Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, дипломная работа
Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Юридическое равенство прав
на перемещение товаров и
действий, предусмотренных законодательством от собственного имени. В п. 2 ст. 12 ТК РФ говорится также о том, что товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ. Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и ТК РФ.[16]
Применяя ст. 12 ТК РФ, нам следует учитывать, что "все лица" (упомянутые в ст. 12) - это:
а) все юридические лица (в том числе российские, иностранные и международные), а в ряде случаев и организации, не обладающие статусом юридического лица (например, если это допускается законодательством иностранного государства);
б) все физические лица, в том числе:
- граждане Российской
Федерации и лица без
- иностранные граждане и лица, имеющие двойное гражданство;
Анализ ст. 12 ТК РФ позволяет
также сделать следующее
Во-первых, перемещение товаров и транспортных средств (т.е. совершение действий по их ввозу (или вывозу) на таможенную территорию Российской Федерации) регулируется непосредственно нормами самого ТК РФ и иными актами таможенного законодательства (ст. 270-317 ТК РФ).
Например, порядок фактического
пересечения товарами и транспортными
средствами таможенной границы в
местах ее совпадения с Государственной
границей Российской Федерации регулируется
законодательством Российской Федерации
о Государственной границе РФ.[
Во-вторых, перемещение валюты (российской, иностранной), ценных бумаг (например, акций, векселей, облигаций и т.п.), номинированных в рублях, иных валютных ценностей (например, алмазов, жемчугов, платины и т.п.) регулируется, как уже было отмечено, законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и нормами действующего ТК РФ.
Второй принцип. Принцип соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Данный принцип раскрывается в статье 13 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Его суть в том, что товары,
запрещенные в соответствии с
законодательством Российской Федерации
к ввозу на таможенную территорию
Российской Федерации, подлежат немедленному
вывозу с таможенной территории Российской
Федерации, если иное не предусмотрено
ТК РФ или иными федеральными законами.
Вывоз указанных товаров
Товары, ограниченные к ввозу
на таможенную территорию Российской
Федерации, допускаются к ввозу (а
в случаях, предусмотренных Таможенным
кодексом Российской Федерации, выпускаются
таможенными органами) при соблюдении
требования и условий, установленных
международными договорами Российской
Федерации или
В Российской Федерации основополагающим нормативно-правовым актом, регламентирующим запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров, является Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".[18]
Товары, запрещенные к
вывозу, не подлежат фактическому вывозу
с таможенной территории Российской
Федерации. Товары, ограниченные к вывозу
с таможенной территории Российской
Федерации, допускаются к вывозу
при соблюдении требований и условий,
установленных международными договорами
Российской Федерации или
Расходы, возникшие у лиц, указанных в статье 16 Таможенного кодекса Российской Федерации, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возмещаются.
Применяя правила п. 1 ст. 13 ТК РФ, декларантам, в том числе и таможенным брокерам важно учитывать, что:
1) они касаются лишь
случаев ввоза на таможенную
территорию Российской
2) товары, запрещенные к
ввозу на таможенную
а) подлежат немедленному (т.е. в технически возможные наикратчайшие сроки) вывозу с этой территории. Такой вывоз осуществляется перевозчиком товара (даже если он не относится к числу лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ);
б) помещаются на склады временного хранения, поскольку немедленный вывоз этих товаров невозможен (независимо от причин, например, из-за поломки транспортного средства, из-за разрушения дороги и т.п.). При отсутствии склада временного хранения товар может быть помещен и в иные зоны таможенного контроля;
3) срок указанного выше
временного хранения не может
превышать 3 календарных суток, (отсчет
начинается с момента, когда
товар передан на хранение). Все
расходы, связанные с вывозом
и хранением товаров, несет
одно из лиц, перечисленных
в ст. 16 ТК РФ (например, лицо, имеющее
право владения или
4) товары, ограниченные к
ввозу на таможенную
а) по общему правилу также подлежат вывозу за ее пределы;
б) допускаются к ввозу (а в случаях, прямо предусмотренных в ТК РФ, и к выпуску на таможенную территорию Российской Федерации) лишь в случаях, если это предусмотрено:
- международными договорами, действующими для Российской Федерации;
- нормами действующего
законодательства Российской
5) иные правила (т.е.
в отличие от правил п. 1 ст.
13 РФ) могут быть установлены лишь
в нормах самого ТК РФ, а
также других федеральных
Пункт 2 ст. 13 РФ распространяется лишь на случаи вывоза с таможенной территории Российской Федерации:
1) товаров, запрещенных
к вывозу с нее. Такой вывоз
фактически (т.е. в реальной
2) товаров, ограниченных к вывозу с нее. По общему правилу вывоз и таких товаров не допускается. Это возможно лишь в случаях и порядке, предусмотренных:
а) международными договорами, действующими для Российской Федерации;
б) нормами законодательства Российской Федерации (а не только таможенного законодательства).
Согласно п. 3 ст. 13 ТК РФ расходы (связанные с перевозкой, разгрузкой, перегрузкой, хранением и т.д.), понесенные лицами, указанными в ст. 16 ТК РФ, а также перевозчиками, декларантами и иными лицами (т.е. перечень таких лиц оставлен открытым):
1) таможенные органы не
возмещают, и суды не вправе
удовлетворять требования о
2) несут сами эти лица.
При этом и состав расходов,
учитываемых при
Третий принцип. Принцип обязательности таможенного оформления и таможенного контроля всех товаров и транспортных средств перемещаемых через таможенную границу. Данный принцип изложен в статье 14 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Он гласит, что все товары
и транспортные средства, перемещаемые
через таможенную границу, подлежат
таможенному оформлению и таможенному
контролю в порядке и на условиях,
которые предусмотрены
Важно иметь в виду, что при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.
Требования таможенных органов,
предъявляемые при
Анализ ст. 14 ТК РФ позволяет сделать ряд выводов:
1) данная статья
2) она применяется во
всех случаях перемещения (а
не только, например, при ввозе
на таможенную территорию
3) она предписывает осуществлять
таможенное оформление и
В ходе таможенного оформления
и контроля таможенные органы и их
должностные лица с одной стороны,
могут предъявлять требования, предусмотренные
актами таможенного законодательства
и иными правовыми актами, с
другой – не вправе предъявлять
другие требования и ограничения. В
противном случае - налицо превышение
полномочий, что может повлечь
за собой ответственность
Четвертый принцип. Запрещение пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска. Данный принцип излагается в п. 1 ст. 15 Таможенного кодекса РФ.
Его смысл в том, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска, иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации.
До выпуска товаров лица их перемещающие могут проводить только строго определенные операции, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации. Анализ указанной статьи позволяет придти к выводам, что ее положения не распространяются на третье правомочие собственника (либо обладателя иных вещных прав, например, права хозяйственного ведения), а именно на право владения.
Только после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с правилами, указанными в ст.ст. 163-164 ТК РФ, лицо приобретает также права пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами в полном объеме. До выпуска товаров и транспортных средств реализация этих правомочий возможна только в объеме, порядке и на условиях, прямо предусмотренных в нормах ТК РФ.
После выпуска товаров и транспортных средств лицо приобретает и право владения, и право пользования, и право распоряжения.
Оно приобретает эти права в том объеме, который допускает заявленный этим лицом (и уже примененный в установленном порядке!) таможенный режим.
Из всего сказанного можно
извлечь пятый принцип
В п. 2 ст. 15 Таможенного кодекса
РФ данный принцип прописан так: после
выпуска товаров и транспортных
средств пользование и
По российскому таможенному
законодательству таможенный режим
– это таможенная процедура, определяющая
совокупность требований и условий,
включающих порядок применения в
отношении товаров и
Для сравнения в Таможенном кодексе Республики Казахстан определение таможенного режима, по нашему мнению, более компактное, хотя, по сути, отражает одно и тоже правовое явление.
"Таможенный режим –
совокупность установленных
В России применяется 21 таможенный режим (3 – основных, 6 – экономических, 4 – завершающих, 3 – специальных, 5 – иных специальных). В Республике Казахстан соответственно – 17. Отличие, очевидно, заключается, в масштабах и разнообразии форм внешнеторговой деятельности, которые требуют правового регулирования.
Однако общим является положение о том, что пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами без помещения их под определенный таможенный режим не допускается.
По сути, как в российском,
так и в казахстанском
Шестой принцип. Принцип возложения обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров на лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Данный принцип определен в ст. 16 ТК РФ.
В соответствии с ним обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено Таможенным кодексом Российской Федерации, несут:
1) если перемещение товаров
через таможенную границу