Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:00, дипломная работа

Краткое описание

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер: обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие положения, относящиеся к перемещению и таможенному оформлению товаров и транспортных средств
1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
1.2 Основные положения процедуры таможенного оформления
1.3. Правовая регламентация декларирования товаров
1.4 Выпуск товаров
Глава 2. Порядок помещения перемещаемых (перемещенных) товаров и транспортных средств под таможенный режим
2.1 Понятие и виды таможенного режима
2.2 Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
2.3 Основные таможенные режимы и их использование в практике внешнеторговой деятельности
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Санкт.docx

— 89.13 Кб (Скачать)

 

Например, в случаях выпуска  в свободное обращение:

 

-  иностранных товаров  для переработки и (или) продуктов  их переработки (пункт 3 ст. 185 ТК  РФ);

 

-  временно ввезенных  товаров (абзац 1 пункт 2 ст. 214 ТК  РФ);

 

-  товаров, хранящихся  на таможенном складе (абзац 1 пункта 1 ст. 222, ст. 223 ТК РФ).

 

При использовании данного  режима товары приобретают статус находящихся  в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после  уплаты таможенных пошлин, налогов  и соблюдения всех ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности. При несоблюдении указанных условий  товары подлежат условному выпуску (ст. 151 ТК РФ).

 

Этот режим является одним  из наиболее часто используемых на практике. Он характерен для импортных контрактов - поставок из-за границы товаров для реализации их на внутреннем рынке РФ. При этом выпущенные в свободное обращение в России иностранные товары с момента их выпуска рассматриваются уже как российские[50].

 

Помещению ввозимых в Россию товаров под таможенный режим  выпуска для внутреннего потребления (как впрочем и под другие таможенные режимы) предшествует предварительная подача заинтересованным в этом лицом в таможенный орган заявления об использовании данного режима с указанием цели перемещения - выпуск для свободного обращения. Далее таможенный орган либо предоставляет разрешение на выпуск товаров, либо отказывает в этом (например, если товары относятся к перечню запрещенных к ввозу в Россию или по каким-либо иным соображениям). Следует заметить, при заявлении данного режима предусматривается достаточно мощная система контроля.

 

Таможенно-тарифное регулирование ввоза товаров осуществляется системой мер, основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот, которая включает применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для внутреннего потребления.

 

Ввозные таможенные пошлины  являются традиционными и, по-прежнему, одним из наиболее эффективных способов регулирования ВЭД. Ставки их зависят  не только от вида перемещаемых товаров, но и от страны происхождения этих товаров. Помимо таможенных пошлин, ввозимые в Россию товары подлежат обложению  налогом на добавленную стоимость (НДС), некоторые из них и акцизами. Порядок взимания НДС и акцизов  регулируется нормами Налогового кодека РФ.

 

Другое условие помещения  товаров под данный таможенный режим - это соблюдение в отношении их мер экономической политики и  других ограничении.

 

Таким образом, относительно процедурных вопросов помещения  товаров под рассматриваемый  режим имеет место весь перечень общих вопросов} таможенного оформления, контроля и налогообложения. Однако следует обратить внимание на отдельные особенности этого режима при имеющих место ограничениях прав пользования и распоряжения выпущенными товарами.

 

Так, например, в соотв6тствии с постановлением Правительства  РФ от 20 января 1996 г. № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» и приказом ГТК  России от 26 марта 1996 г. № 174 «Об утверждении  Положения о таможенном оформлении товаров, условно выпускаемых в  соответствии с таможенным режимом  выпуска для свободного обращения  и используемых при изготовлении машинно-технической продукции» товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, хотя и оформляются в режиме выпуска для свободного обращения, тем не менее выпуск далеко не свободный. В данном случае речь идет об условном выпуске, то есть выпуске с соблюдением определенных требований, в связи с которыми предоставлены некоторые преимущества, суть которых состоит в том, что предоставляется отсрочка платежей ввозных таможенных пошлин на период, определяемый продолжительностью процесса изготовления машинно-технической продукции и распоряжения ею.

 

В целом же, довольно лаконично  и четко сформулированные условия  помещения товаров под режим  выпуска для свободного обращения  на практике образуют весьма сложный  механизм использования целой системы инструментов регулирования ввоза товаров на таможенную территорию России в указанном режиме.

 

В случае, если по какой-то причине (например, в результате изменения конъюнктуры рынка) у собственника, владельца или иного лица, ввозившего иностранный товар на таможенную территорию России, может возникнуть необходимость их возврата обратно за пределы таможенной территории РФ, то перемещение таких товаров через таможенную границу осуществляется в режиме реэкспорта.

 

Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся  в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся за пределы  этой территории без обязательства  об обратном ввозе.

 

Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин, соблюдения ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  РФ о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности (ГР ВТД), и выполнения иных требований и условий, установленных ТК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

 

Правовую основу данного  режима составляют нормы ст. 165 ТК РФ, Федерального закона РФ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности», Федерального закона РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле», Федерального закона РФ «Об экспортном контроле», а также нормы других законов  и множества всевозможного рода подзаконных актов.

 

ТК РФ установлены следующие  обязательные требования для экспорта товаров:

 

-  уплата вывозных таможенных  пошлин и иных таможенных платежей;

 

-  соблюдение мер экономической  политики;

 

-  вывоз товаров в  неизменном их состоянии с  момента принятия таможенной  декларации, за исключением случаев  изменения состояния товаров  вследствие их естественного  износа при нормальных условиях  транспортировки и хранения.

 

Вывозные таможенные пошлины - это разновидность таможенных пошлин, взимаемых при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ. Согласно ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные таможенные пошлины, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования  «являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической  деятельности на территории РФ».

 

Помещаемые под режим  экспорта товары подлежат декларированию и таможенному оформлению в общем  порядке, с учетом специфики таможенного  режима. Сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 0,15 % от таможенной стоимости товаров.

 

Вывоз товаров в соответствии с режимом экспорта регулируются различными средствами и мерами, входящими  в общую систему государственного регулирования ВЭД, в том числе  и мерами нетарифного регулирования.

 

Российские товары, вывезенные с таможенной территории России в  таможенном режиме экспорта, могут  быть возвращены в Россию в режиме реимпорта.

 

Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные  товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между  местом их прибытия на таможенную территорию РФ и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который  начинается и заканчивается за пределами  таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также  без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

 

Институт транзита порожден объективными потребностями международного товарооборота и имеет такую  же многовековую историю, как и сама международная торговля. Долгое время  товары, провозимые транзитом через  таможенную территорию, облагались таможенными  пошлинами. Примерно к концу ХVПI в. осознание противоречия такой практики с экономическими интересами государства привело к упрощению условий транзита и освобождению товаров, провозимых транзитом по таможенной территории, от уплаты сборов и пошлин.

 

Экономический характер транзита в первую очередь определяется его  значением для развития и обеспечения  международных перевозок (внешний  аспект), а также стимулирования деятельности в сфере услуг по транспортировке и обработке  грузов (внутренний аспект). Его развитию способствовала и разработка различных  международно-правовых документов, направленных на унификацию регулирования и облегчения условий транзита товаров.

 

Под данный таможенный режим  могут быть помещены любые иностранные  товары, за исключением товаров, транзит  которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми  актами России и ее международными договорами.

 

Основу правовой регламентации  таможенного режима составляют нормы  статей 167-172 главы 18 ТК РФ. Правила регулирования  таможенного режима транзита могут  также устанавливаться международными соглашениями России, постановлениями  Правительства РФ и нормативно-правовыми  актами ФОИВ УОТД. В настоящее время  действует «Положение о применении таможенного режима транзита в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации». Для  определения особенностей транзита отдельных категорий товаров  предусмотрены специальные акты, в которых дополнительно разъясняется механизм таможенного оформления и  контроля[51].

 

При международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный  таможенный транзит, установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения  таможенного законодательства осуществляются по правилам, установленным в отношении  внутреннего таможенного транзита. Права, обязанности и ответственность  перевозчика (экспедитора) при международном  таможенном транзите также аналогичны правам, обязанностям и ответственности  перевозчика при внутреннем таможенном транзите.

 

Перегрузка транзитных товаров  с транспортного средства, на котором  товары были ввезены на таможенную территорию РФ, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены за пределы этой территории, допускается  с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется эта грузовая операция. Если товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается с предварительного уведомления таможенного органа.

 

Складирование (хранение, дробление  или накопление партий и другие подобные операции) транзитных товаров на таможенной территории РФ допускается с соблюдением  требований и условий, установленных  ТК РФ. Проведение с транзитными  товарами других операций допускается  только в случае, если их совершение вызвано реальной угрозой уничтожения, утраты, безвозвратной утери или  существенной порчи товаров и (или) транспортных средств.

 

Данный режим завершается  вывозом транзитных товаров за пределы  таможенной территории РФ. При этом перевозчик обязан предъявить транзитные товары, представить транзитную декларацию и иные документы, используемые для  целей международного таможенного  транзита, таможенному органу назначения. Таможенный орган назначения обязан произвести необходимые таможенные операции для завершения международного таможенного транзита и выдать разрешение на убытие товаров и транспортных средств (ст. 120) в день предъявления транзитных товаров и представления документов.

 

При вывозе транзитных товаров  отдельными партиями международный  таможенный транзит считается завершенным  после убытия всех партий товаров  за пределы таможенной территории РФ. Международный таможенный транзит  может быть также завершен помещением товаров под иные таможенные режимы при соблюдении требований и условий, установленных ТК РФ.

 

К особенностям применения рассматриваемого режима можно отнести то, что в  случаях, если место прибытия транзитных товаров на таможенную территорию РФ и место их убытия с этой территории совпадают, международный таможенный транзит допускается в упрощенном порядке. Перевозчик представляет только те документы и сведения, которые  требуются при прибытии товаров  и транспортных средств (ст. 72), а  разрешение на транзит выдается в  день предъявления товаров и представления  документов и сведений. Перегрузка товаров в этом случае с одного транспортного средства на другое допускается  с разрешения таможенного органа. Таможенный орган может отказать в выдаче разрешения на проведение грузовых операций с транзитными  товарами только в случае, если их осуществление  повлечет утрату товаров или изменение  их потребительских свойств.

 

Таким образом, из вышесказанного можно сделать некоторые выводы.

 

К общим относятся те режимы, которые применяются при совершении основного объема внешнеторговых операций, связанных с продажей российскими организациями товаров в другие страны и приобретение товаров для нужд российских потребителей.

 

Режим выпуска для внутреннего  потребления является одним из наиболее часто используемых на практике. Он характерен для импортных контрактов - поставок из-за границы товаров для реализации их на внутреннем рынке РФ. При этом выпущенные в свободное обращение в России иностранные товары с момента их выпуска рассматриваются уже как российские. Вместе с тем, довольно лаконично и четко сформулированные условия помещения товаров под режим выпуска для свободного обращения на практике образуют весьма сложный механизм использования целой системы инструментов регулирования ввоза товаров на таможенную территорию России в указанном режиме.

Информация о работе Правовое регулирование перемещения и таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу