Исторический аспект формирования бюджетной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение исторического аспекта формирования бюджетной системы России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить историю формирования бюджетной системы;
- исследовать развитие бюджетной системы РФ на современном этапе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. История формирования бюджетной системы России
1.1. Становление и сущность и бюджетной системы РФ 4
1.2. Бюджетная система дореволюционной России 5
1.3. Бюджетная система СССР 10
1.4. Предпосылки развития бюджетного устройства и бюджетного процесса в России 16
2. развитие бюджетной системы РФ на современном этапе
2.1. Эволюция и развитие современной бюджетной системы в РФ 20
2.2. Перспективы развития бюджетной системы России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Исторический аспект формирования бюджетной системы России.doc

— 259.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

1. История формирования бюджетной системы России

1.1. Становление и сущность и  бюджетной системы РФ                                  4

1.2. Бюджетная система дореволюционной  России                                          5

1.3.  Бюджетная система СССР                                                                          10  

1.4. Предпосылки развития бюджетного  устройства и бюджетного процесса в России                                                                                                                          16

2. развитие  бюджетной системы  РФ на  современном этапе

2.1. Эволюция и развитие  современной бюджетной системы в РФ              20

2.2. Перспективы развития бюджетной системы России                                33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                           43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение  — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в  условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет место в истории, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.

Целью курсовой работы является изучение исторического аспекта  формирования бюджетной системы  России.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:

- изучить  историю  формирования бюджетной системы;

- исследовать  развитие бюджетной системы РФ на современном этапе.

Методологической базой  для написания курсовой работы послужили  труды следующих авторов: Аксентьева В.А., Глазьева С., Горегляд В.,  Девятова С.А., Колесова А.С., Парыгиной В.А., Поляка Г.Б., Романовского М.В., Тедеева А.А., Швецова Ю. и других авторов.

1. История формирования бюджетной системы России

1.1. Становление и сущность  и бюджетной системы РФ

 

Годом рождения бюджетной  системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский (ок. 1296–1340), получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское – символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств. Князь оправдал свое историческое прозвище калита, то есть кошель с деньгами, поскольку по некоторым оценкам в казну Орды попадала в среднем лишь одна пятая часть собранной дани. Считается, что этот факт сыграл решающую роль в превращении Москвы в финансовый центр Северо-Восточной Руси того времени. [12, С.21]

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система является важнейшим инструментом организованного руководства экономикой, под воздействием которого осуществляется непрерывный процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств для социально-экономического развития общества в целом и его составных частей.

Выступая в роли основного  финансового плана, государственная бюджетная система Российской Федерации решает, по крайней мере, две основные задачи.

Во-первых, через систему распределения и перераспределения финансовых ресурсов осуществляет структурную перестройку экономики исходя из приоритетных направлений отраслей народного хозяйства.

Во-вторых, обеспечивает адресную социальную защиту населения.

Бюджетная система выступает  как объективно необходимый, важнейший инструмент управления. За счет действия бюджетной системы государство контролирует денежные накопления в тех отраслях экономики, где необходимо сохранить регулируемые цены, перераспределяет финансовые ресурсы через налоговую систему и финансирование инвестиций и т.д. [5, С.10]

Функционирование бюджетной  системы строится на следующих принципах:

•    единство бюджетной  системы;

•    разграничение  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

•    самостоятельность бюджетов разных уровней;

•    полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

•    сбалансированность бюджета;

•    эффективность  и экономность использования  бюджетных

средств;

•    общее (совокупное) покрытие расходов бюджета;

•    гласность;

•    достоверность  бюджета;

•    адресность и целевой характер использования  бюджетных средств. [13, С.12]

 

1.2. Бюджетная система дореволюционной России

 

Первым источником поступлений  в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина с брака — выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».

В XV в. с образованием Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.

В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены  в Русском государстве также  в XV в. Для содержания царских наместников  и волостителей, выполнения ими возложенных  на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др. [12, С.28]

В 1551 г. Иван IV провел земскую  реформу. В этом же году Стоглавый  собор утвердил «Уставную земскую  грамоту». В стране было введено  земское самоуправление. Власть царских  наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

В XVI в. сбором налогов  стали ведать созданные территориальные органы — чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала, Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.

Первый в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.

В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный  налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог  заменяется подушной податью, которая  взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов. [12, С.30]

Наряду с прямыми  и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851—1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.

Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г.

Менялся и аппарат  управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел, Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном — казначейства.

Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления  налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы. [13, С.15]

В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления — земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных — губернаторами.

Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.

Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства  функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.

Земские повинности взимались  независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.

Другим источником земских  бюджетов были земские сборы, которые  взимались с земель и другого  недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов.

Крупным источником земских  бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.

Информация о работе Исторический аспект формирования бюджетной системы России