Эволюция бюджетной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, основных черт бюджетной системы и бюджетного устройства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения

Оглавление

Введение
1 Понятие и функции бюджета и бюджетной системы государства
1.1 Понятие бюджета как социально-экономической и правовой категории
1.2 Функции бюджета
1.3 Характеристика типов бюджетного устройства государства
2 Эволюция бюджетной системы России
2.1 Формирование бюджетной дореволюционной России
2.2 Бюджетная система СССР
2.3 Бюджетная система современной России
2.4 Бюджетные системы некоторых зарубежных государств
2.4.1 Бюджетные системы унитарных государств
2.4.2 Бюджетные системы федеративных государств
3 Перспективы развития и направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ .doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих  принципах:

1. Принцип единства  бюджетной системы означает единство  правовой базы, денежной системы,  форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса в Российской  Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

 

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов провозглашает:

    • право законодательных органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, источники доходов и направления расходов бюджетов;
    • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
    • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов;
    • недопустимость изъятия дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджетов;
    • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджетов.

4. Принцип полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов означает, что все доходы  и расходы бюджетов подлежат  отражению в бюджетах в обязательном  порядке и в полном объеме. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, внебюджетных фондов, уплате налогов и иных платежей в пределах текущего года.

5. Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств состоит в  том, что при составлении и  исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип совокупного покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности  означает:

    • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения или изменений бюджетов;
    • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

9. Принцип достоверности  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчетов доходов  и расходов бюджета.

10. Принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование определенных целей.

Государственная бюджетная  система оказывает воздействие  на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.

В условиях перехода к  рынку государственный бюджет сохранил свою ведущую роль, изменились лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств.

 

 

 

2.4

Бюджетные системы некоторых  зарубежных государств


2.4.1 Бюджетные системы  унитарных государств

 

В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. Например, бюджетная система Японии имеет государственный бюджет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Франции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около 38 тыс. коммун.

         Главную роль играет государственный  бюджет, с помощью которого центральные  власти аккумулируют в своих  руках основную часть национального  дохода, перераспределяемую через  финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это — военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.

         Система местных бюджетов также  определяется государственным устройством  и соответствующим административным  делением. В 1960—1970 гг. во всех  западных странах произошел процесс  укрупнения местных административных  единиц и, следовательно, усиление централизации местных финансов. Так, в Великобритании в 1973—1975 гг. была проведена реформа местных органов власти, в результате которой введена двухзвенная система управления местными органами (деление на графства и округа); были упразднены мелкие административные единицы (сельские округа и приходы). В результате территория Англии и Уэльса (центральная часть, где проживает 87% населения страны) стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов (вместо 1400 до реформы). Это вызвало сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объема. Финансовые взаимоотношения центральных и местных органов стали более тесными, усилилась регулирующая роль местных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений.

         Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности. Например, в Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из обычного бюджета в форме дотаций и целевых субсидий и из национального фонда займов — кредиты на финансирование капитальных затрат. Кредиты имеют долгосрочный характер и предоставляются, исходя из рыночного процента в строго лимитированных размерах, В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выдачи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строительство портов, ликвидация последствий стихийных бедствий, постройка гидроэлектростанций и т.п.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде дотаций и субвенций.

         В результате взаимодействия  центральных и местных властей  местные бюджеты выступают проводниками  экономической и социальной политики  правительства, служат вспомогательным звеном в финансовой системе зарубежного государства. Они используются для реализации задач, которые центральные власти перекладывают на местные органы управления в целях большего маневрирования, освобождения от второстепенных проблем, вовлечения местных финансов в решение общенациональных задач.

         Доходы местных бюджетов формируются  за счет закрепления за ними  второстепенных налогов. К их  числу относятся поимущественный,  промысловый, поземельный, некоторые  виды косвенных налогов, надбавки  к государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для покрытия бюджетных дефицитов региональные органы власти прибегают к местным займам, которые в современных условиях получили широкое распространение.

         Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управлением местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того, в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.

 

2.4.2 Бюджетные системы  федеративных государств

 

         В федеративных государствах  бюджетная система включает три  звена: государственный (федеральный)  бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к общинным — бюджеты объединений общин и округов); в Канаде — из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств).

         По такому же принципу построены  бюджетные системы и в других  федеративных государствах. В современных  условиях, когда наблюдается тенденция к централизации власти и управления, роль членов федерации в формировании общенациональной политики, решении общегосударственных задач значительно уменьшается. Это находит отражение в бюджете членов федерации, которые по возлагаемым на них задачам, составу доходов и расходов приближаются к местным бюджетам. По этой причине в финансовой литературе бюджеты членов федерации нередко относят к категории местных. При федеративном бюджетном устройстве, как и при унитарном, каждое звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние — в федеральный. Ведущая роль принадлежит федеральному бюджету, который является финансовой основой центрального правительства. В США на его долю приходится порядка 60% всех средств, проходящих через бюджетную систему, в Канаде — около 50, в ФРГ — более 40%.

         Распределение и закрепление  функций, а также доходов и  расходов между отдельными властями  и звеньями бюджетной системы  осуществляется на основе законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег.

         За федеральным бюджетом закреплены  основные налоги. В США, например, на долю федерации приходится  порядка 60% поступлений от индивидуального  подоходного налога и налога на прибыль корпораций. В то же время доля акцизов в федеральном бюджете снизилась с 13% в 1960 г. до 3,5% в 1990 г. Большая часть акцизов служит источником доходов штатов и местных органов власти.

На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные. В федеральном бюджете ФРГ значительное место занимают также расходы, связанные с участием страны в ЕС. В середине 90-х гг. платежи ФРГ в фонды ЕС составляли более 5% всех расходов.

         В круг задач членов федерации  входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной  и промышленной деятельности, решение  социальных вопросов, ряд из которых  находится в совместной компетенции федерации.

         Доходы бюджетов членов федерации  состоят из налогов, поступлений  от принадлежащего им имущества,  средств, привлекаемых за счет  выпуска займов.

         В бюджетах земель ФРГ главное  место принадлежит прямым налогам}  Среди них выделяется подоходный, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства.

         Главными доходными источниками  провинций Канады служат: подоходный  налог с населения, налог на  прибыль корпораций, акцизы, платежи  в фонды социального страхования.

         Расходы бюджетов членов федерации  связаны с осуществлением экономической  и социальной деятельности, оказанием  финансовой помощи сельскому  хозяйству и отдельным отраслям  промышленности, с содержанием административного  аппарата, органов правосудия, полиции.

         Функции местных органов власти, состав доходов и расходов  их бюджетов остаются в условиях  федерации такими же, как в  унитарном государстве. 

Информация о работе Эволюция бюджетной системы России