Эволюция бюджетной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения

Оглавление

Введение
1 Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории
1.2 Функции бюджета
1.3 Характеристика типов бюджетного устройства государства
2 Эволюция бюджетной системы России
2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России
2.2 Бюджетная система СССР
2.3 Бюджетная система современной России
2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств
2.4.2 Бюджетные системы федеративных государств
3 Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ .doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

Экономический факультет

Кафедра денег, кредита  и финансов

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Бюджетная система РФ»

 

Эволюция бюджетной системы России

 

 

 

 

 

Выполнила: Борисова Татьяна  Александровна

Студентка 5 курса, группы Фу-520

Экономического факультета

Очной ускоренной платной  формы обучения

По специальности «Финансы и кредит»

Дата приема: сентябрь 2008 года.

Руководитель:

 

 

Киров 2011

Содержание

 

Введение

3

1

Понятие и функции  бюджета и бюджетной системы  государства

5

 

1.1

Понятие бюджета как  социально-экономической и правовой категории

5

 

1.2

Функции бюджета

7

 

1.3

Характеристика типов  бюджетного устройства государства

10

2

Эволюция бюджетной системы России

13

 

2.1

Формирование бюджетной  дореволюционной России

13

 

2.2

Бюджетная система СССР

17

 

2.3

Бюджетная система современной  России

23

 

2.4

Бюджетные системы некоторых  зарубежных государств

29

   

2.4.1

Бюджетные системы унитарных государств

29

   

2.4.2

Бюджетные системы федеративных государств

31

3

Перспективы развития и  направления реформирования бюджетной  системы Российской Федерации

35

Заключение

39

Список использованной литературы

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.

Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Понятие и функции  бюджета и бюджетной системы  государства


1.1 Понятие бюджета  как социально-экономической и правовой категории

 

Центральное место в  любой финансовой системе занимает бюджетная система. Государственный  бюджет выступает как ведущее  звено.

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Через государственный  бюджет и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

Использование средств  государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования государственных  расходов – планового, целевого, безвозмездного и безвозвратного отпуска денежных средств на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, содержание социальной сферы, обороноспособности и управления государством, с соблюдением режима экономии, при постоянном осуществлении контроля. 

В определении отражены три существенных признака бюджета:

  1. Централизованный фонд государства и различных государственных структур.
  2. Как экономическая категория - совокупность экономических отношений.
  3. Финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.

1) Бюджет – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики. Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.

2) Он служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

3) Бюджет представляет собой финансовый план государства. Этот признак заключается в том, что он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

Отмеченные  признаки характеризуют бюджет главным  образом с точки зрения его  экономического содержания.

Правовые начала лежат в основе всех стадий бюджетного планирования, соблюдения бюджетной  дисциплины по поступлению доходов в бюджет и расходованию средств из бюджета. Это обеспечивается бюджетной классификацией, юридическое значение которой состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней в области бюджетного финансирования и исполнения.

В составе государственных  расходов около двух третей составляют расходы государственного бюджета.

Государство, при  выполнении всех своих функций основные затраты покрывает средствами государственного бюджета.

Юридическая природа бюджета состоит в том, что он выступает как государственный плановый акт, имеющий силу закона, выступающий в виде росписи денежных доходов и расходов государства на бюджетный год.

 

1.2 Функции бюджета

 

Исходя из экономической  сущности бюджета, и в связи с необходимостью ее реализации государственный бюджет выполняет следующие функции (рис.1).




 


 


 

Рисунок 1 – Основные функции бюджета

 

  1. Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области. В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, ускорение социального развитие и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения. В современных условиях  наиболее приоритетными  выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.
  2. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
  3. Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств.  В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.
  4. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы  в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
  5. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
  6. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.

Контрольная функция  бюджета предполагает создание условий  для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Образование бюджетного фонда. Эту функцию выполняют  бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег.

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция –  использование бюджетного фонда  – принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Таким образом, структура  бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.

 

1.3 Характеристика типов  бюджетного устройства государства

 

Бюджетное устройство - это  организация бюджетной системы, которая включает три важных характеристики:

1) структуру бюджетной системы;

2) организационные принципы  построения бюджетной системы;

3) взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы  функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

Главное звено финансовой системы государства – бюджетная  система. Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно – территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Информация о работе Эволюция бюджетной системы России