Уголовная ответственность за контрабанду

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:31, дипломная работа

Краткое описание

Совершено очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципы неотвратимости наказания за содеянное.
Цель настоящей дипломной работы — дать уголовно-правовую характеристику контрабанды, а также анализ вопросов, из-за которых возникают сложности при квалификации контрабанды.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….стр.
Глава I. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду и история ее развития.

§1. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду……………………………………..стр.
§2. История развития законодательства о контрабанде…………….стр.
Глава II. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды.
§1. Объективные признаки………………………………………….стр.
§2. Субъективные признаки…………………………………………стр.

Глава III. Квалифицированные виды контрабанды………………стр.
Заключение…………………………………………………………..стр.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ1.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

Под боевыми припасами  понимают предметы вооружения и метательное  снаряжение, предназначенное для поражения цели и содержащее разрывной, метательный или вышибной заряд либо их сочетание. К ним относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, боевые ракеты, авиабомбы и т.п. (независимо от наличия или отсутствия у них средств взрывания), предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов к длинноствольному гладкоствольному охотничьему оружию и патронов, не имеющих поражающего элемента и не предназначенных для поражения цели.

Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению — взрыву. К ним относятся тротил, порох, твердое ракетное топливо и т.п.39

Взрывные устройства — это как стоящие на вооружении армии или специальных служб, так и используемые в различных отраслях народного хозяйства (например, в горном деле), а также самодельные устройства, конструктивно предназначенные вызывать взрыв (мины, толовые шашки, имитационные устройства, запалы к ним). При этом по смыслу закона к предметам контрабанды относится не только оружие или взрывное устройство само по себе (в сборе), но и основные части, определяющие его функциональное назначение40.

Не относятся к огнестрельному оружию, боевым припасам и взрывчатым веществам, а следовательно и не являются предметом контрабанды газовые, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, сигнальные, осветительные, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента и не предназначенные для поражения цели, а также не содержащие взрывчатых веществ и смесей, имитационно-пиротехнические и осветительные средства.

Под холодным оружием  понимается изготовленное промышленным способом или самодельное оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения. Холодное оружие включает в себя холодное клинковое оружие (кинжалы, сабли, шашки), иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры), а также оружие ударно-раздробляющего действия (кастеты, нунчаки), холодное метательное оружие (дротики, ножи) либо механические  устройства (луки, арбалеты).

Вопрос о холодном оружии как предмете контрабанды  является спорным. Исходя из грамматического толкования ч. 2 ст. 188 УК РФ предметом контрабанды является вооружение, которое включает в себя различные виды продукции военного назначения, в том числе и боевое оружие. К боевому оружию относится как огнестрельное, так и холодное предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства РФ на вооружение МВД РФ, ФСБ и другими специальными службами41. Таким образом, холодное оружие будет являться предметом контрабанды, но только то, которое отнесено Законом РФ “Об оружии” 1996 г. к боевому. Данный закон регламентирует порядок перемещения вышеуказанных предметов через таможенную границу РФ. Ввоз на территорию РФ и вывоз из РФ оружия осуществляется по разрешениям МВД РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Ввоз и вывоз единичных экземпляров оружия производится с разрешения органов внутренних дел с учетом требований настоящего Федерального закона. Перемещение названных предметов контрабанды через таможенную границу РФ, совершенное в нарушение установленного законом разрешительно лицензионного порядка, в совокупности с другими признаками образует состав контрабанды.

Контрабанда огнестрельного оружия составила 3,5 % от общего количества рассмотренных дел. Чаще всего совершается перемещение через таможенную границу РФ пистолетов, обрезов охотничьего оружия. Так, С. переместил через таможенную границу РФ из Республики Казахстан помимо таможенного контроля обрез охотничьего ружья и 2 патрона к нему. Проведенной по делу экспертизой, обрез и патроны были признаны огнестрельным оружием и боеприпасами. Действия С. суд квалифицировал по ч.2 ст.188 УК РФ и ч.1 ст. 222 УК РФ.

К оружию массового уничтожения (в документах ООН) относится такое, которое действует путем взрыва или при помощи радиоактивных  материалом, смертоносное и бактериологическое оружие и любое иное, оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойством атомной бомбы или упомянутого выше оружия. В настоящее время к оружию массового поражения в соответствии с международно-правовыми актами относится химическое биологическое  (производство которых абсолютно запрещается) и ядерное оружие (применение которого запрещено, а производство ограничено). Ядерное, химические оружие — различные устройства, средства и вещества специально созданные для массового уничтожения (поражения) живой силы противника, боевой техники и сооружений (бомбы, снаряды, ракеты, мины и др.).

Ядерное оружие — оружие массового поражения взрывного  действия, основанное на использовании  внутриядерной энергии, которая  выделяется при цепных реакциях деления  тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях легких ядерных изотопов в более тяжелые.

Химическое оружие —  оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах  химических веществ.

Биологическое оружие —  оружие массового поражения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов, способных вызывать различные массовые заболевания людей, животных, растений.

Другие виды оружия массового  поражения включают в себя как  известные в настоящее время — нейтронное, лазерное, токсичное и другое подобное оружие, так и потенциально способные быть использованными для массового уничтожения.

Специфическим предметом  контрабанды являются материалы  и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ. Сюда входит не только всякого рода сырье, но и лабораторное и промышленное оборудование, а также технологии, могущие служить для разработки и изготовления оружия массового уничтожения, а потому включенные в разного рода перечни (утверждаемые Правительством РФ) и экспорт которых осуществляется в соответствии с особым порядком ограниченным кругом предприятий и организаций. В их число входят материалы и оборудование, технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании того или иного вида ядерного, химического оружия, а также ракетной техники как специального средства его доставки. Списки этих материалов и оборудования утверждаются распоряжением Президента РФ. Так например, распоряжением президента РФ от 14 июля 1994 года № 298 – РП утвержден список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть использованы при создании бактериологического и токсического оружия42. Распоряжением Президента РФ от 11 февраля 1994 года № 74-РП утвержден представленный Правительством РФ Перечень отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также Положение о порядке контроля за экспортом из РФ такого рода сырья, материалов, оборудования и научно-технической информации43.

 

 

3.2. Контрабанда предметов  (товаров), представляющих 

особую важность и  предметов культурного достояния.

 

К предметам контрабанды, представляющим особую важность, с  точки зрения экономической безопасности, отнесены стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза из России. Под ними понимаются те которые указаны: в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 июня 1992 года № 434 с последующими изменениями и дополнениями 44; в Перечнях утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1993 года № 1102 45; в Перечнях утвержденных постановлением правительства РФ от 1 июля 1994 года № 758 46.

К такого рода товарам  относятся, например, дикие животные, слоновая кость, минеральные или химические удобрения, пшеница, природный газ, электроэнергия, драгоценные металлы, сплавы и изделия из них, жемчуг, янтарь и изделия из них, шифровальные средства и нормативно-методическая документация к ним и т.д., а также отдельные виды сырья, материалов и оборудования, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники ( в соответствии с Перечнем, утвержденным распоряжением президента РФ от 11.02.94 г. № 74 – РП). Кроме того, к названному предмету контрабанды согласно Постановления Правительства РФ от 2 ноября 1993 года № 1102 отнесены следующие стратегически важные сырьевые товары, экспорт которых осуществляется с 1994 года предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС России для этих целей: сырая нефть, углеводородное сырье, цветные металлы, щелочные, редкоземельные, а также сырье для их производства и т.д.

Перемещение стратегически  важных сырьевых товаров через таможенную границу РФ за период с 1994 по 19956 год составило 14,5 % от общего количества рассмотренных дел, что было обусловлено повышенным спросом данный специальных предметов. Чаще всего виновные перемещали бензин, дизельное топливо, масло МГ - 8а, пиломатериалы и т.д.

Указом президента РФ от 06.03.1995 года № 245 отмеченный ранее  порядок перемещения стратегически важных сырьевых товаров был отменен. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.11.1995 года № 1110 утратило силу и вышеуказанное Постановление Правительства РФ № 434, содержащее перечень стратегически важных сырьевых товаров. Таким образом, в настоящее время отсутствует сам перечень стратегически важных сырьевых товаров и правила их перемещения через таможенную границу РФ, однако термин “ стратегически важные сырьевые товары ” сохранен в диспозиции ч.2 ст. 188 УК РФ. Следовательно, в дальнейшем при перемещении товаров, ранее относившихся к стратегически важным, через таможенную границу РФ одним из способов, указанных в ст. 188, действия виновных необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 188 УК РФ.

Культурные ценности, как предмет контрабанды, представляет собой предметы, имеющие особую художественную, историческую или научную ценность. Всё это движимые предметы, которые указаны в ст. 7 Закона РФ “О ввозе и вывозе культурных ценностей” от 15 апреля 1993 года: старинные книги, архивы, уникальные и редкостные музыкальные инструменты, старинные монеты, редкие коллекции и образцы флоры и фауны, картины и рисунки, составные части и фрагменты памятников и другие движимые предметы, взятые государством под охрану как памятники истории и культуры47.

Таким образом, никакие  иные предметы не могут рассматриваться  в качестве предмета контрабанды. В частности, не образует состава этого преступления незаконное перемещение через таможенную границу РФ порнографических изданий, произведений пропагандирующих культ насилия и жестокости, человеконенавистническую идеологию и т.д. “Статус” предметов как культурных ценностей должен быть подтвержден документально. В случае отсутствия необходимых документов, отнесение предметов к категории культурных ценностей устанавливается экспертным путем. Порядок перемещения культурных ценностей носит разрешительный характер и в настоящее время регламентируется Законом РФ “О ввозе и вывозе культурных ценностей” 1993 года, Инструкцией “О порядке контроля за вывозом из СССР культурных ценностей”, утвержденной 23.03.87 г., в части не противоречащей указанному закону, письмом ГТК РФ “О вывозе культурных ценностей” от 02.11.93 г. № 01-13/10907 и другими нормативными актами. Согласно указанных документов, перемещение через таможенную границу РФ осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей из РФ.

Массовость незаконного  вывоза культурных ценностей придает  этой проблеме общенациональный характер. Объектами преступного посягательства становятся в первую очередь предметы старины, церковная утварь, картины, золотые монеты. Особая опасность данного вида контрабанды заключается в том, что преступными действиями наносится непоправимый ущерб культурным интересам России.

Все вышеперечисленные  предметы контрабанды в связи с их особыми свойствами вынесены законодателем в квалифицированный вид контрабанды. Однако перемещение данных предметов через таможенную границу РФ образует состав преступления только при наличии всех условий, предусмотренных в диспозиции статьи, которые были рассмотрены ранее. Крупный размер указанных перемещаемых предметов для квалификации значения предметов не имеет.

Следует отметить, что  некоторые из перечисленных выше предметов вообще не могут перемещаться частными лицами через таможенную границу РФ (например, оружие военных образцов). Наличие или отсутствие абстрактного права на перемещение предметов также для квалификации контрабанды не обязательно.

Контрабанда, ответственность  за которую предусмотрена ч. 2 ст. 188 УК, признается оконченной с момента фактического перемещения через таможенную границу РФ указанных в диспозиции предметов.

Санкция квалифицированного вида контрабанды предусматривает  наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет. Лишение свободы является основным наказанием. Увеличение срока как меры уголовной ответственности обусловлено повышенной общественной опасностью данного вида контрабанды. Наряду с лишением свободы ч. 2 ст. 188 УК РФ предусматривает и дополнительную меру наказания: конфискацию имущества. Эта мера наказания состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося личной собственностью осужденного. Если конфискуется часть имущества, то суд должен указать какая именно его часть конфискуется или перечислить конфискуемые предметы. Согласно перечню, содержащемуся в специальном приложении к УК РФ, конфискации не подлежат предметы, жизненно необходимые для осужденного или лиц, находящихся на его иждивении. Так как санкция рассматриваемого состава предусматривает возможность применения конфискации имущества (конфискация выступает в качестве дополнительного наказания), то суд свое решение по данному вопросу не обязан мотивировать в приговоре. Применение этой меры наказания объясняется тем, что с одной стороны, в результате контрабанды виновные получают значительные суммы обогащения и эти средства на могут быть оставлены в собственности преступников, с другой стороны, совершением контрабанды государству причиняется определенный ущерб.

За  период с 1994 года до 2000 год судами было рассмотрено по ч.1 ст.78  УК РСФСР — 6 дел, по ч.2 ст. 188 УК РФ - 3 дела, по ним осуждено 17 лиц. К ним применялось наказание  в виде лишения свободы, причем максимальный срок лишения свободы не превышал 4-х лет. Ст. 46-1 УК РСФСР применялась в 36%, из низ 50% приходится на отсрочку исполнения наказания сроком на 1 год и 50% - сроком на 2 года. Ст. 43 УК РСФСР применялась в 6% и суд назначил наказание в виде штрафа. Ст. 44 УК РСФСР в период до 1997 года не применялась , ст. 73 УК РФ была применена в 6% с испытательным сроком в 2 года. Из 100% лиц, осужденных к лишению свободы, 18% понесли наказание в виде лишения свободы без применения вышеуказанных статей с отбыванием наказания в ИТК общего режима.

 

4. Особо квалифицированный  вид  контрабанды.

 

Особо квалифицированные  виды контрабанды предусмотрены  ч. 3 и ч. 4 ст. 188 УК РФ: совершение контрабанды  неоднократно, должностным лицом  с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (ч. 3); организованной группой (ч. 4).

Информация о работе Уголовная ответственность за контрабанду