Бюджетная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система страны, главное звено которой – бюджетная система.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Экономическое содержание бюджетной системы России…………………...
1.1 Понятие и функции бюджета………………………………………………5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………9
1.3 Структура бюджетной системы России………………………………….11
2 Принципы функционирования бюджетной системы России……………… 17
2.1 Основные принципы бюджетной системы………………………………17
2.2 Основные проблемы развития межличностных отношений…………...20
3 Перспективы развития межбюджетных отношений………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….33
Литература……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ, МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

  Субсидии  из федерального бюджета бюджетам субъектов России являются инструментом решения общегосударственных задач на региональном уровне и способствуют повышению эффективности использования бюджетных ресурсов. Однако, учитывая ограниченные возможности федерального бюджета, предусматривается сокращение перечня и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме.

    В первую очередь отмене подлежат  субсидии, имеющие незначительный объем - менее одного миллиарда рублей, суммы которых несущественны для отдельно взятых регионов - получателей, а расходы на их администрирование сопоставимы с выгодой от их использования. Помимо этого, необходим тщательный анализ всей совокупности предоставляемых субсидий и определение перечня тех из них, которые не оказывают существенного влияния на качество оказываемых бюджетных услуг в субъектах России и муниципальных образованиях.

  Более эффективной, имеющей стимулирующую  роль, в ряде случаев может быть замена некоторых видов субсидий на гранты для субъектов государства, предоставляемых в качестве поощрения за выполнение возложенных на них полномочий. Помимо работы по совершенствованию механизмов софинансирования текущих расходов, необходимо провести инвентаризацию и анализ всех действующих в рамках системы межбюджетных отношений инструментов инвестиционной поддержки субъектов России и муниципальных образований, определить наиболее эффективные формы такой поддержки и разработать предложения по исключению возможного дублирования инвестиционной поддержки, предоставляемой по различным каналам. В частности, целесообразно проведение анализа эффективности реализации региональных инвестиционных проектов, осуществляемых с привлечением средств Инвестиционного фонда России.

  Консолидация  ряда отраслевых субсидий позволит возложить  большую ответственность за эффективное их использование на органы исполнительной власти субъектов России.

  Необходим также в целом тщательный анализ эффективности и целесообразности предоставления всех субвенций из федерального бюджета.

  Субвенции бюджетам субъектов России в две  тысячи одиннадцатом году составят двести сорок пять миллиардов рублей, что на пять процентов превышает уровень прошлого года, это связано, прежде всего, с индексацией социальных выплат.

  Действующая система разграничения полномочий между Россией, субъектами страны и муниципальными образованиями требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности осуществления соответствующих полномочий.

  Иные межбюджетные трансферты в нынешнем году предусмотрены в объеме сорока семи миллиарда рублей. Сокращение обусловлено преимущественно уменьшением примерно на семьдесят два процента трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

  В целях укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов планируются изменения законодательства России о налогах и сборах, которые будут направлены на совершенствование порядка взимания федеральных, региональных и местных налогов, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов страны, а также отмене установленных федеральным законодательством льгот и изъятий из объектов налогообложения по региональным и местным налогам. Предполагаемые изменения налогового законодательства в этом направлении приведут к увеличению поступлений доходов от налога на имущество организаций и земельного налога в консолидированные бюджеты субъектов России, которые, по оценке Министерства финансов, составят к две тысячи тринадцатому году сто двадцать два и одну целую три десятых миллиарда рублей соответственно.

  Нуждаются в реформировании предусмотренные  в настоящее время специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения на основе патента и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности). Предполагается уточнить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы, усовершенствовать порядок определения размера потенциального к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, используемого для определения стоимости патента.

  Целесообразно расширить права регионов в части  установления по единым принципам для отдельных типов муниципальных образований нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов России.

  Существенным  риском устойчивого исполнения региональных и местных бюджетов является повышение  уровня долговой нагрузки субъектов России и муниципальных образований в условиях кризиса при недостатке собственных средств для финансирования необходимых расходов. Объем государственного долга субъектов страны за две тысячи девятый год возрос на сорок восемь процентов, составив на первое января две тысячи десятого года восемьсот девяносто целых и пять десятых миллиарда рублей. Объем муниципального долга за тот же период увеличился на двадцать семь процентов и составил сто тридцать пять миллиардов рублей.

  В целях финансовой поддержки субъектов России в текущем году дополнительно предусматриваются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов страны в объеме ста тринадцати миллиарда рублей.

  Экономический кризис продемонстрировал зависимость  доходной части бюджетов многих субъектов России от динамики общеэкономической конъюнктуры.

  В этой связи субъекты государства должны формировать фонды финансовых резервов - Резервные фонды субъектов России. С целью стимулирования органов государственной власти субъектов страны к формированию таких фондов, субъектам государства будет запрещено размещение бюджетных средств на банковские депозиты, за исключением средств Резервных фондов субъектов России. Кроме того, субъектам государства рекомендуется предусмотреть, что в случае, если в течение финансового года дефицит бюджета субъекта страны, уменьшенный на величину поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта России, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта России, в том числе средств Резервного фонда субъекта России, превышает десяти процентов общего объема поступлений доходов бюджета субъекта страны без учета объема безвозмездных поступлений, средства Резервного фонда субъекта России направляются на финансирование дефицита бюджета субъекта государства в объеме не менее суммы превышения.

  Приоритетом бюджетной политики России в сфере взаимодействия с субъектами страны и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

  С этой целью необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на поддержку региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Поддержка вышеуказанных преобразований на региональном уровне будет способствовать повышению финансовой устойчивости субъектов страны и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эффективности бюджетных расходов.

  В рамках системы оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах  государства необходима разработка и включение в бюджетное законодательство действенных мер воздействия к субъектам России, демонстрирующим ненадлежащее качество управления, а также меры поощрения к субъектам страны, получающим высокую оценку.

  В частности, субъектам государства, демонстрирующим ненадлежащее качество управления, может быть предписана обязательная разработка программ повышения эффективности бюджетных расходов.

  Кроме того, в целях повышения ответственности  региональных властей за эффективное  использование финансовой помощи, обеспечение  безусловного и качественного выполнения закрепленных за ними обязательств, предлагается заключение соглашений с субъектами России, предусматривающих меры по ненаращиванию кредиторской задолженности, ограничению необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов государственной власти субъектов нашей страны.

  Из  выше сказанного, можно сделать вывод  о том, что основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать:

  - укрепление финансовой самостоятельности  субъектов страны;

  - укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;

  - создание четкой нормативно-правовой  основы, объективно оценивающей  усилия нуждающихся регионов, направленные  на рост своей социально-экономической  базы;

  - введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности;

  - обеспечение определенных финансовые  преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.

  Все это в совокупности способно значительно усовершенствовать бюджетное устройство России, особенно с точки зрения формирования рыночных межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма. 
 
 
 

Заключение

  В курсовой работе была рассмотрена сущность бюджета государства России.

  Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов государства и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма. Согласно бюджетному федерализму за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать.

   Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

  Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

  Необходимость реформирования бюджетной системы  в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается, ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

     Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль над уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет в мощный стимул экономического роста.

  Основными задачами по-прежнему являются:

  - укрепление финансовой самостоятельности субъектов государства;

  - создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов государства и местные бюджеты;

  - создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами.

Информация о работе Бюджетная система России