Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:18, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система страны, главное звено которой – бюджетная система.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание бюджетной системы России…………………...
1.1 Понятие и функции бюджета………………………………………………5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………9
1.3 Структура бюджетной системы России………………………………….11
2 Принципы функционирования бюджетной системы России……………… 17
2.1 Основные принципы бюджетной системы………………………………17
2.2 Основные проблемы развития межличностных отношений…………...20
3 Перспективы развития межбюджетных отношений………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….33
Литература……………………………………………………………………..35
-
поступления от продажи
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.
Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов государства состоят из собственных и регулирующих.
Муниципальными образованиями в России считаются муниципальные районы (несколько поселений, объединенных общей территорией), городские округа (город, не входящий в состав муниципального района), городские и сельские поселения, а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга).
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
-
кредиты, полученные от
-
поступления от продажи
- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджетах различных
уровней позволяет
Свод бюджетов в целом по России называется консолидированным бюджетом. Такой объединенный бюджет не утверждается соответствующими законодательными органами и используется для аналитических и статистических целей.
Важной чертой бюджетной системы России является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика.
В
структуре бюджетной
1.
функциональная структура
2. ведомственная структура расходов федерального бюджетов России;
3. экономическая структура расходов бюджетов России.
В
функциональной структуре выделяются
целевые направления
Второй задачей, которую решает бюджетная классификация, является обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов. Ведомственная структура определяет, кому, сколько и на какие цели выделяются ресурсы из федерального бюджета.
Экономическая
структура разграничивает все затраты
по направлениям расходования (на оплату
труда государственных
Таким образом, бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства.
Построение бюджетной системы во многом зависит от формы государственного и административного устройства страны.
Бюджетная
система России состоит из трех звеньев:
федеральный бюджет, бюджеты субъектов
страны и бюджеты муниципальных образований.
2 Принципы
функционирования бюджетной системы России
2.1 Основные
принципы бюджетной системы
Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным устройством.
Основу
бюджетного устройства России составляет
государственное устройство, определяемое
Конституцией страны. Согласно Конституции
Россия имеет федеративное государственное
устройство, в котором административно-
Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы России. В бюджетном кодексе России, на основании которого осуществляется правовое регулирование бюджетных проблем, эти принципы сформулированы следующим образом:
- единство бюджетной системы;
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
-
общего (совокупного) покрытия
- гласности;
- достоверности бюджета;
-
адресности и целевого
Вышеназванные принципы рассмотрены подробнее.
Единство бюджетной системы - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Это означает закрепление полностью или частично соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти России, органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления.
Самостоятельность бюджетов разных уровней:
- право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;
- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
Полнота отражения доходов и расходов бюджетов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Все
государственные и
Сбалансированность бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, то есть объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Эффективность и экономность использования бюджетных средств имеет в виду, что при составлении и использовании бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
Общее покрытие расходов бюджета значит, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
Гласность предполагает:
- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органам государственной власти.
Достоверность бюджета - это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Адресность
и целевой характер использования
бюджетных средств означает, что бюджетные
средства выделяются в распоряжение конкретных
получателей бюджетных средств с обозначением
направления их на финансирование конкретных
целей.
2.2 Основные
проблемы развития межличностных отношений
Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.
Учитывая теоретические аспекты межбюджетных отношений, их можно определить как совокупность взаимодействий органов государственной власти России, с органами государственной власти субъектов страны и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности власти в области составления, соответствующими органами власти и управления эффективной распределительной и перераспределительной экономической политики.
Данное определение межбюджетных отношений позволяет охарактеризовать их как составную часть механизма государственной финансовой политики.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы России;
- разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;
- равенства бюджетных прав субъектов страны, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов России, муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов страны во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.
Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. Анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:
- сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;