Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, дипломная работа

Краткое описание

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 89.13 Кб (Скачать)

 

Юридическое равенство прав на перемещение товаров и транспортных средств признается за всеми лицами независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве достаточном для совершения с товарами

 

действий, предусмотренных  законодательством от собственного имени. В п. 2 ст. 12 ТК РФ говорится  также о том, что товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном  ТК РФ. Порядок перемещения через  таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной  валюты и иных валютных ценностей  регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании  и валютном контроле и ТК РФ.[16]

 

Применяя ст. 12 ТК РФ, нам  следует учитывать, что "все лица" (упомянутые в ст. 12) - это:

 

а) все юридические лица (в том числе российские, иностранные  и международные), а в ряде случаев  и организации, не обладающие статусом юридического лица (например, если это  допускается законодательством  иностранного государства);

 

б) все физические лица, в  том числе:

 

- граждане Российской  Федерации и лица без гражданства;

 

- иностранные граждане  и лица, имеющие двойное гражданство;

 

Анализ ст. 12 ТК РФ позволяет  также сделать следующее выводы.

 

Во-первых, перемещение товаров  и транспортных средств (т.е. совершение действий по их ввозу (или вывозу) на таможенную территорию Российской Федерации) регулируется непосредственно нормами  самого ТК РФ и иными актами таможенного  законодательства (ст. 270-317 ТК РФ).

 

Например, порядок фактического пересечения товарами и транспортными  средствами таможенной границы в  местах ее совпадения с Государственной  границей Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации  о Государственной границе РФ.[17]

 

Во-вторых, перемещение валюты (российской, иностранной), ценных бумаг (например, акций, векселей, облигаций  и т.п.), номинированных в рублях, иных валютных ценностей (например, алмазов, жемчугов, платины и т.п.) регулируется, как уже было отмечено, законодательством  Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и нормами действующего ТК РФ.

 

Второй принцип. Принцип  соблюдения запретов и ограничений  при перемещении товаров через  таможенную границу. Данный принцип  раскрывается в статье 13 Таможенного  кодекса Российской Федерации.

 

Его суть в том, что товары, запрещенные в соответствии с  законодательством Российской Федерации  к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено  ТК РФ или иными федеральными законами. Вывоз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности  вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля (статья 362 ТК РФ), за счет лиц, указанных в статье 16 ТК РФ. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с главой 41 ТК РФ.

 

Товары, ограниченные к ввозу  на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а  в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, выпускаются  таможенными органами) при соблюдении требования и условий, установленных  международными договорами Российской Федерации или законодательством  Российской Федерации.

 

В Российской Федерации основополагающим нормативно-правовым актом, регламентирующим запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров, является Федеральный закон "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности".[18]

 

Товары, запрещенные к  вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации. Товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством  Российской Федерации.

 

Расходы, возникшие у лиц, указанных в статье 16 Таможенного  кодекса Российской Федерации, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи  с соблюдением запретов и ограничений  на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз  с этой территории, таможенными органами не возмещаются.

 

Применяя правила п. 1 ст. 13 ТК РФ, декларантам, в том числе  и таможенным брокерам важно учитывать, что:

 

1) они касаются лишь  случаев ввоза на таможенную  территорию Российской Федерации  товаров (а не транспортных  средств!), запрещенных к ввозу  или в отношении ввоза которых  имеются ограничения. Распространять  правила п. 1 ст. 13 ТК РФ на вывоз  таких товаров нельзя;

 

2) товары, запрещенные к  ввозу на таможенную территорию  Российской Федерации:

 

а) подлежат немедленному (т.е. в технически возможные наикратчайшие  сроки) вывозу с этой территории. Такой  вывоз осуществляется перевозчиком товара (даже если он не относится к  числу лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ);

 

б) помещаются на склады временного хранения, поскольку немедленный  вывоз этих товаров невозможен (независимо от причин, например, из-за поломки транспортного  средства, из-за разрушения дороги и  т.п.). При отсутствии склада временного хранения товар может быть помещен  и в иные зоны таможенного контроля;

 

3) срок указанного выше  временного хранения не может  превышать 3 календарных суток, (отсчет  начинается с момента, когда  товар передан на хранение). Все  расходы, связанные с вывозом  и хранением товаров, несет  одно из лиц, перечисленных  в ст. 16 ТК РФ (например, лицо, имеющее  право владения или пользования  товаром на таможенной территории  Российской Федерации);

 

4) товары, ограниченные к  ввозу на таможенную территорию  Российской Федерации:

 

а) по общему правилу также  подлежат вывозу за ее пределы;

 

б) допускаются к ввозу (а в случаях, прямо предусмотренных  в ТК РФ, и к выпуску на таможенную территорию Российской Федерации) лишь в случаях, если это предусмотрено:

 

- международными договорами, действующими для Российской  Федерации;

 

- нормами действующего  законодательства Российской Федерации  (а не только таможенного законодательства);

 

5) иные правила (т.е.  в отличие от правил п. 1 ст. 13 РФ) могут быть установлены лишь  в нормах самого ТК РФ, а  также других федеральных законов  (но не иных правовых актов).

 

Пункт 2 ст. 13 РФ распространяется лишь на случаи вывоза с таможенной территории Российской Федерации:

 

1) товаров, запрещенных  к вывозу с нее. Такой вывоз  фактически (т.е. в реальной действительности) недопустим;

 

2) товаров, ограниченных  к вывозу с нее. По общему  правилу вывоз и таких товаров  не допускается. Это возможно  лишь в случаях и порядке,  предусмотренных:

 

а) международными договорами, действующими для Российской Федерации;

 

б) нормами законодательства Российской Федерации (а не только таможенного  законодательства).

 

Согласно п. 3 ст. 13 ТК РФ расходы (связанные с перевозкой, разгрузкой, перегрузкой, хранением и т.д.), понесенные лицами, указанными в ст. 16 ТК РФ, а  также перевозчиками, декларантами и иными лицами (т.е. перечень таких  лиц оставлен открытым):

 

1) таможенные органы не  возмещают, и суды не вправе  удовлетворять требования о таком  возмещении;

 

2) несут сами эти лица. При этом и состав расходов, учитываемых при налогообложении,  такие расходы не включаются.

 

Третий принцип. Принцип  обязательности таможенного оформления и таможенного контроля всех товаров  и транспортных средств перемещаемых через таможенную границу. Данный принцип изложен в статье 14 Таможенного кодекса Российской Федерации.

 

Он гласит, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному  контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

Важно иметь в виду, что  при осуществлении таможенного  оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные  лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные  актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.

 

Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении  таможенного оформления и таможенного  контроля, не могут также служить  препятствием для перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу и осуществления  деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

 

Анализ ст. 14 ТК РФ позволяет  сделать ряд выводов:

 

1) данная статья распространяется  и на товары, и на транспортные  средства, которые подлежат таможенному  оформлению и контролю;

 

2) она применяется во  всех случаях перемещения (а  не только, например, при ввозе  на таможенную территорию Российской  Федерации);

 

3) она предписывает осуществлять  таможенное оформление и таможенный  контроль товаров и транспортных  средств на основании соответствующих  статей ТК РФ.

 

В ходе таможенного оформления и контроля таможенные органы и их должностные лица с одной стороны, могут предъявлять требования, предусмотренные  актами таможенного законодательства и иными правовыми актами, с  другой – не вправе предъявлять  другие требования и ограничения. В  противном случае - налицо превышение полномочий, что может повлечь  за собой ответственность виновных, вплоть до уголовной (по ст. 169, 286 УК РФ)[19] и лицо вправе предъявить требования о возмещении причиненных ему  убытков (в соответствии со ст. 6 ТК РФ).

 

Четвертый принцип. Запрещение пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска. Данный принцип излагается в п. 1 ст. 15 Таможенного кодекса  РФ.

 

Его смысл в том, что  никто не вправе пользоваться и распоряжаться  товарами и транспортными средствами до их выпуска, иначе как в порядке  и на условиях, которые предусмотрены  Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

До выпуска товаров  лица их перемещающие могут проводить  только строго определенные операции, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации. Анализ указанной  статьи позволяет придти к выводам, что ее положения не распространяются на третье правомочие собственника (либо обладателя иных вещных прав, например, права хозяйственного ведения), а  именно на право владения.

 

Только после выпуска  товаров и транспортных средств в соответствии с правилами, указанными в ст.ст. 163-164 ТК РФ, лицо приобретает также права пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами в полном объеме. До выпуска товаров и транспортных средств реализация этих правомочий возможна только в объеме, порядке и на условиях, прямо предусмотренных в нормах ТК РФ.

 

После выпуска товаров  и транспортных средств лицо приобретает  и право владения, и право пользования, и право распоряжения.

 

Оно приобретает эти права  в том объеме, который допускает  заявленный этим лицом (и уже примененный  в установленном порядке!) таможенный режим.

 

Из всего сказанного можно  извлечь пятый принцип перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу – возможность  пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами после  выпуска только в соответствии с  заявленным таможенным режимом.

 

В п. 2 ст. 15 Таможенного кодекса  РФ данный принцип прописан так: после  выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

 

По российскому таможенному  законодательству таможенный режим  – это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в  отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов  и запретов и ограничений, установленных  законодательством Российской Федерации  о государственном регулировании  внешнеэкономической деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей  в зависимости от целей их перемещения  через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.[20]

 

Для сравнения в Таможенном кодексе Республики Казахстан определение  таможенного режима, по нашему мнению, более компактное, хотя, по сути, отражает одно и тоже правовое явление.

 

"Таможенный режим –  совокупность установленных настоящим  Кодексом норм, определяющих статус  товаров и транспортных средств в сфере таможенного дела при их перемещении через таможенную границу Республики Казахстан в зависимости от целей перемещения, использования на таможенной территории Республики Казахстан либо за ее пределами".

 

В России применяется 21 таможенный режим (3 – основных, 6 – экономических, 4 – завершающих, 3 – специальных, 5 – иных специальных). В Республике Казахстан соответственно – 17. Отличие, очевидно, заключается, в масштабах  и разнообразии форм внешнеторговой деятельности, которые требуют правового  регулирования.

 

Однако общим является положение о том, что пользование  и распоряжение товарами и транспортными  средствами без помещения их под  определенный таможенный режим не допускается.

 

По сути, как в российском, так и в казахстанском таможенном законодательстве, это или уголовное  преступление (например, контрабанда) или административное правонарушение за которые предусмотрена юридическая ответственность.

 

Шестой принцип. Принцип  возложения обязанности по совершению таможенных операций для выпуска  товаров на лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Данный принцип  определен в ст. 16 ТК РФ.

 

В соответствии с ним обязанность  по совершению таможенных операций для  выпуска товаров, если иное не установлено  Таможенным кодексом Российской Федерации, несут:

 

1) если перемещение товаров  через таможенную границу осуществляется  в соответствии с внешнеэкономической  сделкой, заключенной российским  лицом, - российское лицо, которое  заключило такую внешнеэкономическую  сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;

Информация о работе Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу