Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, дипломная работа

Краткое описание

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 89.13 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

 

Юридический факультет

 

Кафедра государственного права

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Правовое регулирование  перемещения и таможенного оформления

 

товаров и транспортных средств  через таможенную границу

 

Санкт-Петербург 2006

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

 

Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и  таможенному оформлению товаров  и транспортных средств

 

1.1 Основные принципы перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу

 

1.2 Основные положения  процедуры таможенного оформления

 

1.3. Правовая регламентация  декларирования товаров

 

1.4 Выпуск товаров

 

Глава 2. Порядок помещения  перемещаемых (перемещенных) товаров  и транспортных средств под таможенный режим

 

2.1 Понятие и виды таможенного  режима

 

2.2 Общие положения, относящиеся  к таможенным режимам

 

2.3 Основные таможенные  режимы и их использование  в практике внешнеторговой деятельности

 

Заключение

 

Список используемых источников

 

Приложения

 

Введение 

 

Таможенное регулирование  является одним из основных рычагов  государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

 

Реформа экономической системы  России, также нацеленная на создание развитого рыночного хозяйства, потребовала разработки нового механизма  государственного регулирования в  сфере экономики, в том числе  и в области внешнеэкономических  отношений. Важной составной частью этого механизма является таможенная система России, обретшая вновь свои "традиционные" функции и играющая сейчас все более заметную роль в  осуществлении государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности.

 

Рассматриваемая мною тема, является актуальной не только в теоретическом  отношении, но и важна в практическом плане. Таможенная служба ровесница  суверенного Казахстана. С обретением нашей республикой независимости, появление принципиально новой  структуры в государственном  обустройстве, каковой является таможня, стало объективной необходимостью. На таможенные органы были возложены  не простые задачи по обеспечению  защиты экономических интересов  государства. Таможенные органы Республики Казахстан при осуществлении  своих функций сотрудничают с  таможенными и иными органами иностранных государств и международными организациями.

 

Суверенные государства  сами определяют те области (сферы), правовое регулирование, в которых направленно  на обеспечение национальных интересов  и безопасности и осуществляется государственными органами.

 

К таковым относится таможенная сфера, появившаяся в связи с  обретением Казахстаном независимости  и суверенитета.

 

Успешное функционирование таможенной системы дружественных  государств предполагает ее соотносимость, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, совершенствование законодательства в области таможенного дела, в том числе принятия новых Таможенных кодексов Российской Федерации[1] и Республики Казахстан[2].

 

Основной целью данной работы является сравнительный анализ особенностей перемещения через  таможенную границу и таможенного  оформления товаров и транспортных средств в Российской Федерации и Республике Казахстан. При этом акцент делается на раскрытии порядка применения таможенных режимов.

 

Первая глава дипломной  работы носит аналитический характер. В ней рассматриваются общие  положения, относящиеся к перемещению  и таможенному оформлению товаров  и транспортных средств в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан.

 

Вторая глава посвящена  раскрытию порядка помещения  ввозимых (вывозимых) товаров и транспортных средств под какой-либо таможенный режим.

 

Задачами квалификационной работы являются:

 

– изучение и обобщение  научного материала, нормативно-правовой базы перемещения и таможенного  оформления товаров и транспортных средств, с учетом положений Таможенных кодексов Российской Федерации и  Республики Казахстан;

 

– исследование правовых основ, требований, обусловленных порядком таможенного оформления;

 

– рассмотрение основных таможенных режимов, их использование в практике внешнеторговой деятельности.

 

Следует отметить, что рассмотрению отдельных вопросов связанных с  таможенными правоотношениями и  обеспечением законности в деятельности таможенных органов уделялось внимание в трудах А.Н. Козырина[3], Б.Н. Габричидзе,[4] И.В. Тимошенко,[5] Н.Н. Косаренко[6], А.Ф. Боровикова[7], К.А. Бекяшева., Г.В. Матвиенко[8], и др. А так же при подготовке данной работы автором использованы законодательные акты Российской Федерации и Республики Казахстан, правовые акты таможенных органов и материалы правоприменительной практики.

 

Однако до настоящего времени  комплексного труда по данной работе не создано, что оставляет широкое  поле для дальнейшей работы в этом направлении. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка используемых источников и приложений.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ И  ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ТОВАРОВ  И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 

 

1.1 Основные принципы перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу

 

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего внешняя торговля связаны с перемещением через  таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров  и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному  контролю.

 

Либерализация внешнеэкономической  деятельности на территории России предопределила позицию государства в отношении  субъектов ВЭД, изменила характер таможенных правоотношений в целом. Наметилась тенденция перехода от правоотношений "таможня для правительства" к либеральной, основанной на международных  и конституционных принципах  построения, работе таможенных органов, деятельность которых направлена на защиту интересов физических и юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей ("таможня для участников ВЭД").[9]

 

Как справедливо отмечает А.Ф. Боровиков «пополнение казны  является важной функцией таможенных органов. Но ее реализация должна строится не на основе противостояния субъектов внешнеэкономической деятельности, возведения барьеров в таможенных процедурах, стремления привлечь участников таможенных отношений к ответственности, а на взаимодействии с ними, тесном сотрудничестве и отсутствии дискриминации. При таких условиях конституционные гарантии прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений будут надежно обеспечены и защищены».[10]

 

Для понимания сущности и  принципов перемещения товаров (в  том числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств через  таможенную границу, важно учитывать  значение основных терминов и понятий, связанных с этими процессами.[11] Они раскрываются в статье 11 Таможенного  кодекса Российской Федерации.

 

Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

 

Транспортные средства - это  любые морское (речное) судно (включая  самоходные и несамоходные лихтеры  и баржи, а также судно на подводных  крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы  и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для  платной перевозки лиц либо для  платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

 

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации - это  совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или  вывозу с этой территории товаров  и (или) транспортных средств любым  способом.

 

К указанным действиям  относятся:

 

- при ввозе товаров  и (или) транспортных средств  на таможенную территорию Российской  Федерации - фактическое пересечение  товарами и (или) транспортными  средствами таможенной границы  и все последующие, предусмотренные  Кодексом действия с товарами  и (или) транспортными средствами  до их выпуска таможенными  органами;

 

- при вывозе товаров  и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие, предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их фактического пересечения ими таможенной границы.

 

Товары могут быть произведены  как в России (из своего сырья  или из сырья, материалов, ввезенных  из других стран), так и в другой стране. Поэтому в Таможенном Кодексе  Российской Федерации они рассматриваются  как российские или иностранные  товары.

 

В соответствии с п. 2 ст. 11 Таможенного кодекса РФ российские товары -это товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.

 

Иностранные товары - все  иные товары, не являющиеся российскими.

 

Владельцами товаров могут  быть как российские, так и иностранные  юридические и физические лица, понятие  которых дано в п.п. 13, 14 ст. 11 Таможенного  кодекса РФ.

 

Перемещать товары и транспортные средства через таможенную границу  могут как юридические, так и  физические лица (лица, отношение которых  к товарам и друг к другу  может быть многообразным - это могут  быть владельцы товаров, их доверенные посредники (агенты, таможенные брокеры, таможенные перевозчики и т.п.), которые  имеют право или обязаны действовать соответствующим образом.

 

Лица, перемещающие товары - это лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами  либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с  законодательством Российской Федерации  для совершения от собственного имени  с товарами действий, предусмотренных  Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

Под принципами права традиционно  понимаются основополагающие идеи, руководящие  начала, характеризующие единство и  основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Они отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и содержат обобщенную характеристику отрасли права.[12]

 

Принципы перемещения  через таможенную границу - основные положения, которыми обязаны руководствоваться  все участники отношений ввоза  в Российскую Федерацию и вывоза из нее товаров и транспортных средств (в том числе при осуществлении  внешнеэкономической деятельности).[13]

 

Основные принципы перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу изложены в главе 2 Таможенного кодекса  Российской Федерации. Они важны  потому что:

 

- имеют значение фундаментальных  правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению;

 

- образуют основу правового  регулирования перемещения товаров  и транспортных средств, таможенного  оформления и таможенного контроля.

 

По мнению автора настоящей  работы, как в Таможенном кодексе  Российской Федерации, так и в  Таможенном кодексе Республики Казахстан  основные принципы перемещения товаров  и транспортных средств сформулированы не достаточно четко. Не случайно глава 2 Таможенного кодекса Республики Казахстан называется "Основные положения (а не принципы – прим. автора) о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан".[14]

 

Однако внимательный анализ соответствующих статей таможенных кодексов позволяет сформулировать эти принципы самостоятельно.

 

Первый принцип. Равное право  всех лиц на перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу.

 

В ст. 12 ТК РФ говорится о  том, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу в порядке, установленном  ТК РФ, за исключением случаев, также  предусмотренных Кодексом, иными  федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

 

Это право соответствует  нормам Конституции Российской Федерации, закрепившим за каждым (то есть независимо от принадлежности к российскому  гражданству) возможности свободно выезжать за пределы России, а гражданам  России и беспрепятственно в нее  возвращаться, а также право каждого  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской деятельности, в том числе и во внешнеэкономической  сфере.[15]

Информация о работе Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу