Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, дипломная работа

Краткое описание

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 89.13 Кб (Скачать)

 

2) если перемещение товаров  через таможенную границу осуществляется  без заключения внешнеэкономической  сделки российским лицом:

 

лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;

 

иные лица, выступающие  в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации и (или) с Таможенным кодексом Российской Федерации для  совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

 

Анализ ст. 16 ТК РФ показывает, что:

 

1) "обязанность по совершению  таможенных операций" (упомянутая  в ней) - это обязанность лица  совершить отдельные действия (например, заполнить таможенную декларацию, уплатить таможенные платежи  и т.п.) в отношении товаров  в ходе таможенного оформления  и таможенного контроля;

 

2) правила ст. 16 ТК РФ  распространяются только на таможенные  операции по выпуску товаров  (но не транспортного средства!) и имеют характер общих правил (т.е. подлежат применению лишь  в той мере, в какой иное  не установлено нормами ТК  РФ).

 

Упомянутые выше обязанности  несут:

 

1) российское лицо (т.е.  граждане Российской Федерации,  в том числе и индивидуальные  предприниматели, иные физические  лица, постоянно проживающие на  территории Российской Федерации,  а также любые юридические  лица, которые имеют постоянное  местонахождение в Российской  Федерации:

 

а) либо лично (непосредственно), заключившее внешнеэкономическую сделку (например, закупившее товар);

 

б) либо заключившее, такую сделку через представителя, агента, который действовал (при совершении сделки) от имени и по поручению данного лица;

 

2) лицо (в том числе юридическое  или физическое лицо), имеющее  право владения и (или) пользования  (но не распоряжения!) товарами  на таможенной территории Российской  Федерации (например, арендатор товара);

 

3) иные лица, выступающие,  например, комиссионером, агентом,  таможенным брокером и т.п.  Главное, чтобы имело место,  предусмотренное нормами Таможенного  или Гражданского кодексов Российской  Федерации основание (например, договор  комиссии) для совершения юридически  значимых действий (например, уплаты  пошлин, заполнения таможенной декларации  и т.п.) от собственного имени  с товарами, находящимися под  таможенным контролем.

 

Седьмой принцип. Принцип  обеспечения гарантии надлежащего  исполнения обязанностей, установленных  Таможенным кодексом Российской Федерации. Этот принцип определен в статье 17 ТК РФ.

 

Он означает, что в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными  правовыми актами Российской Федерации, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом, в том числе в виде обеспечения  уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 Таможенного кодекса  Российской Федерации.

 

Анализ правил ст. 17 ТК РФ позволяет сделать ряд выводов:

 

1) таможенные органы лишь  вправе (но вовсе не обязаны)  требовать предоставления гарантий, надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных ТК РФ;

 

2) упомянутое выше право  возникает у таможенных органов  лишь в случаях, прямо предусмотренных  в нормах ТК РФ, других актах  таможенного законодательства.

 

Таможенная практика свидетельствует, что чаще всего обязанность по предоставлению гарантий (например, поручительства, банковская гарантия) возникает в  целях обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 337-347 ТК РФ.

 

Таким образом, рассмотрев основные принципы перемещения товаров и  транспортных средств через таможенную границу, можно сделать следующие  выводы.

 

1. Принципы перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу, как  руководящие начала, исходные положения  имеют важное значение для таможенного дела.

 

Ими должны руководствоваться  все участники отношений ввоза  и вывоза товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении  внешнеэкономической деятельности.

 

2. Сравнительный анализ  положений таможенных кодексов  Российской Федерации и Республики  Казахстан, касающихся принципов  перемещения товаров и транспортных  средств, свидетельствуют об их  соотносимости, что позволяет на практике осуществлять перемещение товаров и транспортных средств в едином таможенном пространстве.

 

 

 

1.2 Основные положения  процедуры таможенного оформления

 

Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами (участниками  ВЭД, физическими лицами) и таможенными  органами, в отношении товаров  и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.[21] В основном, все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих  лиц, перечню требуемых документов и сведений разделены на самостоятельные  группы, обозначенные таможенными процедурами.

 

В зависимости от решаемых задач, ТК РФ выделяет следующие таможенные операции и процедуры:[22]

 

1. Таможенные операции  и процедуры, предшествующие подаче  таможенной декларации:

 

- прибытие товаров и  транспортных средств на таможенную  территорию РФ (доставка товаров  и транспортных средств с места  пересечения таможенной границы  до места прибытия, то есть  до места предоставления таможенному  органу необходимых документов  и сведений, а также ввезенных  на таможенную территорию товаров);

 

- внутренний таможенный  транзит (оформление внутреннего  таможенного транзита, перевозка  товаров до таможенного органа  назначения, оформление завершения  внутреннего таможенного транзита);

 

- помещение товаров на  временное хранение.

 

2. Таможенное декларирование  товаров.

 

3. Таможенные операции  и процедуры, осуществляемые после  завершения таможенного декларирования  товаров:

 

- при убытии товаров  с таможенной территории РФ;

 

- при условном выпуске  товаров, с соблюдением определенных  обязательств перед таможенными  органами.

 

4. Оформление завершения  действия таможенного режима.

