История развития бюджетной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 18:46, реферат

Краткое описание

Корни современной бюджетной системы России следует искать в истории СССР, так как до революции действовала двухзвенная бюджетная система государства.

После Февральской революции 1917 года бюджетная система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основании отдельных кредитов (иностранных займов).

Файлы: 1 файл

История развития бюджетной системы России.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

     История развития бюджетной системы России

     Корни современной бюджетной системы  России следует искать в истории  СССР, так как до революции действовала  двухзвенная бюджетная система  государства.

     После Февральской революции 1917 года бюджетная  система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основании отдельных кредитов (иностранных займов).

     С победой Октябрьской революции 1917 года для финансирования неотложных нужд Советское правительство прибегало  к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с купцов и спекулянтов, по их мнению, нажившихся за время войны и непроизводительно расходующих свои капиталы. До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб. В январе 1918 г. правительство составило первый советский бюджет на период с января по июль 1918 года, который был утвержден Советом Народных Комиссаров, что послужило началом системы полугодовых бюджетов.

     Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. В основу бюджетной системы были положены принципы централизации всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам и расходам. Конституция РСФСР предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей). Государственные бюджеты Украинской и Белорусской социалистических республик существовали отдельно.

     Территориальные бюджеты формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими и волостными Советами; надбавок в размере до 40% к государственному подоходному налогу; доходов от местных предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета.

     Однако  в условиях военного времени и  проведения политики военного коммунизма бюджеты не имели реального значения. Реальными были лишь ежемесячные планы распределения денежной эмиссии.

     К концу 1920 года денежные бюджеты стали  отмирать. По мере стабилизации денежных знаков и укрепления финансовой системы правительство перешло к месячным бюджетным планам, в 1923-1924 годов - к твердым квартальным планам, а в 1924-1925 годов - и к твердому годовому планированию и отчету.

С образованием в 1922 году СССР и принятием в 1924 году Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему с образованием государственного бюджета СССР. В его состав вошли государственные бюджеты союзных республик. Законодательно был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно которому все предприятия и организации распределялись между различными уровнями бюджетной системы и вносили отчисления в соответствующий бюджет.

     В частности, предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный  бюджет, предприятия республиканского, областного и городского подчинения - в соответствующие бюджеты. В свою очередь, из этих же бюджетов финансировались предприятия, учреждения и организации союзного, республиканского и местного подчинения соответственно.

     Доходы  союзного бюджета формировались за счет отчислений предприятий союзного подчинения, общегосударственных налогов и доходов от внешнеэкономической деятельности. Аналогично формировались бюджеты нижестоящих уровней. Однако следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные и сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и государственный бюджет СССР.

     В ходе налоговой реформы 1930 - 1932 годах  было внесено изменение в формирование доходов территориальных бюджетов. В частности, в территориальные бюджеты передавалась часть государственных доходов с налога с оборота и с поступлений от реализации государственных займов. В последующем этот принцип распространился на другие общегосударственные источники и продолжает действовать в бюджетной системе РФ как механизм бюджетного регулирования с целью пополнения средствами территориальных бюджетов.

     Принятие  в 1936 г. Конституции СССР усилило  централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему СССР. Тенденция к централизации проявилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

     В условиях командно-административной системы  управления в бывшем Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общего фонда денежных средств. Эти средства расходовались для выполнения директивного плана социально-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновременно и во взаимной увязке.

     Основными источниками государственных финансов были платежи предприятий в форме  налога с оборота (правительство  устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.

     Финансирование  народного хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций воспроизводства. Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды.

       Бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик.

     Основная  доля расходной части государственного бюджета направлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом  на капитальные вложения в новые  основные фонды, финансовую помощь колхозам, социально-культурные мероприятия, оборону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли. Через государственный бюджет перераспределялось свыше 60 % всех финансовых ресурсов государства. Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формировании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных отношений. Некоторые негативные черты финансовой системы, сложившейся в 1930-х гг., сохранились до начала 1990-х годов, мешая развитию самостоятельности и инициативы предприятий.

     Государственный бюджет СССР и территориальные бюджеты  в неизменном виде  оставались вплоть до распада СССР в 1991 году.

     С самого начала преобразований национального  хозяйства возникли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики. В первую очередь они коснулись организации бюджетной работы. В 1992 и 1993 годы федеральные бюджеты были приняты не до наступления бюджетного года, а в момент его окончания - в декабре соответствующего года. Это произошло из-за запоздалой подготовки бюджетов, отсутствия научного прогнозирования (в особенности предвидения динамики инфляции) и других причин.

     Очень острым явилось противоречие между  экономическими и социальными целями бюджета. Ужесточение кредитно-денежной политики в соответствии с требованиями Международного валютного фонда сопровождалось уменьшением социальной ориентации бюджета. В нем не предусматривались необходимые меры по улучшению материального положения основной части населения (не проводилась должная индексация заработной платы и пенсий, замораживалась доля расходов на выплату заработной платы и пособий населению и т.п.). Не случайно размер реальной заработной платы неуклонно снижался.

     Ежегодно  составлялся нереальный бюджет, что было видно из итогов его выполнения. Разразился огромной силы финансовый кризис. Он подорвал бюджет страны, всеобщее доверие к государственным ценным бумагам, породил кризис банковской системы и вызвал многократное обесценение рубля.

     Осуществление созидательных задач развития экономики страны потребовало разработки новой бюджетной политики на 2001 год и на среднесрочную перспективу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы:

  1. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  3. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: "Дашков и Ко", 2004.
  4. Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. - М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2002.
  5. Парыгина В.А. Тедеев А.А. Мельников С.И. Бюджетная система РФ / Серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов н/Д: "Феникс", 2003.

Информация о работе История развития бюджетной системы России