранных товаров, и продажа или обращение на другие надобности выпущенных таможней беспошлинно якорей тросов, сельскохозяйственных машин. Под юридическую ответственность за совершение контрабандных действий подпадали:

а) находящийся в России хозяин товара;

б) перевозчик, хранитель контрабанды, если хозяин неизвестен, или открыт, но не по указанию этих лиц;

в) хозяин торгового (промышленного) заведения, где обнаружена контрабанда4.

Правительство, пришедшее  к власти после октября 1917 года отказалось от таможенной политики проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировало, существовавшую в монархической России, систему таможенных органов. Его первый нормативный акт в области таможенного дела был — Декрет от 29 октября 1917 года “О разрешениях на ввоз и вывоз товаров”. Товары, ввозимые в Россию или вывозимые из неё без разрешения специального уполномоченного государством органа, считались контрабандными и подлежали конфискации таможенными учреждениями5. Установленная декретом разрешительно - запретительная система, означала введение государственного контроля над внешнеторговыми операциями, подготовившей переход к государственной монополии внешней торговли.

 Декретом СНК от 3 января 1921 года “О реквизициях  и конфискациях” в понятие  контрабанды были включены такие  признаки, как сокрытие товаров, денег и всякого рода предметов от таможенного контроля путем каких-либо ухищрений или их тайное перемещение помимо таможенных учреждений6. В Декрете различалась административно и уголовно наказуемая контрабанда. В административном порядке дела о контрабанде разрешались тогда, когда кроме конфискации товаров полагалось денежное взыскание, а в судебном — когда кроме конфискации и денежного взыскания назначался арест.

В УК РСФСР 1922 года законодатель впервые ввел наказание за “нарушение законов и обязательных постановлений о ввозе из-за границы или провозе из-за границы товаров и валютных ценностей” (ст. 97)7. Норма ст. 97 не распространялась на нарушение таможенных правил, за которые закон устанавливал административную ответственность на основании декретов от 3 января и от 17 октября 1921 года.

Лица, привлекавшиеся к  ответственности за контрабанду, не освобождались от ответственности за другие преступления, совершенные при провозе контрабандных товаров, например, за незаконный переход границы (ст. 98 УК), провоз спирта (ст. 140 УК) и другие8.

Постановлением Президиума УИК СССР от 12 декабря 1924 года был  введен в действие Таможенный Устав  Союза ССР. Устав приравнивал  к контрабанде: хранение, складирование и передвижение в пределах 50-метровой полосы иностранных товаров, подлежащих таможенному клеймению, хранение хотя и за пределами указанной полосы этих товаров, обнаруженных без клейм в торговых заведениях; сбыт на сторону за плату предметов пропускаемых беспошлинно или с понижением пошлины без цели сбыта (ст. 259).

В Уставе различались  простая, повторная и квалифицированная  контрабанда. Простой контрабандой считалась контрабанда, совершенная без квалифицирующих признаков. За квалифицированную контрабанду виновные несли ответственность в виде лишения свободы на срок не менее 1 года, со строгой изоляцией и обязательной конфискацией контрабандных товаров, специальных орудий контрабанды, транспортных средств и части имущества. Применялась и высшая мера наказания. За простую контрабанду налагались административные взыскания в виде штрафов9.

В постановлении ЦИК  и СНК от 30 апреля 1926 года ст. 260 Таможенного устава СССР была изложена в новой редакции. Кроме вышеперечисленных нарушений, понятие контрабанды теперь охватывало и такие, как сбыт на сторону за плату предметов, провозимых беспошлинно; продажу товаров пропускаемых безлицензионно в почтовых посылках, сбыт на сторону предметов, запрещенных к сбыту. Согласно указанному постановлению, контрабандой считались также всякие попытки продажи товаров, полученных организациями и предприятиями по лицензии не для сбыта. Особо важное значение для развития общесоюзного законодательства имело утвержденное ЦИК Союза ССР 25 февраля 1927 года “Положение о преступлениях государственных”10. С его принятием регулирование уголовно-правовой борьбы с контрабандой перешло к компетенции общесоюзного законодательства, так как состав контрабанды был включен был включен в группу государственных преступлений. Разделение контрабанды на уголовно-наказуемую и преследуемую в административном порядке было сохранено. Норму ст. 24 этого Положения полностью воспроизвела ст. 59 9 УК РСФСР 1926 года. Квалифицированная контрабанда влекла за собой, сверх конфискации товаров и наложения штрафа, лишение свободы на срок не ниже 1 года, с конфискацией всего или части имущества, а при особо отягчающих обстоятельствах — вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела с конфискацией имущества. Определение квалифицированной контрабанды было дано в ст. 261 Таможенного уставаоно выглядело следующим образом:

а) контрабандное перемещение  товаров помимо таможенных учреждений с помощью специально для этих целей предназначенных транспортных средств;

б) сокрытие товаров при контрабанде  в помещениях, особо для сокрытия приспособленных;

в) контрабандное перемещение товаров сопряженное с подделкой таможенных документов, прикрытием товаров документами, относящимися к другому товаров, наложением поддельных таможенных знаков;

г) участие в организации, специально занимающейся контрабандой;

д) вооруженная контрабанда;

е) совершение действий должностным лицом;

ж) более чем двукратное занятие  контрабандой, а равно хранение или  торговля заведомо контрабандным товаром  в виде промысла;

з) контрабанда предметов, перечисленной  в ст. 10 Декрета от 10 октября 1921 года.

Особо отягчающие обстоятельства в ст. 59 9 не названы, рассмотрение их предоставлялось суду.

Важная роль в нормативном регулировании  борьбы с контрабандой принадлежала Таможенному Кодексу СССР, утвержденному  постановлением УИК и СНК от 19 декабря 1928 года. В разделе “о контрабанде и взысканиях за неё и о производстве дел о контрабанде” простой контрабандой признавалось всякое перемещение через границу грузов, “помимо таможенных учреждений или через эти учреждения, но с сокрытием от таможенного контроля”, а равно всякие действия, направленные на это: приготовление, хранение контрабандных товаров, их продажа и хранение. В ст. 166 содержался перечень признаков квалифицированной контрабанды. Совершение контрабанды, при наличии хотя бы одного из них, образовывало с объективной стороны состав преступления, предусмотренной ст. 59 9 УК.

Нападение фашистской Германии на СССР нанесло серьезный ущерб государству, 24 таможни оказались захваченными гитлеровцами. В этот трудный для  нашей страны период, законодательство о контрабанде практически не развивалось.

Значительные изменения в определение  понятия контрабанды внес Закон “Об уголовной ответственности за государственные преступления” от 25 декабря 1958 года, который отнес контрабанду к числу государственных преступлений, причиняющих вред основам хозяйственной мощи СССР. Закон не предусматривал более деления контрабанды на простую и квалифицированную, он различил уголовно наказуемую и административно наказуемую контрабанду. Был исключен ряд признаков уголовно наказуемой контрабанды: использование специальных перевозочных средств; совершение контрабанды вооруженными лицами; неоднократная контрабанда и контрабанда аннулированных ценных бумаг и некоторых иных видов имущества. Применение смертной казни за контрабанду было отменено.

27 октября 1960 года был утвержден новый Уголовный кодекс РСФСР, который вводился в действие с 1 января 1961 года. Уголовный кодекс РСФСР предусматривал усиление уголовно-правовой ответственности за контрабанду. Контрабандой признавалось незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенное: 1) с сокрытием предметов в специальных хранилищах; 2) либо с обманным использованием таможенных или иных документов; 3) либо в крупных размерах; 4)либо группой лиц, организовавшейся для занятия для занятия контрабандой; 5) либо должностным лицом с использованием служебного положения; 6) а равно контрабанды взрывчатых, наркотических, сильнодействующих веществ, боеприпасов и воинского снаряжения.

Объектом данного преступления являлась монополия внешней торговли СССР. Наказание за контрабанду предусматривалось в виде лишения свободы на срок от 3-х до 10 лет с конфискацией или ссылкой на срок от 2-х до 5 лет или без ссылки11

На основе изменений и новых  подходов был подготовлен и принят 5 мая 1964 года Таможенный кодекс СССР. В нем наряду со многими другими правовыми нормами были изложены новые нормативные акты, регулирующие борьбу с контрабандой12. В кодексе указывалось на два вида контрабанды: контрабанда как административное правонарушение и контрабанда как уголовное преступление.

В целях единообразного применения закона Пленум Верховного Суда СССР принял постановление № 2 “О судебной практике по делам о контрабанде” от 3 февраля 1978 года. Указанное постановление с изменениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1978 года № 7, 6 декабря 1979 года № 7 и 16 января 1986 года № 5, длительное время являлось руководящим документом, разъясняющим применение многих сложных вопросов на практике.

 Существенные изменения приходятся на 1990 год, когда вслед за отменой государственной монополии внешней торговли и расширением числа участников экспортно-импортных операций, было введено обязательное декларирование товаров и иного имущества, перемещаемого через таможенную границу.

Новый Таможенный кодекс РФ 1993 года значительно  расширил понятие контрабанды. Согласно ст. 219 Кодекса, контрабандой признается перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием различных специальных предметов или иных предметов, совершенное в крупных размерах или с использованием своего положения различными категориями лиц. К контрабанде отнесено также невозвращение на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, а также прорыв таможенной границы13.

Указанная статья является декларативной и в случае применения наказания отсылает к уголовному законодательству РФ. Таможенный кодекс РФ 1993г. подготовил благоприятную почву для развития уголовного законодательства о контрабанде. Законом РФ от 29 апреля 1993 года введена в действие ст. 78 1 УК — незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения. Законом РФ от 18 февраля 1993 года из санкции контрабанды была исключена ссылка.

Кординальные изменения  в ст. 78 УК РФ внес Федеральный закон  РФ от 1 июля 1994 года, который коренным образом изменил понятие контрабанды  и привел его в соответствие с  действующим законодательством  и условиями нового времени14. Впервые закон признал местом совершения контрабанды — таможенную границу РФ. Объектом контрабанды стали общественные отношения в сфере государственного регулирования экономической деятельности в отличие от монополии внешней торговли. Существенно увеличился  перечень предметов контрабанды, представляющих повышенную общественную опасность (отравляющие, радиоактивные вещества, вооружение, взрывные устройства, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ). Выделился и новый вид предметов контрабанды, представляющих особую важность — стратегически важные сырьевые  товары, а также предметы культурного достояния. Перемещение через таможенную границу РФ одним из способов, указанных в ст. 78 УК, иных предметов, не составляло объективной стороны этого преступления. Новым законом такие противоправные действия, если они были совершены в крупных размерах, были выделены в самостоятельную норму ст. 169 1 — нарушение таможенного законодательства РФ. Указанным законом была введена в действие и ст. 78 1 УК — невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (однако в отличие от ст. 78 УК вывоз данных предметов должен быть осуществлен в соответствии с законодательством).

Информация о работе Уголовная ответственность за контрабанду