Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения
Введение
1 Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории
1.2 Функции бюджета
1.3 Характеристика типов бюджетного устройства государства
2 Эволюция бюджетной системы России
2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России
2.2 Бюджетная система СССР
2.3 Бюджетная система современной России
2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств
2.4.2 Бюджетные системы федеративных государств
3 Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Вятская
государственная
Экономический факультет
Кафедра денег, кредита и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бюджетная система РФ»
Эволюция бюджетной системы России
Выполнила: Борисова Татьяна Александровна
Студентка 5 курса, группы Фу-520
Экономического факультета
Очной ускоренной платной формы обучения
По специальности «Финансы и кредит»
Дата приема: сентябрь 2008 года.
Руководитель:
Киров 2011
Содержание
Введение |
3 | ||||
1 |
Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства |
5 | |||
1.1 |
Понятие бюджета как
социально-экономической и |
5 | |||
1.2 |
Функции бюджета |
7 | |||
1.3 |
Характеристика типов бюджетного устройства государства |
10 | |||
2 |
Эволюция бюджетной системы России |
13 | |||
2.1 |
Формирование бюджетной дореволюционной России |
13 | |||
2.2 |
Бюджетная система СССР |
17 | |||
2.3 |
Бюджетная система современной России |
23 | |||
2.4 |
Бюджетные системы некоторых зарубежных государств |
29 | |||
2.4.1 |
Бюджетные системы унитарных государств |
29 | |||
2.4.2 |
Бюджетные системы федеративных государств |
31 | |||
3 |
Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации |
35 | |||
Заключение |
39 | ||||
Список использованной литературы |
41 | ||||
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения
1 |
Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства |
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Государственный бюджет выступает как ведущее звено.
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Через государственный
бюджет и местные бюджеты
Сущность государственного
бюджета любой страны определяется
ее социально-экономическим
Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования государственных расходов – планового, целевого, безвозмездного и безвозвратного отпуска денежных средств на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, содержание социальной сферы, обороноспособности и управления государством, с соблюдением режима экономии, при постоянном осуществлении контроля.
В определении отражены три существенных признака бюджета:
1) Бюджет – основа функционирования государства
в целом, его национально-государственных
и административно-
2) Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
3) Бюджет представляет собой финансовый план государства. Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.
Отмеченные признаки характеризуют бюджет главным образом с точки зрения его экономического содержания.
Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которой состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения.
В составе государственных расходов около двух третей составляют расходы государственного бюджета.
Государство, при выполнении всех своих функций основные затраты покрывает средствами государственного бюджета.
Юридическая природа бюджета состоит в том, что он выступает как государственный плановый акт, имеющий силу закона, выступающий в виде росписи денежных доходов и расходов государства на бюджетный год.
1.2 Функции бюджета
Исходя из экономической сущности бюджета, и в связи с необходимостью ее реализации государственный бюджет выполняет следующие функции (рис.1).
Рисунок 1 – Основные функции бюджета
Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.
Образование бюджетного фонда. Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег.
Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.
Вторая функция – использование бюджетного фонда – принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.
Таким образом, структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.
1.3 Характеристика типов
бюджетного устройства
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, которая включает три важных характеристики:
1) структуру бюджетной системы;
2) организационные принципы построения бюджетной системы;
3) взаимосвязи бюджетов,
объединенных в бюджетной
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
Главное звено финансовой
системы государства –