Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, дипломная работа
Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности
Заключение
Список используемых источников
Приложения
2) если перемещение товаров
через таможенную границу
лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;
иные лица, выступающие
в качестве, достаточном в соответствии
с гражданским
Анализ ст. 16 ТК РФ показывает, что:
1) "обязанность по совершению
таможенных операций" (упомянутая
в ней) - это обязанность лица
совершить отдельные действия (например,
заполнить таможенную
2) правила ст. 16 ТК РФ
распространяются только на
Упомянутые выше обязанности несут:
1) российское лицо (т.е.
граждане Российской Федерации,
а) либо лично (непосредственно), заключившее внешнеэкономическую сделку (например, закупившее товар);
б) либо заключившее, такую сделку через представителя, агента, который действовал (при совершении сделки) от имени и по поручению данного лица;
2) лицо (в том числе юридическое
или физическое лицо), имеющее
право владения и (или)
3) иные лица, выступающие,
например, комиссионером, агентом,
таможенным брокером и т.п.
Главное, чтобы имело место,
предусмотренное нормами
Седьмой принцип. Принцип обеспечения гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации. Этот принцип определен в статье 17 ТК РФ.
Он означает, что в случаях,
предусмотренных Таможенным кодексом
Российской Федерации и иными
правовыми актами Российской Федерации,
в отношении товаров таможенные
органы вправе требовать от лиц предоставления
гарантий надлежащего исполнения обязанностей,
установленных настоящим
Анализ правил ст. 17 ТК РФ позволяет сделать ряд выводов:
1) таможенные органы лишь
вправе (но вовсе не обязаны)
требовать предоставления
2) упомянутое выше право
возникает у таможенных
Таможенная практика свидетельствует, что чаще всего обязанность по предоставлению гарантий (например, поручительства, банковская гарантия) возникает в целях обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 337-347 ТК РФ.
Таким образом, рассмотрев основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, можно сделать следующие выводы.
1. Принципы перемещения
товаров и транспортных
Ими должны руководствоваться
все участники отношений ввоза
и вывоза товаров и транспортных
средств, в том числе при осуществлении
внешнеэкономической
2. Сравнительный анализ
положений таможенных кодексов
Российской Федерации и
1.2 Основные положения
процедуры таможенного
Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами (участниками ВЭД, физическими лицами) и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.[21] В основном, все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений разделены на самостоятельные группы, обозначенные таможенными процедурами.
В зависимости от решаемых задач, ТК РФ выделяет следующие таможенные операции и процедуры:[22]
1. Таможенные операции
и процедуры, предшествующие
- прибытие товаров и
транспортных средств на
- внутренний таможенный
транзит (оформление
- помещение товаров на временное хранение.
2. Таможенное декларирование товаров.
3. Таможенные операции
и процедуры, осуществляемые
- при убытии товаров с таможенной территории РФ;
- при условном выпуске
товаров, с соблюдением
4. Оформление завершения действия таможенного режима.
Существует ряд таможенных операций и иных действий, которые также имеют непосредственное отношение к таможенному оформлению либо способствуют его осуществлению. Данные операции могут проводиться до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, например:
- предварительное
- получение разрешения
таможенного органа на
- получение свидетельства
о допущении транспортного
- получение разрешений
на применение отдельных
Порядок и особенности производства таможенного оформления устанавливаются:
- ТК РФ;
- иными правовыми актами
РФ (Указами Президента РФ, постановлениями
и распоряжениями
- правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела (Минэкономразвития России).
Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть от:
- вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары подлежащие экспортному контролю (товары двойного применения), драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);
- вида транспорта, используемого
для перемещения товаров через
таможенную границу (
- категории лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - глава 23 ТК РФ, отдельных категорий иностранных лиц - глава 25 ТК РФ).
Кроме того, способ перемещения
товаров тоже может влиять на особенности
таможенного оформления. Например,
перемещение товаров в
А вот такие факторы, как страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров не могут служить основанием для разработок специальных таможенных операций (пункт 4 ст. 59 ТК РФ).
Начало и завершение таможенного оформления.
При ввозе товаров, таможенное оформление может начинаться:
- до прибытия иностранных
товаров на таможенную
- после прибытия товаров
и транспортных средств на
таможенную территорию РФ (в момент
представления таможенному
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, может начинаться:
- с подачи таможенной декларации (пункт 1 ст. 286 ТК РФ);
- с устного заявления
(не покидая транспортного
- совершением иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме - вход в "зеленый коридор" - пункт 4 ст. 286 ТК РФ).
При вывозе товаров таможенное оформление начинается с момента:
- представления таможенной декларации;
- устного заявления;
- совершения иных действий,
свидетельствующих о намерении
лица осуществить таможенное
оформление (вход физического лица
в "зеленый коридор", сдача
транспортным организациям
Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ:
- для применения к товарам
таможенных процедур (выпуск товаров,
в соответствии со специальной
таможенной процедурой, например, процедурой
перемещения товаров
- для помещения товаров
под таможенных режим (выпуск
товаров, в соответствии с
- для завершения действия
таможенного режима, если такой
таможенный режим действует в
течение определенного срока
(таможенный склад, транзит,
- для исчисления и взимания
таможенных платежей (например, в
случае условного выпуска
- для применения упрощенных
процедур таможенного
Место и время таможенного оформления.
В соответствии с пунктом 1 ст.62 ТК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов и во время работы этих органов.
Размещение мест нахождения таможенных органов определено в ст. 405 ТК РФ. Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.
Таможенные органы находятся
в помещениях, владельцами которых
являются непосредственно таможенные
органы. Таможенные посты и структурные
подразделения таможен могут
находиться в помещениях, принадлежащих
владельцам складов временного хранения,
таможенных складов, магазинов беспошлинной
торговли, по согласованию с их владельцами,
а также в помещениях участников
внешнеэкономической
Время работы таможенного органа определяется начальником таможенного органа. Возможен либо обычный, то есть нормированный рабочий день (например, с девяти до восемнадцати часов) либо круглосуточная работа, путем введения посменного графика работы оформительских и досмотровых групп.[24]
Время работы пограничных таможенных органов в соответствии со ст. 407 ТК РФ устанавливается с учетом времени работы иных контролирующих органов и служб (например, органов санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), осуществляющих свои функции в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Оно должно совпадать (по возможности) с временем работы таможенных органов сопредельных государств, которые по месту нахождения совмещены с пограничными таможенными органами РФ.