Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, дипломная работа
Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности
Заключение
Список используемых источников
Приложения
В ТК РФ все таможенные режимы разбиты на четыре группы:
- основные таможенные режимы;
- экономические таможенные режимы;
- завершающие таможенные режимы;
- специальные таможенные режимы.
Данная группировка имеет
значение, скорее, для целей нормотворчества,
не оказывая никакого влияния на практические
аспекты таможенного
Теоретическое объяснение предложенному законодателем разделению таможенных режимов на группы, может быть обусловлено следующими моментами.
Основные таможенные режимы
рассматриваются в качестве таковых
из-за частоты обращения к ним
участников внешнеэкономической
Экономические таможенные режимы объединены в соответствующую группу по хозяйственно целевому применению, например, изготовление или ремонт товаров в режимах переработки, продажа товаров в режиме таможенного склада, временный ввоз товаров для обеспечения деятельности представительств зарубежных компаний, аккредитованных на территории РФ.
Завершающие таможенные режимы характеризуются окончанием таможенного контроля по завершении действия любого из них. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 360 ТК РФ, товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента:
- выпуска для свободного обращения;
- уничтожения;
- отказа в пользу государства.
В соответствии с пунктом 2 ст. 234 ТК РФ, товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения.
Специальные таможенные режимы предусматривают в основном узконаправленное (конкретно определенное) использование товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных платежей. Например, перемещение в качестве припасов, перемещение для продажи в магазине беспошлинной торговли, перемещение для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий.
Однако, какие бы критерии ни лежали в основе законодательного разделения таможенных режимов на группы, для конкретного участника внешнеэкономической деятельности любой избранный таможенный режим является единственным (ТК РФ не предусмотрена возможность выбора сразу двух и более таможенных режимов) и специальным (отличным от других режимов и применяемым для решения конкретных хозяйственных задач)[39].
Согласно подпункту 22 пункта
1 статьи 11 ТК РФ таможенный режим - таможенная
процедура, определяющая совокупность
требований и условий, включающих порядок
применения в отношении товаров
и транспортных средств таможенных
пошлин, налогов и запретов и ограничений,
установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о государственном
Другими словами, предусмотренные ТК РФ таможенные режимы перемещения товаров представляют собой совокупность требований, обусловленных порядком таможенного оформления, контроля, уплаты таможенных пошлин, налогов, а также нахождения товаров в избранном режиме (ограничение прав пользования и распоряжения товарами), включая требования по оформлению завершения действия таможенного режима.
Однако не все таможенные режимы имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения в конкретном режиме. Существуют, например, режимы, которые почти не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть «уходит» из-под таможенного контроля.
ТК РФ содержит 17 таможенных режимов. Причем в группу «специальные таможенные режимы» входит подгруппа, получившая название «иные специальные таможенные режимы».
В соответствии со ст. 268 ТК РФ иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) товаров, вывозимых за
пределы таможенной территории
России и предназначенных для
обеспечения функционирования
2) товаров, перемещаемых
через таможенную границу
3) товаров, перемещаемых
через таможенную границу и
предназначенных для
4) товаров, вывозимых в
государства - бывшие республики
СССР и предназначенных для
обеспечения деятельности
5) российских товаров,
перемещаемых между
Хотя перечень таможенных режимов остается закрытым, законодателем не исключена возможность создания новых таможенных режимов. Однако в любом случае установление новых таможенных режимов – это уровень исключительно ТК РФ (пункт 2 СТ. 155 ТК РФ).
Как показала практика применения ТК РФ 1993 года, поводами для создания новых таможенных режимов могут служить:
- складывающаяся или
сложившаяся схема отношений,
связанных с особенностями
- необходимость предоставления
дополнительных возможностей, способствующих
перемещению товаров через
Общие условия применения таможенных режимов закреплены в статьях 156 - 162 ТК РФ.
С точки зрения юридической техники, такие условия имеют значение правовых принципов, соблюдение которых является обязательным независимо от вида конкретного таможенного режима.
К указанным условиям (принципам) применения таможенных режимов, в соответствии с главой 17 ТК РФ следует отнести:
- обязательность заявления
таможенного режима - пункт 1 ст. 156
ТК РФ (любое перемещение товаров
через таможенную границу
- право выбора любого
таможенного режима в
- соблюдение запретов
и ограничений при помещении
товаров под таможенные режимы
- ст. 158 ТК РФ (запреты и ограничения,
не носящие экономического
- разрешительный порядок
выпуска товаров в
- обязательность соблюдения
условий и требований
- приостановление действия
таможенного режима при
- право изменения выбранного
таможенного режима на иной
в соответствии с ТК РФ - пункт
2 ст. 156 ТК РФ (участник внешнеэкономической
деятельности вправе в любое
время изменить избранный
Приостановление действия таможенного
режима может не ограничиваться только
случаями возбуждения дел об административных
правонарушениях в области
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части - подсистемы:
1) нормативно-регулятивную;
2) организационную;
3) материально-техническую[43].
Важнейшими принципами правового регулирования таможенных режимов являются:
- обязательность заявления таможенного режима;
- свобода выбора и изменения таможенного режима;
- принцип подчинения таможенному режиму.
В соответствии с ТК РФ лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Приведем примеры изъятия из принципа свободы выбора и изменения таможенного режима. Так, таможенный режим переработки вне таможенной территории предполагает помещение продуктов переработки только под таможенный режим выпуска для свободного обращения. Запрещается изменять таможенный режим отказа в пользу государства на другой после получения разрешения таможенного органа о помещении товара под этот режим (п. 1.4 Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства, утвержденного приказом ГТК России от 30 декабря 1993 г. № 559).
Таможенный режим заявляется таможенному органу при декларировании посредством проставления в графе 1 грузовой таможенной декларации специального цифрового кода, соответствующего выбранному таможенному режиму.
Декларирование является
неотъемлемым этапом таможенного оформления,
которое, в свою очередь, представляет
собой процедуру помещения
С момента помещения товаров
и транспортных средств под таможенный
режим пользование и
Систему источников права, регулирующих отношения, которые возникают в связи с помещением товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, составляют:
1. Международные договоры
(Стамбульская конвенция и
2. ТК РФ, Закон РФ от
21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»
и другие федеральные законы (ФЗ
от 18 декабря 2003 г. «О государственном
регулировании внешнеторговой
3. Указы Президента РФ
(Указ Президента РФ от 21 июня
2001 г. №742 «О порядке ввоза в
Российскую Федерацию и вывоза
из Российской Федерации
4. Постановления Правительства РФ (постановления Правительства РФ
от 12 июля 1999 г. № 798 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о таможенном союзе»; постановление Правительства РФ от 12 июля 2000 г. №512 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производств, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий» и др.).