Бюджетная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система страны, главное звено которой – бюджетная система.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание бюджетной системы России…………………...
1.1 Понятие и функции бюджета………………………………………………5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………9
1.3 Структура бюджетной системы России………………………………….11
2 Принципы функционирования бюджетной системы России……………… 17
2.1 Основные принципы бюджетной системы………………………………17
2.2 Основные проблемы развития межличностных отношений…………...20
3 Перспективы развития межбюджетных отношений………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….33
Литература……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ, МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

    - поступления от продажи имущества,  находящегося в государственной  собственности субъектов государства.

  Местные бюджеты (бюджеты муниципальных  образований) представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

    На  местные органы власти возложена  важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

  Доходы  местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов государства состоят из собственных и регулирующих.

  Муниципальными  образованиями в России считаются  муниципальные районы (несколько поселений, объединенных общей территорией), городские округа (город, не входящий в состав муниципального района), городские и сельские поселения, а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга).

    Источниками финансирования дефицита местного бюджета  могут быть внутренние источники  в следующих формах:

    - муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

    - кредиты, полученные от кредитных  организаций;

    - поступления от продажи имущества,  находящегося в муниципальной  собственности;

    - изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

    Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах различных  уровней позволяет соответствующим  органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

  Свод  бюджетов в целом по России называется консолидированным бюджетом. Такой объединенный бюджет не утверждается соответствующими законодательными органами и используется для аналитических и статистических целей.

  Важной  чертой бюджетной системы России является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика.

  В структуре бюджетной классификации  России выделяются:

  1. функциональная структура расходов  бюджетов России;

  2. ведомственная структура расходов федерального бюджетов России;

  3. экономическая структура расходов бюджетов России.

  В функциональной структуре выделяются целевые направления государственной  деятельности, обусловленные основными  функциями государства. В зависимости  от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

  Второй  задачей, которую решает бюджетная  классификация, является обеспечение  адресного выделения финансовых ресурсов. Ведомственная структура определяет, кому, сколько и на какие цели выделяются ресурсы из федерального бюджета.

  Экономическая структура разграничивает все затраты  по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды), что обеспечивает возможность экономического анализа государственных расходов.

  Таким образом, бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства.

  Построение  бюджетной системы во многом зависит от формы государственного и административного устройства страны.

  Бюджетная система России состоит из трех звеньев: федеральный бюджет, бюджеты субъектов  страны и бюджеты муниципальных образований.  
 
 
 
 
 
 

2 Принципы функционирования бюджетной системы России 

2.1 Основные  принципы бюджетной системы 

  Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной  системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным устройством.

  Основу  бюджетного устройства России составляет государственное устройство, определяемое Конституцией страны. Согласно Конституции Россия имеет федеративное государственное устройство, в котором административно-территориальные образования имеют установленную Конституцией самостоятельность.

  Наиболее  полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной  системы России. В бюджетном кодексе  России, на основании которого осуществляется правовое регулирование бюджетных  проблем, эти принципы сформулированы следующим образом:

  - единство бюджетной системы;

  - разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

  - самостоятельности бюджетов;

  - полноты отражения доходов и  расходов бюджетов;

  - сбалансированности бюджета;

  - эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

  - общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

  - гласности;

  - достоверности бюджета;

  - адресности и целевого характера  бюджетных средств;

  Вышеназванные принципы рассмотрены подробнее.

  Единство бюджетной системы - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

  Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Это означает закрепление полностью или частично соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти России, органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления.

  Самостоятельность бюджетов разных уровней:

  - право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

  - наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;

  - законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

  - право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

  - право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

  - недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

  Полнота отражения доходов и расходов бюджетов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

  Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

  Сбалансированность  бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, то есть объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

  Эффективность и экономность использования бюджетных средств имеет в виду, что при составлении и использовании бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

  Общее покрытие расходов бюджета значит, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

  Гласность предполагает:

    - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;

  - обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органам государственной власти.

  Достоверность бюджета - это надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

  Адресность  и целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.  
 

2.2 Основные проблемы развития межличностных отношений  

  Переход государства к рыночным отношениям требует создания принципиально новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным. Поэтому проблемы организации межбюджетных отношений и бюджетного регулирования стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при поиске практических мер по реализации принципов бюджетного федерализма в России.

  Учитывая  теоретические аспекты межбюджетных отношений, их можно определить как совокупность взаимодействий органов государственной власти России, с органами государственной власти субъектов страны и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности власти в области составления, соответствующими органами власти и управления эффективной распределительной и перераспределительной экономической политики.

  Данное  определение межбюджетных отношений позволяет охарактеризовать их как составную часть механизма государственной финансовой политики.

  Межбюджетные  отношения основываются на следующих принципах:

  - распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы России;

  - разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

  - равенства бюджетных прав субъектов страны, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

  - выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов России, муниципальных образований;

  - равенства всех бюджетов страны во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

  Исходя  из этих принципов, можно сказать, что  в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. Анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:

  - сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;

Информация о работе Бюджетная система России