Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:27, реферат
Актуальность темы изучения: Каждая нация – государство имеет собственную экономику, а взаимоотношения между национальными экономиками образуют международную экономическую систему. Если определяющей чертой политических отношений между государствами выступает власть, то характерной чертой этих экономических отношений выступают рыночные опереции. Международные экономические отношения выступают как результат обмена товарами, услугами и финансовыми активами, которые имеют рыночную цену. Сумма экономических операций страны с миром на протяжении определенного времени заносится на ее платежный баланс. Операции дают толчок потокам товаров, услуг, денег, капиталу, технологий и предпринимательства, что помогает создавать черты независимости среди других национальных экономик.
Начиная с 2005 года отмечается ежегодный рост показателей промышленного производства, внешней торговли, ВВП и прямых иностранных инвестиций. То есть, вступление Украины к ВТО осуществлялось в благоприятных экономических условиях. Процесс углубления торгово-экономического партнерства между Украиной и странами мира после приобретения государством членства в ВТО было сохранено.
Анализ влияния членства государства в ВТО на активизацию внешнеторговой деятельности отечественных предприятий можно сделать на основе сравнительного анализа статистических данных внешнеэкономической деятельности за 2007 – 2008 г.г. при условии исключения влияния других основных факторов.
Да, экспорт к странам-членов ЕС за 2008 год составлял 3,4 млрд. дол. США, что больше чем за 2007 год на 72% или 1,4 млрд. дол. США. Одним из основных позитивных факторов, который повлиял на экспорт промышленной продукции после вступления Украины к ВТО, является прекращение квотирования экспорта украинской металлопродукции на рынок ЕС.
Внешнеторговое обращение между Украиной и США по сравнению с 2007 годом увеличилось на 217,3 млн. дол. США или на 85%.
Экспорт товаров с Украины до стран Африки в 2008 году составил 3,9 млрд. дол. США, импорт – 1,6 млрд. дол. США. Это наибольшие показатели торговли со странами Африки за всю историю Украины. Позитивное влияние на динамику экспорта Центральной и Восточной Европы также связывается с отменой количественных ограничений на шесть групп металлопродукции, что позволило существенно увеличить экспорт металлопродукции к отдельным странам региона, в частности в Болгарию – более чем в 3 разы, Румынии – в 1,7 разы и тому подобное.
Позитивная динамика украинского экспорта к странам Азиатско-тихоокеанского региона связана с отменой количественных ограничений на импорт в страны региона металлопродукции и продукции химической отрасли.
Проанализировав информацию, представленную выше, можно сделать выводы: Украина сделал правильный шаг , вступив в ВТО. Уже по истечении года после вступления в ВТО видны положительные результаты. Процесс полноценного вступления будет длиться еще несколько лет, а первые результаты видно уже сей час.
Раздел 5. Экспорт товаров главным торговым партнерам
Табл. 2.5.1.Экспорт украинских товаров главным партнёрам
Главные рынки | Двусторонний импорт в % | Беспошлинный импорт | |
С/х продукция |
| Общая Σ убытков в % | Объем в % |
Евросоюз | 2007 1,544 | 26,0 | 40,1 |
Россия | 2006 910 | 99,8 | 100,0 |
Саудовская Аравия | 2007 566 | 21,4 | 93,4 |
Турция | 2007 409 | 8,0 | 9,1 |
Белоруссия | 2007 295 | 100,0 | 100,0 |
Промышленная продукция |
|
|
|
Евросоюз | 2007 12,371 | 72,8 | 87,3 |
Россия | 2006 8,032 | 100, | 100,0 |
Турция | 2007 4,109 | 64,5 | 31,5 |
Казахстан | 2007 1,295 | 100,0 | 100,0 |
Белоруссия | 2007 1,238 | 100,0 | 100,0 |
После вступления Украины в ВТО ожидается изменение ставок ввозной пошлины как на продовольственные, так и промышленные группы товаров.
До вступления в ВТО средневзвешенная тарифная ставка по всей номенклатуре составляла 7,02% (сельское хозяйство 18,19% и промышленность 6,11%). После вступления в ВТО в соответствии со связанными уровнями по всей номенклатуре - 5,09% (сельское хозяйство 10,07% и промышленность 4,77%).
Среднеарифметическая действующая тарифная ставка по всей номенклатуре составляла 6,51% (сельское хозяйство 13,84% и промышленность 4,40%). После вступления в ВТО в соответствии со связанными уровнями по всей номенклатуре - 6,28% (сельское хозяйство 11,16% и промышленность 4,85%).
Такие изменения после вступления в ВТО будет способствовать увеличению реальной заработной платы населения и повышению эффективности труда; созданию условий для роста объемов иностранных инвестиций в экономику Украины как минимум вдвое; созданию зоны свободной торговли с Европейским Союзом с ежегодным увеличением объемов экспорта украинской продукции в ЕС не менее чем на 10%;детенизацииимпорта на 5-10% ежегодно; оживление производства в металлургической, химической отраслях и аграрном секторе как минимум на 7-10% (от 1,5-2 до 4 млрд. дол. США); ежегодному общему росту производства по меньшей мере на 5-10% и др.
Глава 3. Пути усовершенствования таможенной политики Украины в контексте обеспечения экономической безопасности Украины
Раздел 1. Основные направления реализации таможенной политики Украины
Таможенная политика является одним из основных инструментов протекционистской политики государства. Как член Всемирной Торговой Организации – WTO (World Trade Organization), Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development), а также государство, которое претендует на членство в Евросоюзе, Украина формирует таможенную политику с соблюдением требований этих организаций.
Современный этап реализации таможенной политики Украины характеризуется постоянным ростом объемов и расширением масштабов международной торговли, осложнением и усилением динамики торговых процессов, усилением требований международных организаций относительно обеспечения свободного доступа иностранных товаров на внутренние рынки и снижением национальных торговых барьеров. Происходит углубление интеграции международных требований в национальную практику таможенного регулирования Украины.
Реализация этих требований связана с определенными потенциальными угрозами обеспечению национальных интересов Украины. "Открытость" национальной таможенной территории для международной торговли может нанести экономические убытки для государства в виде недопоступлений в бюджет в результате искажения таможенной стоимости товаров, вреда здоровью и безопасности потребителей, повлечь рост контрабандных потоков и тому подобное. В таких условиях становиться более актуальной потребность в повышении эффективности национальной таможенной политики в сфере обеспечения моментального реагирования на внешние угрозы и оперативного противодействия возможным негативным последствиям таких угроз, в направлении усиления обеспечения экономических интересов государства и максимального учета в национальной системе регулирования международных правил и требований.
На протяжении последнего времени наметились значительные прогрессивные сдвиги в направлении усовершенствования национальной таможенной политики. Позитивными достижениями в сфере осуществления таможенной политики стоит признать:
1. Активизацию взаимодействия таможенных органов с субъектами ведения хозяйства, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Это мероприятие направлено на обеспечение либерализации сферы внешней торговли и в то же время преодоления теневых механизмов ввоза в Украину товаров и создания надежных барьеров для поступление на потребительский рынок продукции без уплаты определенных налогов и собраний действующего законодательства. Благодаря такому взаимодействию обеспечен рост дополнительных поступлений в Государственный бюджет Украины от коррегирования таможенной стоимости товаров.
2. Активизацию работы по приведению законодательства Украины в сфере защиты прав интеллектуальной собственности к уровню мировых стандартов с целью усиления противодействия незаконному перемещению товаров, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности. Соблюдение интересов объектов права интеллектуальной собственности играет существенную роль в обеспечении недискриминационного отношения к Украине как к субъекту международных экономических отношений, который стремится быть конкурентоспособным в условиях добросовестной конкурентной борьбы.
3. Налаживание эффективного взаимодействия с таможенными службами смежных государств и стран наиближайших торговых партнеров Украины в целях выявления коррупционных теневых схем во внешнеэкономической деятельности и организованных группировок, которые ведут преступную деятельность во внешнеэкономической сфере и занимаются легализацией (отмыванием) криминальных средств.
4. Достижение определенного прогресса в направлении создания, подготовки к внедрению и развитию системы электронного декларирования товаров; декларирование и формирование "белого перечня" субъектов ВЭД в соответствии с концепцией "уполномоченных экономических операторов", разработанной Европейским Союзом и Всемирной таможенной организацией, что в значительной степени приближает законодательство Украины по таможенным вопросам к законодательству Евросоюза и способствует ускорению и упрощению процедур осуществления таможенного контроля и оформления товаров и транспортных средств.
5. Употребление ряда мероприятий по нормативному обеспечению запрета ввоза на таможенную территорию Украины продуктов питания неудовлетворительного качества, в частности мясопродуктов. В результате принятых мер состоялось уменьшение общих объемов импорта мяса и пищевых внутренностей. Тенденции к снижению объемов импорта мяса к Украине влекут позитивное влияние на наращивание объемов производства этой продукции отечественным товаропроизводителем.
Ввиду тенденций и условий функционирования таможенной политики в Украине, приоритетами повышения дееспособности политики государства в этой сфере должны стать:
- повышение уровня защиты национальных интересов государства с помощью инструментов таможенной политики с одновременным сбалансированным внедрением международных требований и стандартов;
- обеспечение последующего внедрения в таможенных органах унифицированных технологий таможенного контроля и таможенного оформления, которые охватывают всю последовательность движения товаров и транспортных средств во время пребывания их под таможенным контролем, с целью создания условий для постепенной адаптации таможенных технологий к работе с информацией о товарах и транспортных средствах;
- создание максимально благоприятной среды для участников внешнеэкономической деятельности с целью активизации осуществления ими экспортно-импортных операций;
- повышение эффективности оперативного выявления и противодействия негативным явлениям в среде внешней торговли, которые являются потенциальными угрозами безопасности и интересам государства;
- завершение разработки проектов законодательных и других нормативно правовых актов, необходимость принятия которых предопределенна присоединением Украины к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) и относительно предоставления таможенным органам Украины права на проведение оперативно-розыскной деятельности и досудебного следствия в делах о контрабанде;
- подготовка проекта Закона Украины "О таможенной службе Украины";
- обеспечение последующего развития организационно-правовой основы для становления таможенной науки путем активизации деятельности Научного совета, расширение систематизированной базы отечественных и зарубежных научных знаний о таможенном деле, совершенствования процессов заказа и выполнения научных работ;
- разработка современных теоретических основ для моделирования реальных процессов в оперативной и управленческой деятельности таможенной службы в условиях соответствия стандартам ВТО.
Также правительство должно увеличить количество стран, с которыми у страны будут заключены торгово–экономические отношения.
Реализация этих приоритетов будет требовать осуществления в ближайшей перспективе ряда мероприятий, которые позволят усилить уровень защиты национальных интересов государства, создать благоприятные условия для увеличения объемов внешней торговли, положительно повлиять на социальное и экономический развитие Украины.
Раздел2. Стратегия участия Украины в таможенных союзах
Важно место в развитии внешнеэкономической деятельности нашего государства на международной арене занимает интенсивная интеграция в мировые, в первую очередь европейские экономические структуры.
Украина стремится к более тесному сотрудничеству из ЕС. Европейский союз во многом является уникальным явлением сегодняшнего мира - и не только как объединение пятнадцати держал континенту, что, невзирая на определенные проблемы и противоречия в прошлом да и в настоящее время, строят общий европейский дом вроде конфедеративного государства для своих граждан. В ЕС господствует принцип: пусть лучше не будет сделано десять правильных шагов, чем сделан один неправильный. Все подчинено прагматичной целесообразности малых, но конкретных шагов. Любые значительные, радикальные изменения воспринимаются с определенной осторожностью.[9]
Сегодня рядом с серьезными политическими силами в странах - членах ЕС, заинтересованных в интеграции Украины в Евросоюз, существует также и определена оппозиция вхождения Украины в Европейский союз. Потому Украинскому государству следует достаточно много сделать, чтобы ускоритьэтот процесс. В 1994 году был создан межведомственный комитет по связям Украины - ЕС (1994-1997 гг.). Позже его функции взяло на себя Национальное агентство развития и европейской интеграции. Оно просуществовало недолго. В последующем в Министерстве экономики был создан подраздел, который ведал вопросами Евроинтеграции. Сразу же с назначением на должность главы правительства Анатолий Кинах заявил журналистам, что необходимо создать министерство европейской интеграции.[10]
Активно способствовать обеспечению выполнения стратегических заданий по входу Украины в европейское политическое, экономическое и правовое пространство, интеграции в Европейский Союз и усовершенствованию механизма сотрудничества с ним дает возможность роботы Государственной таможенной службы в составе Украинского Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом (с февраля 1998 года), а также ее Комитета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС (с июня 1998 года). 17 марта в Киеве состоялось первое общее с представителями ЕС заседание постоянно действующего органа этого Комитета - Подкомитету по вопросам таможни, трансграничного сотрудничества, борьбы с "отмыванием" денег и наркобизнесом.
В 1998 году Украина избрана на двухгодичный срок в составе Политической комиссии Всемирной таможенной организации, которая дает возможность в полной мере удовлетворять интересы нашего государства в отрасли таможенного дела на международном уровне. Всемирная таможенная организация (ВТО) - постоянно действующая международная организация, созданная на основе Конвенции, которая была подписана в 1950 году и вступила 4 ноября 1952 года. В состав ВМО входит свыше 140 стран.[12]
Информация о работе История развития таможенной системы в Украине