Бюджетная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система страны, главное звено которой – бюджетная система.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание бюджетной системы России…………………...
1.1 Понятие и функции бюджета………………………………………………5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………9
1.3 Структура бюджетной системы России………………………………….11
2 Принципы функционирования бюджетной системы России……………… 17
2.1 Основные принципы бюджетной системы………………………………17
2.2 Основные проблемы развития межличностных отношений…………...20
3 Перспективы развития межбюджетных отношений………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….33
Литература……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ, МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение  высшего профессионального образования - Всероссийский

заочный финансово-экономический институт

Филиал  в городе Омске  

Кафедра финансов и кредита 
 
 

Курсовая работа

По дисциплине «Финансы»

На тему «Бюджетная система России»

Вариант 17 
 
 
 

                                                               Исполнитель: Синаевская Н.Н.

                                                                       студентка 4 курса (вечер)

                                                             факультет: финансово-кредитный                         

                                                          специальность: финансы и кредит

                                     № зачетной книжки: 08ФФД13886 

                                             Проверил: Хаиров Б.Г. 

                                         Омск - 2012 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 

Содержание 

   Введение…………………………………………………………………………3

1 Экономическое  содержание бюджетной системы России…………………...5

   1.1 Понятие и функции бюджета………………………………………………5

   1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………9

   1.3 Структура бюджетной системы России………………………………….11

2 Принципы  функционирования бюджетной системы  России……………… 17

   2.1 Основные принципы бюджетной системы………………………………17

   2.2 Основные проблемы развития межличностных отношений…………...20

3 Перспективы  развития межбюджетных отношений………………………..25

   Заключение…………………………………………………………………….33

   Литература……………………………………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

  В формировании и развитии экономической  структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система страны, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством бюджета производятся мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые соответствующими органами государственной власти.

  Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти возможность воздействовать на экономику, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

  Актуальность  данной темы определяется потребностями  реформирования бюджетной системы  России. Преобразования необходимы как  в системе расходования, так и в системе получения доходов, кроме того требуют решения проблемы межбюджетных отношений.

  Целью работы является анализ особенностей бюджетной системы страны, обоснование и разработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию межбюджетных отношений на основе требований бюджетного федерализма.

  Данная  цель предполагает постановку и решение  следующих задач:

  - проанализировать содержание бюджетной  системы, выдвинуть и обосновать принципы построения бюджета России;

  - определить основные функции бюджета;

  - рассмотреть типы бюджетной системы в различных государствах;

  - обозначить проблемы и перспективу решения межбюджетных отношений в стране.

  Предметом исследования выступают отношения в бюджетной системе России.

  Объектом  исследования является бюджетная система  России как неотъемлемый элемент финансовой системы страны.

  Методика исследования: в работе были использованы аналитические, статистические методы.

  При изучении и написании данной работы, была использована информация, собранная из специальной литературы, журналов, методических пособий, научных статей, конституции России.

  В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе  государства, так как сильная устойчивая  система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных  отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1 Экономическое содержание бюджетной системы России 

1.1 Понятие и функции бюджета 

  Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Государственный бюджет выступает как ведущее звено, через него распределяется около семидесяти процентов национального дохода страны. Свыше восьмидесяти процентов доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.

  Под бюджетом может пониматься система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. [10]

  Бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения.

  Иное  определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе России. Здесь  бюджет понимается как форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [14]

    У каждого из определений бюджета есть свои преимущества и недостатки. Определение, содержащееся в российском Бюджетном кодексе, является более функциональным. Оно отражает задачи, решаемые бюджетной системой, ее многоуровневую структуру, а также двойственность структуры бюджета: с одной стороны, в нем выделяется доходная часть, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов для осуществления государственной политики, и, с другой стороны - расходная часть, отражающая конкретные направления использования бюджетных средств.

  Выделяют три существенных признака бюджета:

  1. Бюджет – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

  2. Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, так как по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

  3. Бюджет представляет собой финансовый план государства. Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

  Отмеченные  признаки характеризуют бюджет главным  образом с точки зрения его  экономического содержания.

  Основное  назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет государства выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

  1. Перераспределение национального дохода.

  Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

  Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

  - образование доходов бюджета;

  - использование бюджетных средств (расходы бюджета).

  2. Государственное регулирование  и стимулирование экономики.

  Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

  В доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в муниципальной или государственной собственности; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной или платной основах; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; другие предусмотренные законодательством России доходы от использования имущества; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

  Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами - с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

  Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

  Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

  Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией России.

Информация о работе Бюджетная система России