Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:31, дипломная работа
Совершено очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципы неотвратимости наказания за содеянное.
Цель настоящей дипломной работы — дать уголовно-правовую характеристику контрабанды, а также анализ вопросов, из-за которых возникают сложности при квалификации контрабанды.
Введение……………………………………………………………….стр.
Глава I. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду и история ее развития.
§1. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду……………………………………..стр.
§2. История развития законодательства о контрабанде…………….стр.
Глава II. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды.
§1. Объективные признаки………………………………………….стр.
§2. Субъективные признаки…………………………………………стр.
Глава III. Квалифицированные виды контрабанды………………стр.
Заключение…………………………………………………………..стр.
Повышенной степенью общественной опасности контрабанды является то, что некоторые ее формы тесно смыкаются со структурами организованной преступности, в том числе и с международными мафиозными корпоративными группами, действующими за рубежом.2 Организованная преступность превратила контрабанду в один из основных источников извлечения сверхвысоких криминальных доходов.
Таким образом, изложенное доказывает исключительно высокую степень опасности контрабанды и необходимость проведения эффективной борьбы с нею на государственном и межгосударственном уровне.
История развития законодательства о контрабанде
Контрабанда – одно из древнейших правонарушений. Слово “kontrabandos” служило для обозначения товаров, запрещенных и подлежащих конфискации. Законодательная регламентация ответственности за этот вид преступного поведения имелась и имеется во всех странах мира. Известна она была и уголовному законодательству Российской империи. Россия прошла свой путь борьбы с контрабандой, привнося в общемировые тенденции национальные ритмы и порядки. В России контрабанда появилась ещё в начале XVII века, однако она носила случайный характер. В начале XVIII века в связи с развитием промышленности и внешней торговли России с Западом контрабанда приобретает массовый характер. Ещё в 1723 году, чтобы воспрепятствовать беспошлинному привозу товаров Петр I издал указ, в котором говорилось об учреждении застав на больших дорогах и взимании штрафов с тех, кто попытается провезти товар в объезд дороги.
Развитие законодательства о контрабанде активизируется с принятием Таможенного Устава 1819 года, в котором было дано определение контрабанде. Под контрабандой понимали не только провоз или пронос товаров через границу помимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.
В начале XIX века пограничники выработали свою тактику — службу несли как пешие, так и конные пограничники, выставлялись секреты и совершались обходы определенных участков. В 1829 году было получено разрешение на применение оружия при задержании контрабандистов. Однако меры, принимаемые по борьбе с контрабандой в первой и во второй половине XIX века не привели к желаемым результатам. Контрабанда росла. Всего за период с 1846 по 1855 года было зафиксировано 27010 случаев задержания контрабанды на сумму 862211 рублей2. Возникла необходимость совершенствования законодательства о контрабанде.
В указанный период контрабандой именовался тайный провоз товаров, запрещенных к ввозу или же провоз без оплаты пошлин. Предметом преступления являлась обязанность платить казне установленные таможенные пошлины, не ввозить и не вывозить запрещенные товары, а также обязанность в отношении к клейму, которому подлежат провозимые товары. Субъектами контрабанды были сами хозяева товаров или “провозители”, а также пассажиры. По образу совершения различались таможенные преступления в отношении к товарам: 1)провозимым; 2) ввозимым; 3) в отношении к клейму ( заклейменные фальшивы м клеймом) .
Очередной этап в развитии законодательства о Контрабанде связан с принятием Таможенного Устава 1892 года. Устанавливаемые уставом санкции, дифференцировались в зависимости от объекта контрабанды и варьировались от штрафа и конфискации до заключения в тюрьму и каторги.
Помимо общих видов контрабанды существовала и квалифицированная контрабанда, к которой относились:
В связи с развитием железнодорожного транспорта и увеличением количества морских и речных торговых судов, действия контрабандистов стали более ухищренными и дерзкими. Если номенклатура контрабандных товаров оставалась в основном прежней, то сама контрабанда — более квалифицированной.
В ряде случаев пособниками
контрабандистов оказывались
В этот период принимаются меры по уточнению некоторых положений о борьбе с контрабандой. В частности, Таможенный устав 1910 года уточнил некоторые вопросы, связанные с контрабандой. Органы таможенного надзора получили право по собственной инициативе производить обыски и выемки контрабандных товаров.