 

Существует ряд таможенных операций и иных действий, которые  также имеют непосредственное отношение  к таможенному оформлению либо способствуют его осуществлению. Данные операции могут проводиться до перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу, например:

 

- предварительное декларирование  товаров (ст. 130 ТК РФ);

 

- получение разрешения  таможенного органа на применение  специальных упрощенных процедур  таможенного оформления (пункт 2 ст. 68 ТК РФ);

 

- получение свидетельства  о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова  к перевозке товаров под таможенными  пломбами и печатями (пункт 4 ст. 84 ТК РФ);

 

- получение разрешений  на применение отдельных таможенных  режимов (режимы переработки на  таможенной территории - пункт 6 ст. 179 ТК РФ и переработки для  внутреннего потребления - пункт  4 ст. 192 ТК РФ).

 

Порядок и особенности  производства таможенного оформления устанавливаются:

 

- ТК РФ;

 

- иными правовыми актами  РФ (Указами Президента РФ, постановлениями  и распоряжениями Правительства  РФ);

 

- правовыми актами федерального  министерства, уполномоченного в  области таможенного дела (Минэкономразвития  России).

 

Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть от:

 

- вида товаров, перемещаемых  через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче,  живые животные, радиоактивные и  делящиеся материалы, товары подлежащие экспортному контролю (товары двойного применения), драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);

 

- вида транспорта, используемого  для перемещения товаров через  таможенную границу (автомобильный  транспорт, морской (речной) транспорт,  воздушный транспорт, железнодорожный  транспорт, трубопроводный транспорт  и линии электропередачи). Например, Государственным Таможенным Комитетом  РФ распоряжением от 27 мая 2004 г.  № 246-р разъяснены особенности  таможенного оформления товаров,  вывозимых железнодорожным транспортом.[23]

 

- категории лиц, перемещающих  товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих  товары не для коммерческих  целей - глава 23 ТК РФ, отдельных  категорий иностранных лиц - глава  25 ТК РФ).

 

Кроме того, способ перемещения  товаров тоже может влиять на особенности  таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных  почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ).

 

А вот такие факторы, как  страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров  не могут служить основанием для  разработок специальных таможенных операций (пункт 4 ст. 59 ТК РФ).

 

Начало и завершение таможенного  оформления.

 

При ввозе товаров, таможенное оформление может начинаться:

 

- до прибытия иностранных  товаров на таможенную территорию  РФ (предварительное таможенное  декларирование - пункт 1 ст. 130 ТК  РФ);

 

- после прибытия товаров  и транспортных средств на  таможенную территорию РФ (в момент  представления таможенному органу  товаротранспортных документов - ст. 72 ТК РФ).

 

Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, может  начинаться:

 

- с подачи таможенной  декларации (пункт 1 ст. 286 ТК РФ);

 

- с устного заявления  (не покидая транспортного средства - пункт 2 ст. 285, абзац 1 пункта 3 ст. 286 ТК РФ);

 

- совершением иных действий, свидетельствующих о намерении  лица осуществить таможенное  оформление (например, при декларировании  товаров в конклюдентной форме  - вход в "зеленый коридор" - пункт 4 ст. 286 ТК РФ).

 

При вывозе товаров таможенное оформление начинается с момента:

 

- представления таможенной  декларации;

 

- устного заявления;

 

- совершения иных действий, свидетельствующих о намерении  лица осуществить таможенное  оформление (вход физического лица  в "зеленый коридор", сдача  транспортным организациям товаров  либо организациям почтовой связи  международных почтовых отправлений  для отправки за пределы таможенной  территории Российской Федерации).

 

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых  в соответствии с ТК РФ:

 

- для применения к товарам  таможенных процедур (выпуск товаров,  в соответствии со специальной  таможенной процедурой, например, процедурой  перемещения товаров физическими  лицами);

 

- для помещения товаров  под таможенных режим (выпуск  товаров, в соответствии с заявленным  таможенным режимом);

 

- для завершения действия  таможенного режима, если такой  таможенный режим действует в  течение определенного срока  (таможенный склад, транзит, временный  ввоз и ряд других режимов);

 

- для исчисления и взимания  таможенных платежей (например, в  случае условного выпуска товаров,  под обеспечение уплаты таможенных  платежей, которые могут быть  дополнительно начислены - пункт  6 ст. 323 ТК РФ).

 

- для применения упрощенных  процедур таможенного оформления (выпуск товаров до подачи таможенной  декларации - ст. 150 ТК РФ).

 

Место и время таможенного  оформления.

 

В соответствии с пунктом 1 ст.62 ТК РФ таможенное оформление товаров  производится в местах нахождения таможенных органов и во время работы этих органов.

 

Размещение мест нахождения таможенных органов определено в  ст. 405 ТК РФ. Таможенные органы находятся  в пунктах пропуска через Государственную  границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов  определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного  дела, по согласованию с федеральным  министерством, уполномоченным в области  таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.

 

Таможенные органы находятся  в помещениях, владельцами которых  являются непосредственно таможенные органы. Таможенные посты и структурные  подразделения таможен могут  находиться в помещениях, принадлежащих  владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их владельцами, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные  поставки товаров.

 

Время работы таможенного  органа определяется начальником таможенного  органа. Возможен либо обычный, то есть нормированный рабочий день (например, с девяти до восемнадцати часов) либо круглосуточная работа, путем введения посменного графика работы оформительских и досмотровых групп.[24]

 

Время работы пограничных  таможенных органов в соответствии со ст. 407 ТК РФ устанавливается с  учетом времени работы иных контролирующих органов и служб (например, органов  санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), осуществляющих свои функции в пунктах  пропуска через Государственную  границу РФ. Оно должно совпадать (по возможности) с временем работы таможенных органов сопредельных государств, которые по месту нахождения совмещены с пограничными таможенными органами РФ.

Информация о работе Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу