Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, дипломная работа

Краткое описание

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 89.13 Кб (Скачать)

 

Согласно ст. 137 ТК РФ при  вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в  отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые  для таможенного оформления, в  соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант  обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом  заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый  таможенным органом по заявлению  декларанта.

 

Таковы в кратком изложении  вопросы правовой регламентации  декларирования товаров по российскому  таможенному законодательству.

 

Необходимо отметить, что  декларирование товаров в практической деятельности декларантов, в том  числе таможенных брокеров является наиболее сложным с позиций соблюдения правовых норм и трудоемким в техническом  плане.

 

Кроме этого следует иметь  в виду, что наряду с нормами  Таможенного кодекса РФ, декларирование товаров регламентируется и сегодня  большим количеством ведомственных  подзаконных актов. В их числе:

 

– приказ ГТК России от 28 августа 2000 г. № 768 "Об особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами";

 

– приказ ГТК России "О  требованиях к описанию отдельных  категорий товаров в графе 31 грузовой таможенной декларации" (с доп. от 28 июня 2004 г.);

 

– приказ ГТК России от 29 ноября 2002 г. № 1284 "Об утверждении  Правил приема грузовых таможенных деклараций";

 

– приказ ГТК России от 17 февраля 2003 г. № 169 "Об утверждении  новых форм бланков ГТД";

 

– приказ ГТК России от 3 марта 2003 г. № 203 "О декларировании товаров";

 

– приказ ГТК России от 21 августа 2003 г. № 916 "Об утверждении  формы въездной/выездной декларации о транспортном средстве";

 

– приказ ГТК России от 26 августа 2003 г. № 932 "Об утверждении  формы Обязательства о подаче таможенной декларации и предоставлении необходимых сведений";

 

– приказ ГТК России от 8 сентября 2003 г. № 998 "Об утверждении бланков  декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке  заполнения декларации таможенной стоимости";

 

– приказ ГТК России от 3 декабря 2003 г. № 1377 "О предоставлении паспорта сделки при декларировании и выпуске  товаров";

 

– приказ ГТК России от 27 февраля 2004 г. № 254 "О перечне документов и сведений, необходимых при декларировании аффинированного золота и серебра, экспортируемого кредитными организациями";

 

– приказ ГТК России от 19 мая 2004 г. № 590 "Об утверждении Инструкции порядке заполнения пассажирской таможенной декларации";

 

– приказ ГТК России от 17 июня 2004 г. № 688 "Об утверждении формы  таможенной декларации на автомобиль и порядок заполнения таможенной декларации на автомобиль";

 

– приказ ГТК России от 28 июня 2004 г. № 737 "О применении электронных  грузовых таможенных деклараций".

 

Кратко остановимся и  на порядке декларирования товаров  в Республике Казахстан.

 

В Таможенном кодексе Республики Казахстан порядок декларирования товаров регламентируется в главе 48, ст. 372-389.

 

Под таможенной декларацией  в ТК РК понимается документ, подтверждающий в письменном и (или) электронном  виде заявленные декларантом сведения о товарах и транспортных средствах (п. 25 ч. 1 ст. 7 ТК РК).

 

При декларировании товаров  в Республике Казахстан применяются  следующие виды таможенных деклараций: грузовая и пассажирская таможенная декларация.

 

Грузовая таможенная декларация - документ, подаваемый декларантом  и содержащий сведения о товарах  и транспортных средствах, об их таможенном режиме и другие сведения, необходимые  для таможенных целей. Образец декларации представлен в Приложении № 2 к  настоящей работе.

 

Грузовая таможенная декларация подается в случаях, если:

 

1) таможенная стоимость  декларируемой партии товара  превышает девяносто месячных  расчетных показателей, установленных  законом о республиканском бюджете  на соответствующий финансовый  год;

 

2) в отношении товаров  установлены меры нетарифного  регулирования;

 

3) предусмотрены иные случаи  в соответствии с ТК РК.

 

Грузовая таможенная декларация может применяться при предварительном  декларировании, а также в качестве временной или периодической  таможенной декларации.

 

Случаи применения грузовой таможенной декларации в качестве временной  или периодической таможенной декларации устанавливаются в порядке, предусмотренном  статьями 387 и 388 ТК РК.

 

В установленных случаях  допускается использование в  качестве грузовой или временной  таможенной декларации заявления, составленного  в произвольной форме, и (или) транспортных, коммерческих документов, содержащих сведения, необходимые для идентификации  и выпуска товаров.

 

Пассажирская таможенная декларация - документ, заполняемый  и представляемый таможенному органу физическим лицом, перемещающим через  таможенную границу Республики Казахстан  товары и транспортные средства с  применением упрощенного или  льготного порядка, предусмотренного ТК РК.

 

В Таможенном кодексе РК регламентируются также права, обязанности, ответственность  декларанта, которые в принципе мало чем отличаются от их регламентации  в Таможенном кодексе РФ.

 

Выводы по первой главе.

 

В представленной главе рассмотрены  общие положения, относящиеся к  перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств.

 

Из всего разнообразия вопросов, относящихся к теме, более  детально раскрыты основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, основные положения процедуры таможенного  оформления и правовая регламентация  декларирования товаров.

 

Одновременно проведен сравнительный  анализ по данным вопросам норм действующего таможенного законодательства Российской Федерации и республики Казахстан.

 

Изучение и анализ научной  и учебной литературы, нормативной  базы позволил выделить и сформулировать 7 основных принципов перемещения  товаров и транспортных средств, которыми как исходными, руководящими должны руководствоваться все участники  отношений ввоза и вывоза товаров  и транспортных средств, в том  числе при осуществлении внешнеэкономической  деятельности.

 

При рассмотрении основных положений, относящихся к таможенному оформлению сделан вывод о важности, установленных новым Таможенным кодексом РФ, специальных упрощенных процедур таможенного оформления для "добросовестных участников ВЭД", которые позволят законопослушным предпринимателям серьезно сэкономить на издержках.

 

Изучение правовых норм, регламентирующих декларирование товаров, показало, что  наиболее перспективным является электронное  декларирование, которое повсеместно  уже используется в наиболее развитых странах и позволяет исключить  личные контакты таможенника и представителя  бизнеса. Однако перевод на электронный  режим декларирования в России осложняется  незавершенностью правового регулирования  данного вопроса и недостатка финансовых средств.

 

Трудности при декларировании товаров для участников ВЭД и  таможенных брокеров возникают в  виду все еще большого количества ведомственных правовых актов по вопросам декларирования.

 

Сравнительный анализ положений  таможенных Кодексов Российской Федерации  и Республики Казахстан, касающихся перемещения товаров и транспортных средств, таможенного оформления и  декларирования свидетельствует, за отдельными не принципиальными различиями, о их соотносимости, что позволяет на практике осуществлять перемещение товаров и транспортных средств в едином таможенном пространстве.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПОМЕЩЕНИЯ  ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ (ПЕРЕМЕЩЕННЫХ) ТОВАРОВ  И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОД ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ

 

 

 

2.1 Понятие и виды таможенного  режима

 

 

 

Слово «режим» в русском  языке означает условия деятельности, работы, существования чего-либо[33]. В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств[34], и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования, и как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права[35].

 

Центральное место института  таможенного режима в механизме  таможенно-правового регулирования обусловлено тем, что все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с заявленными таможенными режимами.

 

Таможенный режим является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного права. Таможенный кодекс РФ 2003 г. определяет понятие таможенного режима как таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и (или) транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и определяющих для таможенных целей ограничения на пользование и распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами (п.п. 22 п.1 ст. 11 ТК РФ).

 

Выбор того или иного таможенного  режима является прерогативой лица, перемещающего  товары, и оказывает влияние как  на возможность либо невозможность  перемещения отдельных категорий  товаров через таможенную границу  РФ, так и на порядок производства их таможенного оформления и таможенного  контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей. Таможенный режим  также определяет круг действий как вышеупомянутых лиц, так и таможенных органов и их должностных лиц в отношении таких товаров. С его помощью определяются:

 

- порядок перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу в  зависимости от их назначения  и целей такого перемещения;

 

- условия нахождения товаров  и транспортных средств на (вне) таможенной территории РФ;

 

- права и обязанности  бенефициара (заявителя) таможенного  режима;

 

- дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях  к статусу товаров либо лицу, их перемещающему[36].

 

В ТК РФ отсутствует упоминание о том, что приведенный в нем  перечень таможенных режимов является исчерпывающим. И это сделано  не случайно. Вполне очевидно, что в  стране с «переходной экономикой», какой является сегодня Россия, вполне может возникнуть ситуация, когда  может потребоваться таможенный режим, не предусмотренный в «основном  таможенном законе». И такие ситуации в нашей стране уже возникали.

 

В качестве примера можно  привести таможенный режим, получивший в свое время условное наименование «американский грант»[37]. Помимо этого, в целях обеспечения нормального  функционирования дипломатических  и торговых представительств, а также  консульских учреждений России Правительством РФ 23 октября 1993 г. был введен и успешно  применяется и поныне таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.

 

В ноябре 1994 г. к общему списку таможенных режимов добавился еще  один режим вывоза товаров в государства - бывшие республики СССР. Для обеспечения  нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов  и поездов во время следования в пути или в пунктах промежуточной  остановки либо стоянки, а также  обеспечения пассажиров и членов экипажей указанных судов и поездов  в ноябре 2001 г. был введен в действие таможенный режим перемещения припасов.

 

Наличие такого значительного  многообразия таможенных режимов (в  СССР их было три: импорт, экспорт и  транзит) обеспечивает гибкость и динамизм порядка перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ, да и всей таможенной деятельности в целом, что  крайне важно не только для участников внешнеэкономической деятельности, но и государства.

 

Для целей изучения таможенных режимов предварительно их можно  разделить на несколько групп. Причем возможны различные критерии такого деления. Например, самостоятельные  и смешанные режимы, то есть режимы, имеющие индивидуальные характеристики (выпуск для внутреннего потребления, экспорт) и связанные либо только с ввозом или только с вывозом. Или режимы, использующие отдельные  признаки и требования других таможенных режимов (например, таможенный склад, когда  завершение хранения товаров может  сопровождаться их вывозом за пределы  РФ в соответствии с режимом экспорта, или режим свободной таможенной зоны, который может завершаться  выпуском товара для свободного обращения  на остальной территории РФ). Любая классификация таможенных режимов по тем или иным критериям (признакам) является весьма условной и служит прежде всего для усвоения их роли и места в весьма сложном и многогранном механизме таможенного регулирования[38]. Для дальнейшего изучения таможенных режимов воспользуемся той схемой их классификации, которая приведена в Таможенном кодексе.

Информация о работе Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу