Бюджетная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система страны, главное звено которой – бюджетная система.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание бюджетной системы России…………………...
1.1 Понятие и функции бюджета………………………………………………5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………9
1.3 Структура бюджетной системы России………………………………….11
2 Принципы функционирования бюджетной системы России……………… 17
2.1 Основные принципы бюджетной системы………………………………17
2.2 Основные проблемы развития межличностных отношений…………...20
3 Перспективы развития межбюджетных отношений………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….33
Литература……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ, МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

  В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита. Законодательством России установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства России как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

  3. Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства.

  Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

  4. Контроль за образованием и  использованием централизованных фондов денежных средств.

  Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.

  Бюджет  фиксирует основные направления  расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов.  

  1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система 

  Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и другое.

  Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

  Бюджетный кодекс России дает следующее определение  бюджетной системы: основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов России, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

  По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  Простое или унитарное государство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц, не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Иными словами в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Примером унитарных государств являются - Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.

  Выделяют  следующие особенности унитарного государства.

  Во-первых, структурными единицами такого государства являются районы, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция). В децентрализованном государстве структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония). Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-территориальных образований органам центральной власти зависит от степени централизованности унитарного государства.

  Сложные (федеративные) - это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя, то есть насильственно создаваемое государство. Наиболее распространенной формой является федерация. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена – государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Примером федеративных государств являются - Россия, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.

  В отличие от унитарного государства  федерация характеризуется следующими чертами:

  - она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление;

  - предполагается существование двух систем высших органов власти: федеральных органов и соответствующих органов членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов федерации – лишь в пределах своей территории. Разграничения предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции.

  - государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

  Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

1. 3 Структура бюджетной системы  России

 

  В соответствии с Бюджетным кодексом России бюджетная система страны, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны, состоит из бюджетов трех уровней:

  первый  уровень - федеральный бюджет;

  второй  уровень - бюджеты субъектов России;

  третий  уровень - местные бюджеты.

Структура бюджетной  системы России представлена на рисунке 1. 
 
 
 

Бюджет  расширенного правительства России
 

 
 

 
 

 
 

Рисунок 1. Структура бюджетной системы России 

  Как уже отмечалось, федеральный бюджет относится к первому уровню бюджетной  системы России и является основным финансовым планом страны. Именно через него мобилизируются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

  Федеральный бюджет принимается государственной  Думой, одобряется Президентом России и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов страны.

  Согласно  Бюджетному кодексу России исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие функциональные виды расходов:

  - обеспечение деятельности Президента России, Федерального собрания, Счетной палаты, федеральных органов исполнительной власти их территориальных органов;

  - функционирование федеральной судебной  системы;

  - национальная оборона и обеспечение  безопасности государство;

  - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

  - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

  - исследование и использование  космического пространства;

  - финансовая поддержка субъектов России.

  Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает, когда для покрытия бюджетного дефицита используется государственный кредит. Это означает, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения. Банков и предприятий или у другого государства.

  Сокращение  государственного долга и расходов на его обслуживание (выплаты по процентам) является важной проблемой государственных финансов.

  Основным  источником покрытия дефицита федерального бюджета в две тысяча одиннадцатом – тринадцатом годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать один триллион рублей в год.

  С помощью федерального бюджета перераспределяется до сорока процентов национального дохода страны, и финансируются основные экономические и социальные программы. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с первого января по тридцать первое декабря.

  Бюджеты субъектов России (региональные бюджеты) являются формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для использования в организациях и на предприятиях, находящихся в ведении субъекта России.

    Бюджеты субъектов государства - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи.

    Важное  значение имеют бюджеты субъектов  в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

    В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов государства формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

    Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

    К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

    В бюджетную систему России входят восемьдесят девять бюджетов субъектов страны, среди которых двадцать один республиканский; пятьдесят пять краевых и областных бюджетов; один бюджет автономной области; десять бюджетов автономных округов и два бюджета городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга).

    Основными источниками финансирования дефицита бюджета субъектов России могут  быть внутренние источники в следующих  формах:

    - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта;

    - бюджетные кредиты, полученные  от бюджетов других уровней бюджетной системы страны;

    - кредиты, полученные от кредитных  организаций;

Информация о работе Бюджетная система России