В 1913 году Департамент таможенных сборов издает циркуляр, расширивший понятие контрабанды за счет включения в него таких действий, как кража иностранных товаров, и продажа или обращение на другие надобности выпущенных таможней беспошлинно якорей тросов, сельскохозяйственных машин. Под юридическую ответственность за совершение контрабандных действий подпадали:
а) находящийся в России хозяин товара;
б) перевозчик, хранитель контрабанды, если хозяин неизвестен, или открыт, но не по указанию этих лиц;
в) хозяин торгового (промышленного) заведения, где обнаружена контрабанда4.
Правительство, пришедшее к власти после октября 1917 года отказалось от таможенной политики проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировало, существовавшую в монархической России, систему таможенных органов. Его первый нормативный акт в области таможенного дела был — Декрет от 29 октября 1917 года “О разрешениях на ввоз и вывоз товаров”. Товары, ввозимые в Россию или вывозимые из неё без разрешения специального уполномоченного государством органа, считались контрабандными и подлежали конфискации таможенными учреждениями5. Установленная декретом разрешительно - запретительная система, означала введение государственного контроля над внешнеторговыми операциями, подготовившей переход к государственной монополии внешней торговли.
Декретом СНК от
3 января 1921 года “О реквизициях
и конфискациях” в понятие
контрабанды были включены
В УК РСФСР 1922 года законодатель впервые ввел наказание за “нарушение законов и обязательных постановлений о ввозе из-за границы или провозе из-за границы товаров и валютных ценностей” (ст. 97)7. Норма ст. 97 не распространялась на нарушение таможенных правил, за которые закон устанавливал административную ответственность на основании декретов от 3 января и от 17 октября 1921 года.
Лица, привлекавшиеся к ответственности за контрабанду, не освобождались от ответственности за другие преступления, совершенные при провозе контрабандных товаров, например, за незаконный переход границы (ст. 98 УК), провоз спирта (ст. 140 УК) и другие8.
Постановлением Президиума УИК СССР от 12 декабря 1924 года был введен в действие Таможенный Устав Союза ССР. Устав приравнивал к контрабанде: хранение, складирование и передвижение в пределах 50-метровой полосы иностранных товаров, подлежащих таможенному клеймению, хранение хотя и за пределами указанной полосы этих товаров, обнаруженных без клейм в торговых заведениях; сбыт на сторону за плату предметов пропускаемых беспошлинно или с понижением пошлины без цели сбыта (ст. 259).
В Уставе различались простая, повторная и квалифицированная контрабанда. Простой контрабандой считалась контрабанда, совершенная без квалифицирующих признаков. За квалифицированную контрабанду виновные несли ответственность в виде лишения свободы на срок не менее 1 года, со строгой изоляцией и обязательной конфискацией контрабандных товаров, специальных орудий контрабанды, транспортных средств и части имущества. Применялась и высшая мера наказания. За простую контрабанду налагались административные взыскания в виде штрафов9.
В постановлении ЦИК и СНК от 30 апреля 1926 года ст. 260 Таможенного устава СССР была изложена в новой редакции. Кроме вышеперечисленных нарушений, понятие контрабанды теперь охватывало и такие, как сбыт на сторону за плату предметов, провозимых беспошлинно; продажу товаров пропускаемых безлицензионно в почтовых посылках, сбыт на сторону предметов, запрещенных к сбыту. Согласно указанному постановлению, контрабандой считались также всякие попытки продажи товаров, полученных организациями и предприятиями по лицензии не для сбыта. Особо важное значение для развития общесоюзного законодательства имело утвержденное ЦИК Союза ССР 25 февраля 1927 года “Положение о преступлениях государственных”10. С его принятием регулирование уголовно-правовой борьбы с контрабандой перешло к компетенции общесоюзного законодательства, так как состав контрабанды был включен был включен в группу государственных преступлений. Разделение контрабанды на уголовно-наказуемую и преследуемую в административном порядке было сохранено. Норму ст. 24 этого Положения полностью воспроизвела ст. 59 9 УК РСФСР 1926 года. Квалифицированная контрабанда влекла за собой, сверх конфискации товаров и наложения штрафа, лишение свободы на срок не ниже 1 года, с конфискацией всего или части имущества, а при особо отягчающих обстоятельствах — вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела с конфискацией имущества. Определение квалифицированной контрабанды было дано в ст. 261 Таможенного уставаоно выглядело следующим образом:
а) контрабандное перемещение товаров помимо таможенных учреждений с помощью специально для этих целей предназначенных транспортных средств;
б) сокрытие товаров при контрабанде в помещениях, особо для сокрытия приспособленных;
в) контрабандное перемещение
г) участие в организации, специально занимающейся контрабандой;
д) вооруженная контрабанда;
е) совершение действий должностным лицом;
ж) более чем двукратное занятие контрабандой, а равно хранение или торговля заведомо контрабандным товаром в виде промысла;
з) контрабанда предметов, перечисленной в ст. 10 Декрета от 10 октября 1921 года.
Особо отягчающие обстоятельства в ст. 59 9 не названы, рассмотрение их предоставлялось суду.
Важная роль в нормативном регулировании борьбы с контрабандой принадлежала Таможенному Кодексу СССР, утвержденному постановлением УИК и СНК от 19 декабря 1928 года. В разделе “о контрабанде и взысканиях за неё и о производстве дел о контрабанде” простой контрабандой признавалось всякое перемещение через границу грузов, “помимо таможенных учреждений или через эти учреждения, но с сокрытием от таможенного контроля”, а равно всякие действия, направленные на это: приготовление, хранение контрабандных товаров, их продажа и хранение. В ст. 166 содержался перечень признаков квалифицированной контрабанды. Совершение контрабанды, при наличии хотя бы одного из них, образовывало с объективной стороны состав преступления, предусмотренной ст. 59 9 УК.
Нападение фашистской Германии на СССР
нанесло серьезный ущерб
Значительные изменения в
27 октября 1960 года был утвержден новый Уголовный кодекс РСФСР, который вводился в действие с 1 января 1961 года. Уголовный кодекс РСФСР предусматривал усиление уголовно-правовой ответственности за контрабанду. Контрабандой признавалось незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенное: 1) с сокрытием предметов в специальных хранилищах; 2) либо с обманным использованием таможенных или иных документов; 3) либо в крупных размерах; 4)либо группой лиц, организовавшейся для занятия для занятия контрабандой; 5) либо должностным лицом с использованием служебного положения; 6) а равно контрабанды взрывчатых, наркотических, сильнодействующих веществ, боеприпасов и воинского снаряжения.
Объектом данного преступления являлась монополия внешней торговли СССР. Наказание за контрабанду предусматривалось в виде лишения свободы на срок от 3-х до 10 лет с конфискацией или ссылкой на срок от 2-х до 5 лет или без ссылки11.
На основе изменений и новых подходов был подготовлен и принят 5 мая 1964 года Таможенный кодекс СССР. В нем наряду со многими другими правовыми нормами были изложены новые нормативные акты, регулирующие борьбу с контрабандой12. В кодексе указывалось на два вида контрабанды: контрабанда как административное правонарушение и контрабанда как уголовное преступление.
В целях единообразного применения закона Пленум Верховного Суда СССР принял постановление № 2 “О судебной практике по делам о контрабанде” от 3 февраля 1978 года. Указанное постановление с изменениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1978 года № 7, 6 декабря 1979 года № 7 и 16 января 1986 года № 5, длительное время являлось руководящим документом, разъясняющим применение многих сложных вопросов на практике.
Существенные изменения приходятся на 1990 год, когда вслед за отменой государственной монополии внешней торговли и расширением числа участников экспортно-импортных операций, было введено обязательное декларирование товаров и иного имущества, перемещаемого через таможенную границу.
Новый Таможенный кодекс РФ 1993 года значительно расширил понятие контрабанды. Согласно ст. 219 Кодекса, контрабандой признается перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием различных специальных предметов или иных предметов, совершенное в крупных размерах или с использованием своего положения различными категориями лиц. К контрабанде отнесено также невозвращение на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, а также прорыв таможенной границы13.
Указанная статья является декларативной и в случае применения наказания отсылает к уголовному законодательству РФ. Таможенный кодекс РФ 1993г. подготовил благоприятную почву для развития уголовного законодательства о контрабанде. Законом РФ от 29 апреля 1993 года введена в действие ст. 78 1 УК — незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения. Законом РФ от 18 февраля 1993 года из санкции контрабанды была исключена ссылка.
Кординальные изменения
в ст. 78 УК РФ внес Федеральный закон
РФ от 1 июля 1994 года, который коренным
образом изменил понятие
Информация о работе Уголовная ответственность за контрабанду