Эволюция бюджетной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения

Оглавление

Введение
1 Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории
1.2 Функции бюджета
1.3 Характеристика типов бюджетного устройства государства
2 Эволюция бюджетной системы России
2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России
2.2 Бюджетная система СССР
2.3 Бюджетная система современной России
2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств
2.4.2 Бюджетные системы федеративных государств
3 Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ .doc

— 235.00 Кб (Скачать)

         Взаимоотношения отдельных звеньев  бюджетной системы в федеративных  государствах также имеют свои особенности. Например, в США в основном имеет место одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и местные бюджеты главным образом в виде субвенций. Одной из форм финансовых связей между центральным правительством и местными органами власти стали "блоки" и программы "разделения доходов", получившие развитие в первой половине 70-х гг.

         Блоки — это федеральные субсидии, предоставляемые штатам и местным органам власти с широким кругом функций для использования в определенной законом области (здравоохранение, обеспечение занятости, жилищное строительство и др.). Отличие блоков от субвенций состоит в том, что в пределах одной из указанных сфер получатели имеют право расходовать их самостоятельно.

         Программа разделения доходов  определила принцип разделения  полномочий между центральным  правительством и властями штатов  в сфере финансов, основанный  на главенстве федерации. В  ФРГ федеральный бюджет непосредственно связан с бюджетами земель, которым средства перечисляются в форме дотаций. Последние передают соответствующие суммы общинам. Особенность формирования ресурсов бюджетной системы ФРГ состоит в том, что поступления от подоходного налога делятся между федеральным бюджетом (42,5%), бюджетом соответствующей земли (42,5%) и местным бюджетом (15%), а от налогов на прибыль корпораций — между федеральным бюджетом (50%) и бюджетами земель (50%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития  и направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации

 

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса  и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной  стабильности. Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

1) Использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов стимулирования экономики  в период выхода из кризиса.  Россию кризис коснулся сразу  по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

В период 2010-2012 годов в  рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

а) Использование мер  фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения  острых социальных проблем.

б) Поддержка реального  сектора экономики в условиях рецессии и после кризисного периода.

2) Обеспечение среднесрочной  и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.

В ближайшие три года российская экономика столкнется с  резким сокращением ресурсов - это  касается текущих доходов и накопленных  ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области  расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

3) Повышение эффективности  расходов бюджета

Уровень эффективности  многих государственных расходов в  нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению  эффективности государственных  расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно в  социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится "тяжёлым грузом" на бюджетную систему.

б) Совершенствование  программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых  программ и отдельных проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.

4) Повышение эффективности  налоговой системы

В период экономического кризиса соблюдение баланса между  интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей. На сегодняшний день государственная политика в области расходов привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.

5) Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам. Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год "советского" трудового стажа до 1991 года.

6) Разработка и реализация  совместно с Банком России  мер по поддержанию стабильности  банковской системы. В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала.

Для сохранения бюджетных  резервов в форме средств Фонда  национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году - 2,7% к ВВП, в 2012 году - 1,6 % к ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бюджетная политика России последних лет, разработанная в  соответствии с программами социально-экономического развития РФ с учетом одобренных Правительством РФ принципов реструктуризации бюджетного сектора в РФ, направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ.

В последние годы в  основном была решена задача обеспечения  финансовой и макроэкономической стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года бюджетный кодекс РФ установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов РФ.

При подготовке бюджета  определяющими стали такие направления  как: устойчивый экономический рост, снижение инфляции, преодоление бедности, обеспечение национальной безопасности.

Одна из важных задач  бюджета – повышение устойчивости финансовой системы к воздействию  внешнеэкономической конъюнктуры.

Федеральный бюджет России выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Главные функции Федерального бюджета – перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда

Основными нормативными актами регулирующими бюджетную  систему Российской Федерации являются Конституция РФ и Бюджетный кодекс. На основании этих актов, осуществляется деятельность бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, издательство Проспект, по состоянию на 15.03.2011 г.;
  2. Г.Г. Соловьев. Государственные бюджеты, 1928 г;
  3. В.П. Дьяченко. Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, 1947 г;
  4. К.Н. Плотников. Бюджет социалистического государства, 1948 г;
  5. К.Н. Плотников. Очерки истории бюджета советского государства, 1954 г;
  6. Н.Н. Ровинский. Государственный бюджет СССР, 1951 г;
  7. А.В. Бачурин. Экономическое содержание бюджета при социализме, 1957 г;
  8. Д.А. Аллахвердян. Финансово-кредитная система СССР, 1982 г;
  9. С.А. Котляровский. Бюджет и местные финансы, 1926 г;
  10. Финансовое право: Учебник/Под ред. проф. О.Н Горбуновой. М., 1996.;
  11. В М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И Гончаренко и др.; Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.,1993.;
  12. Золотарева Г.И. ; Бюджетная система РФ ; 2011 ; Издательство:КноРус;
  13. М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; Бюджет и бюджетная система. Учебник / Под ред. М.П. Афанасьев; Предисл. А.Л. Кудрин,  2011 г;
  14. Бюджетная система России. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. под ред. Поляка Г.Б.; Издательство: Юнити-Дана, 2011 г;

 

  1. Романовский М. В., Врублевская О. В., Врублевской О., Романовского М., Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов, Издательство: ПИТЕР, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2009 г.;
  2. А.Н. Нешитов. Бюджетная система Российской Федерации. Издательство: ИТК "Дашков и К", 2010 г;
  3. Н.Г. Щеголева, Т.А. Леонова. Бюджетная система российской федерации, Издательство: МАРКЕТ ДС КОРПОРЕЙШН, 2010 г.;
  4. Субботина О. В., Александров И. М. , Бюджетная система Российской Федерации, Издательство: ИТК "Дашков и К", 2009 г;
  5. Н. Б. Ермасова, Бюджетная система РФ 3-е изд.: Конспект лекций, Издательство: ЮРАЙТ, 2010 г;
  6. Т.А. Зайнулина, Бюджетная система РФ. 2-е изд., перераб. и доп, Издательство: МарТ Издательский центр, 2010 г.;
  7. "ФК-НОВОСТИ" - www.fcinfo.ru  (По материалам "Российской газеты").
  8. http://www.ruseconomy.ru/
  9. http://www.strana.ru/government/news/
  10. http://www.budgetmedia.ru/
  11. http://www.government.ru/data/
  12. http://www.dinform.ru/Law
  13. http://www.ovsem.com http://rus-lib.ru/book/
  14. http://www.minfin.ru/
  15. http://glossword.info.ru/
  16. http://www.kremlin.ru/news/8192

 




Информация о работе Эволюция бюджетной системы России