Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, дипломная работа

Краткое описание

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 89.13 Кб (Скачать)

 

В ТК РФ все таможенные режимы разбиты на четыре группы:

 

-  основные таможенные  режимы;

 

-  экономические таможенные режимы;

 

-  завершающие таможенные  режимы;

 

-  специальные таможенные  режимы.

 

Данная группировка имеет  значение, скорее, для целей нормотворчества, не оказывая никакого влияния на практические аспекты таможенного правоприменения.

 

Теоретическое объяснение предложенному  законодателем разделению таможенных режимов на группы, может быть обусловлено  следующими моментами.

 

Основные таможенные режимы рассматриваются в качестве таковых  из-за частоты обращения к ним  участников внешнеэкономической деятельности, то есть наиболее часто применяемые  таможенные режимы.

 

Экономические таможенные режимы объединены в соответствующую группу по хозяйственно целевому применению, например, изготовление или ремонт товаров в режимах переработки, продажа товаров в режиме таможенного склада, временный ввоз товаров для обеспечения деятельности представительств зарубежных компаний, аккредитованных на территории РФ.

 

Завершающие таможенные режимы характеризуются окончанием таможенного  контроля по завершении действия любого из них. Например, в соответствии с  пунктом 1 ст. 360 ТК РФ, товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента:

 

-  выпуска для свободного  обращения;

 

-  уничтожения;

 

-  отказа в пользу  государства.

 

В соответствии с пунктом 2 ст. 234 ТК РФ, товары, помещенные под  таможенный режим реимпорта, рассматриваются  для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения.

 

Специальные таможенные режимы предусматривают в основном узконаправленное (конкретно определенное) использование  товаров, полностью освобожденных  от уплаты таможенных платежей. Например, перемещение в качестве припасов, перемещение для продажи в  магазине беспошлинной торговли, перемещение  для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий.

 

Однако, какие бы критерии ни лежали в основе законодательного разделения таможенных режимов на группы, для конкретного участника внешнеэкономической деятельности любой избранный таможенный режим является единственным (ТК РФ не предусмотрена возможность выбора сразу двух и более таможенных режимов) и специальным (отличным от других режимов и применяемым для решения конкретных хозяйственных задач)[39].

 

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок  применения в отношении товаров  и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, а также  статус товаров и транспортных средств  для таможенных целей в зависимости  от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

 

Другими словами, предусмотренные  ТК РФ таможенные режимы перемещения  товаров представляют собой совокупность требований, обусловленных порядком таможенного оформления, контроля, уплаты таможенных пошлин, налогов, а  также нахождения товаров в избранном режиме (ограничение прав пользования и распоряжения товарами), включая требования по оформлению завершения действия таможенного режима.

 

Однако не все таможенные режимы имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые  к товарам в процессе нахождения в конкретном режиме. Существуют, например, режимы, которые почти не содержат каких-либо требований и ограничений  при нахождении в них так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть «уходит» из-под таможенного контроля.

 

ТК РФ содержит 17 таможенных режимов. Причем в группу «специальные таможенные режимы» входит подгруппа, получившая название «иные специальные  таможенные режимы».

 

В соответствии со ст. 268 ТК РФ иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении  следующих товаров, перемещаемых через  таможенную границу:

 

1) товаров, вывозимых за  пределы таможенной территории  России и предназначенных для  обеспечения функционирования посольств,  консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств РФ за рубежом;

 

2) товаров, перемещаемых  через таможенную границу между  воинскими частями РФ, дислоцированными  на таможенной, территории РФ  и за пределами этой территории;

 

3) товаров, перемещаемых  через таможенную границу и  предназначенных для предупреждения  и ликвидации стихийных бедствий  и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных  для бесплатной раздачи лицам,  пострадавшим в результате чрезвычайных  ситуаций, и товаров, необходимых  для проведения аварийно-спасательных  и других неотложных работ  и жизнедеятельности аварийно-спасательных  формирований;.

 

4) товаров, вывозимых в  государства - бывшие республики  СССР и предназначенных для  обеспечения деятельности расположенных  на территориях этих государств  лечебных, спортивно-оздоровительных  и иных учреждений социальной  сферы, имущество которых находится  в собственности Российской Федерации  или субъектов РФ, а также для  проведения на территориях указанных  государств российскими организациями  научно-исследовательских работ  в интересах РФ на некоммерческой  основе;

 

5) российских товаров,  перемещаемых между таможенными  органами через территорию иностранного  государства[40].

 

Хотя перечень таможенных режимов остается закрытым, законодателем  не исключена возможность создания новых таможенных режимов. Однако в  любом случае установление новых  таможенных режимов – это уровень  исключительно ТК РФ (пункт 2 СТ. 155 ТК РФ).

 

Как показала практика применения ТК РФ 1993 года, поводами для создания новых таможенных режимов могут  служить:

 

-  складывающаяся или  сложившаяся схема отношений,  связанных с особенностями перемещения  через таможенную границу товаров  для определенных целей (например, таможенный режим перемещения  припасов, который впервые был  установлен Постановлением Правительства  от 9 июля 2001 г. № 524)[41];

 

-  необходимость предоставления  дополнительных возможностей, способствующих  перемещению товаров через таможенную  границу (например, таможенный режим  ввоза на таможенную территорию  Российской Федерации товаров,  предназначенных, в качестве дара  г. Санкт-Петербургу в связи с празднованием 300-летия его основания)[42].

 

Общие условия применения таможенных режимов закреплены в  статьях 156 - 162 ТК РФ.

 

С точки зрения юридической  техники, такие условия имеют  значение правовых принципов, соблюдение которых является обязательным независимо от вида конкретного таможенного  режима.

 

К указанным условиям (принципам) применения таможенных режимов, в соответствии с главой 17 ТК РФ следует отнести:

 

- обязательность заявления  таможенного режима - пункт 1 ст. 156 ТК РФ (любое перемещение товаров  через таможенную границу возможно  только в соответствии с одним  из предусмотренных ТК РФ таможенным  режимом);

 

- право выбора любого  таможенного режима в соответствии  с ТК РФ - пункт 2 ст. 156 ТК РФ (участник внешнеэкономической деятельности  самостоятельно выбирает таможенный  режим, но при условии соблюдения  всех его требований);

 

- соблюдение запретов  и ограничений при помещении  товаров под таможенные режимы - ст. 158 ТК РФ (запреты и ограничения,  не носящие экономического характера,  а также требования, установленные в целях валютного контроля обязаны соблюдаться лицами вне зависимости от заявленного таможенного режима);

 

- разрешительный порядок  выпуска товаров в соответствии  с заявленным таможенным режимом  - ст. 157 ТК РФ (выпуск товаров в  соответствии с заявленным таможенным  режимом возможен только после  того, как таможенный орган проверит  соблюдение декларантом всех  условий, предусмотренных ТК РФ  для помещения товара под избранный  таможенный режим (ст. 159, 161 ТК  РФ), а в отдельных случаях и  требований таможенного органа  о принятии мер по обеспечению уплаты таможенных платежей (ст. 160 ТК РФ);

 

- обязательность соблюдения  условий и требований избранного  таможенного режима, в соответствии  с которым товар выпущен - пункт  1 ст. 156 ТК РФ (в противном случае  возможно привлечение к ответственности,  например, в соответствии со ст. 16.17 КоАП РФ «Неисполнение требований таможенного режима экспорта», ст. 16.19 КоАП РФ «Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами»);

 

- приостановление действия  таможенного режима при изменении  статуса товара - ст. 162 ТК РФ (в  случае изъятия товара по делу  о нарушении таможенных правил, например, в качестве вещественного  доказательства, действие таможенного  режима в отношении этого товара  приостанавливается).

 

- право изменения выбранного  таможенного режима на иной  в соответствии с ТК РФ - пункт  2 ст. 156 ТК РФ (участник внешнеэкономической  деятельности вправе в любое  время изменить избранный таможенный  режим на иной, при условии  соблюдения требований изменяемого  и избираемого таможенных режимов).

 

Приостановление действия таможенного  режима может не ограничиваться только случаями возбуждения дел об административных правонарушениях в области таможенного  дела (нарушений таможенных правил). Так, например, согласно пункту 3 ст. 217 ТК РФ, на таможенный склад в случаях, предусмотренных ТК РФ, могут быть помещены иностранные товары в целях  приостановления действия таможенных режимов, не предусматривающих выпуска  товаров для свободного обращения. Один из таких случаев указан в  пункте 3 ст. 214 ТК РФ, где, в частности, отмечается, что действие таможенного режима временного ввоза приостанавливается при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад.

 

2.2 Общие положения, относящиеся  к таможенным режимам

 

В системе таможенного  режима условно можно выделить три  составляющие части - подсистемы:

 

1) нормативно-регулятивную;

 

2) организационную;

 

3) материально-техническую[43].

 

Важнейшими принципами правового  регулирования таможенных режимов  являются:

 

- обязательность заявления  таможенного режима;

 

- свобода выбора и изменения  таможенного режима;

 

-  принцип подчинения  таможенному режиму.

 

В соответствии с ТК РФ лицо вправе в любое время выбрать  любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Приведем примеры изъятия из принципа свободы выбора и изменения таможенного режима. Так, таможенный режим переработки вне таможенной территории предполагает помещение продуктов переработки только под таможенный режим выпуска для свободного обращения. Запрещается изменять таможенный режим отказа в пользу государства на другой после получения разрешения таможенного органа о помещении товара под этот режим (п. 1.4 Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства, утвержденного приказом ГТК России от 30 декабря 1993 г. № 559).

 

Таможенный режим заявляется таможенному органу при декларировании посредством проставления в графе 1 грузовой таможенной декларации специального цифрового кода, соответствующего выбранному таможенному режиму.

 

Декларирование является неотъемлемым этапом таможенного оформления, которое, в свою очередь, представляет собой процедуру помещения товаров  и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с  положениями ТК РФ. Таким образом, товар считается помещенным под  таможенный режим с момента завершения таможенного оформления (проставления на таможенной декларации штампа «выпуск  разрешен», скрепленного личной номерной печатью сотрудника таможенного  органа).

 

С момента помещения товаров  и транспортных средств под таможенный режим пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с закрепленным таможенным режимом.

 

Систему источников права, регулирующих отношения, которые возникают в  связи с помещением товаров и  транспортных средств под определенный таможенный режим, составляют:

 

1. Международные договоры (Стамбульская конвенция и Конвенция  о карнете АТА, определяющие порядок применения таможенного режима временного ввоза (вывоза); Конвенция МДП (карнет TIR), устанавливающая порядок совершения транзитных операций; различные двусторонние межправительственные соглашения и др.).

 

2. ТК РФ, Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»  и другие федеральные законы (ФЗ  от 18 декабря 2003 г. «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»,  ФЗ от 22 января 1996 г. «Об особой экономической за не в Калининградской области» и др.).

 

3. Указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 21 июня 2001 г. №742 «О порядке ввоза в  Российскую Федерацию и вывоза  из Российской Федерации драгоценных  металлов и драгоценных камней»;  Указ Президента РФ от 05 мая 2004 г. №580 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» и др.)

 

4. Постановления Правительства РФ (постановления Правительства РФ

 

от 12 июля 1999 г. № 798 «Об утверждении  ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о таможенном союзе»; постановление Правительства  РФ от 12 июля 2000 г. №512 «О порядке ввоза  в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов  их производств, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий» и др.).

Информация о работе Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу