Уголовная ответственность за контрабанду

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:31, дипломная работа

Краткое описание

Совершено очевидно, что от уровня борьбы с контрабандой в значительной степени зависит будущее страны. В связи с этим важное значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация тем самым принципы неотвратимости наказания за содеянное.
Цель настоящей дипломной работы — дать уголовно-правовую характеристику контрабанды, а также анализ вопросов, из-за которых возникают сложности при квалификации контрабанды.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….стр.
Глава I. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду и история ее развития.

§1. Социальная обусловленность уголовной
ответственности за контрабанду……………………………………..стр.
§2. История развития законодательства о контрабанде…………….стр.
Глава II. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды.
§1. Объективные признаки………………………………………….стр.
§2. Субъективные признаки…………………………………………стр.

Глава III. Квалифицированные виды контрабанды………………стр.
Заключение…………………………………………………………..стр.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ1.doc

— 422.50 Кб (Скачать)

Однако необходимо  обратить внимание на весьма важное обстоятельство. В одних случаях контрабандистская группа, осуществив, однократное перемещение предметов контрабанды через границу (например, в крупных размерах) может тем самым причинить существенный ущерб интересам нашей страны. В других случаях, совершив подобные действия неоднократно, организованная группа может такого ущерба и не причинить. Большая или меньшая степень организованности такой группы, в конечном счете, зависит несколько от количества намеченных ею к осуществлению преступных актов, сколько от сложности тех препятствий, которые необходимо преодолеть на пути к достижению цели. Именно поставленная цель определяет количество членов группы, степень их сплоченности, организационную структуру, роль каждого из соучастников, длительность существования группы. Поэтому неоднократность, хотя и является одним из важных обстоятельств, указывающих на ту или иную степень организованности группы, не должна быть основополагающим фактором, определяющим уголовную ответственность за контрабанду, совершаемую организованной группой, так как создание организованной группы по уголовному праву возможно и для совершения одного преступного акта.

Как же расценивать контрабанду, совершенную по предварительному сговору  группой лиц, поскольку такое соучастие не подпадает под понятие организованной группы, но представляет большую общественную опасность, чем контрабанда, совершенная одним лицом? В подобной ситуации совершение контрабанды по предварительному сговору группой лиц должно расцениваться судом как обстоятельство, отягчающее ответственность, и учитывается при назначении наказания.

Факты свидетельствуют  о том, что в настоящее время  случаи объединения преступных элементов в организованные контрабандистские группы, ставящие своей целью длительную преступную деятельность, имеют тенденцию к распространению. Опасность этого вида контрабанды возросла именно потому, что он приобретает все более организованный и масштабный характер, причиняет значительный ущерб интересам нашего общества. Поэтому законодатель выделяет совершение контрабанды организованной группой в особо квалифицированный состав преступления, предусматривающим самое суровое наказания.

Совершение контрабанды  организованной группой для Омской области не характерно, так как  сопредельной страной является Казахстан, который вместе с Россией входил в СССР. Развитие производства, уровень материальной жизни граждан Казахстана и России практически не отличаются, таможенный  контроль на границе проводится в упрощенной форме, что создает возможность для совершения контрабанды и одним лицом, либо группой лиц, т.е. не требует сплочения для этих целей организованной группы лиц.

В рамках санкции ч. 3 и  ч. 4 ст. 188 УК РФ предусмотрено наказание  в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет (часть 3) и от 7 до 12 лет (часть 4). Большой диапазон между минимальной  и максимальной мерой наказания законодательством установлен для того, чтобы суд имел возможность вынести приговор с учетом общественной опасности преступления, личности виновного и его роли в содеянном.  Именно степень общественной опасности и мера наказания были положены в основу отнесения контрабанды к тяжким преступлениям, а ч. 4 ст. 188 УК к особо тяжким (т.к. настоящей статьей максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до12 лет).

Суд назначает наиболее тяжкий вид наказания — лишение  свободы когда исправление осужденного невозможно без изоляции его от общества при назначении наказания лицу в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 188 УК РФ, не достигшему к моменту свершения преступления 18 лет, необходимо учитывать, что срок лишения свободы не может превышать 10 лет.

Наряду с лишением свободы ч.3 и ч.4 ст. 188 УК РФ предусматривает дополнительную меру наказания — конфискацию имущества. Если санкция ч. 3 ст. 188 УК РФ предусматривает альтернативное применение конфискации имущества, то санкция ч.4  ст. 188 УК РФ предусматривает обязательное назначение конфискации имущества. Неприменение этого дополнительного наказания может иметь место только в исключительных случаях и с обязательным изложением в приговоре мотивов принятого решения.

Все предметы контрабанды  подлежат обязательному обращению в доход государства. Если виновный к моменту привлечения его к уголовной ответственности за контрабанду продал, передал другим лицам эти товары, то органами следствия устанавливается их стоимость, которая и взыскивается с виновного по приговору суда.

Однако конфискацию  имущества как вид уголовного наказания не следует смешивать со специальной конфискацией, которая наказанием не является. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает принудительное изъятие вещественных доказательств по конкретному уголовному делу, а также средств и орудий совершения преступления. Эта конфискация не имеет отношения к конфискации имущества, назначаемой в качестве наказания. Если почти во всех случаях суды конфискуют обнаруженные предметы контрабанды в доход государства, то конфискация имущества как обязательного дополнительного наказания, предусмотренного законом, применяется довольно редко. Иногда в приговорах не указываются мотивы неприменения конфискации имущества либо указываются такие мотивы, которые вряд ли можно признать убедительными. Практически не применяется виновному такое дополнительное наказание, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

По Омской области  за период с 1994 год  по 2000 год по ст. 169-1 ч.2 УК РСФСР было осуждено лишь 2 лица, по ч.3 и ч.4 ст. 188 УК РФ дела Омской таможней не возбуждались. /так как материалы передавались в надзирающую транспортную прокуратуру/. В отношении одного из них было применено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года с конфискацией имущества и отбыванием наказания в ИТК общего режима, в отношении другого лица -1 год лишения свободы с применением ст. 44 УК РСФСР- условно на 2 года без конфискации имущества. Несмотря на то, что санкция ст. 169 -1 ч.2 УК РСФСР предусматривала конфискацию имущества в качестве обязательного дополнительного наказания в приговоре не были указаны мотивы не применения конфискации.

 

5. Отграничение контрабанды от  смежных преступлений

 

5.1.  Контрабанда и  незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

 

Ст. 188 УК РФ

Ст. 189 УК РФ

Цель статьи

Уголовно – правовая охрана предусмотренного законом порядка и условий перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных объектов и связанных с этим законных прав и интересов государства, юридических и физических лиц.

Уголовно - правовая охрана порядка осуществления экспорта объектов интеллектуальной собственности и услуг, сырья, материалов и оборудования, имеющих особое значение для поддержания обороноспособности страны и международной безопасности, охраны жизни и здоровья населения, а также соблюдения международно-правовых обязательств РФ, законных прав и интересов РФ.

Непосредственный  объект

Общественные отношения, регулирующие товарооборот через таможенную границу и обеспечивающие внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов.

Возможен дополнительный непосредственный объект: общественная безопасность или здоровье населения

Общественные отношения, регулирующие внешнеэкономическую деятельность и выполнение Россией международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения

Предмет

ч. 1 — могут быть любые товары, кроме указанных в части 2, (т.е. вещи, ценности, соответствующие юридическому понятию товара, а также те объекты, которые по действующим нормативно - правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию) в крупном размере (500 минимальных размеров оплаты труда и выше )

ч. 2 — наркотические  средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и других видов оружия массового поражения, материалы и оборудование, которое может быть использовано при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации,

— технологии, научно-техническая  информация, услуги, сырье, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, признанных таковыми на основе нормативно-правовых актов.

Условие уголовной ответственности — установление специального экспортного контроля (системы экспортного контроля) в отношении предмета рассматриваемого преступления.

Объективная сторона

Перемещение предмета контрабанды  через таможенную границу РФ (совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории) помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием

Незаконный экспорт (вывоз за границу) указанных предметов, т.е. если он осуществляется без надлежащего оформления внешнеэкономической сделки либо с ненадлежащим партнером, либо с иным игнорированием установленного порядка.

Субъективная  сторона

Прямой умысел

Прямой умысел

Субъект

Общий

Общий


 

5.2. Контрабанда и невозвращение  на территорию РФ 

предметов художественного, исторического и археологического

достояния народов РФ и зарубежных стран.

 

Ст. 188 УК РФ

Ст. 190 УК РФ

Цель статьи

Уголовно – правовая охрана предусмотренного законом порядка и условий перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных объектов и связанных с этим законных прав и интересов государства, юридических и физических лиц.

Уголовно - правовая охрана порядка вывоза и ввоза культурных ценностей и воспрепятствование утрате культурных ценностей, находящихся на территории РФ, независимо от их формы собственности.

3. Статья распространяется  на сферу отношений, связанных с перемещением через таможенную границу РФ предметов, являющихся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также на обязательства, связанные с возвращением вывезенных предметов

Непосредственный  объект

Общественные отношения, регулирующие товарооборот через таможенную границу и обеспечивающие внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов.

Возможен дополнительный непосредственный объект: общественная безопасность или здоровье населения

Общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу РФ предметов, являющихся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также с обязательствами, связанные с возвращением вывезенных предметов

Предмет

ч. 1 — могут быть любые товары, кроме указанных в части 2, в крупном размере (от 500 минимальных размеров оплаты труда и выше)

ч. 2 — наркотические  средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и других видов оружия массового поражения, материалы и оборудование, которое может быть использовано при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации,

Предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

Предметами художественного, исторического и археологического достояния являются предметы, отнесенные к категории культурных ценностей Закона РСФСР "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и иными нормативно - правовыми актами и признанные таковыми на основе правоприменительного акта государственных органов, управомоченных на его принятие в рамках соответствующих процедур.

Объективная сторона

Перемещение предмета контрабанды через таможенную границу РФ (совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории) помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием

При предоставлении права  временного вывоза культурных ценностей  устанавливается обязанность возвращения культурных ценностей.

Объективная сторона  выражается в бездействии, т.е. в невыполнении возложенной на лицо обязанности по возвращению данного предмета.

Обязанность по возвращению  включает срок возвращения, указание на лицо, обязанное возвратить соответствующие предметы, условия возвращения, гарантии возможности возвращения и правовые основания возвращения. Обязанность возвращения из-за границы должна быть выполнимой и не противоречить законодательству страны, в которую ввезены соответствующие предметы.

Субъективная  сторона

Прямой умысел

Прямой умысел

Субъект

Общий

Специальный — лицо, на которое была возложена обязанность возвращения указанных предметов на территорию РФ.


 

 

 

 

6. Список используемой  литературы.

 

Бабенко А. Правильно  и единообразно применять закон  по делам о контрабанде. // Социалистическая законность. 1978. № 6.

Владимиров В. Борьба с контрабандой. // Социалистическая законность. 1959. № 6.

Володько Н.В. Объект и  предмет контрабанды. // Труды Киевской ВШМ МВД СССР. 1975. Выпуск № 9.

Галиакбаров Р.Р. Квалификация групповых преступлений. М.: Юрид. лит, 1980.

Георгиуа М. Оформление дел о контрабанде //Социалистическая законность. 1987. № 6.

Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность  за государственные преступления. М.: Юрид. лит, 1988.

Есипов В.В. Уголовное  право. Часть особенная. С-Пб.: 1902.

Зеленский Ю.И. Контрабанда — язва империализма. М.: Международные отношения, 1985.

Караев Т.Э. повторность  преступлений. М.: Юрид. лит, 1983.

Качев Н. Криминологическое  исследование контрабанды. // Социалистическая законность. 1990. № 1.

Кисловский Ю.Г. История  таможни государства российского. М.: Автор, 1995.

Козыркин А.Н. Таможенное право России. Учебное пособие. М.: Спарк, 1995.

Колдаев В.М. Из истории  организации борьбы с контрабандой в СССР // Правоведение. 1970. № 6.

Колдаев В.М. Ответственность  за контрабанду. Борьба аппаратов БХСС со спекуляцией контрабандными товарами. Горький, Горьковская ВШМ МВД СССР, 1987.

Контрабанда и борьба с ней. По материалам ГТУ. / Под ред. А.И. Потяева. М.: РИО НКВТ, 1925.

Красиков Ю.А. Множественность  преступлений. Учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 1988.

Крупкин М. Квалификация контрабанды. // Социалистическая законность. 1972. № 1.

Кудрявцев В.Н. Объективная  сторона преступления. М.: Госюриздат, 1960.

Кузнецова Л. О квалификации контрабанды. // Советская юстиция. 1983. № 21.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 1995.

Лукьянов В.В., Сучков Ю.И. Некоторые условия, способствовавшие совершению контрабанды и меры по их ликвидации в СССР. // Вестник ЛГУ. Серия 6. 1988. Выпуск № 2.

Макатинский М.В. Борьба с контрабандой и надзор прокуратуры. // Вестник советской юстиции. 1925. № 8.

Михайлов В, Федоров  А. Стратегически важные сырьевые товары как предмет контрабанды. // Российская юстиция. 2001. №1

Набиев М. Понятие контрабанды  нуждается в совершенствовании. // Советская юстиция. 1992. № 9-10.

Наумов А.В. Российское уголовное право. Часть общая. Курс лекций. М.: Бек, 1996.

Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М.: Госюриздат, 1962.

Никулин С. Уголовная  ответственность за контрабанду. // Законность. 1995. № 1.

Новое уголовное право  России. Часть общая. Учебное пособие. / Под ред. Н.Ф. Кузнецова. М.: Теис, 1996.

Основы таможенного  дела. Учебное пособие. / Под ред. А.Ф. Козыкина. М.: РИО РТА, 1995.

Информация о работе Уголовная ответственность за контрабанду